Притчи Соломоновы
Притчи Соломоновы книга (proverbs, Book of) Третья поэтическая книга ВЗ. Собрание ярких кратких изречений, выражающих практическую мудрость через примеры, предостережения и предписания.
Дата
Исторический контекст
Задача и учение Содержание
Авторы. Несмотря на единство выражения мыслей Книги Притчей, нельзя назвать одного автора, потому что в тексте явно указано, что авторы семи или более частей книги были разными людьми. Пр 1:1-9:18. Нет единой точки зрения относительно того, означает ли первый стих, что Соломон был автором этого раздела, или же в нем просто указывается имя человека, внесшего самый большой вклад в создание книги в целом. Есть мнение, что вряд ли человек, так подробно предостерегающий от опасности связей с аморальными женщинами — а такова основная тема данного раздела, — это тот самый Соломон, который имел множество жен-иноземок (3Цар 11:1-8). Но такой довод не является бесспорным. человек может давать превосходные советы, но сам не обладать достаточной силой характера, чтобы следовать им. Кроме того, существует разница между блудницами-обольстительницами Пр 5:1-21; 6:20-35; 7:1-27 и вполне респектабельной полигамией Соломона. Как бы то ни было, проблема авторства остается открытой. Те, кто сомневается в авторстве Соломона, считают, что в Пр 1:2-7 сообщено назначение всей книги. Пр 1:8-9:18 — это собрание из 13 практических рассуждений о мудрости, с любовью и искренностью обращенных от отца к сыну. Они составляют необходимую основу для придания учению остальной части книги более народного, притчевого характера. Пр 10:1-22:16. Соломон упоминается как автор или составитель этого основного раздела Притчей. Вероятность того, что он принимал участие в создании Книги Притчей, подтверждается историческими книгами. Вскоре после коронации он был наделен духом мудрости — в ответ на его просьбу (3Цар 3:5-14). Случай с двумя блудницами (3Цар 3:16-28) был публичным подтверждением этого. О его репутации мудреца говорится в 3Цар 4:29-34 и в связи с посещением его царицей Савской (3Цар 10:1-13). Пр 22:17-24:34. Подзаголовок «Советы и наставления мудрых» (Пр 22:17) предваряет первый стих этого раздела. По стилю этот раздел явно отличается от предыдущего текста; простые притчи из одного стиха сменяются более сложными поучениями, в которых каждой теме посвящено несколько стихов. Заголовок следующего раздела — «Изречения мудрых» (Пр 24:23) — явно указывает на независимый характер данного сборника. В особенности интересны заметные параллели между Пр 22:17-23:11 и египетской книгой Аменемопа, которую датируют разными периодами от XIII до VII века до Р.Х. Исследователи выявили до 30 схожих моментов в этих двух текстах. Большинство полагает, что этот раздел Притчей представляет собой переработку египетского оригинала (выбор и модификация материала не противоречат идее богодухновенности). Меньшинство же ученых, и в том числе несколько выдающихся египтологов, на основании грамматической структуры текста утверждают, что Книга Аменемопа основывается на еврейском подлиннике. Пр 25:1-29:27. Сюда входят притчи Соломона, собранные и отредактированные «мужами Езекии, царя Иудейского» (Пр 25:1). В этом разделе притчи сгруппированы по темам — например, отношения между царем и подчиненными (Пр 25:2-7), лень (Пр 26:13-16), ссоры (Пр 26:17-27). Соломон и Езекия часто упоминаются вместе с иудейскими мыслителями (например, во 2Пар 30:26), а раввинистическое предание гласит, что Езекия участвовал в создании Притчей и Екклесиаста. Положение страны во время правления этих царей было благоприятным для таких литературных упражнений. Пр 30:1-33. Мы ничего не знаем об Агуре, его отце Иакее из Массы {в синод, евр. massa переведено как «вдохновенные изречения»}, а также о двух других упоминаемых здесь личностях, Ифииле и Укале. Согласно Быт 25:14, Массой звали одного из 12 сыновей Измаила. Возможно, Агур был родом из Северной Аравии, которая традиционно славилась своими мудрецами. Пр 31:1-9. Лемуил, автор этого раздела, тоже был из Массы, но помимо этого о нем ничего не известно. Включение в книгу высказываний мудрецов не из Израиля указывает на международный характер произведений премудрости в период монархии. Пр 31:10-31. Возможно, этот превосходный акростих об идеальной жене тоже принадлежит перу Лемуила; возможно, на эти строки, как и на предыдущие, его вдохновила его мать. Но описываемая в этом разделе ситуация скорее соответствует условиям процветающего сельскохозяйственного общества Палестины, чем арабского кочевого или полукочевого общества. По этой причине большинство ученых считает этот раздел анонимным. Дата. Авторство большей части этой книги можно с уверенностью приписать Соломону (правил около 970-930 г. до Р.Х.). Но значительный вклад в ее написание внесли Езекия и его люди, что не позволяет датировать окончательный вариант книги раньше 700 г. до Р.Х. Включение разделов неизраильского происхождения, таких как труды Агура и Лемуила, произошло, скорее всего, до изгнания, когда интересы были более интернациональными, а не в более замкнутой обстановке иудаизма после возвращения. Вероятно, последний сложный акростих был добавлен самым последним, но в целом книга все-таки не дает оснований датировать ее временем позже начала VII века до Р.Х. В раввинистической традиции Притчи неизменно группировали с Псалтирью и Книгой Иова, в третьей части иудейского канона, Писаниях или Святых книгах. Хотя официально содержание Писаний не было окончательно определено до конца I века по Р.Х., скорее всего, Притчи считались богодухновенной книгой задолго до этого, о чем свидетельствует их включение в Септуагинту, основной перевод ВЗ на греческий. Возможно, порядок расположения книг в переводах соответствует раввинистической традиции, которая связывает Книги Иова, Псалтирь и Притчи с Моисеем, Давидом и Езекией соответственно. Исторический контекст. Книга Притчей включена в группу книг ВЗ, известную как Книги Премудрости. В Писании эта группа представлена также Книгой Иова, Екклесиастом и некоторыми псалмами (например, Пс 1; 36; 72; 118). Притчи представляют собой один из основных жанров этой литературы. Отдельные притчи являются актуальными, практическими советами, относящимися ко многим сторонам жизни. Иов и Екклесиаст представляют другой тип литературы Премудрости, они посвящены одной важной проблеме или группе взаимосвязанных проблем и составлены в форме монолога или диалога. В древности на Ближнем Востоке мудрость была понятием, связанным со всеми навыками ручного и умственного труда, и считалась даром богов. Постепенно это понятие приобрело преимущественно интеллектуальное значение, в особенности в культовом контексте, в связи с такими магическими или полумагическими действиями, как экзорцизм. Сохранилось большое количество произведений мудрецов Египта, Ханаана и Месопотамии, разделяемых на два основных типа, упоминаемых выше, поэтому можно рассмотреть еврейский аналог изложения Премудрости в сравнении с ними. Но Притчи — не повторение, и дух еврейской литературы Премудрости несравненно выше, чем в ее аналогах Древнего мира. Это объясняется прежде всего сильным влиянием веры в Израиле, где мудрость была первым шагом к вере в Господа и почитанию Его (Пр 1:7). Когда Израиль стал нацией во времена Моисея, в мире уже существовали отдельные мудрецы или группы мудрецов. Израиль тоже обладал таким наследием, причем мудрецами могли быть и мужчины, и женщины, что видно на примере умных женщин из Фекои и Авел-Беф-Маахи (2Цар 14:2; 20:16). Существовали также профессиональные военные и гражданские придворные советники, такие как Ахитофел и Хусий (2Цар 15:1-2,31; 16:15-19). В Книге Притчей мудрец представлен в своем совершенном воплощении: праведная жизнь, усердие, честность и самоконтроль, которым мудрец учит, задают стандарты нравственности, соответствующие закону. Но возможно, что многие притчи возникли до появления мудрецов как своего рода класса. Во многих обществах возникали такие краткие остроумные поговорки, отражающие практическую мудрость и представлявшие собой нечто вроде первобытной философии. Роль Соломона в формировании притчей Израиля уже была отмечена (3Цар 4:32). Антитетическая форма еврейской поэзии, в которой параллелизм второй строки позволяет использовать либо резкое противопоставление (как обычно делается в Пр 10-15), либо дальнейшее развитие мысли (синонимический параллелизм, как в Пр 16-22), идеальна для притчей. С возникновением класса мудрецов народная мудрость стала составной частью ученой мудрости. Задача и учение. Тесная связь религии с повседневной жизнью. В то время как общий тон притчей преимущественно рационален, на протяжении всей книги подчеркивается, как важно жить в страхе Господнем (уважении к Господу; Пр 1:7; 2:5; 3:7; 8:13 и т. д.). «Страх Господень» — одно из основных определений веры в ВЗ, ёще одно — «знание Бога», в особенности акцентируемое Осией и Иеремией (Иер 9:24; Ос 4:1). Эти понятия упоминаются как параллельные в Пр 2:5; 9:10. Между светским миром и верой нет неодолимой пропасти, напротив: в Книге Притчей показано, что если вся жизнь человека подчинена Богу, то характер его благороден, а семья счастлива и гармонична. Постоянно подчеркивается опасность разграничения морали и религии. Тогда поиск счастья или успеха может превратиться в эгоистичное, высокомерное и убыточное занятие. Притчи и пророческое движение. Между Притчами и Пророками много общего, в том числе жизненная правда; их авторы защищают бедных и непривилегированные группы (например, Пр 14:31); понимают, что жертвы неэффективны, если они оторваны от жизни (Пр 15:8; 21:27); и делают акцент на индивидуальном, о котором часто забывали из-за острого ощущения совокупной ответственности в обществе завета. Иеремия и Иезекииль в особенности подчеркивали тему индивидуальной ответственности (Иер 31:29-30; Иез 18). Но существенное отличие Притчей и остальной библейской литературы Премудрости от Пророков заключается в отсутствии ясного исторического указания на избрание Израиля и отношения завета с Богом. Великие пророки до изгнания постоянно об этом говорили. Не упоминаются также Иерусалим и богословие храма, хотя движение премудрости, в особенности отраженное в Притчах, процветало под покровительством монархии Давида. Даже название Израиля не встречается. Это последнее обстоятельство подкрепляет точку зрения, что Притчи — самый понятный и исчерпывающий в Древнем мире учебник универсальной практической этики. Образованный египтянин того времени посчитал бы Притчи весьма понятной и жизнеутверждающей книгой, и, с другой стороны, эта книга может принести немалую пользу даже нынешним нехристианам, хотя нельзя сказать, что она предназначена в первую очередь для них. Притчи и Второзаконие. У Притчей много общего с Книгой Второзаконие, в особенности что касается акцента на воздаянии и награде (Пр 2:22; 3:9-10; 10:27-30; Вт 28). Это учение можно исказить, утверждая, что праведники всегда вознаграждаются, а грешники всегда наказываются. Против такой точки зрения активно возражают Иов (Иов 21:7-34) и Иеремия (Иер 12:1-4). Это также может привести к лицемерному, эгоистичному подходу: я хочу получить обещанное благословение (например, Пр 3:9-10) и поэтому буду «чтить» Бога, платя Ему десятину. Такая подмена внутренней динамики любви, благодарности и веры внешней показухой часто оказывалась проклятием закосневшей религии Израиля. Но сам принцип — те, кто чтит Бога и живет в согласии с Его волей и Его законами, обычно получают Божье благословение (не обязательно материальное) — соответствует Писанию, и авторов Притчей не следует обвинять в возникших позже искажениях их мысли.
Урок 1: избегать дурной компании (Пр 1:8-33). Здесь представлены три разных мнения: (1) голос тех, кто обещает легкую наживу посредством насилия (Пр 1:10-14); (2) голос самого мудреца (Пр 1:15-19), который напоминает о совете родителей, данном много лет назад (Пр 1:8-9), и призывает порвать с беззаконниками, которых ждет погибель; и (3) голос Мудрости (Пр 1:20-33), которая открыто пытается наставить окружающих в своем духе (Пр 1:23). Те, кто не станет слушать голос мудрости, будут осуждены (Пр 1:29-33)
Урок 2: награда мудрости (Пр 2:1-22). В конечном итоге мудрость посылается Богом (Пр 2:6), поэтому люди должны искать ее с таким же рвением, что и автор псалма (Пр 2:2-4; Пс 62:2). Здесь нет противоречия, но присутствует парадокс, подчеркивающий, что Божьи дары не приходят легко, но даются тем, кто заслуживает их благодаря настрою сердца и души. Подчеркиваются блага мудрости (Пр 2:7-22), в которых есть позитивная и негативная, духовная и материальная стороны. Впервые упоминается об опасности связи с нечестивой женщиной, о которой часто говорится в Книге Притчей (Пр 2:16-19).
Урок 3: награда за искреннюю веру в Бога (Пр 3:1-10). Для иудеев всегда существовало искушение попытаться получить благословение за счет внешнего соблюдения религиозных обрядов, и Пр 3:9-10 могли быть неверно истолкованы. Но в других строках подчеркивается важность верности сердца и искреннего повиновения (Пр 3:1-8). «Надеяться на Господа» (Пр 3:5) — основное; без этого человек или народ бедны (см. Агг 1:1-11).
Урок 4: необходимость дисциплины (Пр 3:11-20). Дисциплина — одна из основных тем Книги Притчей, в особенности в связи с воспитанием отцом сына (Пр 3:11-12;
см. Евр 12:5-11). Другая тема этого раздела — восхваление мудрости и связанных с нею благ.
Урок 5: мудрость и здравый смысл (Пр 3:21-35). Мудрость и здравомыслие ведут к благополучию (Пр 3:23-26) и отвращают от неразумных поступков (Пр 3:27-32). Но самая важная мысль раздела — Пр 3:26: «Господь будет упованием твоим».
Урок 6: решимость (Пр 4:1-9). Здесь учитель приводит собственное свидетельство и сообщает, что он почерпнул из премудрости предыдущих поколений (Пр 4:1-6). Акцент ставится на решимости, стремлении к обретению мудрости, как показывают глаголы в Пр 4:5-9.
Урок 7: прямая стезя (Пр 4:10-19). человек должен не менее решительно избегать нечестивых людей и их целей (Пр 4:14-17). Обратите внимание на то место, где ярко описаны две стези, одновременно прекрасно и пугающе (Пр 4:18-19).
Урок 8: стремление достичь праведности и избежать зла (Пр 4:20-27). Решительное стремление достичь праведности и избежать всякого зла (см. 1Фес 5:22) касается нашего слуха (Пр 4:20), памяти (Пр 4:21), сердец (Пр 4:21,23), зрения (Пр 4:25) и воли (Пр 4:26-27). Это означает полное подчинение Богу.
Урок 9: половая чистота (Пр 5:1-23). Автор прямо и понятно описывает опасности сексуального блуда и мудрость верности в браке. Половые отношения — не просто личное дело человека; это его отношения с другими людьми, и Бог обо всем знает (Пр 5:21).
Урок 10: то, что ненавистно богу (Пр 6:1-19). Прежде всего (Пр 6:1-5) автор советует не ручаться необдуманно за другого. Если кто-то был достаточно неразумен, чтобы уже сделать это, он советует поступиться ложной гордостью и освободиться от поручительства. Второй урок — подражать муравью в его стремлении обеспечить себе будущее (Пр 6:6-11) — предвосхищает будущие упоминания о ленивцах (Пр 22:13; 26:13-16). Третий урок — это подробное описание «лукавого человека» (Пр 6:12-19). Таких следует избегать.
УРОК 11: НЕЗАКОННЫЕ ПОЛОВЫЕ СВЯЗИ (Пр 6:20-35). Этот раздел продолжает тему незаконных половых отношений. Здесь показано, как относится Бог к подобному греху. Обманутый муж окажется грозным соперником, если обнаружит измену (Пр 6:33-35), и последствия для самого прелюбодея будут тяжелыми (Пр 6:26-32).
Урок 12: пороки блудниц (Пр 7:1-27). В этой главе ярко описывается порочность блудниц. Удовольствия, которые она предлагает, кажутся заманчивыми, и эту заманчивость увеличивает фактор риска, но на самом деле такие приключения мостят дорогу в ад (Пр 7:27).
Урок 13: непосредственное обращение мудрости (Пр 8:1-9:18). В противопоставление портретам красноречивой и опасной обольстительницы в Пр. 7 и шумной безрассудной блудницы в Пр 9:13-18, приводится два портрета Мудрости. Первый, в Пр 8:1-36, — самый замечательный пример олицетворения в ВЗ. Мудрость не желает никого погубить, но ищет благополучия для всех (Пр 8:1-5). Мудрость и последовательность, праведное поведение и честность изображены как неразрывно связанные между собой (Пр 8:6-13). Далее говорится о благословениях, которые человек получает, стремясь к мудрости (Пр 8:14-21). Цари, судьи и правители зависят от нее, и успех царей, которые пользуются популярностью, — ее дар ее последователям. Пр 8:22-31 по сути представляют собой богословское объяснение важности Мудрости: она тесно связана с творческой деятельностью Бога. Понятно, что многие христиане усматривали в этих стихах предсказание о Самом Христе. В НЗ Христос представлен как решение двух основных религиозных проблем: как Бог приходит к человечеству и как Он сотворил мир? Здесь дается ответ — ответ Мудрости. Можно усмотреть связь с последующим разделом (Пр 8:33-36), где Мудрость, как Христос в НЗ, названа единственной действительно важной и желанной. Во втором описании Мудрости (Пр 9:1-6) она представлена как щедрая и благая хозяйка, которая дает пир жизни (см. притчу Иисуса в Лк 14:15-24). Новое противопоставление нечестивой женщине в Пр 9:13-18 содержит замечание, что гости последней отправятся в ад. Между двумя описаниями помещен ряд притчей, где мудрые противопоставлены неразумным (Пр 9:7-12). Мудрые, в отличие от неразумных, обучаемы. Снова четко определены подлинные основы жизни (Пр 9:10). Собрание притчей Соломона: Пр 10:1-22:16. 375 притчей этого раздела, вероятно, были выбраны из 3000, приписываемых Соломону (3Цар 4:32). Каждый стих представляет собой отдельную притчу, строки противопоставлены друг другу или содержат сравнение. Вполне понятные повторения (например, Пр 14:12; 16:25) неизбежны в таком большом сборнике, как этот. Очевиден здравый смысл высказываний, каждое из которых подтверждается опытом, но они относятся к разным уровням; некоторые кажутся вполне светскими и отражающими житейскую мудрость. Но в целом они представляют собой практический учебник повседневной жизни, одобренный Богом. Опять следует подчеркнуть, что речь идет о благочестивой жизни, основанной на законе и отношениях завета. Бога живо интересуют мельчайшие детали жизни, и религиозным вопросам тоже уделяется внимание (например, Пр 10:27-29; 14:27; 15:16,33; 18:10). Этот раздел Притчей невозможно читать быстро; над каждым стихом следует размышлять, чтобы позволить ему отложиться в сознании. Систематического расположения притчей здесь нет, поэтому полезнее всего при изучении этого раздела рассмотреть его основные темы. Полезно было бы объединить ссылки на каждую тему: 1. Вознаграждение праведным и погибель нечестивых (Пр 10:2,7,16,27-30; 11:3-9). 2. Неразумный. Три еврейских слова, которые так переводятся, все обозначают не столько недостаток разума, сколько упрямый бунт, так что в некоторых местах уместным был бы перевод «бунтовщик». Такой человек огорчает своих родителей и представляет угрозу для общества. Он не воспринимает разумные мысли, а его неосторожные слова могут причинить вред. Увещевать его бесполезно; он безнадежен. 3. Простой человек. Здесь подразумевается большая группа людей, не глупых и не мудрых, которых могут убедить и воспитать учителя мудрости. Но основное внимание уделяется не этим людям, а мудрым и благоразумным, которые уже обучены. 4. Ленивец. Часто этот человек противопоставляется трудолюбивому (например, Пр 10:4-5); автор безжалостно высмеивает его апатию и вялые оправдания. 5. Сила слов. Они могут ранить или исцелить (Пр 12:18). В этой же главе говорится о честных речах, в противопоставление обманным и бездумным словам (Пр 12:6,13-14,17-19,22). 6. Мудрость. В Пр. 13 говорится, что она может исходить от родителей (Пр 13:1), Писания (Пр 13:13), мудрецов (Пр 13:14) и хорошей компании (Пр 13:20). 7. Справедливость. Это одна из любимых тем великих пророков. В частности, автор осуждает взяточничество (Пр 17:8,23; 18:16) и лжесвидетельство (Пр 19:5,9,28) и рекомендует открытость (Пр 18:17). 8. Отношение к ближним. Часто упоминаются ложные «друзья» (Пр 19:4-7), в противопоставление истинным (Пр 17:17; 18:24). 9. Богатство и бедность. Отношение к ним может быть разным, но всегда говорится, что моральная и духовная стороны важнее материальной (например, Пр 21:6; 22:1,4). Часто автор рекомендует заботиться о бедных (Пр 21:13) — из высших побуждений (Пр 22:2). 10. Семейная жизнь. Автор приводит привлекательное описание идеальной семьи, с трудолюбивым мужем, понимающей женой, которая есть благословение для него (Пр 12:4; 14:1; 18:22; 19:14), и послушными детьми, которых родители воспитывают и, если это нужно, наказывают (Пр 13:24; 19:18; 23:13-14). Последний раздел — еще один мудрый совет: Пр 22:17-31:31. Хотя рассматриваемые темы и общее отношение остаются неизменными, притчи в этом разделе обычно длиннее; налицо также явная попытка сгруппировать их по темам — например, опасность пьянства (Пр 23:29-35). Очевидны религиозные мотивы автора; он пишет, что люди должны верить в Господа (Пр 22:19).
Подразделы статьи
АвторыДата
Исторический контекст
Задача и учение Содержание
Авторы. Несмотря на единство выражения мыслей Книги Притчей, нельзя назвать одного автора, потому что в тексте явно указано, что авторы семи или более частей книги были разными людьми. Пр 1:1-9:18. Нет единой точки зрения относительно того, означает ли первый стих, что Соломон был автором этого раздела, или же в нем просто указывается имя человека, внесшего самый большой вклад в создание книги в целом. Есть мнение, что вряд ли человек, так подробно предостерегающий от опасности связей с аморальными женщинами — а такова основная тема данного раздела, — это тот самый Соломон, который имел множество жен-иноземок (3Цар 11:1-8). Но такой довод не является бесспорным. человек может давать превосходные советы, но сам не обладать достаточной силой характера, чтобы следовать им. Кроме того, существует разница между блудницами-обольстительницами Пр 5:1-21; 6:20-35; 7:1-27 и вполне респектабельной полигамией Соломона. Как бы то ни было, проблема авторства остается открытой. Те, кто сомневается в авторстве Соломона, считают, что в Пр 1:2-7 сообщено назначение всей книги. Пр 1:8-9:18 — это собрание из 13 практических рассуждений о мудрости, с любовью и искренностью обращенных от отца к сыну. Они составляют необходимую основу для придания учению остальной части книги более народного, притчевого характера. Пр 10:1-22:16. Соломон упоминается как автор или составитель этого основного раздела Притчей. Вероятность того, что он принимал участие в создании Книги Притчей, подтверждается историческими книгами. Вскоре после коронации он был наделен духом мудрости — в ответ на его просьбу (3Цар 3:5-14). Случай с двумя блудницами (3Цар 3:16-28) был публичным подтверждением этого. О его репутации мудреца говорится в 3Цар 4:29-34 и в связи с посещением его царицей Савской (3Цар 10:1-13). Пр 22:17-24:34. Подзаголовок «Советы и наставления мудрых» (Пр 22:17) предваряет первый стих этого раздела. По стилю этот раздел явно отличается от предыдущего текста; простые притчи из одного стиха сменяются более сложными поучениями, в которых каждой теме посвящено несколько стихов. Заголовок следующего раздела — «Изречения мудрых» (Пр 24:23) — явно указывает на независимый характер данного сборника. В особенности интересны заметные параллели между Пр 22:17-23:11 и египетской книгой Аменемопа, которую датируют разными периодами от XIII до VII века до Р.Х. Исследователи выявили до 30 схожих моментов в этих двух текстах. Большинство полагает, что этот раздел Притчей представляет собой переработку египетского оригинала (выбор и модификация материала не противоречат идее богодухновенности). Меньшинство же ученых, и в том числе несколько выдающихся египтологов, на основании грамматической структуры текста утверждают, что Книга Аменемопа основывается на еврейском подлиннике. Пр 25:1-29:27. Сюда входят притчи Соломона, собранные и отредактированные «мужами Езекии, царя Иудейского» (Пр 25:1). В этом разделе притчи сгруппированы по темам — например, отношения между царем и подчиненными (Пр 25:2-7), лень (Пр 26:13-16), ссоры (Пр 26:17-27). Соломон и Езекия часто упоминаются вместе с иудейскими мыслителями (например, во 2Пар 30:26), а раввинистическое предание гласит, что Езекия участвовал в создании Притчей и Екклесиаста. Положение страны во время правления этих царей было благоприятным для таких литературных упражнений. Пр 30:1-33. Мы ничего не знаем об Агуре, его отце Иакее из Массы {в синод, евр. massa переведено как «вдохновенные изречения»}, а также о двух других упоминаемых здесь личностях, Ифииле и Укале. Согласно Быт 25:14, Массой звали одного из 12 сыновей Измаила. Возможно, Агур был родом из Северной Аравии, которая традиционно славилась своими мудрецами. Пр 31:1-9. Лемуил, автор этого раздела, тоже был из Массы, но помимо этого о нем ничего не известно. Включение в книгу высказываний мудрецов не из Израиля указывает на международный характер произведений премудрости в период монархии. Пр 31:10-31. Возможно, этот превосходный акростих об идеальной жене тоже принадлежит перу Лемуила; возможно, на эти строки, как и на предыдущие, его вдохновила его мать. Но описываемая в этом разделе ситуация скорее соответствует условиям процветающего сельскохозяйственного общества Палестины, чем арабского кочевого или полукочевого общества. По этой причине большинство ученых считает этот раздел анонимным. Дата. Авторство большей части этой книги можно с уверенностью приписать Соломону (правил около 970-930 г. до Р.Х.). Но значительный вклад в ее написание внесли Езекия и его люди, что не позволяет датировать окончательный вариант книги раньше 700 г. до Р.Х. Включение разделов неизраильского происхождения, таких как труды Агура и Лемуила, произошло, скорее всего, до изгнания, когда интересы были более интернациональными, а не в более замкнутой обстановке иудаизма после возвращения. Вероятно, последний сложный акростих был добавлен самым последним, но в целом книга все-таки не дает оснований датировать ее временем позже начала VII века до Р.Х. В раввинистической традиции Притчи неизменно группировали с Псалтирью и Книгой Иова, в третьей части иудейского канона, Писаниях или Святых книгах. Хотя официально содержание Писаний не было окончательно определено до конца I века по Р.Х., скорее всего, Притчи считались богодухновенной книгой задолго до этого, о чем свидетельствует их включение в Септуагинту, основной перевод ВЗ на греческий. Возможно, порядок расположения книг в переводах соответствует раввинистической традиции, которая связывает Книги Иова, Псалтирь и Притчи с Моисеем, Давидом и Езекией соответственно. Исторический контекст. Книга Притчей включена в группу книг ВЗ, известную как Книги Премудрости. В Писании эта группа представлена также Книгой Иова, Екклесиастом и некоторыми псалмами (например, Пс 1; 36; 72; 118). Притчи представляют собой один из основных жанров этой литературы. Отдельные притчи являются актуальными, практическими советами, относящимися ко многим сторонам жизни. Иов и Екклесиаст представляют другой тип литературы Премудрости, они посвящены одной важной проблеме или группе взаимосвязанных проблем и составлены в форме монолога или диалога. В древности на Ближнем Востоке мудрость была понятием, связанным со всеми навыками ручного и умственного труда, и считалась даром богов. Постепенно это понятие приобрело преимущественно интеллектуальное значение, в особенности в культовом контексте, в связи с такими магическими или полумагическими действиями, как экзорцизм. Сохранилось большое количество произведений мудрецов Египта, Ханаана и Месопотамии, разделяемых на два основных типа, упоминаемых выше, поэтому можно рассмотреть еврейский аналог изложения Премудрости в сравнении с ними. Но Притчи — не повторение, и дух еврейской литературы Премудрости несравненно выше, чем в ее аналогах Древнего мира. Это объясняется прежде всего сильным влиянием веры в Израиле, где мудрость была первым шагом к вере в Господа и почитанию Его (Пр 1:7). Когда Израиль стал нацией во времена Моисея, в мире уже существовали отдельные мудрецы или группы мудрецов. Израиль тоже обладал таким наследием, причем мудрецами могли быть и мужчины, и женщины, что видно на примере умных женщин из Фекои и Авел-Беф-Маахи (2Цар 14:2; 20:16). Существовали также профессиональные военные и гражданские придворные советники, такие как Ахитофел и Хусий (2Цар 15:1-2,31; 16:15-19). В Книге Притчей мудрец представлен в своем совершенном воплощении: праведная жизнь, усердие, честность и самоконтроль, которым мудрец учит, задают стандарты нравственности, соответствующие закону. Но возможно, что многие притчи возникли до появления мудрецов как своего рода класса. Во многих обществах возникали такие краткие остроумные поговорки, отражающие практическую мудрость и представлявшие собой нечто вроде первобытной философии. Роль Соломона в формировании притчей Израиля уже была отмечена (3Цар 4:32). Антитетическая форма еврейской поэзии, в которой параллелизм второй строки позволяет использовать либо резкое противопоставление (как обычно делается в Пр 10-15), либо дальнейшее развитие мысли (синонимический параллелизм, как в Пр 16-22), идеальна для притчей. С возникновением класса мудрецов народная мудрость стала составной частью ученой мудрости. Задача и учение. Тесная связь религии с повседневной жизнью. В то время как общий тон притчей преимущественно рационален, на протяжении всей книги подчеркивается, как важно жить в страхе Господнем (уважении к Господу; Пр 1:7; 2:5; 3:7; 8:13 и т. д.). «Страх Господень» — одно из основных определений веры в ВЗ, ёще одно — «знание Бога», в особенности акцентируемое Осией и Иеремией (Иер 9:24; Ос 4:1). Эти понятия упоминаются как параллельные в Пр 2:5; 9:10. Между светским миром и верой нет неодолимой пропасти, напротив: в Книге Притчей показано, что если вся жизнь человека подчинена Богу, то характер его благороден, а семья счастлива и гармонична. Постоянно подчеркивается опасность разграничения морали и религии. Тогда поиск счастья или успеха может превратиться в эгоистичное, высокомерное и убыточное занятие. Притчи и пророческое движение. Между Притчами и Пророками много общего, в том числе жизненная правда; их авторы защищают бедных и непривилегированные группы (например, Пр 14:31); понимают, что жертвы неэффективны, если они оторваны от жизни (Пр 15:8; 21:27); и делают акцент на индивидуальном, о котором часто забывали из-за острого ощущения совокупной ответственности в обществе завета. Иеремия и Иезекииль в особенности подчеркивали тему индивидуальной ответственности (Иер 31:29-30; Иез 18). Но существенное отличие Притчей и остальной библейской литературы Премудрости от Пророков заключается в отсутствии ясного исторического указания на избрание Израиля и отношения завета с Богом. Великие пророки до изгнания постоянно об этом говорили. Не упоминаются также Иерусалим и богословие храма, хотя движение премудрости, в особенности отраженное в Притчах, процветало под покровительством монархии Давида. Даже название Израиля не встречается. Это последнее обстоятельство подкрепляет точку зрения, что Притчи — самый понятный и исчерпывающий в Древнем мире учебник универсальной практической этики. Образованный египтянин того времени посчитал бы Притчи весьма понятной и жизнеутверждающей книгой, и, с другой стороны, эта книга может принести немалую пользу даже нынешним нехристианам, хотя нельзя сказать, что она предназначена в первую очередь для них. Притчи и Второзаконие. У Притчей много общего с Книгой Второзаконие, в особенности что касается акцента на воздаянии и награде (Пр 2:22; 3:9-10; 10:27-30; Вт 28). Это учение можно исказить, утверждая, что праведники всегда вознаграждаются, а грешники всегда наказываются. Против такой точки зрения активно возражают Иов (Иов 21:7-34) и Иеремия (Иер 12:1-4). Это также может привести к лицемерному, эгоистичному подходу: я хочу получить обещанное благословение (например, Пр 3:9-10) и поэтому буду «чтить» Бога, платя Ему десятину. Такая подмена внутренней динамики любви, благодарности и веры внешней показухой часто оказывалась проклятием закосневшей религии Израиля. Но сам принцип — те, кто чтит Бога и живет в согласии с Его волей и Его законами, обычно получают Божье благословение (не обязательно материальное) — соответствует Писанию, и авторов Притчей не следует обвинять в возникших позже искажениях их мысли.
Содержание.
Введение: Пр 1:1-7. В Пр 1:1-7 определено значение литературы премудрости для Израиля. Подзаголовок всей книги — Пр 1:2: «Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума». О проблеме авторства этого раздела мы уже говорили. Здесь нет ничего такого, что противоречило бы идее авторства Соломона. В начале своего правления Соломон жаждал мудрости, которая помогла бы ему справедливо править народом (3Цар 3:7-9). В этих стихах выражено искреннее желание, чтобы его подданные также стремились обрести понимание. Пр 1:1-6 в еврейском тексте составляют одно предложение, и в них перечислено не менее 11 разных аспектов мудрости. Слово «мудрость» встречается в Книге Притчей 37 раз и обозначает умелое использование знаний. Только поверив в Господа, человек может обрести мудрость. Мораль не абсолютна сама по себе; для того, чтобы вести себя благочестиво, необходима вера в Бога. Уроки мудрости: Пр 1:8-9:18. Этот раздел включает в себя 13 разных уроков мудрости, большая часть которых начинается с обращения «Сын мой» — или подобных ему. Последний урок (Пр 8:1-9:18) дает сама Мудрость. Этот метод указывает на близкие личные отношения учителя и учеников, которые в древности на Ближнем Востоке должны были быть преимущественно мужчинами. Подобный стиль встречается и в египетской, и в месопотамской литературе премудрости. Вполне вероятно, что им пользовался и Соломон, который, благодаря характерной для него в ранние годы правления смиренной и богобоязненной заботе о народе, должно быть, был великолепным учителем.Урок 1: избегать дурной компании (Пр 1:8-33). Здесь представлены три разных мнения: (1) голос тех, кто обещает легкую наживу посредством насилия (Пр 1:10-14); (2) голос самого мудреца (Пр 1:15-19), который напоминает о совете родителей, данном много лет назад (Пр 1:8-9), и призывает порвать с беззаконниками, которых ждет погибель; и (3) голос Мудрости (Пр 1:20-33), которая открыто пытается наставить окружающих в своем духе (Пр 1:23). Те, кто не станет слушать голос мудрости, будут осуждены (Пр 1:29-33)
Урок 2: награда мудрости (Пр 2:1-22). В конечном итоге мудрость посылается Богом (Пр 2:6), поэтому люди должны искать ее с таким же рвением, что и автор псалма (Пр 2:2-4; Пс 62:2). Здесь нет противоречия, но присутствует парадокс, подчеркивающий, что Божьи дары не приходят легко, но даются тем, кто заслуживает их благодаря настрою сердца и души. Подчеркиваются блага мудрости (Пр 2:7-22), в которых есть позитивная и негативная, духовная и материальная стороны. Впервые упоминается об опасности связи с нечестивой женщиной, о которой часто говорится в Книге Притчей (Пр 2:16-19).
Урок 3: награда за искреннюю веру в Бога (Пр 3:1-10). Для иудеев всегда существовало искушение попытаться получить благословение за счет внешнего соблюдения религиозных обрядов, и Пр 3:9-10 могли быть неверно истолкованы. Но в других строках подчеркивается важность верности сердца и искреннего повиновения (Пр 3:1-8). «Надеяться на Господа» (Пр 3:5) — основное; без этого человек или народ бедны (см. Агг 1:1-11).
Урок 4: необходимость дисциплины (Пр 3:11-20). Дисциплина — одна из основных тем Книги Притчей, в особенности в связи с воспитанием отцом сына (Пр 3:11-12;
см. Евр 12:5-11). Другая тема этого раздела — восхваление мудрости и связанных с нею благ.
Урок 5: мудрость и здравый смысл (Пр 3:21-35). Мудрость и здравомыслие ведут к благополучию (Пр 3:23-26) и отвращают от неразумных поступков (Пр 3:27-32). Но самая важная мысль раздела — Пр 3:26: «Господь будет упованием твоим».
Урок 6: решимость (Пр 4:1-9). Здесь учитель приводит собственное свидетельство и сообщает, что он почерпнул из премудрости предыдущих поколений (Пр 4:1-6). Акцент ставится на решимости, стремлении к обретению мудрости, как показывают глаголы в Пр 4:5-9.
Урок 7: прямая стезя (Пр 4:10-19). человек должен не менее решительно избегать нечестивых людей и их целей (Пр 4:14-17). Обратите внимание на то место, где ярко описаны две стези, одновременно прекрасно и пугающе (Пр 4:18-19).
Урок 8: стремление достичь праведности и избежать зла (Пр 4:20-27). Решительное стремление достичь праведности и избежать всякого зла (см. 1Фес 5:22) касается нашего слуха (Пр 4:20), памяти (Пр 4:21), сердец (Пр 4:21,23), зрения (Пр 4:25) и воли (Пр 4:26-27). Это означает полное подчинение Богу.
Урок 9: половая чистота (Пр 5:1-23). Автор прямо и понятно описывает опасности сексуального блуда и мудрость верности в браке. Половые отношения — не просто личное дело человека; это его отношения с другими людьми, и Бог обо всем знает (Пр 5:21).
Урок 10: то, что ненавистно богу (Пр 6:1-19). Прежде всего (Пр 6:1-5) автор советует не ручаться необдуманно за другого. Если кто-то был достаточно неразумен, чтобы уже сделать это, он советует поступиться ложной гордостью и освободиться от поручительства. Второй урок — подражать муравью в его стремлении обеспечить себе будущее (Пр 6:6-11) — предвосхищает будущие упоминания о ленивцах (Пр 22:13; 26:13-16). Третий урок — это подробное описание «лукавого человека» (Пр 6:12-19). Таких следует избегать.
УРОК 11: НЕЗАКОННЫЕ ПОЛОВЫЕ СВЯЗИ (Пр 6:20-35). Этот раздел продолжает тему незаконных половых отношений. Здесь показано, как относится Бог к подобному греху. Обманутый муж окажется грозным соперником, если обнаружит измену (Пр 6:33-35), и последствия для самого прелюбодея будут тяжелыми (Пр 6:26-32).
Урок 12: пороки блудниц (Пр 7:1-27). В этой главе ярко описывается порочность блудниц. Удовольствия, которые она предлагает, кажутся заманчивыми, и эту заманчивость увеличивает фактор риска, но на самом деле такие приключения мостят дорогу в ад (Пр 7:27).
Урок 13: непосредственное обращение мудрости (Пр 8:1-9:18). В противопоставление портретам красноречивой и опасной обольстительницы в Пр. 7 и шумной безрассудной блудницы в Пр 9:13-18, приводится два портрета Мудрости. Первый, в Пр 8:1-36, — самый замечательный пример олицетворения в ВЗ. Мудрость не желает никого погубить, но ищет благополучия для всех (Пр 8:1-5). Мудрость и последовательность, праведное поведение и честность изображены как неразрывно связанные между собой (Пр 8:6-13). Далее говорится о благословениях, которые человек получает, стремясь к мудрости (Пр 8:14-21). Цари, судьи и правители зависят от нее, и успех царей, которые пользуются популярностью, — ее дар ее последователям. Пр 8:22-31 по сути представляют собой богословское объяснение важности Мудрости: она тесно связана с творческой деятельностью Бога. Понятно, что многие христиане усматривали в этих стихах предсказание о Самом Христе. В НЗ Христос представлен как решение двух основных религиозных проблем: как Бог приходит к человечеству и как Он сотворил мир? Здесь дается ответ — ответ Мудрости. Можно усмотреть связь с последующим разделом (Пр 8:33-36), где Мудрость, как Христос в НЗ, названа единственной действительно важной и желанной. Во втором описании Мудрости (Пр 9:1-6) она представлена как щедрая и благая хозяйка, которая дает пир жизни (см. притчу Иисуса в Лк 14:15-24). Новое противопоставление нечестивой женщине в Пр 9:13-18 содержит замечание, что гости последней отправятся в ад. Между двумя описаниями помещен ряд притчей, где мудрые противопоставлены неразумным (Пр 9:7-12). Мудрые, в отличие от неразумных, обучаемы. Снова четко определены подлинные основы жизни (Пр 9:10). Собрание притчей Соломона: Пр 10:1-22:16. 375 притчей этого раздела, вероятно, были выбраны из 3000, приписываемых Соломону (3Цар 4:32). Каждый стих представляет собой отдельную притчу, строки противопоставлены друг другу или содержат сравнение. Вполне понятные повторения (например, Пр 14:12; 16:25) неизбежны в таком большом сборнике, как этот. Очевиден здравый смысл высказываний, каждое из которых подтверждается опытом, но они относятся к разным уровням; некоторые кажутся вполне светскими и отражающими житейскую мудрость. Но в целом они представляют собой практический учебник повседневной жизни, одобренный Богом. Опять следует подчеркнуть, что речь идет о благочестивой жизни, основанной на законе и отношениях завета. Бога живо интересуют мельчайшие детали жизни, и религиозным вопросам тоже уделяется внимание (например, Пр 10:27-29; 14:27; 15:16,33; 18:10). Этот раздел Притчей невозможно читать быстро; над каждым стихом следует размышлять, чтобы позволить ему отложиться в сознании. Систематического расположения притчей здесь нет, поэтому полезнее всего при изучении этого раздела рассмотреть его основные темы. Полезно было бы объединить ссылки на каждую тему: 1. Вознаграждение праведным и погибель нечестивых (Пр 10:2,7,16,27-30; 11:3-9). 2. Неразумный. Три еврейских слова, которые так переводятся, все обозначают не столько недостаток разума, сколько упрямый бунт, так что в некоторых местах уместным был бы перевод «бунтовщик». Такой человек огорчает своих родителей и представляет угрозу для общества. Он не воспринимает разумные мысли, а его неосторожные слова могут причинить вред. Увещевать его бесполезно; он безнадежен. 3. Простой человек. Здесь подразумевается большая группа людей, не глупых и не мудрых, которых могут убедить и воспитать учителя мудрости. Но основное внимание уделяется не этим людям, а мудрым и благоразумным, которые уже обучены. 4. Ленивец. Часто этот человек противопоставляется трудолюбивому (например, Пр 10:4-5); автор безжалостно высмеивает его апатию и вялые оправдания. 5. Сила слов. Они могут ранить или исцелить (Пр 12:18). В этой же главе говорится о честных речах, в противопоставление обманным и бездумным словам (Пр 12:6,13-14,17-19,22). 6. Мудрость. В Пр. 13 говорится, что она может исходить от родителей (Пр 13:1), Писания (Пр 13:13), мудрецов (Пр 13:14) и хорошей компании (Пр 13:20). 7. Справедливость. Это одна из любимых тем великих пророков. В частности, автор осуждает взяточничество (Пр 17:8,23; 18:16) и лжесвидетельство (Пр 19:5,9,28) и рекомендует открытость (Пр 18:17). 8. Отношение к ближним. Часто упоминаются ложные «друзья» (Пр 19:4-7), в противопоставление истинным (Пр 17:17; 18:24). 9. Богатство и бедность. Отношение к ним может быть разным, но всегда говорится, что моральная и духовная стороны важнее материальной (например, Пр 21:6; 22:1,4). Часто автор рекомендует заботиться о бедных (Пр 21:13) — из высших побуждений (Пр 22:2). 10. Семейная жизнь. Автор приводит привлекательное описание идеальной семьи, с трудолюбивым мужем, понимающей женой, которая есть благословение для него (Пр 12:4; 14:1; 18:22; 19:14), и послушными детьми, которых родители воспитывают и, если это нужно, наказывают (Пр 13:24; 19:18; 23:13-14). Последний раздел — еще один мудрый совет: Пр 22:17-31:31. Хотя рассматриваемые темы и общее отношение остаются неизменными, притчи в этом разделе обычно длиннее; налицо также явная попытка сгруппировать их по темам — например, опасность пьянства (Пр 23:29-35). Очевидны религиозные мотивы автора; он пишет, что люди должны верить в Господа (Пр 22:19).