Новая Тварь
Новая тварь, новое творение (new creation; new creature) Понятие искупления в ВЗ и НЗ, которое окончательно совершится во время второго пришествия Иисуса Христа. Основополагающая истина Библии в том, что Бог — Творец неба и земли, хранящий жизнь и управляющий всем (см. Быт 1; Пс 32:6-11; 103; Мф 6:25-32). Люди сотворены по образу Бога (Быт 1-2). Соответственно, весть о спасении в Библии неотделима от учения о Боге Творце. Подлинная природа человеческого греха заключается в том, что люди «поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим 1:25). Бог — Искупитель, потому что Он — Творец. Объект спасительной деятельности Бога — Его взбунтовавшиеся творения, которые, вместе со всем сотворенным миром, прокляты, обречены на смерть (Быт 3:17-18; Рим 8:20-21). В Ветхом Завете. Связь между творением и спасением особенно ясно прослеживается в последней части Книги Исаии (Ис 40-66). Пророк описывает величественное окончательное искупление Богом Израиля. Это обещание эсхатологического избавления основано на том, что Бог — Творец неба и земли и Израиля в частности (см. Ис 40:12-31; 44:24; 45:18; 48:13; 51:16; 64:8). В данном контексте ожидания связаны с понятиями «нового неба и новой земли» (Ис 65:17; 66:22). Это упоминание о новом творении указывает на широту масштаба эсхатологического спасения, которое предсказывает Исаия. Обновление творения в последние времена можно сравнить с изначальным сотворением (Ис 48:12). Деяния Бога, связанные с совершением замысла, столь же величественны, как и сотворение всего из ничего. В то же время понятие нового творения показывает, что спасение, обещанное Израилю в последние времена, будет обладать универсальным, космическим размахом. Здесь присутствует надежда на то, что верные всех народов, а не только Израиль, вступят в благословение нового, вечного порядка. Эти темы Исаии получают дальнейшее развитие у авторов НЗ как неотъемлемая часть их послания. Новое творение и Христос. В НЗ понятия сотворения и искупления тесно связаны. Некоторые из его авторов так или иначе сопоставляют спасительные деяния Христа с Его участием в сотворении (Ин 1:3; Кол 1:15-18; Евр 1:2-3; Отк 3:14). Совершенное Им в конце, в «полноте времени» (Гал 4:4; Еф 1:10), «в последние дни сии» (Евр 1:2), коренится в том, что Он совершил в начале. Искупление, совершенное Христом, — это новое творение. Эта связь нового творения с деяниями Христа явно имеется в виду, когда Павел называет Христа «последним Адамом» и «вторым человеком» (1Кор 15:45-47;
см. тж. 1Кор 15:22; Рим 5:14). Это описание тесно связано с выражением Иисуса «Сын Человеческий». Павел говорит о последнем Адаме, противопоставляя Адама и Христа (Рим 1; 1Кор 15). В отличие от Адама, неповиновение которого принесло в мир грех и обрекло его на смерть, Христос Своим повиновением учредил праведность, что привело к оправданию и жизни. Противопоставление Адама и Христа полностью развивается в 1Кор 15:42-49. Павел противопоставляет текущее телесное существование верующего, в его слабости и смертности, телу, которое он получит в воскресении. Наше тело — «душевное», новое будет «духовным». Адам и Христос — примеры этих двух тел, душевного и духовного. В то же время Адам и Христос рассматриваются целиком, как личности. Они — представители определенного образа жизни. Адам, первый человек, — глава и представитель земного порядка существования, тленного, смертного и греховного (Рим 5:12-19). Христос, второй и последний Адам, — представитель духовного, небесного порядка, отличительные черты которого — жизнь, сила и слава. В конечном итоге в этом отрывке противопоставляются два сменяющих друг друга миропорядка, творение и свершение Божьего замысла (новое творение), каждый из которых начинается с Адама. Благая Весть Павла и других авторов НЗ о новом творении отличается еще двумя особенностями. Во-первых, воскресение верующего полностью зависит от воскресения Христа, Который, как последний Адам, после воскресения становится животворящим Духом (1Кор 15:45). Важен акцент на единстве воскресения Христа и верующих (1Кор 15:12-20; Кол 1:18). В НЗ воскресение Христа — великое искупительное соответствие творения (Рим 4:17). Согласно НЗ, новое творение — это текущая реальность, которая исчисляется от воскресения Христа. Во-вторых, последний Адам становится животворящим Духом, и в связи с этим в 1Кор 15:45 указывается на единство между вознесенным Христом и Святым Духом. Святой Дух — это сила нового творения (Евр 6:5). Там, где действует Дух как дар прославленного Христа, присутствует новое творение. Новое творение — это эсхатологическое исполнение, обещанное и предвосхищенное ВЗ. Как таковое, оно уже началось и реализовалось в деяниях Христа (последнего Адама), в особенности в Его смерти и воскресении, а полностью завершится в момент Его возвращения. В промежуточное время два типа творения сосуществуют; новое уже началось, старое постепенно отмирает (1Кор 7:31). Понятие нового творения параллельно понятию Царства Божьего. Согласно синоптическим евангелиям, такой была центральная тема провозглашений Иисуса. Царство, связанное с Его личностью и деяниями, объявляется Им принадлежащим настоящему (Мф 12:28; 13:11,16-17) и будущему (Мф 8:11; 25:34). В контексте различия между двумя веками, в котором иудеи того периода выражали свои эсхатологические надежды и который переняли Иисус и ранняя церковь (например, Мф 12:32; Еф 1:21), новое творение — это долгожданный «грядущий век». Новое творение указывает на совокупный характер этой эсхатологической реальности; искупление — это обновление всего (Отк 21:5). Новое творение и церковь. Спасение, согласно НЗ, это с самого начала вопрос единения со Христом и приобретения всех благ, проистекающих из Его искупительных деяний, совершенных раз и навсегда. Соответственно, раз Христос умер и воскрес, все, кто во Христе, становятся участниками нового творения (2Кор 5:15). Это не только личностный, но и космический момент, как мы видим из контекста, с акцентами на примирении и его задаче (2Кор 5:17-19). Выражение «новая тварь» в НЗ (Гал 6:15) тоже относится не только к личности, но и ко всему творению. Новое творение, в котором не имеет значения ни обрезание, ни необрезание, противопоставляется миру, для которого верующий был распят вместе со Христом (Гал 6:14; Кол 2:20). «Кто во Христе, т от новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор 5:17). Воскресение — это не только будущая надежда верующих, но и текущая реальность; они уже воскресли со Христом (Еф 2:5-6; Кол 2:12-13; 3:1). Следовательно, верующие «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф 2:10). Церковь — это новозаветная реальность «нового человека» (Еф 2:15), состоящего из Израиля и других народов. Члены церкви уже обновлены внутренне (2Кор 4:16) Господом-Духом, в соответствии с прославленным образом последнего Адама (2Кор 3:18; 4:4-6; Рим 8:29; Еф 4:24; Кол 3:10). Они станут носителями того же образа и телесно после Его возвращения (1Кор 15:49). Глубочайшая мотивация к святой жизни — это не благодарность за прощение грехов, а решение верующего быть новым творением. Этика НЗ — это этика нового творения (Рим 12:2; Кол 2:20). Новое творение — это не только реальность настоящего, но и надежда на будущее. Церковь, которая тоже является новым творением, живет «верою, а не видением» (2Кор 5:7). Верующие, опираясь на обетования Израиля, ждут возвращения Христа, «нового неба и новой земли, на которых обитает правда», где грех и его последствия — всего лишь воспоминание (2Пет 3:13; Отк 21:1-4). С надеждой связан вопрос об отношениях между этим последним, вечным мироустройством и изначальным творением. Судя по словам о разрушении существующего порядка огнем (2Пет 3:10-12) и некоторым отрывкам Отк 21-22 (не будет солнца, луны, ночи; Отк 6:12-14), новое творение будет совершенно не похоже на прежнее. Но, судя по другим местам, можно подумать, что это только символы. Несмотря на радикальные отличия тела воскресения, душевное и духовное тело будут иметь нечто общее, потому что и то и другое — тело (1Кор 15:44). Это тело, бренное, греховное и слабое, превратится в другое — нетленное, славное и могущественное. То же самое относится и к творению вообще. Длительные страдания и стенания всего (безличного) творения приведут не к уничтожению, но к освобождению от уз тления и упадка, к причастности к славной свободе детей Божьих, явленной в воскресении тела (Рим 8:19-23). Новое творение — это не просто возвращение к изначальному состоянию, но обновление творения, совершение Божьего замысла, существовавшего с самого начала и исполненного, несмотря на грех человека и его губительные последствия, через искупление во Христе, последнем Адаме.см. тж. Адам, имя; вечная жизнь; новое небо и новая земля; новое; сотворение; человек, ветхий и новый.
см. тж. 1Кор 15:22; Рим 5:14). Это описание тесно связано с выражением Иисуса «Сын Человеческий». Павел говорит о последнем Адаме, противопоставляя Адама и Христа (Рим 1; 1Кор 15). В отличие от Адама, неповиновение которого принесло в мир грех и обрекло его на смерть, Христос Своим повиновением учредил праведность, что привело к оправданию и жизни. Противопоставление Адама и Христа полностью развивается в 1Кор 15:42-49. Павел противопоставляет текущее телесное существование верующего, в его слабости и смертности, телу, которое он получит в воскресении. Наше тело — «душевное», новое будет «духовным». Адам и Христос — примеры этих двух тел, душевного и духовного. В то же время Адам и Христос рассматриваются целиком, как личности. Они — представители определенного образа жизни. Адам, первый человек, — глава и представитель земного порядка существования, тленного, смертного и греховного (Рим 5:12-19). Христос, второй и последний Адам, — представитель духовного, небесного порядка, отличительные черты которого — жизнь, сила и слава. В конечном итоге в этом отрывке противопоставляются два сменяющих друг друга миропорядка, творение и свершение Божьего замысла (новое творение), каждый из которых начинается с Адама. Благая Весть Павла и других авторов НЗ о новом творении отличается еще двумя особенностями. Во-первых, воскресение верующего полностью зависит от воскресения Христа, Который, как последний Адам, после воскресения становится животворящим Духом (1Кор 15:45). Важен акцент на единстве воскресения Христа и верующих (1Кор 15:12-20; Кол 1:18). В НЗ воскресение Христа — великое искупительное соответствие творения (Рим 4:17). Согласно НЗ, новое творение — это текущая реальность, которая исчисляется от воскресения Христа. Во-вторых, последний Адам становится животворящим Духом, и в связи с этим в 1Кор 15:45 указывается на единство между вознесенным Христом и Святым Духом. Святой Дух — это сила нового творения (Евр 6:5). Там, где действует Дух как дар прославленного Христа, присутствует новое творение. Новое творение — это эсхатологическое исполнение, обещанное и предвосхищенное ВЗ. Как таковое, оно уже началось и реализовалось в деяниях Христа (последнего Адама), в особенности в Его смерти и воскресении, а полностью завершится в момент Его возвращения. В промежуточное время два типа творения сосуществуют; новое уже началось, старое постепенно отмирает (1Кор 7:31). Понятие нового творения параллельно понятию Царства Божьего. Согласно синоптическим евангелиям, такой была центральная тема провозглашений Иисуса. Царство, связанное с Его личностью и деяниями, объявляется Им принадлежащим настоящему (Мф 12:28; 13:11,16-17) и будущему (Мф 8:11; 25:34). В контексте различия между двумя веками, в котором иудеи того периода выражали свои эсхатологические надежды и который переняли Иисус и ранняя церковь (например, Мф 12:32; Еф 1:21), новое творение — это долгожданный «грядущий век». Новое творение указывает на совокупный характер этой эсхатологической реальности; искупление — это обновление всего (Отк 21:5). Новое творение и церковь. Спасение, согласно НЗ, это с самого начала вопрос единения со Христом и приобретения всех благ, проистекающих из Его искупительных деяний, совершенных раз и навсегда. Соответственно, раз Христос умер и воскрес, все, кто во Христе, становятся участниками нового творения (2Кор 5:15). Это не только личностный, но и космический момент, как мы видим из контекста, с акцентами на примирении и его задаче (2Кор 5:17-19). Выражение «новая тварь» в НЗ (Гал 6:15) тоже относится не только к личности, но и ко всему творению. Новое творение, в котором не имеет значения ни обрезание, ни необрезание, противопоставляется миру, для которого верующий был распят вместе со Христом (Гал 6:14; Кол 2:20). «Кто во Христе, т от новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор 5:17). Воскресение — это не только будущая надежда верующих, но и текущая реальность; они уже воскресли со Христом (Еф 2:5-6; Кол 2:12-13; 3:1). Следовательно, верующие «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф 2:10). Церковь — это новозаветная реальность «нового человека» (Еф 2:15), состоящего из Израиля и других народов. Члены церкви уже обновлены внутренне (2Кор 4:16) Господом-Духом, в соответствии с прославленным образом последнего Адама (2Кор 3:18; 4:4-6; Рим 8:29; Еф 4:24; Кол 3:10). Они станут носителями того же образа и телесно после Его возвращения (1Кор 15:49). Глубочайшая мотивация к святой жизни — это не благодарность за прощение грехов, а решение верующего быть новым творением. Этика НЗ — это этика нового творения (Рим 12:2; Кол 2:20). Новое творение — это не только реальность настоящего, но и надежда на будущее. Церковь, которая тоже является новым творением, живет «верою, а не видением» (2Кор 5:7). Верующие, опираясь на обетования Израиля, ждут возвращения Христа, «нового неба и новой земли, на которых обитает правда», где грех и его последствия — всего лишь воспоминание (2Пет 3:13; Отк 21:1-4). С надеждой связан вопрос об отношениях между этим последним, вечным мироустройством и изначальным творением. Судя по словам о разрушении существующего порядка огнем (2Пет 3:10-12) и некоторым отрывкам Отк 21-22 (не будет солнца, луны, ночи; Отк 6:12-14), новое творение будет совершенно не похоже на прежнее. Но, судя по другим местам, можно подумать, что это только символы. Несмотря на радикальные отличия тела воскресения, душевное и духовное тело будут иметь нечто общее, потому что и то и другое — тело (1Кор 15:44). Это тело, бренное, греховное и слабое, превратится в другое — нетленное, славное и могущественное. То же самое относится и к творению вообще. Длительные страдания и стенания всего (безличного) творения приведут не к уничтожению, но к освобождению от уз тления и упадка, к причастности к славной свободе детей Божьих, явленной в воскресении тела (Рим 8:19-23). Новое творение — это не просто возвращение к изначальному состоянию, но обновление творения, совершение Божьего замысла, существовавшего с самого начала и исполненного, несмотря на грех человека и его губительные последствия, через искупление во Христе, последнем Адаме.см. тж. Адам, имя; вечная жизнь; новое небо и новая земля; новое; сотворение; человек, ветхий и новый.