Прелюбодеяние
Прелюбодеяние (adultery) Нарушение брачного союза. Это слово означает любую половую связь женатого мужчины или замужней женщины с кем-либо, кроме супруга. В ветхозаветные времена многоженство не считалось прелюбодеянием (Вт 21:15). Муж не считался также прелюбодеем, если вступал в связь с рабыней (Быт 16:1-4; 30:1-5) или блудницей (Быт 38:15-18), — хотя последнее, конечно, осуждалось как аморальное поведение (1Кор 6:15). Иисус в Своем учении о разводе и повторном браке полностью уничтожает неравноправие полов. Он не исключает возможности развода в случае измены одного из супругов (Мф 5:32; 19:9), но предупреждает, что повторный брак в любых обстоятельствах будет прелюбодеянием со стороны как бывшего мужа, так и бывшей жены. Павел добавляет, что это прелюбодеяние только в том случае, если бывший партнер еще жив (Рим 7:2-3). Иисус определил прелюбодеяние более строго, чем это сделано в ВЗ, отнеся это понятие к области помыслов человека. Мужчина, который позволяет себе похотливые фантазии (которые следует отличать от просто искушений), уже совершил прелюбодеяние в уме и намерениях, даже если не вступал в физический контакт (Мф 5:27-28; Иов 31:1,9). Осуждение прелюбодеяния проходит через весь закон, пророчества и книги премудрости ВЗ. Десять заповедей однозначно запрещают его (Исх 20:14; Вт 5:18). Пророки перечисляют его среди других действий, оскорбительных для Бога, которые влекут за собой Его гнев и кару (Иер 23:11-14; Иез 22:11; Мал 3:5). В Книге Притчей оно описывается как бессмысленное занятие, совершая которое человек сам себя губит (Пр 6:23-35; 7:6-27). НЗ вторит этому явному осуждению. Если прелюбодей не покается, его не впустят в Божье Царство (1Кор 6:9). Оно противоположно любви к ближнему (Рим 13:9-10), и судить за него будет Сам Бог (Евр 13:4). В ВЗ наказание за прелюбодеяние — смерть, как для мужчин, так и для женщин (Лев 20:10; Вт 22:22). Такое же наказание ждало незамужнюю женщину, которая вступала в связь с женатым мужчиной, за исключением случаев изнасилования (в таком случае казнили только мужчину — Вт 22:23-27). Повторяющаяся фраза «Так истреби зло из среды себя» (Вт 22:24) показывает, что прелюбодеяние воспринималось как серьезная угроза здоровью общества, а не просто семейной жизни тех двоих человек, кого оно непосредственно затрагивает. Так как последствия были настолько серьезными, необходимо было определенно установить, что человек виновен. Если муж подозревал жену в неверности, но доказательств ее вины не было, она подвергалась сложному ритуальному испытанию, включавшему в себя принесение присяги и питье горькой воды. Результат не мог быть случайным, потому что женщина представала перед Господом (Чис 5:11-31). и в ВЗ, и в НЗ с прелюбодеянием образно сравнивается неповиновение человека Богу. Ветхозаветные пророки сравнивали отношения людей с Богом, определенные заветом, с браком (Ис 54:5-8; Отк 21:2), так что в их глазах разрыв этих отношений, в особенности идолопоклонство, был равнозначен духовному прелюбодеянию (Иер 5:7-8; 13:22-27; Иез 23:37). Иисус использует тот же самый образный язык для описания тех, кто отверг Его или не поверил в Него, требуя дополнительных знамений, свидетельствующих о Его Божественности (Мф 12:39; 16:4; Мк 8:38). В другом образном отрывке НЗ Иаков описывает Бога как любящего ревнивого мужа, а Его народ — как прелюбодеев, подружившихся с миром и его ложными стандартами поведения (Иак 4:4). Эту тему в особенности развивает пророк Осия. Бог на основании собственного опыта пророка, брак которого распался из-за прелюбодеяния, учит Свой народ, как серьезно неповиновение Ему (Ос 2:2-6) и как Он жаждет полного примирения (Ос 3:1-5). Духовная неверность, как и физическое прелюбодеяние, влечет за собой Божью кару. В любом случае Он больше всего хочет восстановить отношения посредством искреннего покаяния (Иер 3:1-14; Иез 16:1-63).см. тж. блуд; брак; развод.