Новое Небо и Новая Земля

Новое Небо и Новая Земля (new heavens and new earth) Понятие новой или обновленной вселенной, которое впервые встречается в Книге Исаии. Бог объявляет: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце... Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим... так будет и семя ваше и имя ваше» (Ис 65:17; 66:22).

Некоторые исследователи считают, что еще до времен Исаии у многих древних народов существовало верование, что конец человеческой истории будет началом чего-то нового, что произойдет некое вселенское возрождение. Писание говорит о таком возрождении как о сверхъестественном событии, которое произойдет в иной, высшей сфере. Бог — Творец неба и земли. Это представление — основа всего библейского богословия. «В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук» (Пс 101:26).

Если Бог сотворил небо и землю, то вполне понятно, что когда они исполнят свое назначение, Бог может делать с ними все, что пожелает. «Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» (Пс 101:27).

Та же метафора используется в Ис 51:6, где говорится, что земля изнашивается, как одежда. В Писании много сказано о прекращении существования старого мира и о будущем, когда неба и земли больше не будет (Ис 34:4; 51:6; Мф 24:35; Отк 21:1).

Одна и та же идея передается с помощью разных образов: «И мир проходит» (1Ин 2:17); «[Небо и земля] обветшают, как риза» (Евр 1:11; Пс 101:26; Ис 51:6); «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет 3:10).

Это огненное уничтожение произойдет в момент последнего суда. Это будет «день Божий, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» (2Пет 3:12).

Суд, которым завершится старый мир, очистит место для нового неба и новой земли. Петр продолжает: «Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет 3:13).

Они будут так прекрасны, что никто не вспомнит о прежних (Ис 65:17).

Петр, проповедуя в портике Соломона, сказал, что Иисус пребудет на небесах, пока не настанет время, когда Бог свершит все, обещанное через пророков (Деян 3:21).

Все творение с нетерпением ждет такого обновления. Павел пишет: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим 8:19), потому что «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8:21).

Обновлены будут не те небеса, где находится Бог, но небеса человеческого существования, пространство, полное звезд, которое составляет вселенную. В Книге Откровение написано, что новый Иерусалим сойдет с небес на землю (Отк 21:2,10) и в нем будут жить Бог и Его народ. Новая земля будет местом совершенной праведности (Ис 51:6), божественной благости (Ис 54:10), вечного общения с Богом (Ис 66:22) и полной свободы от греха (Рим 8:21).

см. тж. небеса; новая тварь; новое; Царство Божье,эсхатология.