Последние Дни
Последние Дни (lastdays) Выражение, которое используется в Писании применительно к последнему периоду существования известного нам мира. В ВЗ выражена надежда на скорое наступление последних дней как эры исполнения мессианских пророчеств (см. Ис 2:2; Мих 4:1), а авторы НЗ считают, что живут в последние дни, дни благовестия. Так, например, Петр объясняет события дня Пятидесятницы как исполнение Иоиля 2:28: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян 2:17-18). В Послании к евреям сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1:1-2). Таким образом, последние дни — это дни благословения Благой Вести, в которые выгоды спасения, получаемые через совершенную жизнь, смерть, воскресение и прославление Иисуса Христа, становятся доступны миру. Это дни, в которые неверующие имеют возможность покаяться и обратиться к Богу, а верующие должны провозглашать миру Евангелие. Форма множественного числа «последние дни» указывает на длительный период, и правильность этого выражения подтверждается тем, что последние дни длятся уже много веков. Но с точки зрения вечности это не такое уж длительное время, и конец этого периода неизбежен, поэтому Иоанн говорит «последнем времени». О нем свидетельствует присутствие антихриста даже в церкви апостольского периода. «Последнее время, — пишет Иоанн, — и как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» (1Ин 2:18). Конец последних дней всегда близок и однажды обязательно настанет; следовательно, как настаивал Христос, необходимо всегда быть бдительным ввиду того, что мы не знаем ни дня, ни часа Его возвращения в славе — события, которое приведет к завершению последних дней (Мф 24:44; 25:13). Отсюда естественным образом вытекает учение, что кульминацией этих «дней» будет некий «День»: последние дни завершатся в последний День. В НЗ термин «День», используемый в форме единственного числа, соответствует ветхозаветному понятию «дня Господня», который обычно представлен там как ужасный день последнего суда над грешниками, но также день спасения и отмщения Божьего народа (Ис 2:12-22; Иез 13:5; Иоиль 1:15; 2:1,11; Ам 5:18-24; Соф 1:7,14). Кульминацией последних дней, а следовательно, и всей истории, станет «день Господень», который настанет внезапно (1Фес 5:2). Этот последний из последних дней будет днем суда над теми, кто не принял Благую Весть, очищения настоящего греховного мира, возрождения творения, так что в новых небесах и новой земле исполнится замысел Бога, связанный с творением. Искупление будет завершено, мы окончательно уподобимся образу Искупителя и будем наслаждаться вечной славой (Рим 8:19-25; 1Ин 3:2; Отк 21:1-8). Более того, апостол Павел напоминает христианам, что в этот последний День, который он называет просто «днем», будет выявлено качество их жизни, — все, что они сделали в жизни, станет явным. Здесь речь не об уверенности в спасении во Христе; скорее о том, с радостью или со стыдом они встретят Его (ср. с 1Ин 2:28). «Каждого дело обнаружится... — утверждает Павел. — У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урсн; впрочем, сам спасется» (1Кор 3:13-15). Последний из последних дней будет предшествовать вечному дню Царства Христова, когда Бог будет во всем (1Кор 15:28; Флп 3:20-21). Соответственно, последний день тоже будет днем триумфа и воскресения, когда Христос, как обещал, возвысит каждого, кто верит в Него (Ин 6:39-44,54). Последние дни подобны ночи в сравнении со славой, которая будет явлена по возвращении Христа, так что завершение последних дней будет также началом бесконечного дня Божьего (см. Рим 13:11-12). Понимание того, что мы живем в последние дни и последний день приближается, должно оказать влияние на активность и качество нашей жизни здесь и сейчас (см. 2Пет 3:11-14). Итак, последние дни — это дни Евангелия Господа нашего Иисуса Христа. Они предваряют последний день окончательного суда над неверующими и рассвета вечной славы для верующих и готовят к нему. Для верных последователей Христа это дни радости и благословений, но искупление во всей полноте они еще только познают. Это также дни испытаний и трудностей для церкви Христовой. Но Бог дал нам уверенность Своего Духа в наших сердцах, предвкушение будущего пира, залог полной уплаты (Рим 8:23; 2Кор 1:22; 5:5; Еф 1:14). Тем временем мы должны быть уверены, что, по словам апостола Павла, страдания последних дней — ничто в сравнении со славой, которая нам будет явлена (Рим 8:18). Это дни ответственности и возможностей; ответственности — потому что христиане должны провозглашать Благую Весть всему миру (Мф 28:19-20; Деян 1:8) и Бог велит всем людям на свете покаяться (Деян 17:30).см. тж. второе пришествие Иисуса Христа; день Господень.