Оправдание
Оправдание (JUSTIFICATION; JUSTUFIED) Действие Бога, посредством которого грешники вступают с Ним в новые отношения завета через прощение грехов. Это декларативное деяние Бога, посредством которого Он провозглашает человека праведным — то есть находящимся в правильных и верных отношениях с Собой. Со времен Реформации, когда Мартин Лютер сделал учение об оправдании одной только верой краеугольным камнем своего богословия, этот термин стал иметь особое значение в богословской истории. Для Лютера это было возвращением к истинному смыслу посланий Павла и пересмотром положений средневекового католицизма с его богословием дел и индульгенциями. Учение об оправдании одной лишь верой утверждает, что все люди греховны, что они неспособны сами избавиться от греха и что полное искупление грехов дается только через смерть Иисуса Христа, на которую человек отвечает простой верой, не претендуя ни на какие заслуги. Нередко соответствующие еврейские или греческие слова со значением «оправдание» и «оправдывать» переводятся более значимыми терминами, такими, как «праведность», «провозглашать праведным». Таким образом, понятие оправдания тесно связано с библейским понятием праведности. В разговорном греческом языке «оправдание» и «оправдывать» — это прежде всего юридические термины; они связаны с судом и оправданием в суде. Речь идет о невиновности человека. Но в более широком значении они могли относиться к отношениям любого вида. В Ветхом Завете. В ВЗ праведность связана с отношениями и обязательствами, которые эти отношения предполагают. Иногда человека называют праведным, потому что он находится в правильных отношениях с другими. Иногда — потому что он выполняет определенные обязательства этих отношений (Быт 38:26). Но важнее всего использование этого термина в связи с отношениями с Богом, Который справедлив. Он правит справедливо (Быт 18:25), и Его суд праведен (Пс 18:10). и невинные, и виновные хорошо знают о Божьей справедливости; первые знают, что будут отмщены, вторые — что их ждет по закону наказание. Оправдание и праведность имеют значение, потому что они тесно связаны со спасительной деятельностью Бога ради Его народа завета. Праведность Бога относится не столько к справедливости, сколько к Его вмешательству в жизнь народа завета. Праведность Бога — это акт оправдания, поэтому в первую очередь ее следует рассматривать не в связи с законом, а в связи с заветом. Наиболее важный пример этого — Авраам, который был объявлен праведником, то есть вступил в личные отношения с Богом, когда откликнулся верой на предложенный Им завет (Быт 15:6). Авраам не мог оправдать себя сам, но, на основании завета, Бог объявил его праведным. Все люди беспомощны, как Авраам. В глазах Бога никто не оправдан (Пс 142:2). Надежда человечества в том, что Бог помнит о завете. Поэтому праведность — продукт милости или благодати Бога, Который относится к людям с любовью (Ис 63:7). Оправдание проистекает из самой природы Бога; это прежде всего религиозный термин, и только потом — этический. В Новом Завете. Практически все упоминания об оправдании в НЗ сосредоточены в посланиях Павла, прежде всего к римлянам и галатам. В этих двух посланиях оправдание является одним из важнейших терминов, посредством которых Павел определяет деяния Христа для грешного человечества. Оправдание верой противопоставляется иудейскому акценту на законе и попыткам сделать закон основанием спасения. Павел строго осуждает это чуждое учение (Гал 1:6-9). Слова и деяния Христа, которые провозглашает Павел, — напоминание о том, что праведность или оправдание представляет собой Божий дар через Кровь (Кровь завета, Евр 13:20) Иисуса Христа. Все это совершенно не связано с законом (Рим 3:21). Закон, фактически, не способен привести человека к праведности и был дан не для этой цели. Гал 3:15-25 особенно полезен для понимания функций закона, который был дан через 430 лет после того, как Авраам вступил в живые и личные отношения завета со святым Богом. Какими бы ни были задачи закона, он не ведет к праведности. «Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал 3:21). Искупительные деяния Христа для оправдания людей рассматриваются в рамках завета, а не закона. Таков основной аргумент Павла в этом разделе Послания к галатам, а именно — что оправдание со времен Авраама приходило через веру в Бога, Который верен завету, а не через закон. Таким образом, «праведность» — это термин, связанный с отношениями. Она достигается тем, кто в вере вступает в правильные отношения с Богом. Закон влечет за собой суд; он показывает, что человек не способен справиться с грехом (Деян 13:39; Рим 8:3). Таким образом, у оправдания есть юридическая (судебная) сторона — это решение проблемы греха и смерти. Верующий не будет осужден (Рим 8:1). Но основное значение оправдания — это все-таки переход от закона и суда к завету и благодати. и в Римлянам, и в Галатам упоминается Авраам, и это значит, что завет всегда был единственной надеждой человечества. Бог верен Своему завету, хотя народ завета нарушает его ежедневно. В формулировке Благой Вести у Павла Бог — и Тот, Кто справедлив, и Тот, Кто оправдывает. Грех влечет за собой суд, который должен состояться. Теперь отношения Бога и людей проявляются и вне закона, в служении и смерти Христа, Которого Бог послал для искупления (Рим 3:21-26). Грех искуплен непосредственно смертью невинного, праведника перед Богом (2Кор 5:21). Он Своей заместительной смертью уплатил долги всего человечества, так что теперь люди должны познать Бога в праведных отношениях с Ним. Для Павла, таким образом, оправдание ввиду греховности человечества основано на природе Бога, Который единственный способен совершить исцеление по собственной инициативе и спасти людей. Оправдание дается только через благодать. Оно коренится в природе Бога, и получают его в дар от Бога через деяния Христа. Вот почему Павел снова и снова повторяет, что Христос умер «за нас» (Рим 5:8; 1Фес 5:10) или «за грехи наши» (1Кор 15:3). Средство принятия оправдания — вера, и только вера (Рим 3:22; 5:1). Эта вера — просто.