Петр

Петр, апостол (peter, The Apostle) Один из двенадцати учеников; выделялся среди учеников в период служения Иисуса и среди апостолов позже. В Новом Завете присутствует четыре варианта имени Петра: еврейское «Симеон» переводится на греческий как «Симон», а арамейское «Кифа» — как «Петр» (значит «камень»).

Его звали Симеон Бар-Иона (Мф 16:17; Ин 1:42) — «Симон, сын Ионин», распространенный семитский вариант имени. Скорее всего, «Симон» — это не просто греческий эквивалент еврейского «Симеон». Так как Петр жил в двуязычной Галилее, именем Симон он представлялся язычникам. Иудеи-космополиты имели обыкновение пользоваться тремя разными именами, в зависимости от ситуации: арамейским, латинским и греческим. Двойное имя «Симон Петр» (или «Симон, прозываемый Петром») показывает, что второе имя появилось позже, как в случае «Иисус Христос». Иногда используется арамейский эквивалент этого имени, Кифа (один раз у Иоанна, по четыре раза в Послании к Галатам и 1 Коринфянам).

Перевод этого имени на греческий язык (что не было характерно для имен собственных) указывает на его важность. и арамейский, и греческий варианты переводятся как «камень», что явно свидетельствует о положении Петра в ранней церкви (см. ниже о Мф 16:18).

Очевидно, во время служения Иисуса его звали Симоном, но в апостольский период все чаще и чаще стали звать Петром.

Подразделы статьи

Происхождение Петра
Обращение и призвание Петра
Место Петра среди двенадцати
Петр как «Камень»
Апостол Петр
Дальнейшее служение Петра Происхождение Петра. Петр воспитывался в двуязычной Галилее. В Ин 1:44 говорится, что Андрей (брат Петра) с Петром были из Вифсаиды, точное местоположение которой трудно определить археологическими методами. Единственное место, известное нам, находится к востоку от Иордана в районе, называемом Голан. Нов Ин 12:21 сказано, что Вифсаида находилась в Галилее; как бы там ни было, может быть, Иоанн говорит «Галилее» в расхожем понимании, а не в политическом смысле. Петр и Андрей занимались рыбной ловлей в Капернауме (Мк 1:21,29) и, возможно, вместе с Иаковом и Иоанном (Лк 5:10).

Вероятно также, что они возвращались время от времени к своему делу, уже будучи учениками, как видно из описания рыбной ловли в Ин 21:1-8. Трудность возникает в связи с толкованием ряда высказываний типа: «Мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф 19:27; Мк 10:28; Лк 18:28).

Большинство толкователей считает, что они совсем оставили свое дело и продали все, что у них было. Но, судя по контексту Лк 18:28, речь идет о том, что они оставили свои дома, но не продавали их. Скорее всего, ученики перестали заниматься рыбной ловлей, чтобы последовать за Христом, но сохранили орудия труда и возвращались к рыболовству, когда в этом возникала необходимость. Они явно не покинули свои семьи, как видно из примера Петра, который возвращался домой после каждого путешествия. В Новом Завете сказано, что Петр был женат. В Мк 1:29-31 Иисус исцеляет его тещу, которая, возможно, жила вместе с Петром. Фактически, именно в его доме могла находиться штаб-квартира Иисуса в Галилее (Мф 8:14 может означать, что Иисус жил там).

В 1Кор 9:5 говорится, что Петр, как и другие женатые апостолы, часто брал жену с собой в миссионерские путешествия. Более позднее предание рассказывает о его детях (Климент Александрийский, «Строматы» 2.6.

52) и о том, что Петр присутствовал при мученичестве своей жены (Евсевий, «История церкви» 3.30.2).

Обращение и призвание Петра. Брат Петра Андрей, судя по Ин 1:35-40, был учеником Иоанна Крестителя. Далее следует свидетельство Иоанна в Ин 1:29-34 и второй этап драмы Иоанна, описанной в Ин 1, — он послал своих учеников к Иисусу. Андрей и некий ученик, имя которого не названо (возможно, Филипп, как в Ин 1:43, или «возлюбленный ученик», которого многие считают самим Иоанном), «последовали» за Иисусом (термин, с помощью которого Иоанн часто описывает ученичество).

На следующий день Андрей, по примеру Иоанна Крестителя, нашел своего брата Симона и сказал ему: «Мы нашли Мессию» (Ин 1:41).

Обращение Петра, как предполагается, происходит в Ин 1:42, когда Андрей привел Симона к Иисусу и ему было дано новое имя. В евангелиях есть три фрагмента, где говорится о призвании Симона, и каждый раз в них упоминается об имени «Кифа» (или «Петр», что значит «камень»), данном ему Иисусом. Иоанн утверждает, что это событие имело место в Иудее, где проповедовал Иоанн Креститель. В синоптических евангелиях сцена описывается двумя разными способами. Первое призвание имеет место на Галилейском море (Мк 1:16-20; Мф 4:18-22).

Иисус идет вдоль берега и видит Петра и Андрея, которые вместе с Иаковом и Иоанном забрасывают в море сети. Он призывает их стать «ловцами человеков». Далее Лука помещает эпизод рыбной ловли (Лк 5:1-11), когда ученики рыбачат всю ночь и не могут ничего поймать, но потом забрасывают сеть по указанию Иисуса и получают такой громадный улов, что лодка начинает тонуть. Этот эпизод завершается точно так же, как его сокращенный вариант у Марка: Иисус говорит, что отныне они станут «ловцами человеков», после чего они все оставляют и следуют за Ним. Другой эпизод в синоптических евангелиях, связанный с призванием (и новым именем) Петра, — это официальное избрание двенадцати на горе (Мк 3:13-19 и параллельные места); в списке имен мы читаем «Симоне, называемом Петром». Последнее упоминание о новом имени Симона — Мф 16:17-19, в связи с признанием Петра в Кесарии Филипповой. Довольно трудно согласовать между собой все эти эпизоды. Мы имеем три разных ситуации призвания Петра (Ин 1:42; Мк 1:20; 3:16) и три разных случая, когда ему было дано имя Кифы/Петра (Ин 1:42; Мк 3:16; Мф 16:18).

Многим исследователям показалась привлекательной версия, что событие было одно и произошло оно в некий неопределенный момент служения Иисуса, а потом по-разному объяснялось в разных преданиях. Но при более внимательном изучении данных евангелий оказывается, что такой вывод не обязателен. Ин 1:35-42 не рассказывает об официальном призвании. Здесь скорее говорится о первой встрече с Иисусом и понимании Его значения. Здесь «переименование» Петра выражено формой будущего времени и относится к будущему. Более того, Иоанн сознательно опускает большую часть важных событий жизни Иисуса (крещение, избрание двенадцати, преображение, слова об учреждении вечери Господней, Гефсиманию), заменяя их богословскими эпизодами, которые учат духовному значению событий. То же самое происходит и здесь. То же самое можно сказать и о первом синоптическом призвании, то есть сцене рыбной ловли. Опять же, здесь не говорится об официальном рукоположении, скорее речь о пророческом намеке на будущее служение. Это в особенности относится к очень насыщенной в богословском плане сцене у Луки, обещающей обильные результаты. Во всех трех рассказах используются формы будущего времени: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Матфей и Марк), «Отныне будешь ловить человеков» (Лука).

Призвание в Мк 1:20 и Мф 4:21 и реакция учеников (оставили все и последовали за Иисусом) — лишь предисловие к сцене официального избрания в Мк 3:13-19 и параллельных местах. Фактическое избрание учеников происходит во втором эпизоде, так что первый и второй эпизоды не дублируют друг друга. Мы должны разграничивать изначальное призвание части учеников (так называемого «внутреннего круга») и окончательного избрания всех двенадцати. Место Петра среди двенадцати. Невозможно отрицать, что Симон Петр играет важную роль в евангелиях и в Книге Деяний. Некоторые исследователи попытались объяснить это его руководящей ролью в церкви более позднего периода, но в тексте НЗ нет оснований для такого умозаключения. Симон выделялся с самого начала. В списках двенадцати апостолов имя Симона с самого начала ставится первым, а в Мф 10:2 его имя предваряется словом «первый». Кроме того, двенадцать учеников часто названы как «Петр и бывшие с ним» (Мк 1:36; Лк 9:32; 8:45 и др.).

Петр постоянно говорит и выступает от имени всех учеников. В момент преображения Петр хотел поставить палатки (Мк 9:5), и только он имел достаточно веры, чтобы попытаться ходить по воде (Мф 14:28-31).

Именно Петр просит Господа объяснить Свое учение о прощении (Мф 18:21) и притчи (Мф 15:15; Лк 12:41) и выражает мнение учеников: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф 19:27).

Сборщики храмовой подати пришли к Петру как к руководителю группы (Мф 17:24).

Как член внутреннего круга учеников (вместе с Иаковом, Иоанном и, возможно, Андреем, Мк 13:3), он часто уединялся с Иисусом (при воскрешении дочери Иаира, Мк 5:37 и параллельные; при преображении, Мк 9:2 и параллельные; в Гефсимании, Мк 14:33 и Мф 26:37).

Иисус просит Петра и Иоанна приготовить пасхальный ужин в Лк 22:8, а в Мк 14:37 (Мф 26:40) Он обращается с упреком к Петру как представителю остальных («Ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?»).

Наконец, ангел у гробницы, судя по Мк 16:7, говорит: «Идите, скажите ученикам Его и Петру». Нет сомнения, что Петр занимал особое место среди двенадцати. Это в особенности заметно при рассмотрении эпизода в Кесарии Филипповой (Мк 8:27-33 и параллельные).

Слова Петра — очень важный момент евангельского повествования: «Ты — Христос» (Лука добавляет: «Христос Божий», Матфей — «Сын Бога Живого»).

Когда Иисус потом заговорил о страданиях Сына Человеческого, Петр возразил Ему, после чего, по словам Марка, Иисус обернулся, посмотрел на учеников и сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк 8:33).

Очевидно, эти слова были обращены не только к Петру, но ко всем ученикам. Судя по повествованию всех четырех евангелистов, Петр был импульсивным, часто резким человеком; он первым действует и высказывает свое мнение и все делает с энтузиазмом. Увидев, как Иисус ходит по воде, Петр попросил Господа велеть ему сделать то же самое, после чего немедленно выскочил из лодки. В момент преображения, пока другие молча и с трепетом созерцали явление Моисея и Илии, Петр как человек действия предложил: «Если хочешь, сделаем здесь три кущи» (Мф 17:4). и Марк, и Лука добавляют здесь, что Петр сам не знал, что говорит. Необдуманная и импульсивная склонность Петра возражать Иисусу наблюдалась не только в Кесарии Филипповой, но и в момент омывания ног в Ин 13:4-11, когда он сказал: «Не умоешь ног моих вовек». Когда Иисус ответил на это: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною», Петр тут же заявил: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин 13:8-9).

Наконец, когда обнаружилось, что гробница пуста (Ин 20:2-10), возлюбленный ученик, первым добежавший до нее, остановился, в то время как Петр мгновенно, не медля, вбежал внутрь. Петр был, без сомнения, одним из тех, кто действовал, не рассуждая. Но именно эта черта роднит его со всеми нами, а может быть, является одной из причин того, что в евангелиях он стал представителем всех учеников. Петр как «Камень». Ключ к значению фигуры Симона Петра явно заключается в неоднозначном приложении к происшествию в Кесарии Филипповой, которое встречается только в Мф 16:17-19, свидетельстве Иисуса для Петра. В этой фразе есть несколько важных моментов. Самый важный — это Мф 16:18: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». В разные исторические периоды эту фразу объясняли по-разному:

(1) Петр — первый епископ церкви. Таким было римско-католическое толкование III века, и этот текст служил доказательством в пользу идеи апостольской преемственности. Но в непосредственном контексте или даже в посланиях об этом ничего не сказано; в I веке такой идеи не существовало.

(2) Большая часть протестантов с момента Реформации полагала, что речь идет о произнесенной Петром фразе, а не о самом Петре; но в таком случае мы пренебрегаем игрой слов, более явной, когда фраза звучит по-арамейски, где есть только одно слово для обозначения камня («Кифа»).

(3) Альтернативный вариант — слова «камень сей» относятся к Самому Иисусу, что не подходит к контексту и явно надуманно. Итак, «камень сей» почти несомненно относится к Петру, но выражение это следует понимать двояко. Во-первых, Петр стал основанием, на котором Христос намерен был строить Свою Церковь, что явно видно из Книги Деяний. Это не значит, что Петр обладал властью над другими апостолами. То, что Павел упрекает Петра в Гал 2:11-14, значит, что он не обладал большей властью, чем остальные; а на Иерусалимском соборе в Деян. 15 главным определенно был Иаков. Во-вторых, Петр предстает здесь не как отдельное лицо, но как представитель учеников. Сегодня все большее количество исследователей придерживается этого мнения. Они признают, что у иудеев существовало понятие «совокупного представительства», когда руководитель социальной группы отождествлялся с ней (например, царь или первосвященник был представителем народа перед Богом).

Такое мнение соответствует тексту Мф 18:18-20, где церковь обладает тем же авторитетом, каким был облечен Петр. В данном случае Петр как камень становится первым из камней основания, из которых Христос, краеугольный камень (если развивать метафору), будет созидать Свою Церковь (см. Еф 2:19-20).

Стоит отметить здесь еще два аспекта. Во-первых, в Мф 16:18 говорится: «Врата ада не одолеют ее». «Врата ада» — распространенный иудейский эвфемизм для обозначения неизбежной и неотвратимой смерти. Иисус говорит, что сатана не одолеет Церковь и смерть, которая принадлежит ему, потерпит поражение (1Кор 15:26,54-55).

Церковь подвергнется гонениям и мученичеству, но останется победительницей. Во-вторых, в Мф 16:19 обещано: «И дам тебе ключи Царства Небесного»; эта фраза также использовалась средневековой церковью как основание для идеи апостольской преемственности. Но ее снова следует понимать в свете совокупного тождества: Петр, как выдающаяся фигура ранней церкви, воплощает здесь все ее руководство. «Ключи от Царства» прямо противопоставлены «вратам ада» (см. Отк 1:18, «ключи ада и смерти»; Отк 3:7, «ключ Давидов»), а также перекликаются с образом строительства церкви Христовой на скале. Здесь Петру вручаются ключи, которые открывают силу Царства для созидания Божьего Общества, Церкви. Будущее время («дам»),без сомнения, указывает на период после воскресения, когда будет высвобождена та сила, которой будет создана Церковь. Апостол Петр. Два события привели к появлению нового Петра, о котором столько говорится в Книге Деяний: его возвращение после отказа от Иисуса описывается в Ин 21:15-17, а явление Господа после воскресения нигде не описывается, но на него есть ссылка в Лк 24:34 и 1Кор 15:5. Отречение Петра явно показывало, что он еще был не готов занять предсказанное положение камня в основании церкви. и Лука, и Павел, как нам кажется, утверждают, что воскресший Господь явился Симону Петру раньше, чем остальным, что вполне соответствует его роли в истории ранней церкви. В палестинский период — 15 лет, предшествовавших благовестию язычникам, — Петр был ведущей фигурой церкви. Все остальные личности, упомянутые в Деян 1-12, не так важны, как Петр, определявший церковную политику. Сюда относится Иоанн, который был с Петром в храме (Деян 3:1), темнице (Деян 4:13) и Самарии (Деян 8:14); Стефан, один из семи епископов, революционные проповеди которого привели к мученической смерти (Деян 6-7); Филипп, еще один из семерки, провозглашавший Благую Весть в Самарии и эфиопскому евнуху (Деян 8); Варнава, подавший пример раздела имущества (Деян 4:36-37), официальный делегат в Антиохию (Деян 11:20-30); Павел, обращенный чудесным образом (Деян 9:1-30; 11:25-30; 12:25); и Иаков, первый мученик среди апостолов (Деян 12:2).

Именно Петр предложил выбрать двенадцатого апостола (Деян 1:15-17), провозгласил Благую Весть в день Пятидесятницы (Деян 2:14-40), произнес слово исцеления (Деян 3:6) и защищал Благую Весть перед синедрионом (Деян 4:8-12,19-20; 5:29-32).

В особенности показателен эпизод с Ананией и Сапфирой, потому что здесь Петр выступает в роли Божьего мстителя; нигде его авторитет не проявляется в большей степени. Следует также отметить его роль в Самарии в связи с попытками Симона Волхва приобрести харизматическую власть (Деян 8:18-24).

Именно влияние Петра — главное в этом эпизоде. В этих случаях мы явно сталкиваемся с властью «связывать и разрешать» (Мф 16:19).

Но Петр и церковь все же не выходили за границы своего иудейского наследия. У нас есть свидетельства того, что сознание ранней церкви было в значительной степени иудейским. Верующие считали себя немногими верными, живущими в век мессианского свершения, но все еще воспринимали себя в иудейском духе и благовествовали через обращение в иудаизм (язычники могли обратиться, только став сначала иудеями).

Положение вещей изменилось благодаря двум событиям. Во-первых, эллинистическая еврейская ветвь церкви восстала против евреев-христиан, что привело к избранию семи диаконов и изменению ортодоксальной политики палестинской церкви. Во-вторых, это привело к новому служению проповедников, сначала Стефана, речи которого привели к мученичеству и рассеянию эллинистической ветви, Деян 8; потодо Филиппа и других, которые распространяли Благую Весть дальше, самарянам и богобоязненным язычникам. Потом Петр и Иоанн пришли в Самарию (Деян 8:14), что стало следующим важным шагом в сторону благовестия язычникам. Потом Иерусалим перестал быть центром благовестия. Два чуда Петра, в Лидде (паралитик) и в Иоппии (воскрешение мертвой женщины), в Деян 9:32-42, вероятно, приводятся Лукой как параллель похожим чудесам Иисуса в его первом труде (Лк 5:18-26; 8:49-56).

Это — часть более обширной темы Книги Деяний, которая изображает служение Духа в церкви как продолжение и развитие служения Иисуса. Опять Петр выступает в роли представителя. Новые отношения проявились еще в двух эпизодах. Во-первых, в Иоппии Петр останавливается у «Симона кожевника» — это ремесло считалось нечистым, и ни один благочестивый иудей сознательно не вступил бы в контакт с кожевником. Еще важнее другое: Бог наставляет Петра через сон (Деян 10:10-16), в котором уничтожено древнее противопоставление между чистым и нечистым. Это приводит Петра в дом необрезанного язычника, что было самым серьезным общественным проступком для иудеев, и последующие события побуждают Петра принять язычников в церковь без исполнения обязательных требований для прозелитов иудаизма. Важные последствия этого проявились в споре в Иерусалиме (Деян 11:2-3), а потом на соборе (Деян 15:1-21).

О важности этого события говорит внимание, уделенное Лукой передаче речи Петра, которая кажется повторением Деян. 10, но призвана подчеркнуть значение данного эпизода. Часто забывают, что благовестие язычникам в ранней церкви было начато не Павлом, а Петром. Именно на него снисходит спасительное деяние Бога; и он, как руководитель церкви, становится первым свидетелем об этом. Гонения Ирода Агриппы (Деян 12:1-4) были, по-видимому, вызваны ужасом, в который привело иудеев такое вольное общение с язычниками; так закончился период руководства Петра в Иерусалиме. Иудеи были оскорблены поведением христиан; Лука утверждает в Книге Деяний, что идиллический период популярности, когда простой народ поддерживал церковь, к этому времени завершился. Чудесное освобождение Петра и эффектная сцена в доме Марии снова подтвердили особую роль Петра, но потом акценты смещаются. Петр вынужден бежать из Иерусалима, руководителем становится Иаков (Деян 12:17); на Иерусалимском соборе председательствует именно он, и он объявляет о решении собора (Деян 15:6-29).

Мы не можем с уверенностью утверждать, какими были отношения между Петром и другими учениками, в особенности так называемыми «столпами» церкви — Иаковом и Иоанном, а также апостолом Павлом. Данные слишком неточны. Многие считают, что общего руководства у ранней церкви не было, так как в ней сосуществовало много разных течений. Но это маловероятно, так как то, что пишет Лука в Книге Деяний, соответствует утверждению Павла в Гал 2:8: Петр был апостолом «номер один» для обрезанных, а Павел — для «язычников». Они были общими вождями, а Иаков — руководителем поместной Иерусалимской церкви. Но ни Петр, ни Павел не обладали статусом руководителя, подобным статусу папы в более поздние времена (то есть ни один из них не был абсолютным вождем церкви, выше критики).

Так называемые «посланники» Иакова могли оказывать влияние на Петра, что привело к его лицемерному поведению по отношению к язычникам (Гал 2:12), и Павел мог публично упрекать Павла за это (Гал 2:11-14).

Павел никогда не претендовал на власть над другими учениками и искал их одобрения и «руки общения» для служения язычникам (Гал 2:1-10).

Дальнейшее служение Петра. У нас очень мало данных о дальнейших деяниях Петра. По-видимому, он постепенно стал переходить от руководства к миссионерской работе. Но сказать так было бы слишком просто. Скорее, следуя примеру Павла, он сочетал то и другое. Присутствие в Коринфе «партии Кифы» (1Кор 1:12; 3:22) может означать, что Петр провел там какоето время. Это кажется еще более вероятным, если мы вспомним слова Павла о том, что Петр берет жену с собой в миссионерские поездки (1Кор 9:5).

Партия Кифы, должно быть, состояла из тех, кто был им обращен; вероятно, это были обращенные иудеи, в отличие от «партии Павла», представлявшей другую сторону в спорах иудеев и язычников, которым посвящено 1 Коринфянам. 1 Петра обращено к церквям севера Малой Азии: провинций Понт, Галатия, Каппадокия, Асия и Вифиния. Проблема заключается в том, что у Петра не сказано, бывал ли он там, и в послании нет никаких указаний личного свойства, которые свидетельствовали бы о его знакомстве с членами этих церквей. Но из послания ясно, что его весьма интересовала их судьба. В самом деле, некоторые ученые считают, что Павлу было велено не ходить в этот район в Деян 16:7-8, потому что Петр уже проповедовал там. Короче говоря, вопрос об участии Петра в обращении Малой Азии остается открытым. В НЗ нет конкретных свидетельств о том, что Петр отправился в Рим. В 1Пет 5:13 сказано, что послание отправлено из «Вавилона», и вряд ли это Вавилон в буквальном смысле слова, так как у нас нет преданий о том, что Петр там бывал, да и город в то время был малонаселен. Вероятно, Вавилон символизирует здесь Рим, «западный Вавилон». Скорее всего, Вавилон в Отк 14:8; 16:19 — тоже символ Рима. Это согласуется с преданием ранней церкви, которое гласит, что Петр действительно проповедовал там. Существует четыре ранних внебиблейских свидетельства о смерти Петра. В Ин 21:18 только упоминается о его мученичестве, но без всяких подробностей о том, где это произошло. В 1 Послании Климента, написанном в конце I века, говорится, помимо прочего, о мученичестве Павла и Петра. Хотя в 1 Климента 5:4 только засвидетельствован сам факт и не сказано о месте мученичества Петра, исследователи склонны считать этим местом Рим, по двум причинам: упоминается наличие «большого множества» мучеников, что указывает на гонения Нерона, а фраза «славный пример среди нас» означает, что при этом присутствовали представители церкви самого Климента (римской).

В Послании Игнатия к римлянам (4:3) также упоминается о мученичестве Петра и Павла, и снова, судя по контексту, произошло это в Риме. Он пишет: «Я не стану наставлять вас, как делали Петр и Павел», а значит, они оба проповедовали в Риме. В Вознесении Исаии 4:2-3, иудейскохристианском труде того же периода, говорится о Велиаре (вероятно, Нероне), который подверг мучительной смерти «одного из двенадцати» — почти несомненно Петра. Таким образом, хотя древние свидетельства не называют конкретно Рим местом смерти Петра, это — наиболее вероятная гипотеза. Определенные свидетельства об этом появляются в конце II века. Дионисий, епископ Коринфский, в послании, датируемом примерно 170 г. (сохранилось в «Истории церкви» Евсевия 2.25.8), утверждает, что Петр и Павел вместе учили о Христе в Италии. В конце того же века Ириней («Против ересей» 2.1-3) пишет, что Петр и Павел проповедовали в Риме, а Тертуллиан, примерно в тот же период, добавляет, что Петр погиб там же мученической смертью, «подобно Господу» (Scorpiace 15).

Климент Александрийский и Ориген оба намекают на присутствие Петра в Риме, а последний добавляет, что считается, будто он был «распят вниз головой» (Евсевий, «История церкви», 2.15.2; 3.1.2).

Предание о том, что Петр был распят, подтверждается словами из Ин 21:18: «А когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой... поведет, куда не хочешь». Тот факт, что в Послании Павла к римлянам (ок. 55-57) не упоминается Петр, означает, что он попал в Рим позже. Если 1 Петра было написано во время гонений Нерона, как утверждают сторонники авторства Петра, то апостол должен был прибыть в Рим в конце 50-х — начале 60-х гг. Конечно, мы не можем точно сказать, в чем заключалось его служение в Риме. Согласно некоторым исследователям, он был в Риме недолго. Судя по доступным нам фактам, мы можем сделать лишь следующие предположения. Петр проповедовал в Риме, хотя мы не знаем, как долго. Маловероятно, однако, в свете древних свидетельств о его проповедях там, что он был в Риме проездом, как раз когда начались гонения Нерона. Скорее всего, последние годы его служения прошли в Риме, и там он принял от Нерона мученическую смерть, возможно, посредствомраспятия. Симон Петр, наряду с Павлом, был ведущей фигурой ранней церкви. Его влияние оспаривалось в ходе дебатов римских католиков и протестантов, но библейские свидетельства не оставляют места для сомнений. Он был самым выдающимся из учеников Иисуса, поисхине «камнем» в основании Церкви. Как представитель апостолов, он, со своим энтузиазмом и даже слабостями, являет собой лучший пример апостола в развитии, который, силой воскресшего Господа, поднялся над своими ошибками, чтобы стать главной фигурой на сцене церковной истории.