Праздники Израиля
Праздники Израиля (feasts and festivals of Israel) Моменты ликования в честь значительных событий или героев. Праздники играли важную роль в цикле религиозных событий, с этими днями были связаны определенные обряды и церемонии. Обычно праздник предполагает праздничный пир, но это не обязательно. Иногда пища бывает лишь символической, как в случае со святым причастием. Древние евреи использовали слова mo’ed («сезоны», «времена») и hag для обозначения больших массовых празднеств, в то время как праздники более личного характера обычно обозначались термином mishteh. В большей части переводов Писания эти слова не различаются {«праздник», «празднество», «пир»}. Праздники и их назначение. Очень важно было, чтобы в праздниках принимала участие вся община, чтобы общественные и религиозные традиции продолжались, в особенности, когда праздники являлись частью регулярного гражданского и религиозного календаря. Без поддержки общины никакой, даже семейный праздник, не может считаться удавшимся. Когда община участвует в празднике, он укрепляет индивидуальную и общественную память о конкретных событиях, и информация о них передается из поколения в поколение. Такая общая память сплачивает общину, будь она велика или мала, и помогает установить традиции, согласно которым эта община живет. Если праздник отмечается в память о каком-то событии или в честь какого-то возвышенного идеала, его тема запоминается участниками все тверже и тверже по мере исполнения ими обрядов и церемоний. Праздники древних евреев играли положительную роль. Великие праздники из религиозного календаря отмечались в честь конкретных событий, когда Бог вмешивался в жизнь Своего народа или помогал ему в трудные моменты. Регулярно отмечая эти праздники, евреи постоянно вспоминали о том, что Бог управляет ими. Они заново напоминали себе, что Бог помогает им и любит их, что Он по-прежнему способен поддержать их. В особенности в трудные времена праздники свидетельствовали о реальности Божьего присутствия и Его деятельности среди них. Вера, которая подкреплялась таким образом, придавала жизни народа особое духовное измерение, давала ощущение преемственности под Божьими руководством и опекой. Только когда в праздники стал проникать языческий элемент, эта важная часть национальной жизни стала терять свою жизненность. Ветхозаветные праздники. Общие праздники. Они были удивительно многочисленны в Израиле, если принять во внимание достаточно суровый образ жизни, о котором мы читаем в ВЗ. Без сомнения, такие праздники помогали легче переносить трудности и тревоги жизни на Ближнем Востоке в древности, и Израильтяне пользовались этой возможностью, как только могли. Одним из наиболее очевидных поводов для праздника была свадьба, и неудивительно, что в свадебном пире Рахили и Иакова (Быт 29:22) принимали участие все соседи. Неизвестно, сколько длился именно этот праздник, но иногда свадебные пиры продолжались неделю, как было, когда Самсон женился на женщине из Фимнафы (Суд 14:17). На таких пирах пили много вина, от которого радуется сердце (Пс 103:15). Часто праздновались и дни рождения, в особенности царских особ (Быт 40:20). Увидев сон, Соломон устроил пир для своих слуг (3Цар 3:15), а после освящения храма празднования продолжались неделю (3Цар 8:65). Цари и царицы периодически устраивали праздники в честь каких-то событий или желая продемонстрировать свою добрую волю (см. Есф 1:3; 2:18; 5:4,14; 7:2,7; Дан 5:1). Пастухи часто устраивали праздники в честь начала стрижки овец (Вт 18:4). Праздники до изгнания. Помимо общих праздников, которые часто носили светский характер, Израильтянам было предписано также отмечать всей общиной дни, имевшие особое духовное значение. Они были призваны напоминать о Божьей деятельности для Его народа, о том, что продолжение божественных благословений зависит от их покорности Его воле. Перечень праздников в Лев 23:2 начинается с повеления соблюдать субботу. Седьмой день, в который Бог прекратил творить (Быт 2:3), был свят, хотя трудно сказать, как его отмечали до Моисея (Исх 20:8-11). Со времен Моисея соблюдение субботы требовало отказа от любой деятельности в честь отдыха Самого Бога от творческой деятельности (Исх 31:17) и избавления Им народа от египетского рабства (Вт 5:12-15). Празднование субботы было признаком особых отношений между Богом и Израильтянами. В течение 24 часов под страхом смерти запрещалось делать даже самую простую работу, например, разжигать огонь (Исх 35:3) или собирать хворост (Чис 15:32-33). Путешествовать тоже запрещалось (Исх 16:29). Также необходимо было принести определенные жертвоприношения (Чис 28:9-10), а в скинии заменяли хлебы предложения (Лев 24:5-8). Несмотря на ограничение деятельности, суббота должна была символизировать время счастья и уверенности в присутствии Бога (см. Ис 58:13-14), а ее соблюдение должно было принести благословение отдельным людям и всей стране.ЕЖЕГОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ ИЗРАИЛЯ Начиная с нисана (авива), первого месяца в календаре Израиля
День и месяц по календарю Месяц по григорианскому
после (до) изгнания календарю
14-е нисана (авива) Март — апрель
Праздник опресноков 15-е -2 1 -е нисана (авива) март — апрель
День первых плодов
Пятидесятница (Шавуот, Праздник жатвы, Праздник седмиц)
Праздник труб (Рош-га-шана)
День искупления (Йом Кипур)
Праздник кущей (Суккот, День собрания)
22-е нисана (авива)
6-е сивана
1-е тишрей (етаним)
10-е тишрей (етаним)
15-22-е тишрей (етаним)
День освящения 25-е кислева (Ханука, Праздник света)
Никанор (Пост Есфири, канун праздника пурим)
13-е адара
март — апрель
май — июнь
сентябрь — октябрь
сентябрь — октябрь
сентябрь — октябрь
ноябрь — декабрь
февраль — март
Основные упоминания
Исх 12:1-30; Лев 23:5; Чис 9:1-5; 28:16; Вт 16:1-8
Исх 34:18-21; Лев 23:6-8; Чис 28:17-25; Вт 16:1-8,16-17
Лев 23:9-14
Исх 34:22; Лев 23:15-21; Чис 28:26-31; Вт 16:9-12,16-17
Лев 23:23-25; Чис 29:1-6
Лев 16:29-34; 23:26-32; Чис 29:7-11
Исх 34:22; Лев 23:33-43; Чис 29:12-38; Вт 16:13-17
1Мак 4:41-59; 2Мак 10:6-8; Ин 10:22
1Мак 7:33-49
Пурим (Жребии) 14-е число адара февраль — март Есф 9:21,27-28.ПРАЗДНИК НОВОМЕСЯЧИЯ. Новолуние отмечалось ежемесячно, на основании лунного календаря. Это было особенно характерно для народа земледельцев, потому что все могли видеть, когда обновляется луна. В этот день приносились определенные жертвы, в том числе жертва всесожжения, хлебная и возлияние (Чис 28:11-15). Кроме этого, в жертву за грех Богу приносили козла, а в честь новомесячия трубили в трубы (Чис 10:10). Жертвоприношения, которые предписывались для праздника, были значительно больше, чем те, которые, согласно Чис 28:9-10, должны были приноситься каждую субботу. Этот лунный праздник был популярен на протяжении истории Израиля. В период монархии левиты должны были помогать священникам из рода Аарона во время празднования новомесячия, как и в субботу (1Пар 23:29-31). Пророки до изгнания, должно быть, пользовались тем, что на праздники собиралось много народа, и учили людей или провозглашали пророчества именно в это время (см. 4Цар 4:23), хотя нам неизвестно, насколько широко это практиковалось. Однако не все считали момент празднования и отдыха ценным, и Амос (Ам 8:5) жаловался на жадных Израильтян, которые полагали, что праздничные дни мешают им заниматься делом и зарабатывать на жизнь. В вавилонском плену Израильтяне не могли отмечать этот праздник (см. Ос 2:11), но при Ездре и Неемии он был восстановлен (Неем 10:33). В Ис 66:22-23 он связан с окончательной судьбой Израиля и перечислен среди праздников в идеальном храме Иезекииля (Иез 45:17). Задачей этого праздника было укрепление единства национальной жизни посредством напоминания Израильтянам о том, что Божий завет с их предками нерушим и до сих пор касается народа. Праздник также подчеркивал, что Бог любит Свой народ, заботится о нем, созидает близкие отношения с людьми и выполняет Свои обещания (см. Пс 103:19). •Ф ПРАЗДНИК ТРУБ. Праздник труб отмечали на первый день седьмого лунного месяца. Этот месяц, который позже стали называть тишрей, был особенно свят, и по этой причине новомесячие отмечалось особым образом. В первый день праздника играли трубы (Лев 23:24), когда приносились в жертву животное и хлеб. На основании Чис 29:2-6 представляется, что жертвоприношения в этот день были больше, чем в обычную субботу, но несколько меньше, чем в обычный праздник новомесячия (см. Чис 28:11). Это тоже был день торжественного отдыха и святых занятий, и трубы играли в память о том, как славно Бог позаботился о Своем народе посредством завета горы Синай. Седьмой месяц был в особенности свят, отчасти из-за того, что он был седьмым, но также потому, что в этом месяце праздновали день искупления (или Йом Кипур) и праздник кущей. Последний праздник отмечали через пять дней после дня искупления (Лев 23:34), и его радостный характер должен был некоторым образом оттенить торжественное настроение ежегодного события, когда весь народ каялся ъ общих грехах и наблюдал, как они символически терялись в пустыне, когда община изгоняла козла отпущения.СУББОТНИЙ ГОД. Еще один праздник, тесно связанный с субботой, — это субботний год. По истечении цикла из шести лет следующие 12 месяцев считались «субботой для земли». В течение этого промежутка времени земля должна была отдыхать (Исх 23:11), ее нельзя было засевать, а то, что вырастало на ней естественным образом, отдавалось бедным и нуждающимся (Лев 25:6). Эта забота о земле — только один из наиболее важных экологических принципов Писания. Как и народ Божий, земля была свята, и, как народ нуждался в регулярном отдыхе от ежедневных трудов, чтобы восстанавливать силы и духовную энергию посредством поклонения, так и земля должна была отдыхать и восстанавливаться. Праздник напоминал Израильтянам, что земля, на которой они жили, была дана им Богом во исполнение завета, чтобы удовлетворять их физические потребности (см. Вт 8:7-10). Для того чтобы Израильтяне ни в чем не нуждались и не страдали от трудностей в субботний год, Бог обещал, что в год, непосредственно предшествующий субботнему, земля будет приносить достаточно плодов, чтобы хватило на следующие три года (Лев 25:21). Уверенность в этом была основана на опыте блужданий в пустыне, когда на шестой день недели появлялось достаточно манны, чтобы ее хватило и на субботу (Исх 16:5). В период праздника заново утверждалось абсолютное право Бога на землю (см. Лев 25:23) и укреплялась вера народа в то, что Бог способен поддержать их в момент нужды. Параллельно с освобождением земли на год в седьмой год отдыха требовалось освободить рабов и должников. Эти бесправные члены общества освобождались из рабства или от своих обязательств. В результате люди, ставшие рабами по той или иной причине, обретали личную свободу (Исх 21:2-6), по повелению Господа также прощались долги должникам (Вт 15:1-6). По-видимому, до изгнания Израильтяне регулярно соблюдали субботний год, хотя в Иер 34:8-22 и говорится о некоторых злоупотреблениях. Пророк пользуется возможностью, чтобы объяснить людям природу и назначение заповеди субботнего года. Он предупреждает также сбившихся с пути иудеев, что, так как они ослушались Бога и отказались дать свободу своим рабам, они сами утратят свободу, будут угнаны в рабство в Вавилон, а земля их будет разорена. Возвратившиеся из изгнания иудеи усвоили этот урок, потому что под руководством Неемии они связали себя обетом соблюдать субботний год (Неем 10:31). Очевидно это произошло под влиянием чтения закона Моисея на празднике кущей, который совпал с началом субботнего года (Неем 8:13-18).ЮБИЛЕЙ. Еще одним праздником, основанным на принципе субботнего года, был юбилейный, или пятидесятый, год (Лев 25:8-55; 27:17-24). Подобно тому как субботний год был связан с превознесением седьмого дня, пятидесятый год означал завершение семи циклов из семи лет каждый. Начало юбилейного года провозглашалось в День искупления по всей земле, в сопровождении труб (Лев 25:9). Предписания по поводу юбилейного года были похожи на предписания о годе субботнем. Особенность его заключалась в том, что земля, проданная в предыдущие 49 лет, возвращалась к первоначальным владельцам, и это приводило к ее обесцениванию по мере приближения юбилейного года. Для того чтобы избежать злоупотреблений вроде ловкачества или спекуляции, евреям было велено обращаться друг с другом честно и справедливо, страшась Бога, истинного владельца земли (Лев 25:14-17). Как и в случае с субботним годом, перед годом юбилейным Бог тоже обещал позаботиться о народе, чтобы никто не пострадал. Во время юбилейного года рабы обретали свободу, так что все на земле могли начать заново новый цикл субботних лет на равных основаниях, свободные перед Богом. Сезонные праздники. Три ежегодных праздника, связанных с временами года, а не с фазами луны, предоставляли особую возможность вспомнить о могуществе Бога и Его заботе о Своем народе. Эти три праздника обозначались термином hag, который указывал на праздник, связанный с паломничеством. Отмечать все три праздника предписывается в Исх 23:14-17 и Вт 16:16, и к ним относятся: праздник пасхи и опресноков, праздник седмиц (Пятидесятница) и праздник кущей. В эти дни все мужчины Израиля должны были совершать паломничество к святилищу и отмечать праздник там (Исх 12:14). Праздники пасхи и опресноков были двумя отдельными событиями, но, так как их разделяет всего несколько дней, обычно они отмечались как единый праздник.ПАСХА. Пасха имела для Израильтян особое богословское значение, потому что отмечалась в память об одном из важнейших вмешательств Бога в историю народа, избавления Израиля из египетского рабства, когда, послав последнюю казнь, Бог уничтожил всех первенцев египтян, но пощадил Израильтян, дверные косяки которых были помечены кровью (Исх 12:11-30). Бог велел, чтобы в этот день отмечали праздник в память о совершившемся событии (Исх 12:14), и следующую пасху, праздновали в пустыне Синай (Чис 9:1-5). В еврейском календаре праздник пасхи приходился на первый месяц, который во Вт 16:1 назван авивом, но после изгнания стал называться нисаном (см. Неем 2:1). Пасхальный обряд проводился вечером 14-го числа (Лев 23:5), после чего в течение семи дней нельзя было есть заквашенного теста. В основе удаления дрожжей из теста лежит тот же принцип, что и в основе удаления крови из плоти животных. и дрожжи, и кровь обладали живительной силой, их следовало приносить в жертву Богу. В первый и седьмой день периода проводилось святое собрание, и единственным разрешенным видом деятельности было приготовление пищи (Исх 12:16). Этот период, когда все питались пресным хлебом, считался праздничным, потому что он открывал семинедельный период сбора урожая зерна (Вт 16:9). Во время этого праздника приносили специальные жертвы всесожжения, после чего в честь начала сбора ячменя отмечали праздник первых плодов. В новозаветные времена праздники пасхи и опресноков отмечались достаточно широко, и в НЗ они называются «праздник опресноков» (Лк 22:1; Деян 12:3). Тема избавления Израиля от господства Египта посредством божественного вмешательства убеждала Израильтян в том, что Бог всегда готов действовать ради Своего покорного и верного завету народа. Израильтяне вспоминали, что когда-то они были рабами (Вт 16:12). Сначала праздники пасхи и опресноков отличались достаточной простотой, но в период монархии были разработаны более сложные обряды (см. 4Цар 23:21-23; 2Пар 35:1-19).ПЯТИДЕСЯТНИЦА. Второй великий праздник, Пятидесятница (или праздник седмиц), продолжался один день и отмечался на пятидесятый день после того, как в конце праздника опресноков Господу был принесен в жертву первый урожай ячменя (Вт 16:9-12). Этот праздник знаменовал конец сбора урожая ячменя и начало сбора пшеницы, то есть период, когда в жертву приносились первые плоды (см. Исх 23:16; 34:22; Чис 28:26). В этот день приносили в жертву два хлеба из пшеничной муки, а также семь ягнят, двух баранов и тельца (Лев 23:15-20). Богу приносили добровольные дары в знак благодарности за Его благословения, и вообще этот день был днем всеобщего ликования (Вт 16:10-11). Так как Пятидесятница по сути своей была праздником урожая (Исх 23:16), Израильтяне должны были признать, что их материальное благополучие полностью зависит от Бога. Во Вт. 26 даются особые наставления по поводу принесения в жертву первых плодов урожая. Обряд включал в себя великую исповедь веры, помещенную в контекст истории Израиля и сопровождавшуюся рассказом об избавлении народа Богом из египетского плена и даровании ему земли, способной в избытке удовлетворить его потребности.ПРАЗДНИК КУЩЕЙ. Этот праздник (Лев 23:34; Вт 16:13), называемый также праздник собирания плодов (Исх 34:22), был третьим великим днем, в который должны были собираться вместе каждый год все еврейские мужчины. Его начинали отмечать на пятнадцатый день седьмого месяца (тишрей), вскоре после дня искупления, который приходился на десятый день. Праздник кущей продолжался неделю и предполагал паломничество. Сначала он был связан с концом сельскохозяйственного года (Исх 34:22), завершением всех полевых работ. В первый день символически прекращалась всяческая деятельность и Господу приносили жертву всесожжения. На восьмой день община Израиля также воздерживалась от ручного труда и снова приносила жертву всесожжения. В Лев 23:39-43 подробно описываются обряды, благодаря которым праздник получил свое название. Брались ветви «красивых деревьев» — пальм и верб. Из них делали шатры или кущи, в которых люди жили в течение праздничной недели. Каждый седьмой год публично зачитывались требования завета, заключенного Израильтянами с Богом при Моисее, чтобы народ не забывал о благословениях и обязанностях, связанных с отношениями завета. В особенности большое значение праздник кущей приобрел во времена Ездры, после того как иудейская община вернулась из Вавилона, — ведь до того этот праздник не отмечали в течение столетий (Неем 8:13-18). Судя по контексту, праздник был забыт в период монархии. Очевидно, тот праздник в Силоме, когда Анну приняли за пьяную, и праздник, упоминаемый в Суд 21:19, — это праздник кущей. В пророческом видении о том, как все народы приходят в Иерусалим на праздник кущей, Захария предупреждал, что отказавшихся от этой традиции ждут трудности и нехватка пищи (Зах 14:16-19). Праздники после изгнания. Существуют и менее значительные праздники, возникшие в тот период, когда иудеи вернулись из изгнания; некоторые из них связаны с конкретными историческими событиями.
День и месяц по календарю Месяц по григорианскому
после (до) изгнания календарю
14-е нисана (авива) Март — апрель
Праздник опресноков 15-е -2 1 -е нисана (авива) март — апрель
День первых плодов
Пятидесятница (Шавуот, Праздник жатвы, Праздник седмиц)
Праздник труб (Рош-га-шана)
День искупления (Йом Кипур)
Праздник кущей (Суккот, День собрания)
22-е нисана (авива)
6-е сивана
1-е тишрей (етаним)
10-е тишрей (етаним)
15-22-е тишрей (етаним)
День освящения 25-е кислева (Ханука, Праздник света)
Никанор (Пост Есфири, канун праздника пурим)
13-е адара
март — апрель
май — июнь
сентябрь — октябрь
сентябрь — октябрь
сентябрь — октябрь
ноябрь — декабрь
февраль — март
Основные упоминания
Исх 12:1-30; Лев 23:5; Чис 9:1-5; 28:16; Вт 16:1-8
Исх 34:18-21; Лев 23:6-8; Чис 28:17-25; Вт 16:1-8,16-17
Лев 23:9-14
Исх 34:22; Лев 23:15-21; Чис 28:26-31; Вт 16:9-12,16-17
Лев 23:23-25; Чис 29:1-6
Лев 16:29-34; 23:26-32; Чис 29:7-11
Исх 34:22; Лев 23:33-43; Чис 29:12-38; Вт 16:13-17
1Мак 4:41-59; 2Мак 10:6-8; Ин 10:22
1Мак 7:33-49
Пурим (Жребии) 14-е число адара февраль — март Есф 9:21,27-28.ПРАЗДНИК НОВОМЕСЯЧИЯ. Новолуние отмечалось ежемесячно, на основании лунного календаря. Это было особенно характерно для народа земледельцев, потому что все могли видеть, когда обновляется луна. В этот день приносились определенные жертвы, в том числе жертва всесожжения, хлебная и возлияние (Чис 28:11-15). Кроме этого, в жертву за грех Богу приносили козла, а в честь новомесячия трубили в трубы (Чис 10:10). Жертвоприношения, которые предписывались для праздника, были значительно больше, чем те, которые, согласно Чис 28:9-10, должны были приноситься каждую субботу. Этот лунный праздник был популярен на протяжении истории Израиля. В период монархии левиты должны были помогать священникам из рода Аарона во время празднования новомесячия, как и в субботу (1Пар 23:29-31). Пророки до изгнания, должно быть, пользовались тем, что на праздники собиралось много народа, и учили людей или провозглашали пророчества именно в это время (см. 4Цар 4:23), хотя нам неизвестно, насколько широко это практиковалось. Однако не все считали момент празднования и отдыха ценным, и Амос (Ам 8:5) жаловался на жадных Израильтян, которые полагали, что праздничные дни мешают им заниматься делом и зарабатывать на жизнь. В вавилонском плену Израильтяне не могли отмечать этот праздник (см. Ос 2:11), но при Ездре и Неемии он был восстановлен (Неем 10:33). В Ис 66:22-23 он связан с окончательной судьбой Израиля и перечислен среди праздников в идеальном храме Иезекииля (Иез 45:17). Задачей этого праздника было укрепление единства национальной жизни посредством напоминания Израильтянам о том, что Божий завет с их предками нерушим и до сих пор касается народа. Праздник также подчеркивал, что Бог любит Свой народ, заботится о нем, созидает близкие отношения с людьми и выполняет Свои обещания (см. Пс 103:19). •Ф ПРАЗДНИК ТРУБ. Праздник труб отмечали на первый день седьмого лунного месяца. Этот месяц, который позже стали называть тишрей, был особенно свят, и по этой причине новомесячие отмечалось особым образом. В первый день праздника играли трубы (Лев 23:24), когда приносились в жертву животное и хлеб. На основании Чис 29:2-6 представляется, что жертвоприношения в этот день были больше, чем в обычную субботу, но несколько меньше, чем в обычный праздник новомесячия (см. Чис 28:11). Это тоже был день торжественного отдыха и святых занятий, и трубы играли в память о том, как славно Бог позаботился о Своем народе посредством завета горы Синай. Седьмой месяц был в особенности свят, отчасти из-за того, что он был седьмым, но также потому, что в этом месяце праздновали день искупления (или Йом Кипур) и праздник кущей. Последний праздник отмечали через пять дней после дня искупления (Лев 23:34), и его радостный характер должен был некоторым образом оттенить торжественное настроение ежегодного события, когда весь народ каялся ъ общих грехах и наблюдал, как они символически терялись в пустыне, когда община изгоняла козла отпущения.СУББОТНИЙ ГОД. Еще один праздник, тесно связанный с субботой, — это субботний год. По истечении цикла из шести лет следующие 12 месяцев считались «субботой для земли». В течение этого промежутка времени земля должна была отдыхать (Исх 23:11), ее нельзя было засевать, а то, что вырастало на ней естественным образом, отдавалось бедным и нуждающимся (Лев 25:6). Эта забота о земле — только один из наиболее важных экологических принципов Писания. Как и народ Божий, земля была свята, и, как народ нуждался в регулярном отдыхе от ежедневных трудов, чтобы восстанавливать силы и духовную энергию посредством поклонения, так и земля должна была отдыхать и восстанавливаться. Праздник напоминал Израильтянам, что земля, на которой они жили, была дана им Богом во исполнение завета, чтобы удовлетворять их физические потребности (см. Вт 8:7-10). Для того чтобы Израильтяне ни в чем не нуждались и не страдали от трудностей в субботний год, Бог обещал, что в год, непосредственно предшествующий субботнему, земля будет приносить достаточно плодов, чтобы хватило на следующие три года (Лев 25:21). Уверенность в этом была основана на опыте блужданий в пустыне, когда на шестой день недели появлялось достаточно манны, чтобы ее хватило и на субботу (Исх 16:5). В период праздника заново утверждалось абсолютное право Бога на землю (см. Лев 25:23) и укреплялась вера народа в то, что Бог способен поддержать их в момент нужды. Параллельно с освобождением земли на год в седьмой год отдыха требовалось освободить рабов и должников. Эти бесправные члены общества освобождались из рабства или от своих обязательств. В результате люди, ставшие рабами по той или иной причине, обретали личную свободу (Исх 21:2-6), по повелению Господа также прощались долги должникам (Вт 15:1-6). По-видимому, до изгнания Израильтяне регулярно соблюдали субботний год, хотя в Иер 34:8-22 и говорится о некоторых злоупотреблениях. Пророк пользуется возможностью, чтобы объяснить людям природу и назначение заповеди субботнего года. Он предупреждает также сбившихся с пути иудеев, что, так как они ослушались Бога и отказались дать свободу своим рабам, они сами утратят свободу, будут угнаны в рабство в Вавилон, а земля их будет разорена. Возвратившиеся из изгнания иудеи усвоили этот урок, потому что под руководством Неемии они связали себя обетом соблюдать субботний год (Неем 10:31). Очевидно это произошло под влиянием чтения закона Моисея на празднике кущей, который совпал с началом субботнего года (Неем 8:13-18).ЮБИЛЕЙ. Еще одним праздником, основанным на принципе субботнего года, был юбилейный, или пятидесятый, год (Лев 25:8-55; 27:17-24). Подобно тому как субботний год был связан с превознесением седьмого дня, пятидесятый год означал завершение семи циклов из семи лет каждый. Начало юбилейного года провозглашалось в День искупления по всей земле, в сопровождении труб (Лев 25:9). Предписания по поводу юбилейного года были похожи на предписания о годе субботнем. Особенность его заключалась в том, что земля, проданная в предыдущие 49 лет, возвращалась к первоначальным владельцам, и это приводило к ее обесцениванию по мере приближения юбилейного года. Для того чтобы избежать злоупотреблений вроде ловкачества или спекуляции, евреям было велено обращаться друг с другом честно и справедливо, страшась Бога, истинного владельца земли (Лев 25:14-17). Как и в случае с субботним годом, перед годом юбилейным Бог тоже обещал позаботиться о народе, чтобы никто не пострадал. Во время юбилейного года рабы обретали свободу, так что все на земле могли начать заново новый цикл субботних лет на равных основаниях, свободные перед Богом. Сезонные праздники. Три ежегодных праздника, связанных с временами года, а не с фазами луны, предоставляли особую возможность вспомнить о могуществе Бога и Его заботе о Своем народе. Эти три праздника обозначались термином hag, который указывал на праздник, связанный с паломничеством. Отмечать все три праздника предписывается в Исх 23:14-17 и Вт 16:16, и к ним относятся: праздник пасхи и опресноков, праздник седмиц (Пятидесятница) и праздник кущей. В эти дни все мужчины Израиля должны были совершать паломничество к святилищу и отмечать праздник там (Исх 12:14). Праздники пасхи и опресноков были двумя отдельными событиями, но, так как их разделяет всего несколько дней, обычно они отмечались как единый праздник.ПАСХА. Пасха имела для Израильтян особое богословское значение, потому что отмечалась в память об одном из важнейших вмешательств Бога в историю народа, избавления Израиля из египетского рабства, когда, послав последнюю казнь, Бог уничтожил всех первенцев египтян, но пощадил Израильтян, дверные косяки которых были помечены кровью (Исх 12:11-30). Бог велел, чтобы в этот день отмечали праздник в память о совершившемся событии (Исх 12:14), и следующую пасху, праздновали в пустыне Синай (Чис 9:1-5). В еврейском календаре праздник пасхи приходился на первый месяц, который во Вт 16:1 назван авивом, но после изгнания стал называться нисаном (см. Неем 2:1). Пасхальный обряд проводился вечером 14-го числа (Лев 23:5), после чего в течение семи дней нельзя было есть заквашенного теста. В основе удаления дрожжей из теста лежит тот же принцип, что и в основе удаления крови из плоти животных. и дрожжи, и кровь обладали живительной силой, их следовало приносить в жертву Богу. В первый и седьмой день периода проводилось святое собрание, и единственным разрешенным видом деятельности было приготовление пищи (Исх 12:16). Этот период, когда все питались пресным хлебом, считался праздничным, потому что он открывал семинедельный период сбора урожая зерна (Вт 16:9). Во время этого праздника приносили специальные жертвы всесожжения, после чего в честь начала сбора ячменя отмечали праздник первых плодов. В новозаветные времена праздники пасхи и опресноков отмечались достаточно широко, и в НЗ они называются «праздник опресноков» (Лк 22:1; Деян 12:3). Тема избавления Израиля от господства Египта посредством божественного вмешательства убеждала Израильтян в том, что Бог всегда готов действовать ради Своего покорного и верного завету народа. Израильтяне вспоминали, что когда-то они были рабами (Вт 16:12). Сначала праздники пасхи и опресноков отличались достаточной простотой, но в период монархии были разработаны более сложные обряды (см. 4Цар 23:21-23; 2Пар 35:1-19).ПЯТИДЕСЯТНИЦА. Второй великий праздник, Пятидесятница (или праздник седмиц), продолжался один день и отмечался на пятидесятый день после того, как в конце праздника опресноков Господу был принесен в жертву первый урожай ячменя (Вт 16:9-12). Этот праздник знаменовал конец сбора урожая ячменя и начало сбора пшеницы, то есть период, когда в жертву приносились первые плоды (см. Исх 23:16; 34:22; Чис 28:26). В этот день приносили в жертву два хлеба из пшеничной муки, а также семь ягнят, двух баранов и тельца (Лев 23:15-20). Богу приносили добровольные дары в знак благодарности за Его благословения, и вообще этот день был днем всеобщего ликования (Вт 16:10-11). Так как Пятидесятница по сути своей была праздником урожая (Исх 23:16), Израильтяне должны были признать, что их материальное благополучие полностью зависит от Бога. Во Вт. 26 даются особые наставления по поводу принесения в жертву первых плодов урожая. Обряд включал в себя великую исповедь веры, помещенную в контекст истории Израиля и сопровождавшуюся рассказом об избавлении народа Богом из египетского плена и даровании ему земли, способной в избытке удовлетворить его потребности.ПРАЗДНИК КУЩЕЙ. Этот праздник (Лев 23:34; Вт 16:13), называемый также праздник собирания плодов (Исх 34:22), был третьим великим днем, в который должны были собираться вместе каждый год все еврейские мужчины. Его начинали отмечать на пятнадцатый день седьмого месяца (тишрей), вскоре после дня искупления, который приходился на десятый день. Праздник кущей продолжался неделю и предполагал паломничество. Сначала он был связан с концом сельскохозяйственного года (Исх 34:22), завершением всех полевых работ. В первый день символически прекращалась всяческая деятельность и Господу приносили жертву всесожжения. На восьмой день община Израиля также воздерживалась от ручного труда и снова приносила жертву всесожжения. В Лев 23:39-43 подробно описываются обряды, благодаря которым праздник получил свое название. Брались ветви «красивых деревьев» — пальм и верб. Из них делали шатры или кущи, в которых люди жили в течение праздничной недели. Каждый седьмой год публично зачитывались требования завета, заключенного Израильтянами с Богом при Моисее, чтобы народ не забывал о благословениях и обязанностях, связанных с отношениями завета. В особенности большое значение праздник кущей приобрел во времена Ездры, после того как иудейская община вернулась из Вавилона, — ведь до того этот праздник не отмечали в течение столетий (Неем 8:13-18). Судя по контексту, праздник был забыт в период монархии. Очевидно, тот праздник в Силоме, когда Анну приняли за пьяную, и праздник, упоминаемый в Суд 21:19, — это праздник кущей. В пророческом видении о том, как все народы приходят в Иерусалим на праздник кущей, Захария предупреждал, что отказавшихся от этой традиции ждут трудности и нехватка пищи (Зах 14:16-19). Праздники после изгнания. Существуют и менее значительные праздники, возникшие в тот период, когда иудеи вернулись из изгнания; некоторые из них связаны с конкретными историческими событиями.