Обет
Обет (vow; vows) Серьезное обещание, зарок, данный Богу. Принесение Богу обетов часто упоминается в Писании. Большинство случаев упоминания обетов приходится на ВЗ, в особенности Псалтирь, но несколько случаев есть и в НЗ. В отличие от десятины, жертвоприношений, соблюдения субботы и обрезания, обеты касались чего-то, не предписанного в законе Моисея. Например, в Пс 49:14 говорится: «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои». Здесь говорится «воздай», то есть выполни зарок или обет, который уже был сделан. Нигде в Писании не велено приносить обеты. Эта практика была похвальной и рекомендуемой, но не обязательной. Обеты приносились для того, чтобы добиться определенной милости от Господа, поблагодарить Его за избавление или благословение или просто в знак абсолютной преданности Ему, которую человек доказывал, идя на определенные лишения. Основным требованием назорейского обета было посвящение себя Господу. Самсон, Самуил и Иоанн Креститель — наиболее известные примеры людей, принявших такой обет. Условия его принятия описываются в Чис 6:1-8, а в Чис 6:13-21 говорится, как от него можно было освободиться. Женщины, как и мужчины, могли посвящать себя Богу (Чис 6:2), но на ограниченное время. Род рехавитов принял обет аскетизма и кочевой жизни. Они были выдающимся примером верности Богу Израиля (Иер 35). Часто обеты принимали вид определенной сделки с Господом. В Вефиле Иаков обещал поклоняться Богу и платить Ему десятину, если Бог защитит его и удовлетворит его потребности (Быт 28:20-22). Анна принесла Богу обет, что если Он даст ей сына, ребенок будет посвящен Богу (1Цар 1:11,27-28). В Псалтири выполнение обетов часто связано с благодарением за избавление от опасности или скорби (Пс 21:25-26; 55:13-14). Важнее всего, что, приняв обет, человек был обязан строго его исполнять. Воздержаться от принесения обета не было грехом (Вт 23:22), но когда он был принесен, его следовало исполнить (Вт 23:21-23; Чис 30:3; Сир 5:4-6). Термин «обет» встречается в НЗ всего дважды, оба раза в связи с апостолом Павлом (Деян 18:18; 21:23-24). Но тот же принцип подразумевается под словом «корван» (Мк 7:11-13; Мф 15:5-6). В этих двух отрывках Иисус строго упрекает тех, кто приносит обет, чтобы избежать обязанности заботиться о пожилых родителях. Такой «дар», или «приношение», был денежным. Иисус объявляет, что Богу не нужен дар, от которого кто-то страдает. Что касается Павла, то он, должно быть, принял обеты во избежание возражений иудеев, ортодоксов или обращенных в христианство, желавших возложить бремя закона Моисея на плечи обращенных язычников. Павел был в Иерусалиме под строгим надзором иудейских властей. Он вместе с другими иудейскими верующими принес в храме обеты. Но это не помогло ему защититься от врагов, обвинивших его в том, что он приводит в святой храм язычников.см. тж. завет; клятва.