Перея
Перея (Perea) Термин, который не встречается в НЗ, за исключением рукописей Синайского кодекса (IV век) и Вашингтонского кодекса (V век), где он появляется в Лк 6:17 и рассматривается большинством исследователей греческого НЗ как вариант прочтения. Историк I века по Р.Х. Иосиф Флавий называл так район «за Иорданом» (название происходит от греческого слова «за»). Географическое положение этой области легче всего понять на основании «Иудейской войны» Иосифа Флавия (3.3.3): «В длину Перея простирается от Махора до Пеллы, а в ширину — от Филадельфии до Иордана. Вышеназванная Пелла образует северную границу Переи, западную — Иордан; на юге Перея граничит с Моавом, а на востоке — с Аравией, Хешбоном, Филадельфией и Герешем (Герасой)». Гадару Иосиф Флавий называет «метрополией Переи», потому что это была «мощная крепость» и «многие жители Гадары были богаты» («Иудейская война» 4.7.3). Эту Гадару не следует путать с Гадарой из Десятиградия, современным Ум-Кейсом; это современная Тель-Гадура, примерно в 15 милях (24,1 км) к северо-западу от Современного Аммана, Иордания. Десятиградие отделено от Переи в Мф 4:25, где оно упоминается среди других районов Палестины, откуда люди приходили послушать Иисуса. Перея здесь названа районом «за Иорданом», как и в Мк 3:8. В одном месте Матфей упоминает о Перее как «пределах Иудейских», куда пришел Иисус, «за иорданской стороной» (Мф 19:1). Это озадачивает, потому что в политическом отношении Перея никогда не являлась частью Иудеи и юридически принадлежала не Архелаю, а Ироду Антипе, который также управлял Галилеей. В параллельном отрывке в Мк 10:1 мы читаем: «в пределы Иудейские и за Иордан» {«пределы Иудейские Заиорданскою стороною»}. Возможно, Матфей использует такое выражение, потому что, хоть Перея политически и не принадлежала к Иудее, ее населением были иудеи. В своей «Естественной истории» (77 по Р.Х.) Плиний называет Перею местностью, «отделенной от других частей Иудеи рекой Иордан» (5.70), а «остальная Иудея», как он утверждает, делилась на 10 районов, как будто он считал Перею районом Иудеи. Возможно, Плиний ошибался, потому что его знания о данной местности были весьма приблизительными — в частности, он говорит, что Мертвое море «имеет длину более 100 миль и в самой широкой своей части практически столь же Широко» («Естественная история» 5.72), в то время как на самом деле его длина менее 50 миль (80,5 км), а ширина — всего 11 миль (17,7 км). Эта область широко известна и часто упоминается в ВЗ как места «при Иордане», «за Иорданом» (Чис 22:1; Вт 1:1,5). Южную ее часть населяли два Израильских колена, Гад и Рувим (Нав 1:12-14). Перея, простиравшаяся от потока Кериф на севере почти до реки Арнон на юге, — практически синоним ветхозаветного Галаада (Нав 22:9; Суд 5:17). По-видимому, это была важная область в десятилетия, предшествовавшие рождению Христа (эллинистический период). После 124 г. до Р.Х. ею управляли маккавейские вожди. При римском правлении она принадлежала Ироду Великому до его смерти в 4 г. до Р.Х., после чего перешла (согласно его воле) вместе с Галилеей к его сыну Ироду Антипе. Этот край был прекрасен, с плодородными землями, из произраставших там растений получали целительный бальзам (Иер 8:22; 46:11). Он всегда был густонаселенным, и там находилось множество известных городов, таких как Пелла, Иавис Галаадский, Сокхоф, Пенуэл и Гераса (современный Иераш). Ирод Антипа построил даже крепость под названием Махер в южной части Переи, где был заключен и казнен Иоанн Креститель (см. «Иудейские древности» Иосифа Флавия, 18.5.2). Иудеи, которые путешествовали из Галилеи в Иудею, имели обыкновение пересекать Иордан и двигаться по Перее, чтобы избежать контактов с самарянами. Иоанн Креститель перед смертью крестил в Вифании, за Иорданом, где и объявил Иисуса Агнцем Божьим (Ин 1:28-29). Иисус рдин раз возвращался туда во время служения, когда Его преследовали (Ин 10:40).