Новое
Новое (new) Нечто только что созданное или возникшее — часто заменяющее нечто существующее; новое сменяет старое. Вторая часть Библии называется Новым Заветом, что показывает, как важна идея «нового» для библейского откровения. Многие ключевые богословские понятия содержат идею нового: новая тварь (2Кор 5:17), новое рождение (Ин 3:3 {«рождение свыше»}), новый человек (Еф 2:15; Кол 3:10), новая заповедь (Ин 13:34), новый завет (Иер 31:31), обновленная жизнь (Рим 6:4) и другие. Ожидание нового. Лучше всего эта тема отражена у Иеремии и Иезекииля и в упоминаниях в Псалтири «новой песне», которая будет дана народу (Пс 32:3; 39:4; 149:1;
см. тж. Ис 42:10). Иеремия говорит о дне, когда Бог заключит новый завет с домом Израиля (Иер 31:31-34; ср. Иез 34:25-31; 37:26-28). В отличие от старого, новый завет будет запечатлен в сердцах людей — то есть будет внутренним. Также Иезекииль (Иез 36:22-32) говорит о дне, когда Бог, выражая Свою собственную святость, очистит Свой народ и даст ему сердце плотское вместо каменного. Это будет начало эпохи Духа, начало нового существования, безопасного и свободного, по законам Божьим. Основной признак этого нового времени — новый дух внутри людей (Иез 11:19). Иоиль также упоминает о дне, когда Божий Дух сойдет на всю плоть (Иоиль 2:28). В Ис 65:17 дано обещание «новом небе и новой земле» — эти слова отражают надежды народа (в частности, после изгнания). Но их эсхатологическое значение выходит за рамки надежд народа Израиля. Пришествие нового. Провозглашая присутствие царства в мире, Иисус утверждал, что обещанный новый век мощно вошел в историю. Служение Иисуса было исполнением пророчеств; то, что обещано пророками, начало сбываться. Иоанн Креститель приготовил путь для Того, Кто дарует обещанного Духа. Наделение Духом — это наделение новой жизнью. Посредством веры во Христа человек рождается заново (Ин 3:3-7). Но Иисусу нужно было умереть, чтобы людям была дана эта новая жизнь. Во время Господней вечери Иисус поделился со Своими учениками вином, которое символизировало кровь нового завета (Мк 14:24). Ранняя церковь описывает это важное понятие с помощью разных метафор. «Обновленная жизнь» обретается в таинстве крещения (Рим 6:4). Чаша причастия — обретение нового завета через кровь (1Кор 11:25). Из долгого обсуждения старого и нового заветов видно, что пролитая Кровь Христова стала средством заключения нового завета (Евр 9:15); Своей Кровью Он открыл нам новый путь в святилище (Евр 10:19-20). Павел повторяет обещание Иезекииля о сердце плотяном (2Кор 3:3) и противопоставляет служение нового завета служению старого. Церковь — символ явления нового века, вторгшегося во владения старого. Тот, кто приходит к вере во Христа, провозглашается новым человеком, новым творением, для которого все старое прошло (2Кор 5:17; Гал 6:15). Вражда иудеев и язычников растворяется в «новом человеке» (Еф 2:15). Все остальные общественные различия (между мужчинами и женщинами, рабами и свободными) тоже исчезают — человечество воссоздается во Христе Иисусе (Кол 3:10-11). Обновление личности во Христе — основа этики НЗ (Еф 4:24; Кол 3:12). Новая заповедь (Ин 13:34; 1Ин 2:8) на самом деле не нова (1Ин 2:7), но теперь существуют новые возможности ее исполнения благодаря силе и примеру Иисуса. Хотя эта новая жизнь — дар Божий, процесс обновления продолжается. Преображение посредством обновления ума (Рим 12:2) ведет к осуществлению воли Бога. Павел объявляет, что человек обновляется день ото дня (2Кор 4:16). Осуществление нового. Хотя новая жизнь верующего реальна, в Писании признается, что новый век, пришедший в историю, еще не полностью реализовался. Настанет время, когда все обновится (Отк 21:5). Старое прейдет, будут новые небеса и новая земля. Новый Иерусалим (Отк 21:2), место пребывания Бога, «сойдет» на землю. Народ Божий получит новое имя (Отк 3:12), когда все старое уйдет. Искупленным Господом будет дана новая песнь, песнь Агнца, закланного с самого начала творения: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение». Антифон звучит так: «Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Отк 5:12-13).см. тж. возрождение; Новый Завет; заповедь новая; новая тварь; новое небо и новая земля; Новый Иерусалим; человек, ветхий и новый.
см. тж. Ис 42:10). Иеремия говорит о дне, когда Бог заключит новый завет с домом Израиля (Иер 31:31-34; ср. Иез 34:25-31; 37:26-28). В отличие от старого, новый завет будет запечатлен в сердцах людей — то есть будет внутренним. Также Иезекииль (Иез 36:22-32) говорит о дне, когда Бог, выражая Свою собственную святость, очистит Свой народ и даст ему сердце плотское вместо каменного. Это будет начало эпохи Духа, начало нового существования, безопасного и свободного, по законам Божьим. Основной признак этого нового времени — новый дух внутри людей (Иез 11:19). Иоиль также упоминает о дне, когда Божий Дух сойдет на всю плоть (Иоиль 2:28). В Ис 65:17 дано обещание «новом небе и новой земле» — эти слова отражают надежды народа (в частности, после изгнания). Но их эсхатологическое значение выходит за рамки надежд народа Израиля. Пришествие нового. Провозглашая присутствие царства в мире, Иисус утверждал, что обещанный новый век мощно вошел в историю. Служение Иисуса было исполнением пророчеств; то, что обещано пророками, начало сбываться. Иоанн Креститель приготовил путь для Того, Кто дарует обещанного Духа. Наделение Духом — это наделение новой жизнью. Посредством веры во Христа человек рождается заново (Ин 3:3-7). Но Иисусу нужно было умереть, чтобы людям была дана эта новая жизнь. Во время Господней вечери Иисус поделился со Своими учениками вином, которое символизировало кровь нового завета (Мк 14:24). Ранняя церковь описывает это важное понятие с помощью разных метафор. «Обновленная жизнь» обретается в таинстве крещения (Рим 6:4). Чаша причастия — обретение нового завета через кровь (1Кор 11:25). Из долгого обсуждения старого и нового заветов видно, что пролитая Кровь Христова стала средством заключения нового завета (Евр 9:15); Своей Кровью Он открыл нам новый путь в святилище (Евр 10:19-20). Павел повторяет обещание Иезекииля о сердце плотяном (2Кор 3:3) и противопоставляет служение нового завета служению старого. Церковь — символ явления нового века, вторгшегося во владения старого. Тот, кто приходит к вере во Христа, провозглашается новым человеком, новым творением, для которого все старое прошло (2Кор 5:17; Гал 6:15). Вражда иудеев и язычников растворяется в «новом человеке» (Еф 2:15). Все остальные общественные различия (между мужчинами и женщинами, рабами и свободными) тоже исчезают — человечество воссоздается во Христе Иисусе (Кол 3:10-11). Обновление личности во Христе — основа этики НЗ (Еф 4:24; Кол 3:12). Новая заповедь (Ин 13:34; 1Ин 2:8) на самом деле не нова (1Ин 2:7), но теперь существуют новые возможности ее исполнения благодаря силе и примеру Иисуса. Хотя эта новая жизнь — дар Божий, процесс обновления продолжается. Преображение посредством обновления ума (Рим 12:2) ведет к осуществлению воли Бога. Павел объявляет, что человек обновляется день ото дня (2Кор 4:16). Осуществление нового. Хотя новая жизнь верующего реальна, в Писании признается, что новый век, пришедший в историю, еще не полностью реализовался. Настанет время, когда все обновится (Отк 21:5). Старое прейдет, будут новые небеса и новая земля. Новый Иерусалим (Отк 21:2), место пребывания Бога, «сойдет» на землю. Народ Божий получит новое имя (Отк 3:12), когда все старое уйдет. Искупленным Господом будет дана новая песнь, песнь Агнца, закланного с самого начала творения: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение». Антифон звучит так: «Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Отк 5:12-13).см. тж. возрождение; Новый Завет; заповедь новая; новая тварь; новое небо и новая земля; Новый Иерусалим; человек, ветхий и новый.