Откровение
Откровение (REVELATION) Термин, соответствующий латинскому revelatio и обозначающий либо (1) акт ознакомления кого-либо со своими намерениями в целях просвещения, либо (2) само содержание замысла или намерений. В богословии этот термин означает то, что Бог открывает или являет о Себе или о Своих отношениях с миром; он может указывать также на сам текст, устный или письменный, содержащий подобную информацию. Соответствующий новозаветный термин — это apokalupsis (апокалипсис), что значит снятие покрова, разоблачение, открытие чего-либо. Греческое слово phanerosis по сути является синонимом предыдущего, но у него есть дополнительное значение: это откровение, возвещенное в ясной и четкой форме. Рационалистическая философия (представленная Рене Декартом, Иммануилом Кантом, И.Г.Фихте, Ф.В.И. фон Шеллингом, Г.В.Ф.Гегелем) обнаруживает в человеческом разуме единственный источник откровения, какую бы форму оно ни принимало, признавая только естественную религию и отрицая возможность сверхъестественного божественного откровения. Иногда рационалисты могут признавать возможность сверхъестественных явлений, но они не верят в божественное вмешательство. Христианское богословие, с другой стороны, краеугольным камнем познания признает Слово Божье, Писание, несмотря на суровые возражения высокой критики против мнения, что Писание может представлять собой прочный, надежный и независимый фундамент богословия. Современное критическое богословие стало на сторону так называемого «научного богословия», оценивая все события с точки зрения естественных наук и не считая возможными сверхъестественные явления. Это насилие над Писанием как богодухновенным Словом Божьим и попытка игнорировать его как авторитетную норму. «Содержание Писания — это не рассказ о реальных событиях и реальных словах и деяниях Бога, но просто символ веры земной церкви, который составили в I веке последователи Христа», — говорят сторонники «научного богословия». Поэтому Библия якобы не уникальна и не имеет божественного происхождения; это просто уникальный продукт древних религиозных деятелей и искателей истины. Христианское богословие, с другой стороны, утверждает (на основании текстов Писания, подтвержденных могущественными деяниями Бога), что божественное откровение — первый, последний и единственный источник богословия. Люди знают Бога, потому что Бог по Своей инициативе пожелал открыть им Себя. Бог всегда является инициатором и автором откровения; люди его только получают. Бог открывает то, что в противном случае не было бы известно; Он открывает то, что иначе было бы скрыто (Вт 29:29; Гал 1:12; Еф 3:3). Общее откровение. У Бога есть два способа открыть покров тайны. Первый из них называется «общим откровением». Бог являет Себя в природе, в истории и в людях, сотворенных по Его образу. Связь Божьего откровения с природой, благодаря которой люди получают интуитивное знание о Боге, — истина, о которой много говорится в Писании, как в ВЗ (Пс 9:32; 13:1; 18:2), так и в НЗ (Деян 14:17; 17:22-29; Рим 1:19-21). То, что Бог существует, что этот Бог — всемогущий Творец, что Бог справедливо действует как верховный Судья, что Он правит всеми существами, — видят и признают многие люди. Таким образом, невозможно отрицать, что Бог есть. Когда люди отрицают существование Бога, как это делают атеисты, они совершают насилие над своим внутренним убеждением, рожденным от наблюдений за самой природой. Афиняне должны были согласиться с Павлом, который говорил о существовании единственного истинного Бога, благодаря Которому все люди живы, Которым все приходит в движение и существует (Деян 17:28). Но познание Бога через природу — еще не все откровение. Полное и совершенное откровение люди получают, когда вступают в личное общение с Богом. Особое откровение. Зная Бога на основании Его откровения в природе, люди по-прежнему не знают, каков Он и каков Его замысел благодати. В Своем сердце Бог любви и благодати замыслил спасти всех людей. Посредством особого откровения Бог делится Своим замыслом с людьми. Человечество вообще ничего не знало бы о мессианском замысле Бога во Христе, если бы Бог не открыл Свое намерение и замысел в Писании. Посредством внутреннего непосредственного просвещения умов и сердец, исходящего от Бога, пророки и апостолы проповедовали Слово, которое Он им давал (Иер 1:4-19; 1Кор 2:13; 1Фес 2:13; 2Пет 1:16-21). Кульминацией Божьего откровения было пришествие во плоти Его возлюбленного Сына, Иисуса Христа (Ин 1:14-18; Гал 4:4-5; Евр 1:1-2). Откровение Иисуса об Отце и благодатные намерения Отца, обращенные ко всем людям, были непосредственными, четко выраженными и чрезвычайно важными (Ин 14). Бог не просто просветил сердца и умы Своих пророков и апостолов, чтобы они изрекали Его Слово, но иногда посылал им конкретное вдохновение для создания богодухновенных произведений. В этих произведениях были запечатлены мысли, слова и обещания, которые Он открыл и сохранил на все времена. Собрание священных писаний представляет собой необыкновенно гармоничное и единое целое, посредством которого Бог открывает Свои мысли и цели человечеству. В этих писаниях пророки и апостолы не только повествуют о тех или иных исторических событиях, но и приводят особую информацию, переданную им Богом. Конечная цель Писания — откровение о Христе. О Нем свидетельствует все Писание (Ин 5:39; 10:35; Деян 10:43; 18:28; 1Кор 15:3).см. тж. Библия: богодухновенность.