Патриархальный Период
Патриархальный Период (PATRIARCHS, Period of the) Период времени, когда жили библейские отцы Израиля. В Библии рассказывается о долгожителях-патриархах допотопных времен (Быт 1-5), о Ное (Быт 6-9) и о патриархах, живших после потопа (Быт 10-11). Но в более узком плане это слово обычно относят к Аврааму, Исааку и Иакову (Быт 12-36), а также к Иосифу (Быт 37-50). Дата. Точно датировать патриархальный период сложно, потому что, за исключением царей, упомянутых в Быт 14:1-2, у нас нет никакой внешней точки отсчета. Хотя в данной главе речь идет об исторических личностях и местностях, мы не можем с определенностью идентифицировать ни одного из этих царей. Итальянские археологи, проводившие раскопки в Телль-Мардихе (древняя Эбла), нашли названия «городов долины» Быт 14:2 (огибели которых рассказывается в Быт 19) и даже имя одного из царей на глиняных табличках. По-видимому, эти глиняные таблички гораздо старше 2000 г. до Р.Х., что слишком рано для времени жизни Авраама; они доказывают лишь, что данные города существовали задолго до этого. Мы можем сказать лишь, что патриархи, должно быть, жили в середине бронзового века, в начале второго тысячелетия до Р.Х., и это был период аморрейского переселения в Палестину с севера и запада. Сейчас считается, что аморрейское переселение происходило в два этапа. Первый из них был ознаменован нашествием полукочевых племен (представителями которых были друзья Авраама Мамре, Эшкол и Анер, Быт 14:13), а во второй и последний раз, вероятно, из Сирии и с севера, в Палестину пришли те, кто осел на земле и основал города (они и названы «аморреями» в перечне разных народов Ханаана, Исх 3:8). Общество времен патриархов можно назвать «диморфным», или неоднородным. С одной стороны, существовали города, с другой — селения полукочевых племен, которые временно группировались возле городов и переходили с места на место. Именно в таких условиях жили патриархи. Иосиф, конечно, вел оседлую жизнь в Египте, но в Писании не говорится, как звали фараона, которому он служил. География. Географический район, который охватывает история патриархов, уникален, тем более если учесть древность этой истории и то, что мы изучаем хронику одной семьи. Географические и климатические условия чрезвычайно разнообразны, события происходят в разных странах на расстоянии сотен миль друг от друга. История начинается в Уре, древнем шумерском городе у Персидского залива, на одном конце «плодородного полумесяца». Далее Авраам переезжает на северо-запад, в Харран на реке Балык, между Тигром и Евфратом в районе их истоков. Потом Авраам переселяется в Палестину. Причем дважды центр действия еще переносится в Харран, а дважды — в Египетскую Дельту. Это действительно крупномасштабное полотно. Даже когда герои живут в Палестине, они не сидят на одном месте. Патриархи постоянно находились в движении, в основном передвигаясь с севера на юг вдоль горной гряды, но иногда бывали и на прибрежной равнине, и в Трансиордании. Здесь нет последовательного развития; некоторые отказывались от полукочевой жизни, чтобы поселиться в городе (как Лот в Быт 13:12), другие возвращались в пустыню (как Измаил в Быт 25:18 или Исав в Быт 36:6-8). Но их жизнь вращалась вокруг определенного центра. Значение. Трудно переоценить роль патриархов в Божьем замысле искупления. Процесс, кульминацией которого явился Христос, начался с Авраама (Ин 8:56). Нельзя, конечно, отрицать, что Божий замысел спасения начал осуществляться с первых глав Книги Бытие. Но в более конкретной форме откровение Бога начинается с призвания Авраама (Быт 12:1-3) и продолжается, все отчетливее и отчетливее, в жизни других патриархов. Не случайно в Библии Бог назван Богом Авраама, Исаака и Иакова, когда Моисей получает дальнейшее откровение (Исх 3:6). Дело в том, что откровение, данное патриархам, — фундамент всего последующего; в самом деле, в новом завете мы вспоминаем Авраама как «отца всем нам» (Рим 4:16).см. тж. Авраам; Иаков, Израиль, история, Иосиф №1; Исаак; Вехий Завет; Новый Завет.