Примирение
Примирение (RECONCILIATION) Восстановление дружеских отношений между сторонами, которые прежде враждовали и были отчуждены друг от друга. Обычно предполагается также прощение оскорбления, нарушившего мир и гармонию. Это относится и к отношениям Бога и человечества: Христос устранил вражду между Богом и людьми, принеся заместительную ж&ртву. В Писании говорится о заместительной смерти Христа ради примирения Бога и грешников; грешники принимают этот безвозмездный дар в вере; обещанные прощение и спасение даются грешникам по благодати; и, наконец, следует примирение с Богом (Рим 5:10; 2Кор 5:19; Еф 2:16). Термин katalassein (Рим 5:10; 2Кор 5:19) прежде всего обозначает примирение Бога с миром, изменение отношения Бога к грешникам. Здесь дело не в том, что неизменный Бог вдруг меняет Свое мнение; изменяются скорее отношения между грешниками и Богом, посредством жертвы, принесенной Христом за грешное человечество. Суть примирения в том, что Бог, ради Христа, теперь относится к грешникам так, словно они никогда не грешили против Него. Это примирение полно и совершенно, оно касается всего человечества и всех его грехов. Причина разрыва между Богом и человечеством теперь устранена, что совершенно не зависит от настроя и отношения людей. Грешники по-прежнему вызывают у Бога сильный гнев, но Христос, в полной гармонии с благодатной волей Небесного Отца, ходатайствует за них ради восстановления мира. Эта истина так важна, что без объективного примирения невозможны спасение, возрождение, вера, христианский образ жизни. Более того, инициатива примирения принадлежит Богу, Который через Слово и Благую Весть открывает грешникам, что теперь полностью примирился с ними ради Христа. Заместительная искупительная жертва Христа лежит в основе деяний Бога, нацеленных на примирение. Примирение происходит не потому, что Бог совершает некий волевой акт, но потому, что Христос предложил Себя вместо жертвы для осуждения по закону. Так, заместительная жертва — ключ к пониманию учения Писания о примирении. Христос стал грешником ради нас; Он принял на Себя все обязательства по закону, в совершенстве исполнил их и в полной мере принял на Себя вину и наказание. Грехи и вина были возложены на Него; Его праведность в соблюдении закона была вменена человечеству. Плачевное положение людей объяснялось тем, что они были совершенно не способны каким бы то ни было образом изменить или исправить нарушенные и враждебные отношения между людьми и Богом. Христос стал мостом через эту пропасть. Он воплотился для того, чтобы выполнить Свою миссию замещения. Его жертвенные страдания и смерть, завершившиеся Его триумфальным воскресением, привели к искуплению человечества (Рим 4:25). Христос принял смерть не как общий удел всех людей, но как расплату за грех. Заместительная жертва Христа за всех — центральное учение Писания. Действительно: факт того, что поворотный момент истории человечества был задуман Богом, Который разработал замысел примирения мира с Собой через Иисуса Христа, определяет буквально все. Это не просто воображаемая и благочестивая идея, в которую верят глубокие и вдумчивые люди, но реальность (Ис 53:6; 2Кор 5:21; Евр 9:12-14; 1Пет 1:19). Таков Божий путь устранения враждебных, скорбных отношений между праведным и гневным Богом и грешными, преступными людьми. В Писании постоянно упоминается о всеобъемлющем результате деяний Христа, о том, что Он искупил грехи всех людей (Ин 3:16; 1Ин 2:2). Христос защищает грешников от справедливого Божьего гнева. Бог не просто принял искупительную жертву Христа; это адекватная и полная плата за грехи (Мф 20:28; Рим 3:25; Евр 7:26-28; 1Тим 2:6; 1Ин 2:2). Таким образом, Благая Весть — это обращенное к грешникам слово о примирении их с Богом через Христа, убеждающее их принять эту истину в вере. Апостол Павел говорит об этом так: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор 5:19-20).