Откровение Иоанна Богослова

Откровение Иоанна Богослова (revelation, Book of) Последняя книга Библии, содержащая откровение о событиях последнего времени.

Подразделы статьи

Автор
Дата, место написания, адресат
Исторический контекст?
Методы толкования Откровения?
Задача и учение?
Содержание

Автор. В древнейших свидетельствах авторство Книги Откровение приписывается апостолу Иоанну, сыну Зеведея. Дионисий, знаменитый епископ Александрийский и ученик Оригена (начало III века), первым в церкви усомнился в авторстве апостола, потому что ему показалось, что стиль здесь разительно отличается от стиля четвертого Евангелия, приписываемого Иоанну. Со времен Дионисия факт написания книги апостолом считался на Востоке спорным, пока Афанасий Александрийский (ок. 350 г.) не стал снова отстаивать эту версию. На Западе книга получила широкое признание и была включена в основной список канонических книг по крайней мере с середины II века. Судя по внутренним свидетельствам, об авторе можно с уверенностью сказать следующее. Он представляется как Иоанн (Отк 1:4,9; 22:8).

Это, скорее всего, не псевдоним, а имя человека, широко известного среди асийских верующих. Этот Иоанн называет себя пророком (Отк 1:3; 22:6-10,18-19), находящимся в изгнании из-за пророческих свидетельств (Отк 1:9).

Как таковой, он обращается к церквям с авторитетных позиций. Он использует ВЗ и таргумы, поэтому совершенно ясно, что он — иудей из Палестины, знакомый с обрядами храма и синагоги. Апостол Иоанн соответствует такому описанию. Стилистические различия между четвертым Евангелием и Книгой Откровение можно объяснить радикально разными жанрами этих двух произведений. Евангелие — это сложное историческое повествование, в то время как Книга Откровение — описание видения и непосредственного божественного откровения. Автор Евангелия мог создавать свое повествование слово за словом, фразу за фразой. Автор Откровения должен был немедленно записывать по Божьему повелению то, что ему говорили или показывали. Поэтому апостол Иоанн вполне мог быть автором обеих книг. В любом случае, не существует веских аргументов против его авторства. Дата, место написания, адресат. Только две предполагаемые даты написания Книги Откровение можно подкрепить серьезными фактами. Более ранняя дата, вскоре после правления Нерона (54-68 по Р.Х.), подтверждается ссылками на гонения христиан и миф о Nero redivivus (возрождении Нерона как воплощения духа зла всей Римской империи), на имперский культ (Отк 13) и на храм (Отк 11), который был разрушен в 70 г. по Р.Х. Альтернативная дата основана на раннем свидетельстве Иринея, который утверждал, что апостол Иоанн «видел откровение... в конце правления Домициана» (81-96 по Р.Х.).

Книга явно была написана на Патмосе, одном из островов, называемых Спорады, примерно в 37 милях Семь церквей Откровения. Эти семь церквей находились на одной из крупнейших римских дорог. Гонец с посланием должен был пуститься в путь с острова Патмос (где находился в ссылке Иоанн) и сначала прибыть в Ефес. Потом он должен был двинуться к северу в Смирну и Пергам, на юго-восток — в Фиатиру, а потом в Сардис, Филадельфию и Лаодикию — точно в том порядке, в каком были продиктованы послания. (59,5 км) к юго-западу от Милита, на Икарском (Эгейском) море (Отк 1:9).

Очевидно, Иоанн был сослан на этот остров вследствие религиозных и/или правительственных гонений на свидетельствующих об Иисусе (Отк 1:9).

Адресатами книги явно являлись семь реально существовавших церквей в римской провинции Асия (сейчас Западная Турция): Ефеса, Смирны, Пергама, Фиатиры, Сардиса, Филадельфии и Лаодикии (Отк 1:4,11; 2:1,8,12,18; 3:1,7,14).

Исторический контекст. Книга Откровение отличается от других книг НЗ не учением, но литературным жанром и темой. Это пророческая книга (Отк 1:3; 22:7,18-19), содержащая как предупреждение, так и утешение — объявление о будущем суде и благословении, — переданные посредством символов и видений. Язык и образы этого произведения были для читателей I века привычнее, чем для нас сегодня. Поэтому для того, чтобы понять послание Апокалипсиса, полезно ознакомиться с ветхозаветными пророческими книгами, в особенности Даниила и Иезекииля. Хотя символизм видений многим кажется неоднозначным и непонятным, на самом деле такой способ описания незримой реальности гораздо проницательнее и яснее, чем любой другой. Такой язык может вызвать разнообразные мысли, ассоциации, возможности применения и мистические отклики, что не отличает его от других, более простых текстов НЗ. Послания к церквям показывают, что у пяти из семи были серьезные проблемы. Основной проблемой, по-видимому, была неверность Христу; это может значить, что основная идея Откровения не социально-политическая, а богословская. Иоанна больше беспокоит борьба с ересями, которые проникали в церковь в конце I века, чем политическая ситуация. Ересь, вероятно, была разновидностью гностического учения. Откровение также часто рассматривается как произведение, принадлежащее к так называемой апокалиптической литературе. Название этой группы книг происходит от греческого слова со значением «откровение» — apokalupsis. Внебиблейские апокалиптические книги были созданы в период с 200 г. до Р.Х. по 200 г. по Р.Х. Хотя между ними прослеживается заметное сходство, есть и существенные отличия. Произведение Иоанна основано не столько на иудейских апокалиптических источниках, сколько на эсхатологическом учении Иисуса, например, Его речи на горе Елеонской (Мф 24-25; Мк 13; Лк 21).

Откровение уникальным образом использует тексты ВЗ. Из 404 стихов Апокалипсиса 278 содержат ссылки на иудейское Писание. Иоанн часто ссылается на Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила, также на Исход, Второзаконие и Псалтирь. Но он редко включает прямые цитаты из ВЗ. Методы толкования Откровения. На протяжении истории церкви сложилось четыре традиционных метода толкования Отк 4-22: Футуристический. Сторонники этого подхода утверждают, что, за исключением Отк 1-3, все видения Откровения относятся к периоду непосредственно перед и после второго пришествия Христа в последние времена. Звери (13; 17) связываются с будущим антихристом, который появится в последний период мировой истории и потерпит поражение от руки Христа, Который придет во второй раз, чтобы судить мир и установить на земле Свое тысячелетнее царство. Различных вариантов футуристического толкования придерживались такие древние богословы, как Юстин Мученик (умер в 164 г.), Ириней (умер ок. 195 г.), Ипполит (умер в 236 г.) и Викторин (умер ок. 303 г.).

В XIX веке футуристический подход пережил возрождение, и сегодня он весьма распространен среди евангельских христиан. Исторический. Как видно из самого термина, при таком подходе Откровение рассматривается как пророческий обзор исторических событий. Автор этого подхода — Иоахим Флорский (умер в 1202 г.), монах, который утверждал, что получил особое откровение о вековом замысле Бога. Он заявил, что каждый из 1260 дней Откровения длится по году. Согласно его схеме, в книге предсказываются события западной истории со времен апостолов до времени самого Иоакима. Существуют разные схемы применения данного метода, но все они имеют один общий момент: антихрист и Вавилон ассоциируются с Римом и папством. Позже этого взгляда придерживались Лютер, Кальвин и другие деятели Реформации.

Претеристический.

Согласно этой теории, Откровение связано со временем автора книги; поэтому события, описанные в ней, истолковываются как ограниченные периодом жизни Иоанна. Звери (Отк 13) — это имперский Рим и жрецы империи. Многие современные ученые являются сторонниками этого взгляда. Идеалистический. Сторонники этого метода толкования Откровения рассматривают его как произведение поэтическое, символическое и обладающее чисто духовным значением. В Откровении вообще не предсказываются конкретные исторические события; напротив, здесь описаны вневременные истины, касающиеся битвы между добром и злом, которая продолжается на протяжении всей истории церкви. Эта система толкования возникла позже, чем три остальных метода. Задача и учение. Исследователь НЗ X. Б. Суит писал об Откровении: «По форме это послание, содержащее апокалиптическое пророчество; по духу и внутреннему замыслу это пастырское наставление». Иоанн, как пророк, был призван отделить истинные верования от ложных — разоблачить заблуждения асийских христиан. Он призывает христиан к истинной вере, объясняя страдания Христа и Его мученичество в свете победы над злом, одержанной в момент смерти и воскресения Иисуса. Иоанн хотел показать, что мученики (например, антипа, Отк 2:13) будут отомщены. Он описывает конец зла и тех, кто последует за зверем (Отк 19:20-21; 20:10,15), а также окончательную победу Агнца и Его последователей.

Содержание.

Основное содержание Книги Откровение можно разделить на несколько групп из семи предметов, некоторые из них явные, другие — подразумеваются: семь церквей (Отк 2-3), семь печатей (Отк 6-7), семь труб (Отк 8-11), семь чаш (Отк 16-18), семь последних вещей (Отк 19-22).

Можно также разделить содержание на четыре ключевых видения:

(1) видение о Сыне Человеческом среди семи церквей (Отк 1-3);

(2) видение о свитке с семью печатями, семи трубах и семи чашах (Отк 4:1-19:10);

(3) видение о возвращении Христа в момент завершения сего века (Отк 19:11-20:15); и

(4) видение о новом небе и новой земле (Отк 21-22).

Введение Иоанна (Отк 1:1-8).

Первые три главы Книги Откровение образуют единое целое, которое сравнительно просто понять. Это самый известный фрагмент Книги Откровение, он содержит вступление ко всей книге (Отк 1:1-8), первое видение о Сыне Человеческом среди семи светильников (Отк 1:9-20) и послание к семи церквям Асии (Отк 2:1-3:22).

Первые восемь стихов — вступление ко всей книге. В них говорится о богословской идее книги и подробностях ее написания. После краткого предисловия (Отк 1:1-3) Иоанн обращается к семи церквям Асии в древней эпистолярной форме (Отк 1:4-8).

Сын Человеческий среди светильников (Отк 1:9-20).

После краткого указания на историческую ситуацию написания книги (Отк 1:9-11) Иоанн описывает свое видение «подобном Сыну Человеческому» посреди семи золотых светильников (Отк 1:12-16).

Эта личность называет Себя возвышенным Господом, Иисусом Христом (Отк 1:17-18), после чего объясняет значение символического видения (Отк 1:19-20).

Наконец Господь обращается с достаточно подробным и конкретным посланием к каждой из семи церквей Асии (Отк 2:1-3:22).

Послания к семи церквям (Отк 2:1-3:22).

Эти семь церквей — типичные примеры как повиновения, так и неповиновения для всех церквей любой эпохи (Отк 2:7,11,17,29; 3:6,13,22; в особенности Отк 2:23).

Церкви перечислены в определенном порядке (Отк 1:11; 2:1-3:22): в древности маршрут путешествия обычно начинался в Ефесе и заканчивался в Лаодикии. Каждое из посланий составлено по общему литературному плану, состоящему из семи частей:

1. Сначала следует обращение, следует общему образцу во всех семи случаях: «Ангелу Ефесской церкви напиши...»

2. Далее упоминается автор обращения. В каждом случае, когда автор называет себя, повторяется какая-то часть описания видения о Христе (Отк 1:12-20); например: «Так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников» (Отк 2:1;
см. Отк 1:13,16).

3. Далее говорится об осведомленности автора. Он прекрасно знает, что творится в церквях и верны ли они Богу, что бы ни казалось внешне. В двух случаях (Сардис и Лаодикия) описание целиком негативное. Враг Христовых церквей — обманщик, сатана, который пытается подорвать веру церквей во Христа (Отк 2:10,24).

4. После утверждений о достижениях церквей автор произносит приговор, связанный с их состоянием, например: «Ты оставил первую любовь твою» (Отк 2:4) или «Ты мертв» (Отк 3:1).

Два послания содержат неблагоприятный приговор (Смирна и Филадельфия), а в двух нет ни слова одобрения (Сардис, Лаодикия).

Все грехи в посланиях рассматриваются как внутреннее отступление от прежней верности Христу.

5. Для наставления и предостережения общин Иисус дает им впечатляющие повеления. Эти повеления разоблачают самообман церквей.

6. В каждом из посланий есть общий призыв: «Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам». Слова Духа — это слова Христа (см. Отк 19:10).

7. Наконец, каждое послание содержит обещание награды победителю. Эта награда — эсхатологическая, она описана в последних двух главах книги. Кроме того, эти обещания вторят Быт 2-3: то, что было утрачено Адамом в Едеме, возвращено Христом, и не только. Вероятно, нам следует воспринимать семь обещаний как разные грани одного великого обещания, данного верующим: победители будут со Христом. Свиток с семью печатями (Отк 4:1-8:1).

Так как, начиная с Отк 4:1 и до конца Книги Откровение, используются сложные образы и видения и не совсем понятно, какова связь этого материала с Отк 1-3, неудивительно, что комментаторы истолковывают эти главы совершенно по-разному.

Престол, свиток и Агнец

(Отк 4:1-5:14). Отк 4-5 — это одно видение, состоящее из двух частей: о престоле (Отк 4) и об Агнце и свитке (Отк 5).

По сути дела, видения о престоле (Отк 4-5) и снятии семи печатей (Отк 6-8) образуют единое видение, которое не следует разделять на два; в самом деле, видение о престоле можно рассматривать как важный фактор для изучения всего видения о свитке с семью печатями и фактически всей остальной книги (см. Отк 22:3).

Иоанн получает новое откровение о величии и могуществе Бога, так что теперь он способен понять события, происходящие на земле в связи со снятием семи печатей (Отк 4:1-11;
см. 3Цар 22:19).

Впервые в Книге Откровение появляется постоянная смена места действия — то небеса, то земля, — характерная для остальной части книги. То, что происходит на земле, объясняется происходящим на небесах. Отк 5 — часть видения, которое начинается в Отк 4 и продолжается снятием семи печатей (Отк 6:1-8:1;
см. введение к Отк 4).

Центр всего происходящего — закланный Агнец, Который берет свиток из руки сидящего на престоле. Кульминация отрывка: Агнец достоин поклонения благодаря Своей смерти.

СНЯТИЕ ПЕРВЫХ ШЕСТИ ПЕЧАТЕЙ

(Отк 6:1-17). Снятием печатей продолжается видение, начатое в Отк 4-5. Теперь внимание уделяется событиям на земле. Сам свиток содержит остальную часть Книги Откровение и касается тайны завершения века сего, задачи и цели истории, и для победителей, и для последователей зверя. Автор осторожно предполагает, что печати символизируют события, предшествующие завершению всего. Труднее сказать, произойдут ли эти события непосредственно перед концом света или же они дают представление об общих условиях, характерных для всего периода последних времен. Видение о печатях по содержанию похоже на то, что Иисус говорил о знамениях последних времен в речи на горе Елеонской (Мф 24:1-35; Мк 13:1-37; Лк 21:5-33).

Эта параллель к основной части Откровения слишком заметна, чтобы можно было не обращать на нее внимания. Так, печати могут соответствовать «родовым схваткам» из речи на Елеонской горе. Эти события похожи на те, что происходят в эпизодах с трубами (Отк 8:2-11:19) и чашами (Отк 15:1-16:21), но их не следует путать с более поздними и более суровыми карами.

Первая интерлюдия: 144 000 израильтян и облеченные в белое

(Отк 7:1-17).
Тон повествования меняется после снятия шестой печати, а о снятии седьмой говорится только в Отк 8:1, так что Отк 7 действительно представляет собой интерлюдию. Сначала Иоанн видит ангелов, которые должны будут уничтожить землю, но они ждут, пока не будут отмечены печатью 144 000 слуг Божьих из всех колен Израиля (Отк 7:1-8).

Потом Иоанн видит бесчисленное множество в белых одеждах, стоящее у престола Бога; это те, кто выжил в период великой скорби (Отк 7:9-17).

Некоторые исследователи считают, что эти две группы — иудеи и необрезанные; другие же полагают, что это одна и та же группа, только рассматриваемая с разных точек зрения.

Снятие седьмой печати

(Отк 8:1).
После интерлюдии (Отк 7) открывается последняя печать, и на небесах на полчаса устанавливается тишина для подготовки к суду над землей или чтобы слышать крики мучеников на земле (Отк 6:10).

Первые шесть труб (Отк 8:2-11:14).

После подготовительной сцены на небесах (Отк 8:2-5) по очереди звучат шесть труб (Отк 8:6-9:19), после чего снова следует интерлюдия (Отк 10:1-11:14).

Первые шесть труб

(Отк 8:6-9:21).
Существуют разные мнения, но, вероятно, лучше всего рассматривать первые пять печатей как предшествующие событиям, связанным с трубами и чашами. Но со снятия шестой печати отсчитывается период, когда Божий гнев изливается на землю и начинается суд с трубами и чашами (Отк 6:12-17).

Таким образом, суд, связанный с трубами, происходит во время снятия седьмой печати, а суд с чашами (Отк 16:1-21) — во время звучания седьмой трубы. Таким образом, эти периоды наслаиваются один на другой, но между ними есть преемственность и развитие, от печатей к трубам и к чашам. Как и в случае с печатями, события с трубами развиваются по определенному литературному плану. Первые четыре трубы отделены от последних трех, которые предваряются словом «горе» (Отк 8:13; 9:12; 11:14) и в целом напоминают нам египетские казни в Книге Исход. Последние три трубы выделены и предваряются словом «горе» (Отк 8:13), потому что очень суровы. Первая из них — небывалое нашествие саранчи (Отк 9:1-11), вторая — нашествие существ, похожих на скорпионов (Отк 9:13-19).

Обе эти казни лучше рассматривать как нашествие демонических орд (Отк 9:1,11).

Вторая интерлюдия: маленькая книга И два свидетеля

(Отк 10:1-11:14).
По-видимому, основная идея Отк 10 — это подтверждение пророческого призвания Иоанна, как указано в Отк 10:11: «Тебе надлежит опять пророчествовать о народах, и племенах, и языках, и царях многих». Конкретизируется содержание этого небольшого свитка (книжки) в 11; 12;

13. Отк 11 — сложная глава. Здесь речь идет об измерении храма, жертвенника и верующих, а также о попрании Святого города в течение 42 месяцев (Отк 11:1-2), описываются также два свидетеля-пророка, которые были убиты и воскресли (Отк 11:3-13).

По поводу этой главы существуют самые разные мнения; так, ее считают видением о возрождении иудейского народа, которое сопровождается воскресением пророков Моисея и Илии. Полагают также, что храм — это истинная церковь, которую Бог защитит в период великой скорби, а два свидетеля — все верные церкви перед лицом гонений. Седьмая труба (Отк 11:15-14:20).

Звучит седьмая труба, и громкие голоса на небесах провозглашают окончательную победу Бога и Христа над миром. Тема этого отрывка — вечное Царство Бога и Христа. Мировая империя, которой некогда правил узурпатор, теперь переходит в руки подлинного Владельца и Царя. Здесь делается объявление о правлении Царя, но окончательно власть врагов над миром будет сломлена только по возвращении Христа (Отк 19:11-21).