Павел
Павел, апостол о греч. «малый» (Paul, The Apostle) Выдающийся вождь церкви I века; апостол язычников; автор 13 посланий НЗ.
Образование
Савл как гонитель церкви
Обращение и призвание
Подготовка к служению
Уход из Антиохии
Путешествие с Варнавой
Иерусалимский собор
Дальнейшие путешествия
Труды благовестия
Арест в Иерусалиме
Путешествие в Рим и пребывание там
Последние годы и мученичество Семья и воспитание. Павел родился около 10 г. по Р.Х. Он был иудеем из фарисейской семьи (Деян 23:6), из колена Вениамина (Флп 3:5), и происходил из Тарса в Киликии (Деян 9:11; 21:39; 22:3), торгового и образовательного центра, с эллинистической атмосферой и римской политикой. Это был город, которым он мог гордиться (Деян 21:39). Родители назвали его Савлом, возможно, в честь первого царя Израиля, также вениамитянина (1Цар 11:15; Деян 13:21), но в Деян 13:9 указано, что его также звали Павлом. В своих посланиях он пользуется римским именем Павел. От благочестивых родителей Павел получил знание Закона и Пророков, а также еврейского и арамейского языков (Деян 21:40; 22:2-3; 23:6; Гал 1:14; Флп 3:5-6). Но Таре не был иудейским городом. Он был скорее греческим по духу, там говорили по-гречески и процветала греческая литература. Этим объясняется знание Павлом греческого языка (Деян 21:37), которым говорили на улицах и рынках Тарса. Иудеи попали в Таре, столицу римской провинции Киликия, в 171 г. до Р.Х., для занятий торговлей в этом регионе. Должно быть, предки Павла еще в то время получили римское гражданство. Павел унаследовал от отца гражданство Тарса и Рима, что оказалось весьма ценно для него впоследствии, когда он путешествовал с благовестием по Римской империи (Деян 16:37; 22:25-29; 23:27). Должно быть, у Павла было несколько братьев и сестер, но в Деян 23:16 упоминается только одна сестра, сын которой спас жизнь своему дяде. Его ремеслом было делание палаток (Деян 18:3). Возможно, он научился этому ремеслу у отца или выбрал его, чтобы зарабатывать на жизнь, как было принято в раввинистическом воспитании. Таре славился изготавливаемой в нем тканью из овечьей шерсти, называемой «киликиум». Из этой ткани делали палатки, паруса, тенты и плащи, так что Павел мог экономически ни от кого не зависеть во время апостольского служения (Деян 18:3; 20:34; 28:30; 2Кор 11:9; 1Фес 2:9; 2Фес 3:8). Образование. Хотя Павел родился в Тарсе, Иерусалимским иудеям он говорит, что воспитывался в их городе и был учеником Гамалиила (Деян 22:3). Неизвестно, когда Павел впервые прибыл в Иерусалим, но, вероятно, он начал свое раввинистическое обучение где-то в возрасте 13-20 лет. Его учитель Гамалиил был внуком Гиллеля, основателя фарисейской школы, учение которого через талмудические сочинения дошло до нашего времени. Это был тот самый Гамалиил, который мудро посоветовал синедриону сохранить жизнь Петру и апостолам (Деян 5:33-40). Без сомнения, именно в период обучения у Гамалиила в школе Гиллеля Павел начал ревностно защищать иудаизм и отстаивать традиции отцов (Гал 1:14). Должно быть, именно тогда Павел начал ощущать и невозможность исполнения закона, которую он описывает в Рим 7. Пока Павел изучал иудейский закон в Иерусалиме, Иисус работал плотником в Назарете. Потом Иисус собрал учеников, которые однажды станут товарищами Павла в распространении Благой Вести, исполнил Свое служение и совершил искупление на кресте (30 по Р.Х.). После воскресения Христа появилась церковь, которая крестилась Святым Духом в день Пятидесятницы в Иерусалиме. Савл как гонитель церкви. Вскоре после этих событий, изменивших мир, членам некоторых Иерусалимских синагог, в том числе киликийской синагоги, куда ходили земляки Павла (Деян 6:9), не понравились мудрые и богодухновенные (Деян 6:10) речи представителя Иерусалимской церкви по имени Стефан (Деян 6:5,18). Его обвинили в богохульстве перед синедрионом (Деян 6:11-15). После красноречивой защитной речи Стефана (Деян 7:1-53) его вывели за пределы города и забили камнями до смерти. Он стал первым христианским мучеником. Мы не знаем точно, какую роль играл Павел в этом событии, но он был очевидцем происшедшего. Свидетельствовавшие против Стефана, которые обязаны были во время казни первыми бросить камни, «положили свои одежды у ног юноши, именем Савла» (Деян 7:58). Во время суда над Стефаном Павел слышал его вошедшую в историю защитную речь и сам позже воспользовался такой защитой в Антиохии Писидийской (Деян 13:16-41). Он видел человека с «лицом Ангела» (Деян 6:15), исполненного Святым Духом, смотревшего вверх и провозглашавшего «небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян 7:56). Со смерти Стефана начались события, которые привели к обращению Павла и его служению в качестве апостола язычников. Но в тот момент Павел был вождем гонителей церкви. Он угрожал убийством ученикам Господа (Деян 9:1); он преследовал церковь Божью и пытался уничтожить ее (Гал 1:13), бросая в темницы христиан, мужчин и женщин (Деян 22:4), во многих городах. Обращение и призвание. Павел получил письма от Иерусалимского первосвященника к синагогам Дамаска, в которых ему поручалось арестовать тамошних верующих и привезти их в Иерусалим на суд (Деян 9:1-2). С этой целью Павел совершил путешествие в Дамаск. За городом произошло событие, которое превратило гонителя Иисуса Христа и богохульного губителя молодой церкви в главного проповедника Евангелия благодати, созидавшего церковь (1Кор 3:10; 1Тим 1:13). Так произошло обращение Павла (ок. 31-33 по Р.Х.). Событие это имело такое значение, что оно трижды подробно описывается в Книге Деяний (Деян 9:1-19; 22:1-21; 26:1-23) и часто упоминается в собственных посланиях Павла (1Кор 9:1; 15:8; Гал 1:15-16; Еф 3:3; Флп 3:12). Вокруг Павла и его попутчиков воссиял яркий свет с небес, ярче полуденного солнца, и они пали на землю (Деян 26:13-14). Но только один Павел слышал голос Иисуса, Который велел ему свидетельствовать перед язычниками (Деян 26:14-18). Временно ослепшего Павла привели в Дамаск (Деян 9:8). Там ученик Христа Анания и христианская община простили его, он крестился, и ему помогли осознать его потрясающее обращение (Деян 9:10-22). Через некоторое время Павлу стали угрожать иудеи, которым он проповедовал Иисуса (Деян 9:20-22), но верующие защитили его и избавили от преследователей (Деян 9:23-25). Подготовка к служению. Начался период подготовки, продолжавшийся около 13 лет. Сначала Павел три года провел в Аравийской пустыне. Здесь у него была возможность помолиться и поразмыслить о защите Стефана перед синедрионом, своем обращении, видении Иисуса Христа и значении всего этого в свете иудейского богословия. После этого Павел вернулся в Дамаск и совершил 15-дневный визит к Петру в Иерусалим (Гал 1:17-18). Сначала Иерусалимские ученики боялись Павла, потому что не верили в его обращение (Деян 9:26), но ему помог Варнава, и верующие Иерусалима приняли его (Деян 9:27-28). В Иерусалиме Павел услышал гораздо более подробный рассказ о словах и деяниях Иисуса. Сюда должна была входить информация об учреждении вечери Господней (1Кор 11:23-25), конкретные высказывания Господа (Деян 20:35; 1Кор 7:10; 9:14), сведения о явлениях воскресшего Христа (1Кор 15:3-8), о Духе и характере Иисуса (2Кор 10:1; Флп 2:5-8). Павел также проповедовал в Иерусалиме, возможно, в тех же самых синагогах, в которых слышал Стефана. Но, когда иудеи снова стали угрожать ему, верующие отправили его обратно в Таре (Деян 9:29-30; Гал 1:21). Подготовка Павла подошла к концу, когда Варнава прибыл за ним в Таре, чтобы взять его с собой в Антиохию. К тому моменту Павел провел в Киликии 10 лет. С момента своего обращения, еще до отъезда в Таре, он проповедовал Иисуса (Деян 9:20), смело говоря во имя Господа (Деян 9:27). У нас нет причин полагать, будто он вел себя иначе, живя среди язычников в Киликии. Должно быть, его проповеди были настолько эффективны, что он стал привлекать к себе слишком много внимания в Антиохии. Вероятно, именно в эти годы Павлу пришлось пережить многие из страданий, упоминаемых во 2Кор 11:24-26. Некоторые исследователи считают, что экстатическое переживание, описываемое во 2Кор 12:1-9, а также упомянутое «жало в плоть» относятся к антиохийскому периоду. Уход из Антиохии. Антиохийская церковь возникла в период гонений, организованных Павлом после смерти Стефана. До прибытия в Антиохию верующие в рассеянии несли Благую Весть только иудеям (Деян 11:19). Именно в Антиохии язычники впервые услышали Благую Весть (Деян 11:20), и многие уверовали (Деян 11:21). Вполне логично, что Павел, апостол язычников (Деян 22:21; Рим 11:13), еще не известный иудейским церквям (Гал 1:22), формально начал служение, к которому был призван, в Антиохии (Деян 26:17-18). Варнава и Павел год провели с антиохийской церковью. Их труды увенчались успехом, и возникло новое наименование, христианин, для обозначения верующих Антиохии, обращенных иудеев и язычников (Деян 11:26). Услышав о голоде в Иудее, антиохийские ученики решили помочь своим братьям и отправили сбор с Варнавой и Павлом (Деян 11:30). Этот дар показал иудейской церкви, как мощно Благая Весть распространяется среди язычников. Завершив свою миссию, Варнава и Павел вернулись в Антиохию с Иоанном Марком (Деян 12:25), двоюродным братом Варнавы (Кол 4:10). Начиная с дня Пятидесятницы распространение Благой Вести происходило стихийно и неорганизованно. Христиане проповедовали в домах, на рыночных площадях, на улицах, в синагогах, на дорогах и т. д. (Деян 3:1; 5:12,42; 8:26-29; 10:22). Но в Антиохии Святой Дух возбудил в верующих намерение проповедовать Евангелие в конкретных секторах Римской империи (Деян 13:1-3). По велению Святого Духа церковь поручила это задание Варнаве и Павлу. Варнаве и Павлу был дан в помощники Иоанн Марк, и они, с молитвами церкви, отплыли на Кипр (Деян 13:4). Путешествие с Варнавой. Прибыв в Саламин, они проповедовали в синагогах по всему острову до Пафа (Деян 13:5-6). Там римский проконсул, Сергий Павел, пожелал слышать Слово Божье (Деян 13:7). Некий волхв по имени Елима Вариисус попытался сделать так, чтобы проконсул не поверил в Иисуса, но по велению Павла был поражен временной слепотой (Деян 13:8-11). Тогда в первый раз Павел совершил чудо как апостол (2Кор 12:12). С этого момента Лука в Книге Деяний называет его Павлом, а не Савлом (Деян 13:9), и он, а не Варнава, становится главным в группе. «Павел и бывшие при нем» отплыли из Пафа и прибыли в Пергию в Памфилии (Деян 13:13). Иоанн Марк покинул их в Пергии и вернулся домой в Иерусалим (Деян 13:13). Это привело к разногласиям (Деян 15:39), но позже Варнава и Павел помирились (Кол 4:10; 2Тим 4:11). Далее Павел продолжил благовестив в римской провинции Асия, в особенности на юге Галатии, в районе Памфилии, Писидии и Ликаонии. Это прибрежная территория с жарким климатом, способствующим малярии. Считается, что там Павел заболел малярией и отправился на север, в горы, высотой до 4000 футов (1219,2 м). Такое путешествие было опасным из-за быстрых рек и разбойников (2Кор 11:26), но обитатели горных районов Галатии хорошо позаботились о Павле по прибытии (Гал 4:13-15) и тепло приняли его весть (Деян 13:48-49). Павла и Варнаву попросили выступить в синагоге Антиохии Писидийской (Деян 13:15), и Павел произнес проповедь, многими особенностями напоминающую его будущие послания к церквям (Деян 13:16-41). На следующей неделе его снова пригласили выступить (Деян 13:42), и практически весь город собрался послушать Слово Божье (Деян 13:44). Это вызвало зависть иудеев, которые стали возражать Павлу (Деян 13:45) и вынудили апостола обратиться к язычникам (Деян 13:46-47). Многие язычники Антиохии уверовали и стали распространять Благую Весть по району, но Павлу и Варнаве пришлось покинуть город и отправиться в Иконию в Ликаонии (Деян 13:48-51). Успех в Антиохии повторился в Иконии, была там также и иудейская оппозиция (Деян 14:1), и апостолы, которых угрожали побить камнями, бежали в Листру и Дервию в Ликаонии (Деян 14:5-6). В Листре апостол снова совершил чудо, исцелив калеку от рождения (Деян 14:8-10). Местные идолопоклонники, верившие, что когда-то раньше их посетил Юпитер в сопровождении Меркурия, стали поклоняться Павлу и Варнаве как этим божествам (Деян 14:11-13). Даже убедительные речи Павла, которого они приняли за Меркурия, едва смогли удержать толпу от принесения им жертвы (Деян 14:14-18). В Листре с Павлом обошлись так же, как он когда-то сам поступал с христианами. Его побили камнями, вытащили из города и бросили, приняв за мертвого (Деян 14:19). Должно быть, Тимофей (Деян 16:1-3) был одним из учеников, которые поспешили на помощь Павлу, лежавшему за воротами (Деян 14:20). Тимофей был сыном Павла по вере (1Кор 4:17; 1Тим 1:2), свидетелем его страданий (2Тим 3:10-11), верным другом и соратником (Деян 19:22; 20:4; Рим 16:21; 1Фес 3:2). На следующий день Павел и Варнава отправились в Дервию (Деян 14:20). Обратив многих в Дервии, апостолы проделали обратный путь через Листру, Иконию и Антиохию Писидийскую, укрепляя в вере и ободряя новообращенных и назначая старейшин в каждой церкви (Деян 14:21-23). Снова прибыв в Пергию, они поплыли обратно в Антиохию Сирийскую, где сообщили церкви чудесную новость: Бог открыл врата веры язычникам (Деян 14:25-27). Иерусалимский собор. Иудеи, которые в Галатии все время мешали Павлу и Варнаве, теперь начали убеждать обращенных язычников оставить благодать Христову и подчиниться иудейскому закону (Гал 1:6; 3:1). Вскоре после возвращения апостолов в Антиохию из Иудеи туда прибыли иудействующие, которые учили спасению через закон (Деян 15:1). Они выступали против Евангелия благодати, которое проповедовал Павел. Церковь Антиохии послала Павла, Варнаву и других в Иерусалим, чтобы тамошние апостолы и старейшины разрешили проблему закона и благодати (49 по Р.Х.; Деян 15:2). По пути в Иерусалим они распространяли новость об обращении язычников. Эта новость вызвала у верующих великую радость (Деян 15:3). Некоторые представители Иерусалимской церкви, однако, эту радость не разделили, потому что кое-кто на первом заседании собора говорил, что язычникам следует соблюдать закон Моисея (Деян 15:5). После собрания Павел и Варнава частным образом встретились с Петром, Иоанном и Иаковом (Гал 2:1-10) и рассказали о Благой Вести, которую несли язычникам. Три вождя Иерусалимской церкви увидели благодать, которая была дана Павлу, чтобы нести Евангелие язычникам, и протянули ему руку дружбы. По-видимому, на этом частном собрании проблема соблюдения иудейского закона была решена, так как Петр сказал: «Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся» (Деян 15:11), а Иаков пришел к решению «не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деян 15:19). Это была великая победа Павла и Варнавы, и антиохийская церковь радовалась полученной новости (Деян 15:30-35). Позже Петр посетил Антиохию и свободно общался с обращенными язычниками, подобно тому как раньше — еще нерешительно — он делал это в доме Корнилия (Деян 10:28). Так продолжалось, пока не прибыли «некоторые от Иакова». Петра напугало их присутствие, и он забыл о евангелии благодати и отстранился от язычников. Поведение Петра повлияло и на других, в том числе Варнаву (Гал 2:12-13). Павел попытался разрешить эту серьезную проблему, публично выступил против Петра и обвинил его в иудействовании и лицемерии (Гал 2:14). Павел выиграл эту битву и вывел Петра и Варнаву из заблуждения красноречивым выступлением об оправдании верой (Гал 2:15-21), но иудействующие не сдались. С этого момента они неотступно терзали и преследовали Павла по всему миру. Но апостол не поддался им. Он всю свою жизнь боролся за то, чтобы Благая Весть достигла язычников (Гал 2:5). Дальнейшие путешествия. Павел захотел навестить новообращенных и посмотреть, как у них дела. Поэтому он предложил Варнаве вернуться в города, в которых они раньше проповедовали Иисуса (Деян 15:36). Варнава намеревался взять с собой Иоанна Марка, но Павел не захотел его брать, потому что он покинул их во время предыдущего путешествия (Деян 13:13). Возникли разногласия, и Варнава расстался с Павлом (Деян 15:37-39). Сила, старший среди братьев в Иерусалиме (Деян 15:22), сопровождал Павла в путешествии по Сирии и Киликии, задачей которого было укрепление церквей (Деян 15:40-41). Начиная с Дервии в Галатии Павел и Сила снова навестили церкви, которые Павел учредил с Варнавой. В Листре к ним присоединился Тимофей (Деян 16:1-3). Апостолы доставили юным церквям послание от старейшин Иерусалима, где говорилось о соблюдении закона (Деян 15:23-29), таким образом укрепляя и поддерживая их (Деян 16:4-5). Скорее всего, основной целью проповедников был Ефес, крупнейший город римской провинции Асия, но им было запрещено «проповедывать слово в Асии» (Деян 16:6). Тогда они попытались повернуть на север и отправиться в Вифинию, «но Дух не допустил их» (Деян 16:7). Таким образом, Бог вынудил их двигаться прямо на запад, к Троаде на Эгейском море, где к ним присоединился Лука («мы» в Деян 16:10), а у Павла было видение о том, что он призван в Македонию (Деян 16:8-9). Павел и его товарищи немедленно отплыли в Европу (Деян 16:11) и принесли Благую Весть населению Филипп, Фессалоник, Верии, Афин и Коринфа. Филиппы были римским городом и военным постом, где жило небольшое количество иудеев, так что Павел пошел к месту у реки, где молились местные иудеи. Он говорил там с несколькими женщинами, в частности с Лидией, которая уверовала и крестилась вместе со своим домом (Деян 16:12-15). Это была первая церковь в Европе. Павел изгнал духа прорицания из девушки в Филиппах, и за это их с Силой посадили в темницу (Деян 16:16-24). Ночные события в темнице побудили уверовать тюремщика (Деян 16:25-34), и он со своей семьей присоединился к филиппийской церкви, которая собиралась в доме Лидии (Деян 16:40). Когда Павел сообщил о своем римском гражданстве, его отпустили и попросили покинуть город (Деян 16:35-39). В Фессалониках иудеи, которые завидовали успеху благовестия Павла, подговорили толпу пожаловаться на апостолов. Они сказали городским властям, что эти «всесветные возмутители» «поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса» (Деян 17:5-7). Павел и Сила ночью поспешно покинули Фессалоники и отправились в Верию, жители которой охотно и искренне приняли Благую Весть (Деян 17:10-12). Но иудеи Фессалоник тоже не мешкали и стали возбуждать толпу против Павла. Верующие отправили Павла в Афины, а Сила с Тимофеем остались в городе (Деян 17:13-15). Афиняне посчитали Павла «суесловом», но позволили ему выступить на ареопаге. В речи Павла проявляетсяего образованность. Он упоминает о греко-римской философии (Деян 17:27), поэзии (Деян 17:28), скульптуре (Деян 17:25,29), архитектуре (Деян 17:24) и религии, провозглашая «неведомого Бога» (Деян 17:23). Но когда он заговорил о воскресении, то столкнулся с насмешками и равнодушием (Деян 17:32). Тем не менее на некоторых слова Павла подействовали. Прибыв в Коринф, он решил не провозглашать Божьи тайны возвышенным слогом, чтобы вера обращенных опиралась не на человеческую мудрость, а на Божье могущество (1Кор 2:1-5). В Коринфе Павел встретил Акилу и Прискиллу (Деян 18:2-3), римских иудеев, с которыми он работал как изготовитель палаток и которые сыграли важную роль в становлении церкви (Деян 18:26; Рим 16:3; 1Кор 16:19; 2Тим 4:19). Он пробыл в Коринфе 18 месяцев, в 50-51 г. по Р.Х., и создал там церковь (Деян 18:11), опираясь на видение Божье (Деян 18:9-10) и вопреки нападкам иудеев (Деян 18:12-17). В Коринфе Павел написал Первое и Второе послания к фессалоникийцам, назидая их жить свято и трудолюбиво (1Фес 3:13; 5:23; 2Фес 3:7-12), надеясь на второе пришествие Иисуса Христа (1Фес 4:15-18; 2Фес 2:1 и далее). В компании Акилы и Прискиллы Павел отплыл из Коринфа в Сирию. Он оставил своих соратников в Ефесе, а сам отправился в Кесарию, ненадолго заехал в Иерусалим и вернулся в Антиохию (Деян 18:18-22). Павел какое-то время пробыл в Антиохии, но он не мог долго отдыхать. Он один отплыл из Антиохии, путешествовал по Галатии и Фригии, укрепляя верующих, и наконец прибыл в Ефес (Деян 18:23; 19:1). Труды благовестия. До прибытия Павла в Ефесе проповедовал иудей по имени Аполлос. Незадолго до того он отправился в Коринф (Деян 18:24-28). Там Аполлос невольно стал причиной такого раздора (1Кор 3:3-9), что уехал и отказался возвращаться даже по просьбе Павла (Деян 18:19-20). Служение Аполлоса, а также присутствие Акилы и Прискиллы приготовили Ефес к апостольской проповеди Благой Вести о Христе. Павел начал работу в Ефесе с того, что дал наставления группе плохо информированных учеников Иоанна Крестителя (Деян 19:1-7). Он провел три месяца, проповедуя в местной синагоге, пока члены собрания «злословили путь Господень» (Деян 19:9). Затем Павел взял своих учеников и продолжил обучение на нейтральной территории училища Тиранна (Деян 19:8-9), куда могли приходить и иудеи, и греки. Он учил там два года, и «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян 19:10). Работа в Ефесе шла довольно успешно (Деян 19:10,20,26). Павел пользовался широкими возможностями для эффективного благовестия (1Кор 16:9), совершал необыкновенные чудеса (Деян 19:11-17), публично жег книги о колдовстве (Деян 19:18-19), ему помогали дружественные власти провинции Асия (Деян 19:31). У него было и много противников (1Кор 15:32; 16:9), в особенности среди ремесленников, связанных с храмом Дианы. Служение Павла настолько повредило их торговле, что они подняли бунт (Деян 19:23-41). Павел хотел пробыть в Ефесе до Пятидесятницы (1Кор 16:8), но бунт ускорил его отъезд (Деян 20:1). Во время пребывания Павла в Ефесе Хлоя и ее домашние прислали ему весть из Коринфа, что в тамошней церкви возникли несогласия (1Кор 1:10-13). Следствием этого были послания и поездки. Павел написал к церкви письмо, ныне утраченное (1Кор 5:9). Церковь в Коринфе ответила Павлу письмом (1Кор 7:1) и отправила к нему гонцов (1Кор 16:17), а Павел послал к ним Тимофея (1Кор 4:17; 16:10). Потом Павел написал 1 Коринфянам (53 по Р.Х.) и отправил его с Титом, который должен был встретиться с ним в Троаде, чтобы доложить о результате (2Кор 2:12-13). После поспешного отъезда из Ефеса у Павла была возможность проповедовать Евангелие в Троаде, но ему так хотелось узнать новости из Коринфа, что он отправился в Македонию (2Кор 2:12-13). Там он наконец встретился с Титом (2Кор 7:5-7) и порадовался вести о покаянии, рвении, искренности веры коринфян (2Кор 7:8-16). Из Македонии Павел написал 2 Коринфянам (54 по Р.Х.), а потом отправился на северо-запад, проповедовать Благую Весть о Христе в Иллирике (Рим 15:19), после чего повернул на юг, в Ахаию, и в третий раз посетил Коринф (Деян 19:21; 20:1-3; 2Кор 13:1). Неизвестно, где и когда Павел написал свое Послание к галатам. Некоторые датируют его примерно 45 г. по Р.Х., то есть временем до Иерусалимского собора. Другие утверждают, что оно было написано в Коринфе, в этот период. Мы предпочитаем последнюю версию. Во время трех зимних месяцев в Коринфе (54-55 по Р.Х.) Павел написал Послание к римлянам, в котором четко и на все века сформулирована Благая Весть. У Павла было много друзей в Риме (Рим 16), и он давно собирался попасть туда (Рим 1:10-15). Он планировал привезти сбор от языческих церквей в Иерусалим (Деян 20:35; Рим 15:25-26; 1Кор 16:1), а после этого посетить Рим (Деян 19:21) по пути в Испанию (Рим 15:23-24). Арест в Иерусалиме. По пути из Коринфа в Иерусалим Павла много раз предостерегали об опасности, которая его там ждет. Иудействующие преследовали его повсюду, но он не прислушивался к предупреждениям (Деян 20:22-24,38; 21:4,10-15). Однако просьба помолиться о нем в Рим 15:30-32 показывает, что он понимал: ему может понадобиться божественная защита от неверующих Иудеи. Путешественники, которые везли иудейским верующим сбор, спешили, чтобы прибыть в Иерусалим к Пятидесятнице (Деян 20:16). Они проехали из Ахаии через Македонию и прибыли в Филиппы на пасху (весна 56 г. по Р.Х.; Деян 20:6). Потом они отплыли в Троаду, навестили тамошних верующих (Деян 20:7-12) и отплыли с восточных островов Эгейского архипелага в Милит (Деян 20:13-16). В Милите Павел послал за старейшинами Ефеса, перед которыми произнес страстную речьпредостережение (Деян 20:17-38). Далее Павел с товарищами отплыли на Кос, затем пошли к Родосу и прибыли в Патару, где пересели на корабль в Финикию (Деян 21:1-2). Держа прямой курс на Тир, они миновали Кипр, вызвавший воспоминания о Варнаве и Сергии Павле (Деян 21:3). «По внушению Духа» верующие Тира «говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим» (Деян 21:4), но Павел продолжил путь в Кесарию, где вместе со своими спутниками встретил Филиппа, ранее служившего с мучеником Стефаном (Деян 21:8;
см. Деян 6:5). В Кесарии Павла также не убедило драматическое пророчество о его грядущем аресте (Деян 21:10-14). В Иерусалиме путешественники остановились у Мнасона, одного из первых учеников, и их тепло приветствовали братья (Деян 21:15-17). Иаков и старейшины церкви славили Бога, услышав, что совершил Павел среди язычников (Деян 21:18-20), и получив сбор от церквей (Деян 24:17). Они сообщили Павлу о его дурной репутации среди тысяч иудеев Иерусалима и попросили его уладить разногласия с иудействующими, которые считали, что он призывает обращенных иудеев отказаться от закона Моисея (Деян 21:21-24). Судя по Деян 21:25, старейшины Иерусалима понимали, что язычники не имеют никаких обязательств перед законом; они хотели, чтобы Павел показал обращенным иудеям, что они вправе соблюдать закон, как прежде. Павел отмечал иудейские праздники (Деян 20:6), как Иисус и Его первые ученики в Иерусалиме. Он также остриг себе волосы по обету в Кенхреях (Деян 18:18), так что ему, иудею, не представляло труда церемониально очиститься после обращения в христианство, тем более, что это могло опровергнуть аргументы иудействующих. Если бы он отказался от требования старейшин, это доказало бы правоту его оппонентов. Данный план осуществлялся успешно, поскольку волнения в конце концов были вызваны иудеями из Асии, посетившими Иерусалим на Пятидесятницу 57 г. по Р.Х. (Деян 21:27-29), — а не Иерусалимскими иудеями. Настойчивые гонители Павла взбудоражили целый город. Разъяренная толпа вытащила его из храма, как некогда Стефана. Они хотели убить его, но его спасли римские солдаты, в то время как толпа кричала: «Смерть ему!» — как когда-то было с Иисусом (Деян 21:30-36). На этот раз Павла спасли его образование и знание им разных культур. Приведенный в римскую крепость, Павел по-гречески обратился к тысяченачальнику, который по ошибке принял его за убийцу-египтянина (Деян 21:37-38). Получив позволение обратиться к толпе, он заговорил с ней на ее родном арамейском языке (Деян 21:39-40). Толпа слушала защитную речь Павла, пока oh не произнес слово «язычники». Тут народ начал угрожать Павлу, и его отвели в крепость (Деян 22:1-24). Римляне хотели высечь его, но Павел сообщил, что родился римским гражданином. Тысяченачальник испугался, что посадил под стражу римского гражданина. Он пожелал узнать, в чем обвиняют Павла, и привел его в синедрион (Деян 22:25-30). Среди членов иудейского суда вскоре начались разногласия. Павел считал, что в этой войне хороша любая тактика, и умело подтолкнул членов синедриона к спорам о проблеме воскресения (Деян 23:1-9). Павел снова был спасен, на этот раз по причине вражды фракций иудейского руководства между собой, и его отвели в крепость, где Господь ободрил его, пообещав, что он отправится в Рим (56 по Р.Х.; Деян 23:10-11). Тем временем 40 иудеев вступили в заговор против Павла. Они приняли обет не есть и не пить, пока не уничтожат апостола (Деян 23:12-15). Им почти удалось задуманное, но, с помощью сына сестры Павла (Деян 23:16), их заговор был открыт. Для безопасности Павел был перевезен из Иерусалима в Кесарию под охраной отряда в 470 солдат и препоручен губернатору Феликсу (Деян 23:16-35). Последующие два года Павел провел в Кесарии, и его допрашивали Феликс (Деян 24), его преемник Фест (Деян 25:1-12) и царь Агриппа (Деян 25:23-26:32). Фест, желая угодить иудеям, предложил отправить Павла на суд в Иерусалим, но Павел знал о намерениях своих обвинителей и снова воспользовался своим римским гражданством, обратившись с апелляцией к кесарю (Деян 25:9-12). Путешествие в Рим и пребывание там. Для того чтобы предстать перед судом кесаря, Павел и его товарищи, Аристарх и Лука, отправились в опасное путешествие (58 по Р.Х.; Деян 27:1-28:16). Наиболее примечательно их плавание из Кесарии в Рим. Лука подробно описывает его, что позволяет нам многое узнать о древних кораблях, навигации и мореплавателях. Апостол Павел предстает перед нами как героическая, достойная личность, закованный в цепи посланник Божий (Еф 6:20), которому с Божьей помощью (Деян 27:23-26) удалось спасти 276 человек, находившихся на борту (Деян 27:37). Лука повествует о путешествии поэтапно — о пересадке на другое судно в Мирах, задержке в Хороших Пристанях на Крите и кораблекрушении на Мальте. Наконец весной 59 г. по Р.Х. они прибыли в Путеол, Италия, и отправились в Рим, приветствуемые верующими на Аппиевой дороге (Деян 28:13-16). Лука завершает Книгу Деяний на мирной ноте, несмотря на то что апостол был пленником императора Нерона. Павел жил в собственном доме, охраняемый римским стражником (Деян 28:16,30). Он принимал местных иудейских руководителей, чтобы прояснить все, что им было непонятно, и убедить их в истинности вести об Иисусе. Его усилия отчасти увенчались успехом (Деян 28:17-28). За два года или даже более, проведенных Павлом в Риме, иудействующие перестали его преследовать, но возникла опасность восточного гностицизма. Это видно из посланий Павла Филиппийцам, Колоссянам, Ефесянам и Филимону, написанных в это время. Вряд ли обвинители Павла прибыли в Рим, чтобы формально выдвинуть обвинения перед кесарем, так что Павла, вероятно, отпустили в 61 г. по Р.Х. Последние годы жизни и мученичество. Считается, что пастырские послания (1Тимофею, 2 Тимофею и Титу) действительно написаны Павлом. О последних событиях жизни Павла можно что-либо узнать только из них. В Рим 15:28 говорится, что Павел намеревался доставить сбор в Иерусалим и «отправиться через ваши места [Рим] в Испанию». Арест и заключение в Иерусалиме не только нарушили его планы, но и отняли пять драгоценных лет его продуктивной жизни. Хотя Климент Римский считает, что Павел побывал в Испании, как собирался («Послание Климента к коринфянам» 5), без сомнения, ему приходилось также неустанно заботиться обо всех церквях (2Кор 11:28). Если Павел был в Испании, то это должно было произойти после пожара в Риме 19 июля 64 г. по Р.Х. Предание гласит, что Павел побывал даже в Британии, но у нас нет об этом никаких свидетельств. Вернувшись на восток, он оставил Тита на Крите (Тит 1:5) и совершил путешествие в Милит, к югу от Ефеса, где оставил больного Трофима (2Тим 4:20). На пути в Македонию Павел навестил Тимофея в Ефесе (1Тим 1:3). По пути Павел оставил свой плащ и книги у Карпа в Троаде (2Тим 4:13). Это значит, что он собирался вернуться за своим имуществом. Из Македонии Павел написал, с любовью и пониманием, Первое послание к Тимофею (62-64 по Р.Х.). Он собирался провести зиму в Никополе (Тит 3:12), к северо-западу от Коринфа на Адриатическом море, но писал к Титу все еще из Македонии. Это послание похоже на 1 Тимофею, но в чем-то оно более резкое по тону. В нем содержатся последние сведения о красноречивом и ревностном Аполлосе (Тит 3:13), который был еще связан с Павлом 10 или более лет, прошедших с момента его пребывания в Ефесе (Деян 18:24). Мы не знаем, куда далее отправился Павел. Возможно, он перезимовал в Никополе, но за плащом в Троаду он так и не вернулся (2Тим 4:13). В какой-то момент он был арестован римлянами, ибо провел зиму в римской темнице в Мамертине, откуда, страдая от холода в каменной камере, писал свое Второе послание к Тимофею (66-67 по Р.Х.) Должно быть, он думал о приближающейся зиме, когда попросил Тимофея привезти его плащ (2Тим 4:13,21). Возможно, обвинения против Павла были связаны с римским пожаром; но это нам неизвестно. В это время быть христианином уже было противозаконно, так как новая вера больше не была под защитой римского закона как разновидность иудаизма (законной и признанной религии, согласно римскому закону). В это время опасно было быть товарищем Павла. Многие покинули его (2Тим 4:16), в том числе соратники из Асии (2Тим 1:15) и Димас, возлюбивший мирское (2Тим 4:10). Только Лука, врач, автор Евангелия от Луки и Книги Деяний, был с ним, когда он писал 2 Тимофею (2Тим 4:10). Преданные верующие, которые по-прежнему скрывались в Риме, тоже поддерживали связь с апостолом (2Тим 1:16; 4:19,21). Он просит Тимофея приехать к нему в Рим и взять с собой Марка (2Тим 4:11). Очевидно, Тимофей приехал и был заключен в темницу (Евр 13:23). Павел просит привезти ему книги и свитки (2Тим 4:13), а значит, он продолжал изучать Писание до конца. Апостол Павел дважды представал перед судом кесаря Нерона. Во время первого суда с ним был только Господь (2Тим 4:16). Павел защищал не только себя, но и дело благовестия, желая, чтобы все язычники услышали его весть. Вероятно, никакого решения принято не было, и так Павел «избавился из львиных челюстей» (2Тим 4:17). Он знал, что скоро умрет, но не боялся. Он был уверен, что Господь наградит его венцом праведности в последние времена (2Тим 4:8). Апостол ободряет всех верующих: «Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с нами» (2Тим 4:22). После этого в Писании ничего не рассказывается о Павле. О втором слушании дела Павла известно только, что его приговорили к смертной казни. История не сохранила сведений и о кончине Павла. Нерон умер летом 68 г. по Р.Х., так что Павла должны были казнить раньше. Как римский гражданин, он, должно быть, был избавлен от страданий, которым подвергли других христиан-мучеников. Предание гласит, что он был обезглавлен мечом римского воина на Остиевой дороге за стенами Рима и похоронен поблизости. Так сбылось желание Павла «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп 1:23).
Подразделы статьи
Семья и воспитаниеОбразование
Савл как гонитель церкви
Обращение и призвание
Подготовка к служению
Уход из Антиохии
Путешествие с Варнавой
Иерусалимский собор
Дальнейшие путешествия
Труды благовестия
Арест в Иерусалиме
Путешествие в Рим и пребывание там
Последние годы и мученичество Семья и воспитание. Павел родился около 10 г. по Р.Х. Он был иудеем из фарисейской семьи (Деян 23:6), из колена Вениамина (Флп 3:5), и происходил из Тарса в Киликии (Деян 9:11; 21:39; 22:3), торгового и образовательного центра, с эллинистической атмосферой и римской политикой. Это был город, которым он мог гордиться (Деян 21:39). Родители назвали его Савлом, возможно, в честь первого царя Израиля, также вениамитянина (1Цар 11:15; Деян 13:21), но в Деян 13:9 указано, что его также звали Павлом. В своих посланиях он пользуется римским именем Павел. От благочестивых родителей Павел получил знание Закона и Пророков, а также еврейского и арамейского языков (Деян 21:40; 22:2-3; 23:6; Гал 1:14; Флп 3:5-6). Но Таре не был иудейским городом. Он был скорее греческим по духу, там говорили по-гречески и процветала греческая литература. Этим объясняется знание Павлом греческого языка (Деян 21:37), которым говорили на улицах и рынках Тарса. Иудеи попали в Таре, столицу римской провинции Киликия, в 171 г. до Р.Х., для занятий торговлей в этом регионе. Должно быть, предки Павла еще в то время получили римское гражданство. Павел унаследовал от отца гражданство Тарса и Рима, что оказалось весьма ценно для него впоследствии, когда он путешествовал с благовестием по Римской империи (Деян 16:37; 22:25-29; 23:27). Должно быть, у Павла было несколько братьев и сестер, но в Деян 23:16 упоминается только одна сестра, сын которой спас жизнь своему дяде. Его ремеслом было делание палаток (Деян 18:3). Возможно, он научился этому ремеслу у отца или выбрал его, чтобы зарабатывать на жизнь, как было принято в раввинистическом воспитании. Таре славился изготавливаемой в нем тканью из овечьей шерсти, называемой «киликиум». Из этой ткани делали палатки, паруса, тенты и плащи, так что Павел мог экономически ни от кого не зависеть во время апостольского служения (Деян 18:3; 20:34; 28:30; 2Кор 11:9; 1Фес 2:9; 2Фес 3:8). Образование. Хотя Павел родился в Тарсе, Иерусалимским иудеям он говорит, что воспитывался в их городе и был учеником Гамалиила (Деян 22:3). Неизвестно, когда Павел впервые прибыл в Иерусалим, но, вероятно, он начал свое раввинистическое обучение где-то в возрасте 13-20 лет. Его учитель Гамалиил был внуком Гиллеля, основателя фарисейской школы, учение которого через талмудические сочинения дошло до нашего времени. Это был тот самый Гамалиил, который мудро посоветовал синедриону сохранить жизнь Петру и апостолам (Деян 5:33-40). Без сомнения, именно в период обучения у Гамалиила в школе Гиллеля Павел начал ревностно защищать иудаизм и отстаивать традиции отцов (Гал 1:14). Должно быть, именно тогда Павел начал ощущать и невозможность исполнения закона, которую он описывает в Рим 7. Пока Павел изучал иудейский закон в Иерусалиме, Иисус работал плотником в Назарете. Потом Иисус собрал учеников, которые однажды станут товарищами Павла в распространении Благой Вести, исполнил Свое служение и совершил искупление на кресте (30 по Р.Х.). После воскресения Христа появилась церковь, которая крестилась Святым Духом в день Пятидесятницы в Иерусалиме. Савл как гонитель церкви. Вскоре после этих событий, изменивших мир, членам некоторых Иерусалимских синагог, в том числе киликийской синагоги, куда ходили земляки Павла (Деян 6:9), не понравились мудрые и богодухновенные (Деян 6:10) речи представителя Иерусалимской церкви по имени Стефан (Деян 6:5,18). Его обвинили в богохульстве перед синедрионом (Деян 6:11-15). После красноречивой защитной речи Стефана (Деян 7:1-53) его вывели за пределы города и забили камнями до смерти. Он стал первым христианским мучеником. Мы не знаем точно, какую роль играл Павел в этом событии, но он был очевидцем происшедшего. Свидетельствовавшие против Стефана, которые обязаны были во время казни первыми бросить камни, «положили свои одежды у ног юноши, именем Савла» (Деян 7:58). Во время суда над Стефаном Павел слышал его вошедшую в историю защитную речь и сам позже воспользовался такой защитой в Антиохии Писидийской (Деян 13:16-41). Он видел человека с «лицом Ангела» (Деян 6:15), исполненного Святым Духом, смотревшего вверх и провозглашавшего «небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян 7:56). Со смерти Стефана начались события, которые привели к обращению Павла и его служению в качестве апостола язычников. Но в тот момент Павел был вождем гонителей церкви. Он угрожал убийством ученикам Господа (Деян 9:1); он преследовал церковь Божью и пытался уничтожить ее (Гал 1:13), бросая в темницы христиан, мужчин и женщин (Деян 22:4), во многих городах. Обращение и призвание. Павел получил письма от Иерусалимского первосвященника к синагогам Дамаска, в которых ему поручалось арестовать тамошних верующих и привезти их в Иерусалим на суд (Деян 9:1-2). С этой целью Павел совершил путешествие в Дамаск. За городом произошло событие, которое превратило гонителя Иисуса Христа и богохульного губителя молодой церкви в главного проповедника Евангелия благодати, созидавшего церковь (1Кор 3:10; 1Тим 1:13). Так произошло обращение Павла (ок. 31-33 по Р.Х.). Событие это имело такое значение, что оно трижды подробно описывается в Книге Деяний (Деян 9:1-19; 22:1-21; 26:1-23) и часто упоминается в собственных посланиях Павла (1Кор 9:1; 15:8; Гал 1:15-16; Еф 3:3; Флп 3:12). Вокруг Павла и его попутчиков воссиял яркий свет с небес, ярче полуденного солнца, и они пали на землю (Деян 26:13-14). Но только один Павел слышал голос Иисуса, Который велел ему свидетельствовать перед язычниками (Деян 26:14-18). Временно ослепшего Павла привели в Дамаск (Деян 9:8). Там ученик Христа Анания и христианская община простили его, он крестился, и ему помогли осознать его потрясающее обращение (Деян 9:10-22). Через некоторое время Павлу стали угрожать иудеи, которым он проповедовал Иисуса (Деян 9:20-22), но верующие защитили его и избавили от преследователей (Деян 9:23-25). Подготовка к служению. Начался период подготовки, продолжавшийся около 13 лет. Сначала Павел три года провел в Аравийской пустыне. Здесь у него была возможность помолиться и поразмыслить о защите Стефана перед синедрионом, своем обращении, видении Иисуса Христа и значении всего этого в свете иудейского богословия. После этого Павел вернулся в Дамаск и совершил 15-дневный визит к Петру в Иерусалим (Гал 1:17-18). Сначала Иерусалимские ученики боялись Павла, потому что не верили в его обращение (Деян 9:26), но ему помог Варнава, и верующие Иерусалима приняли его (Деян 9:27-28). В Иерусалиме Павел услышал гораздо более подробный рассказ о словах и деяниях Иисуса. Сюда должна была входить информация об учреждении вечери Господней (1Кор 11:23-25), конкретные высказывания Господа (Деян 20:35; 1Кор 7:10; 9:14), сведения о явлениях воскресшего Христа (1Кор 15:3-8), о Духе и характере Иисуса (2Кор 10:1; Флп 2:5-8). Павел также проповедовал в Иерусалиме, возможно, в тех же самых синагогах, в которых слышал Стефана. Но, когда иудеи снова стали угрожать ему, верующие отправили его обратно в Таре (Деян 9:29-30; Гал 1:21). Подготовка Павла подошла к концу, когда Варнава прибыл за ним в Таре, чтобы взять его с собой в Антиохию. К тому моменту Павел провел в Киликии 10 лет. С момента своего обращения, еще до отъезда в Таре, он проповедовал Иисуса (Деян 9:20), смело говоря во имя Господа (Деян 9:27). У нас нет причин полагать, будто он вел себя иначе, живя среди язычников в Киликии. Должно быть, его проповеди были настолько эффективны, что он стал привлекать к себе слишком много внимания в Антиохии. Вероятно, именно в эти годы Павлу пришлось пережить многие из страданий, упоминаемых во 2Кор 11:24-26. Некоторые исследователи считают, что экстатическое переживание, описываемое во 2Кор 12:1-9, а также упомянутое «жало в плоть» относятся к антиохийскому периоду. Уход из Антиохии. Антиохийская церковь возникла в период гонений, организованных Павлом после смерти Стефана. До прибытия в Антиохию верующие в рассеянии несли Благую Весть только иудеям (Деян 11:19). Именно в Антиохии язычники впервые услышали Благую Весть (Деян 11:20), и многие уверовали (Деян 11:21). Вполне логично, что Павел, апостол язычников (Деян 22:21; Рим 11:13), еще не известный иудейским церквям (Гал 1:22), формально начал служение, к которому был призван, в Антиохии (Деян 26:17-18). Варнава и Павел год провели с антиохийской церковью. Их труды увенчались успехом, и возникло новое наименование, христианин, для обозначения верующих Антиохии, обращенных иудеев и язычников (Деян 11:26). Услышав о голоде в Иудее, антиохийские ученики решили помочь своим братьям и отправили сбор с Варнавой и Павлом (Деян 11:30). Этот дар показал иудейской церкви, как мощно Благая Весть распространяется среди язычников. Завершив свою миссию, Варнава и Павел вернулись в Антиохию с Иоанном Марком (Деян 12:25), двоюродным братом Варнавы (Кол 4:10). Начиная с дня Пятидесятницы распространение Благой Вести происходило стихийно и неорганизованно. Христиане проповедовали в домах, на рыночных площадях, на улицах, в синагогах, на дорогах и т. д. (Деян 3:1; 5:12,42; 8:26-29; 10:22). Но в Антиохии Святой Дух возбудил в верующих намерение проповедовать Евангелие в конкретных секторах Римской империи (Деян 13:1-3). По велению Святого Духа церковь поручила это задание Варнаве и Павлу. Варнаве и Павлу был дан в помощники Иоанн Марк, и они, с молитвами церкви, отплыли на Кипр (Деян 13:4). Путешествие с Варнавой. Прибыв в Саламин, они проповедовали в синагогах по всему острову до Пафа (Деян 13:5-6). Там римский проконсул, Сергий Павел, пожелал слышать Слово Божье (Деян 13:7). Некий волхв по имени Елима Вариисус попытался сделать так, чтобы проконсул не поверил в Иисуса, но по велению Павла был поражен временной слепотой (Деян 13:8-11). Тогда в первый раз Павел совершил чудо как апостол (2Кор 12:12). С этого момента Лука в Книге Деяний называет его Павлом, а не Савлом (Деян 13:9), и он, а не Варнава, становится главным в группе. «Павел и бывшие при нем» отплыли из Пафа и прибыли в Пергию в Памфилии (Деян 13:13). Иоанн Марк покинул их в Пергии и вернулся домой в Иерусалим (Деян 13:13). Это привело к разногласиям (Деян 15:39), но позже Варнава и Павел помирились (Кол 4:10; 2Тим 4:11). Далее Павел продолжил благовестив в римской провинции Асия, в особенности на юге Галатии, в районе Памфилии, Писидии и Ликаонии. Это прибрежная территория с жарким климатом, способствующим малярии. Считается, что там Павел заболел малярией и отправился на север, в горы, высотой до 4000 футов (1219,2 м). Такое путешествие было опасным из-за быстрых рек и разбойников (2Кор 11:26), но обитатели горных районов Галатии хорошо позаботились о Павле по прибытии (Гал 4:13-15) и тепло приняли его весть (Деян 13:48-49). Павла и Варнаву попросили выступить в синагоге Антиохии Писидийской (Деян 13:15), и Павел произнес проповедь, многими особенностями напоминающую его будущие послания к церквям (Деян 13:16-41). На следующей неделе его снова пригласили выступить (Деян 13:42), и практически весь город собрался послушать Слово Божье (Деян 13:44). Это вызвало зависть иудеев, которые стали возражать Павлу (Деян 13:45) и вынудили апостола обратиться к язычникам (Деян 13:46-47). Многие язычники Антиохии уверовали и стали распространять Благую Весть по району, но Павлу и Варнаве пришлось покинуть город и отправиться в Иконию в Ликаонии (Деян 13:48-51). Успех в Антиохии повторился в Иконии, была там также и иудейская оппозиция (Деян 14:1), и апостолы, которых угрожали побить камнями, бежали в Листру и Дервию в Ликаонии (Деян 14:5-6). В Листре апостол снова совершил чудо, исцелив калеку от рождения (Деян 14:8-10). Местные идолопоклонники, верившие, что когда-то раньше их посетил Юпитер в сопровождении Меркурия, стали поклоняться Павлу и Варнаве как этим божествам (Деян 14:11-13). Даже убедительные речи Павла, которого они приняли за Меркурия, едва смогли удержать толпу от принесения им жертвы (Деян 14:14-18). В Листре с Павлом обошлись так же, как он когда-то сам поступал с христианами. Его побили камнями, вытащили из города и бросили, приняв за мертвого (Деян 14:19). Должно быть, Тимофей (Деян 16:1-3) был одним из учеников, которые поспешили на помощь Павлу, лежавшему за воротами (Деян 14:20). Тимофей был сыном Павла по вере (1Кор 4:17; 1Тим 1:2), свидетелем его страданий (2Тим 3:10-11), верным другом и соратником (Деян 19:22; 20:4; Рим 16:21; 1Фес 3:2). На следующий день Павел и Варнава отправились в Дервию (Деян 14:20). Обратив многих в Дервии, апостолы проделали обратный путь через Листру, Иконию и Антиохию Писидийскую, укрепляя в вере и ободряя новообращенных и назначая старейшин в каждой церкви (Деян 14:21-23). Снова прибыв в Пергию, они поплыли обратно в Антиохию Сирийскую, где сообщили церкви чудесную новость: Бог открыл врата веры язычникам (Деян 14:25-27). Иерусалимский собор. Иудеи, которые в Галатии все время мешали Павлу и Варнаве, теперь начали убеждать обращенных язычников оставить благодать Христову и подчиниться иудейскому закону (Гал 1:6; 3:1). Вскоре после возвращения апостолов в Антиохию из Иудеи туда прибыли иудействующие, которые учили спасению через закон (Деян 15:1). Они выступали против Евангелия благодати, которое проповедовал Павел. Церковь Антиохии послала Павла, Варнаву и других в Иерусалим, чтобы тамошние апостолы и старейшины разрешили проблему закона и благодати (49 по Р.Х.; Деян 15:2). По пути в Иерусалим они распространяли новость об обращении язычников. Эта новость вызвала у верующих великую радость (Деян 15:3). Некоторые представители Иерусалимской церкви, однако, эту радость не разделили, потому что кое-кто на первом заседании собора говорил, что язычникам следует соблюдать закон Моисея (Деян 15:5). После собрания Павел и Варнава частным образом встретились с Петром, Иоанном и Иаковом (Гал 2:1-10) и рассказали о Благой Вести, которую несли язычникам. Три вождя Иерусалимской церкви увидели благодать, которая была дана Павлу, чтобы нести Евангелие язычникам, и протянули ему руку дружбы. По-видимому, на этом частном собрании проблема соблюдения иудейского закона была решена, так как Петр сказал: «Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся» (Деян 15:11), а Иаков пришел к решению «не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деян 15:19). Это была великая победа Павла и Варнавы, и антиохийская церковь радовалась полученной новости (Деян 15:30-35). Позже Петр посетил Антиохию и свободно общался с обращенными язычниками, подобно тому как раньше — еще нерешительно — он делал это в доме Корнилия (Деян 10:28). Так продолжалось, пока не прибыли «некоторые от Иакова». Петра напугало их присутствие, и он забыл о евангелии благодати и отстранился от язычников. Поведение Петра повлияло и на других, в том числе Варнаву (Гал 2:12-13). Павел попытался разрешить эту серьезную проблему, публично выступил против Петра и обвинил его в иудействовании и лицемерии (Гал 2:14). Павел выиграл эту битву и вывел Петра и Варнаву из заблуждения красноречивым выступлением об оправдании верой (Гал 2:15-21), но иудействующие не сдались. С этого момента они неотступно терзали и преследовали Павла по всему миру. Но апостол не поддался им. Он всю свою жизнь боролся за то, чтобы Благая Весть достигла язычников (Гал 2:5). Дальнейшие путешествия. Павел захотел навестить новообращенных и посмотреть, как у них дела. Поэтому он предложил Варнаве вернуться в города, в которых они раньше проповедовали Иисуса (Деян 15:36). Варнава намеревался взять с собой Иоанна Марка, но Павел не захотел его брать, потому что он покинул их во время предыдущего путешествия (Деян 13:13). Возникли разногласия, и Варнава расстался с Павлом (Деян 15:37-39). Сила, старший среди братьев в Иерусалиме (Деян 15:22), сопровождал Павла в путешествии по Сирии и Киликии, задачей которого было укрепление церквей (Деян 15:40-41). Начиная с Дервии в Галатии Павел и Сила снова навестили церкви, которые Павел учредил с Варнавой. В Листре к ним присоединился Тимофей (Деян 16:1-3). Апостолы доставили юным церквям послание от старейшин Иерусалима, где говорилось о соблюдении закона (Деян 15:23-29), таким образом укрепляя и поддерживая их (Деян 16:4-5). Скорее всего, основной целью проповедников был Ефес, крупнейший город римской провинции Асия, но им было запрещено «проповедывать слово в Асии» (Деян 16:6). Тогда они попытались повернуть на север и отправиться в Вифинию, «но Дух не допустил их» (Деян 16:7). Таким образом, Бог вынудил их двигаться прямо на запад, к Троаде на Эгейском море, где к ним присоединился Лука («мы» в Деян 16:10), а у Павла было видение о том, что он призван в Македонию (Деян 16:8-9). Павел и его товарищи немедленно отплыли в Европу (Деян 16:11) и принесли Благую Весть населению Филипп, Фессалоник, Верии, Афин и Коринфа. Филиппы были римским городом и военным постом, где жило небольшое количество иудеев, так что Павел пошел к месту у реки, где молились местные иудеи. Он говорил там с несколькими женщинами, в частности с Лидией, которая уверовала и крестилась вместе со своим домом (Деян 16:12-15). Это была первая церковь в Европе. Павел изгнал духа прорицания из девушки в Филиппах, и за это их с Силой посадили в темницу (Деян 16:16-24). Ночные события в темнице побудили уверовать тюремщика (Деян 16:25-34), и он со своей семьей присоединился к филиппийской церкви, которая собиралась в доме Лидии (Деян 16:40). Когда Павел сообщил о своем римском гражданстве, его отпустили и попросили покинуть город (Деян 16:35-39). В Фессалониках иудеи, которые завидовали успеху благовестия Павла, подговорили толпу пожаловаться на апостолов. Они сказали городским властям, что эти «всесветные возмутители» «поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса» (Деян 17:5-7). Павел и Сила ночью поспешно покинули Фессалоники и отправились в Верию, жители которой охотно и искренне приняли Благую Весть (Деян 17:10-12). Но иудеи Фессалоник тоже не мешкали и стали возбуждать толпу против Павла. Верующие отправили Павла в Афины, а Сила с Тимофеем остались в городе (Деян 17:13-15). Афиняне посчитали Павла «суесловом», но позволили ему выступить на ареопаге. В речи Павла проявляетсяего образованность. Он упоминает о греко-римской философии (Деян 17:27), поэзии (Деян 17:28), скульптуре (Деян 17:25,29), архитектуре (Деян 17:24) и религии, провозглашая «неведомого Бога» (Деян 17:23). Но когда он заговорил о воскресении, то столкнулся с насмешками и равнодушием (Деян 17:32). Тем не менее на некоторых слова Павла подействовали. Прибыв в Коринф, он решил не провозглашать Божьи тайны возвышенным слогом, чтобы вера обращенных опиралась не на человеческую мудрость, а на Божье могущество (1Кор 2:1-5). В Коринфе Павел встретил Акилу и Прискиллу (Деян 18:2-3), римских иудеев, с которыми он работал как изготовитель палаток и которые сыграли важную роль в становлении церкви (Деян 18:26; Рим 16:3; 1Кор 16:19; 2Тим 4:19). Он пробыл в Коринфе 18 месяцев, в 50-51 г. по Р.Х., и создал там церковь (Деян 18:11), опираясь на видение Божье (Деян 18:9-10) и вопреки нападкам иудеев (Деян 18:12-17). В Коринфе Павел написал Первое и Второе послания к фессалоникийцам, назидая их жить свято и трудолюбиво (1Фес 3:13; 5:23; 2Фес 3:7-12), надеясь на второе пришествие Иисуса Христа (1Фес 4:15-18; 2Фес 2:1 и далее). В компании Акилы и Прискиллы Павел отплыл из Коринфа в Сирию. Он оставил своих соратников в Ефесе, а сам отправился в Кесарию, ненадолго заехал в Иерусалим и вернулся в Антиохию (Деян 18:18-22). Павел какое-то время пробыл в Антиохии, но он не мог долго отдыхать. Он один отплыл из Антиохии, путешествовал по Галатии и Фригии, укрепляя верующих, и наконец прибыл в Ефес (Деян 18:23; 19:1). Труды благовестия. До прибытия Павла в Ефесе проповедовал иудей по имени Аполлос. Незадолго до того он отправился в Коринф (Деян 18:24-28). Там Аполлос невольно стал причиной такого раздора (1Кор 3:3-9), что уехал и отказался возвращаться даже по просьбе Павла (Деян 18:19-20). Служение Аполлоса, а также присутствие Акилы и Прискиллы приготовили Ефес к апостольской проповеди Благой Вести о Христе. Павел начал работу в Ефесе с того, что дал наставления группе плохо информированных учеников Иоанна Крестителя (Деян 19:1-7). Он провел три месяца, проповедуя в местной синагоге, пока члены собрания «злословили путь Господень» (Деян 19:9). Затем Павел взял своих учеников и продолжил обучение на нейтральной территории училища Тиранна (Деян 19:8-9), куда могли приходить и иудеи, и греки. Он учил там два года, и «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деян 19:10). Работа в Ефесе шла довольно успешно (Деян 19:10,20,26). Павел пользовался широкими возможностями для эффективного благовестия (1Кор 16:9), совершал необыкновенные чудеса (Деян 19:11-17), публично жег книги о колдовстве (Деян 19:18-19), ему помогали дружественные власти провинции Асия (Деян 19:31). У него было и много противников (1Кор 15:32; 16:9), в особенности среди ремесленников, связанных с храмом Дианы. Служение Павла настолько повредило их торговле, что они подняли бунт (Деян 19:23-41). Павел хотел пробыть в Ефесе до Пятидесятницы (1Кор 16:8), но бунт ускорил его отъезд (Деян 20:1). Во время пребывания Павла в Ефесе Хлоя и ее домашние прислали ему весть из Коринфа, что в тамошней церкви возникли несогласия (1Кор 1:10-13). Следствием этого были послания и поездки. Павел написал к церкви письмо, ныне утраченное (1Кор 5:9). Церковь в Коринфе ответила Павлу письмом (1Кор 7:1) и отправила к нему гонцов (1Кор 16:17), а Павел послал к ним Тимофея (1Кор 4:17; 16:10). Потом Павел написал 1 Коринфянам (53 по Р.Х.) и отправил его с Титом, который должен был встретиться с ним в Троаде, чтобы доложить о результате (2Кор 2:12-13). После поспешного отъезда из Ефеса у Павла была возможность проповедовать Евангелие в Троаде, но ему так хотелось узнать новости из Коринфа, что он отправился в Македонию (2Кор 2:12-13). Там он наконец встретился с Титом (2Кор 7:5-7) и порадовался вести о покаянии, рвении, искренности веры коринфян (2Кор 7:8-16). Из Македонии Павел написал 2 Коринфянам (54 по Р.Х.), а потом отправился на северо-запад, проповедовать Благую Весть о Христе в Иллирике (Рим 15:19), после чего повернул на юг, в Ахаию, и в третий раз посетил Коринф (Деян 19:21; 20:1-3; 2Кор 13:1). Неизвестно, где и когда Павел написал свое Послание к галатам. Некоторые датируют его примерно 45 г. по Р.Х., то есть временем до Иерусалимского собора. Другие утверждают, что оно было написано в Коринфе, в этот период. Мы предпочитаем последнюю версию. Во время трех зимних месяцев в Коринфе (54-55 по Р.Х.) Павел написал Послание к римлянам, в котором четко и на все века сформулирована Благая Весть. У Павла было много друзей в Риме (Рим 16), и он давно собирался попасть туда (Рим 1:10-15). Он планировал привезти сбор от языческих церквей в Иерусалим (Деян 20:35; Рим 15:25-26; 1Кор 16:1), а после этого посетить Рим (Деян 19:21) по пути в Испанию (Рим 15:23-24). Арест в Иерусалиме. По пути из Коринфа в Иерусалим Павла много раз предостерегали об опасности, которая его там ждет. Иудействующие преследовали его повсюду, но он не прислушивался к предупреждениям (Деян 20:22-24,38; 21:4,10-15). Однако просьба помолиться о нем в Рим 15:30-32 показывает, что он понимал: ему может понадобиться божественная защита от неверующих Иудеи. Путешественники, которые везли иудейским верующим сбор, спешили, чтобы прибыть в Иерусалим к Пятидесятнице (Деян 20:16). Они проехали из Ахаии через Македонию и прибыли в Филиппы на пасху (весна 56 г. по Р.Х.; Деян 20:6). Потом они отплыли в Троаду, навестили тамошних верующих (Деян 20:7-12) и отплыли с восточных островов Эгейского архипелага в Милит (Деян 20:13-16). В Милите Павел послал за старейшинами Ефеса, перед которыми произнес страстную речьпредостережение (Деян 20:17-38). Далее Павел с товарищами отплыли на Кос, затем пошли к Родосу и прибыли в Патару, где пересели на корабль в Финикию (Деян 21:1-2). Держа прямой курс на Тир, они миновали Кипр, вызвавший воспоминания о Варнаве и Сергии Павле (Деян 21:3). «По внушению Духа» верующие Тира «говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим» (Деян 21:4), но Павел продолжил путь в Кесарию, где вместе со своими спутниками встретил Филиппа, ранее служившего с мучеником Стефаном (Деян 21:8;
см. Деян 6:5). В Кесарии Павла также не убедило драматическое пророчество о его грядущем аресте (Деян 21:10-14). В Иерусалиме путешественники остановились у Мнасона, одного из первых учеников, и их тепло приветствовали братья (Деян 21:15-17). Иаков и старейшины церкви славили Бога, услышав, что совершил Павел среди язычников (Деян 21:18-20), и получив сбор от церквей (Деян 24:17). Они сообщили Павлу о его дурной репутации среди тысяч иудеев Иерусалима и попросили его уладить разногласия с иудействующими, которые считали, что он призывает обращенных иудеев отказаться от закона Моисея (Деян 21:21-24). Судя по Деян 21:25, старейшины Иерусалима понимали, что язычники не имеют никаких обязательств перед законом; они хотели, чтобы Павел показал обращенным иудеям, что они вправе соблюдать закон, как прежде. Павел отмечал иудейские праздники (Деян 20:6), как Иисус и Его первые ученики в Иерусалиме. Он также остриг себе волосы по обету в Кенхреях (Деян 18:18), так что ему, иудею, не представляло труда церемониально очиститься после обращения в христианство, тем более, что это могло опровергнуть аргументы иудействующих. Если бы он отказался от требования старейшин, это доказало бы правоту его оппонентов. Данный план осуществлялся успешно, поскольку волнения в конце концов были вызваны иудеями из Асии, посетившими Иерусалим на Пятидесятницу 57 г. по Р.Х. (Деян 21:27-29), — а не Иерусалимскими иудеями. Настойчивые гонители Павла взбудоражили целый город. Разъяренная толпа вытащила его из храма, как некогда Стефана. Они хотели убить его, но его спасли римские солдаты, в то время как толпа кричала: «Смерть ему!» — как когда-то было с Иисусом (Деян 21:30-36). На этот раз Павла спасли его образование и знание им разных культур. Приведенный в римскую крепость, Павел по-гречески обратился к тысяченачальнику, который по ошибке принял его за убийцу-египтянина (Деян 21:37-38). Получив позволение обратиться к толпе, он заговорил с ней на ее родном арамейском языке (Деян 21:39-40). Толпа слушала защитную речь Павла, пока oh не произнес слово «язычники». Тут народ начал угрожать Павлу, и его отвели в крепость (Деян 22:1-24). Римляне хотели высечь его, но Павел сообщил, что родился римским гражданином. Тысяченачальник испугался, что посадил под стражу римского гражданина. Он пожелал узнать, в чем обвиняют Павла, и привел его в синедрион (Деян 22:25-30). Среди членов иудейского суда вскоре начались разногласия. Павел считал, что в этой войне хороша любая тактика, и умело подтолкнул членов синедриона к спорам о проблеме воскресения (Деян 23:1-9). Павел снова был спасен, на этот раз по причине вражды фракций иудейского руководства между собой, и его отвели в крепость, где Господь ободрил его, пообещав, что он отправится в Рим (56 по Р.Х.; Деян 23:10-11). Тем временем 40 иудеев вступили в заговор против Павла. Они приняли обет не есть и не пить, пока не уничтожат апостола (Деян 23:12-15). Им почти удалось задуманное, но, с помощью сына сестры Павла (Деян 23:16), их заговор был открыт. Для безопасности Павел был перевезен из Иерусалима в Кесарию под охраной отряда в 470 солдат и препоручен губернатору Феликсу (Деян 23:16-35). Последующие два года Павел провел в Кесарии, и его допрашивали Феликс (Деян 24), его преемник Фест (Деян 25:1-12) и царь Агриппа (Деян 25:23-26:32). Фест, желая угодить иудеям, предложил отправить Павла на суд в Иерусалим, но Павел знал о намерениях своих обвинителей и снова воспользовался своим римским гражданством, обратившись с апелляцией к кесарю (Деян 25:9-12). Путешествие в Рим и пребывание там. Для того чтобы предстать перед судом кесаря, Павел и его товарищи, Аристарх и Лука, отправились в опасное путешествие (58 по Р.Х.; Деян 27:1-28:16). Наиболее примечательно их плавание из Кесарии в Рим. Лука подробно описывает его, что позволяет нам многое узнать о древних кораблях, навигации и мореплавателях. Апостол Павел предстает перед нами как героическая, достойная личность, закованный в цепи посланник Божий (Еф 6:20), которому с Божьей помощью (Деян 27:23-26) удалось спасти 276 человек, находившихся на борту (Деян 27:37). Лука повествует о путешествии поэтапно — о пересадке на другое судно в Мирах, задержке в Хороших Пристанях на Крите и кораблекрушении на Мальте. Наконец весной 59 г. по Р.Х. они прибыли в Путеол, Италия, и отправились в Рим, приветствуемые верующими на Аппиевой дороге (Деян 28:13-16). Лука завершает Книгу Деяний на мирной ноте, несмотря на то что апостол был пленником императора Нерона. Павел жил в собственном доме, охраняемый римским стражником (Деян 28:16,30). Он принимал местных иудейских руководителей, чтобы прояснить все, что им было непонятно, и убедить их в истинности вести об Иисусе. Его усилия отчасти увенчались успехом (Деян 28:17-28). За два года или даже более, проведенных Павлом в Риме, иудействующие перестали его преследовать, но возникла опасность восточного гностицизма. Это видно из посланий Павла Филиппийцам, Колоссянам, Ефесянам и Филимону, написанных в это время. Вряд ли обвинители Павла прибыли в Рим, чтобы формально выдвинуть обвинения перед кесарем, так что Павла, вероятно, отпустили в 61 г. по Р.Х. Последние годы жизни и мученичество. Считается, что пастырские послания (1Тимофею, 2 Тимофею и Титу) действительно написаны Павлом. О последних событиях жизни Павла можно что-либо узнать только из них. В Рим 15:28 говорится, что Павел намеревался доставить сбор в Иерусалим и «отправиться через ваши места [Рим] в Испанию». Арест и заключение в Иерусалиме не только нарушили его планы, но и отняли пять драгоценных лет его продуктивной жизни. Хотя Климент Римский считает, что Павел побывал в Испании, как собирался («Послание Климента к коринфянам» 5), без сомнения, ему приходилось также неустанно заботиться обо всех церквях (2Кор 11:28). Если Павел был в Испании, то это должно было произойти после пожара в Риме 19 июля 64 г. по Р.Х. Предание гласит, что Павел побывал даже в Британии, но у нас нет об этом никаких свидетельств. Вернувшись на восток, он оставил Тита на Крите (Тит 1:5) и совершил путешествие в Милит, к югу от Ефеса, где оставил больного Трофима (2Тим 4:20). На пути в Македонию Павел навестил Тимофея в Ефесе (1Тим 1:3). По пути Павел оставил свой плащ и книги у Карпа в Троаде (2Тим 4:13). Это значит, что он собирался вернуться за своим имуществом. Из Македонии Павел написал, с любовью и пониманием, Первое послание к Тимофею (62-64 по Р.Х.). Он собирался провести зиму в Никополе (Тит 3:12), к северо-западу от Коринфа на Адриатическом море, но писал к Титу все еще из Македонии. Это послание похоже на 1 Тимофею, но в чем-то оно более резкое по тону. В нем содержатся последние сведения о красноречивом и ревностном Аполлосе (Тит 3:13), который был еще связан с Павлом 10 или более лет, прошедших с момента его пребывания в Ефесе (Деян 18:24). Мы не знаем, куда далее отправился Павел. Возможно, он перезимовал в Никополе, но за плащом в Троаду он так и не вернулся (2Тим 4:13). В какой-то момент он был арестован римлянами, ибо провел зиму в римской темнице в Мамертине, откуда, страдая от холода в каменной камере, писал свое Второе послание к Тимофею (66-67 по Р.Х.) Должно быть, он думал о приближающейся зиме, когда попросил Тимофея привезти его плащ (2Тим 4:13,21). Возможно, обвинения против Павла были связаны с римским пожаром; но это нам неизвестно. В это время быть христианином уже было противозаконно, так как новая вера больше не была под защитой римского закона как разновидность иудаизма (законной и признанной религии, согласно римскому закону). В это время опасно было быть товарищем Павла. Многие покинули его (2Тим 4:16), в том числе соратники из Асии (2Тим 1:15) и Димас, возлюбивший мирское (2Тим 4:10). Только Лука, врач, автор Евангелия от Луки и Книги Деяний, был с ним, когда он писал 2 Тимофею (2Тим 4:10). Преданные верующие, которые по-прежнему скрывались в Риме, тоже поддерживали связь с апостолом (2Тим 1:16; 4:19,21). Он просит Тимофея приехать к нему в Рим и взять с собой Марка (2Тим 4:11). Очевидно, Тимофей приехал и был заключен в темницу (Евр 13:23). Павел просит привезти ему книги и свитки (2Тим 4:13), а значит, он продолжал изучать Писание до конца. Апостол Павел дважды представал перед судом кесаря Нерона. Во время первого суда с ним был только Господь (2Тим 4:16). Павел защищал не только себя, но и дело благовестия, желая, чтобы все язычники услышали его весть. Вероятно, никакого решения принято не было, и так Павел «избавился из львиных челюстей» (2Тим 4:17). Он знал, что скоро умрет, но не боялся. Он был уверен, что Господь наградит его венцом праведности в последние времена (2Тим 4:8). Апостол ободряет всех верующих: «Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с нами» (2Тим 4:22). После этого в Писании ничего не рассказывается о Павле. О втором слушании дела Павла известно только, что его приговорили к смертной казни. История не сохранила сведений и о кончине Павла. Нерон умер летом 68 г. по Р.Х., так что Павла должны были казнить раньше. Как римский гражданин, он, должно быть, был избавлен от страданий, которым подвергли других христиан-мучеников. Предание гласит, что он был обезглавлен мечом римского воина на Остиевой дороге за стенами Рима и похоронен поблизости. Так сбылось желание Павла «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп 1:23).