Нузи, таблички
Нузи, таблички из Нузи (nuzi; nuzitablets) Город в Северо-Восточной Месопотамии, примерно в 9 милях (14,5 км) к юго-западу от современного Киркука. В древние времена это место называлось Гасур, а современное его название — Иорган-Тепе. В 1925-1931 г. в Иорган-Тепе проводились раскопки, в результате которых было сделано много интересных находок. Больше всего Иорган-Тепе знаменит своими глиняными табличками, которые в основном посвящены деловым сделкам. В III тысячелетии до Р.Х. население Гасура было в основном семитским, но в середине второго тысячелетия там жили хурриты, а город из Гасура был переименован в Нузи. Хурриты в Библии названы хорреями (Быт 14:6; 36:20-21; Вт 2:12,22). Было раскопано множество глиняных табличке III тысячелетия до Р.Х., среди них есть карта, которая считается древнейшей в мире. Записи свидетельствуют также о том, что в то время уже практиковали продажу в рассрочку. В XV — XIV веках до Р.Х. писцы Нузи исписали множество табличек, в основном на вавилонском языке. Эти записи содержат много информации об обычаях и юридической практике Ближнего Востока, а также проливают свет на патриархальный библейский период. Можно привести следующие примеры возможной связи между Нузи и Библией. В Нузи бездетная жена могла дать в жены мужу свою служанку, чтобы та выносила за нее детей. Так поступили также Сара, когда дала в жены Авраму свою служанку Агарь (Быт 16:1-4); Рахиль, которая дала Иакову Валлу (Быт 30:1-8); Лия, которая дала Иакову Зелфу (Быт 30:9-13). В таком случае отец вынужден был воспитать ребенка как сына собственной жены, и жена не могла прогнать такого ребенка. Согласно этому правилу Сарра не имела права прогонять сына Агари Измаила (Быт 16:4-6). В Нузи существовал закон, запрещавший продавать собственность из семьи. Предотвратить это можно было несколькими способами, в том числе путем усыновления и обмена имуществом. Богатый землевладелец мог, в обмен на пожизненную заботу и погребение, стать приемным сыном крестьян, работающих на земле, чтобы получить их собственность. Судя по записям, один и тот же человек мог быть «усыновлен» 300-400 земледельцами. Бездетная пара могла законно усыновить кого-нибудь, кто стал бы заботиться о них в старости и похоронил бы их. Приемный сын был наследником имущества родителей; такими были отношения между Аврамом и его слугой Елиезером (Быт 15:2). Можно было также обменять не очень ценное имущество на более ценное. Иногда разница в стоимости выплачивалась деньгами. В Нузи человек по имени Техип-Тилла продал свое право на наследование рощи брату Курпазаху за трех овец, как Иаков приобрел у Исава право первородства в обмен на похлебку (Быт 25:27-34). Устное завещание и благословение, произнесенное на смертном одре, считались в Нузи необратимыми и имели силу закона. человек по имени Уйа был при смерти. Он взял за руку своего сына Тармию и дал ему в жены женщину по имени Сулули-Иштар. Два брата Тармии пытались в суде оспорить его право, но суд признал правоту Тармии. Хотя Иаков обманом получил благословение своего слепого старика-отца, Исаак не смог взять своего слова обратно (Быт 27:33). В табличках Нузи сказано, что человек, овладевший чьими-то терафимами, то есть домашними божками, был наследником собственности этого лица. Поэтому Рахиль забрала терафимов своего отца Лавана (Быт 31:19), который был очень обеспокоен их исчезновением (Быт 31:30-35). Другой случай усыновления похож на историю отношений Иакова и Лавана. Нашви усыновил Вуллу и дал ему в жены свою дочь Нухуйю. Если бы Вуллу решил взять в жены другую женщину, он лишился бы имущества, полученного от Нашви. Лаван тоже заключил завет с Иаковом, что тот не будет брать себе жен, кроме двух дочерей Лавана, Лии и Рахили (Быт 31:50).см. тж. надписи.