Новый Завет

Новый Завет (new covenant) Установление, данное Богом в благодати через Иисуса Христа ради спасения греховного человечества — заменяющее и исполняющее старый завет, выраженный прежде всего в законе Моисея. Выражение «новый завет» встречается преимущественно в НЗ. С его помощью Иисус (Лк 22:20) объясняет значение Своей смерти. Хотя понятие нового завета употребляется в нескольких местах ВЗ (Иез 34:23-31; 37:24-28; Иоиль 2:12-32), само выражение встречается только единожды (Иер 31:31-34).

В этом отрывке новый завет, который, по словам пророка Иеремии, Бог заключит с Израилем «после тех дней» (Иер 31:32-34), противопоставляется завету, заключенному Богом с Его народом во времена Моисея. Противопоставление прежде всего основано на внутренней природе нового завета.’В то время как прежний завет был начертан на каменных скрижалях (Исх 31:18; 34:27-32; Вт 4:13; 5:22; 9:11; 10:3-4) и записан в книге (Исх 24:7;
см. выражение «ветхая буква» в Рим 7:6), новый завет будет начертан в человеческом сердце. Один из результатов этого — более ясное откровение того, чего требует Бог; другой — наделение верующих способностями выполнить эти требования (см. Рим 8:2-4).

Внутренняя природа нового завета обсуждается еще в нескольких отрывках (Иез 11:19-21; 36:26-27), и пророк Иоиль явно говорит о ней, что тогда Бог изольет «от Духа Своего на всякую плоть» (Иоиль 2:28-32).

Второе противопоставление связано с тем, как народ Бога будет знать Его при новом завете. Без сомнения, при старом завете Израиль «знал» Бога; Бог явил ему Себя, хоть иногда народ и забывал об этом (Суд 2:10; Ос 4:1,6).

В новом завете пророки видели уникальное личное познание Бога каждым членом общества завета. Наконец, два завета отличаются отношением Бога к человеческому греху. Иеремия обещал, что Бог простит людям их прегрешения и очистит их от греха. Израиль уже знал, что Богу приятно быть милостивым и прощать (Исх 34:6-7), но Иеремия говорит, что Бог никогда больше не вспомнит об их грехах (Иер 31:34).

При старом завете о грехах вспоминали каждый год (Евр 10:3); при новом о нем больше не будут вспоминать (Евр 10:14).

Новый завет. Выражение «новый завет» встречается в НЗ по меньшей мере шесть раз (1Кор 11:25; 2Кор 3:6; Евр 8:8,13; 9:15; 12:24 и, возможно, Лк 22:20, согласно некоторым рукописям).

В некоторых греческих рукописях это выражение употребляется также в Мф 26:28 и Мк 14:24, где слово «новый», по-видимому, было добавлено некоторыми переписчиками к словосочетанию «кровь завета», чтобы эти повествования соответствовали параллельным рассказам о вечере Господней в 1 Коринфянам или, возможно, у Луки. Несмотря на то что термин «новый» в наиболее достоверных греческих рукописях Матфея и Марка не употребляется, так что, скорее всего, он не был частью оригинального текста, из всех четырех рассказов ясно: Иисус рассматривал вечерю Господню как учреждение завета, не похожего на прежний, и поэтому «нового». Этот завет был скреплен Его жертвенной смертью, то есть «кровью», как закон Моисея — «кровью завета» (Исх 24:6-8).

Чаша вечери Господней символизирует Кровь жертвы Христовой, скрепляя новый завет, который Бог наконец заключил со Своим народом. Именно этот новый завет, утвержденный смертью Христа, церковь вспоминает каждый раз, когда проводит вечерю Господню. Учреждая вечерю Господню, Иисус не стал объяснять, в чем заключается «новизна» завета. В других местах Он говорит «крещении Духом Святым» (Деян 1:5; 11:16;
см. Мф 3:11; Мк 1:8; Лк 3:16 и Ин 1:33, где это обещание дает Иоанн Креститель;
см. тж. 1Кор 12:13).

Оба ветхозаветных пророчества относятся к одному и тому же новому завету, который Бог учредит в будущем, как показывает 2Кор 3:6. Здесь апостол Павел утверждает, что Бог «дал нам способность быть служителями Нового Завета» (см. Иер 31:31), не «буквы, но духа» (см. Иоиль 2:28-32), потому что «буква убивает, а дух животворит». Преимущества нового завета. Во 2Кор 3 Павел показывает, чем отличается старый завет (Моисея, 2Кор 3:14), начертанный на камне и смертоносный (2Кор 3:7), от нового, учрежденного Иисусом, изобилующего славой (2Кор 3:8-9), начертанного в человеческом сердце Духом Самого живого Бога (2Кор 3:3).

Понятие нового завета наиболее исчерпывающе и систематически освещается в Послании к евреям. В Евр 8:8-12 приводится цитата из Иер 31:31-34 — самая длинная цитата из ВЗ в НЗ. В Евр 12:24 используется другое греческое слово для обозначения понятия «новый», но значение остается тем же. Тема нового завета доминирует в Послании к евреям, которое было написано, чтобы призвать колеблющихся христиан продемонстрировать превосходство христианской веры над старой иудейской верой и практикой. В Евреям новый завет рассматривается как лучший в сравнении с прежним, «ветхим», во многих отношениях.

1. Священство нового завета лучше, чем священство старого, потому что больше нет необходимости в смене священников из-за их смерти (Евр 7:23).

Существует священник, который живет вечно и ходатайствует перед Богом за Свой народ (Евр 7:24-25).

2. Священство нового завета лучше, потому что Иисус не должен постоянно приносить жертвоприношения за Свои собственные грехи и грехи Своего народа. Он уже один раз и навсегда совершил достаточное и полное жертвоприношение (Евр 7:27; 9:25-28; 10:12).

3. Жертвоприношение нового завета лучше, так как то, чего не могла сделать кровь тельцов и коз, способная дать только частичное искупление (Евр 10:2-3), Кровь Христа сделала раз и навсегда (Евр 9:11-14; 10:1-10).

4. Новый завет основан на «лучших обетованиях» относительно старого (Евр 8:6).

5. В то время как прежний завет несовершенен (Евр 8:7) и близок к уничтожению (Евр 8:13), новый завет совершенен и вечен (Евр 13:20).

6. В то время как прежний завет не предоставлял верующему непосредственного доступа к Богу (Евр 9:6-8), новый завет дает прямой доступ к Богу, который может очистить и усовершенствовать сознание верующего (см. Евр 9:14; 9:9).

7. Новый завет более «надежен», потому что его гарантия — клятва Самого Бога (Евр 7:20-22).

8. Новый завет обеспечивает присутствие Святого Духа в жизни каждого верующего. Общество нового завета стало причастниками Духа Святого (Евр 6:4), Который, согласно Павлу, одновременно скрепляет и гарантирует их наследие (см. 2Кор 1:22; 5:5; Еф 1:13-14).

Выводы. Новый завет и сопровождающая его новая заповедь представляют собой исполнение того, что было сокрыто в старом завете. Новый завет начертан Святым Духом в сердце каждого члена новозаветного общества. Сила Святого Духа в каждом верующем позволяет ему исполнять новые заповеди (Рим 8:2-4; Гал 5:16-25), что является отличительным признаком нового завета.

см. тж. завет.