Промежуточное Состояние
Промежуточное Состояние (intermediatestate) Состояние человека после смерти и до окончательного воскресения. Это учение полнее развито в НЗ, чем в ВЗ, хотя ошибочно было бы считать, что упоминания о нем в ВЗ полностью отсутствуют (Иов 19:25). Согласно Христу, такие тексты, как Исх 3:6, можно воспринимать как упоминания о промежуточном состоянии (Мф 22:32). Даже в НЗ о промежуточном состоянии рассказывается не явно, но вывод о нем можно сделать из учения о физической смерти и воскресении всех, но в особенности верующих. Этому учил Сам Христос (Мф 22:30-32), учили и апостолы, особенно Павел (1Кор 15). Кроме того, библейское учение о том, что человек представляет собой единство души и тела, а не просто душу, которая случайно воплотилась (Быт 2:7), тоже связано с представлением о состоянии человека после смерти. Из этого учения можно сделать два непосредственных вывода. Прежде всего, физическая смерть — не полное прекращение жизни человека, он продолжает жить, не только в памяти живых, но как отдельная личность, причем верующие осознают присутствие любящего Бога (Флп 1:23). Второй вывод — что такое существование в чем-то неполноценно, потому что воплощение необходимо для того, чтобы человек соответствовал Божьему образу. После смерти человек ждет телесного воскресения, когда он, если он христианин, испытает полное искупление, полное освобождение от греха в присутствии Христа (1Кор 15:50-58). Библейские сведения о характере промежуточного состояния тех, кто не верует во Христа, менее ясны, хотя упоминается о проповеди Христа перед «находящимися в темнице духами» (1Пет 3:19-20). Писание достаточно сдержанно рассказывает о том, каково промежуточное состояние. Павел говорит о себе, что после смерти он будет «со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп 1:23), но подробностей он не приводит. Неразумно было искать эти подробности в таких библейских эпизодах, как история Саула и аэндорской волшебницы (1Цар 28:7), которую истолковывают по-разному. Даже притча Христа о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31) должна рассматриваться очень осторожно, по причине ее явно символического характера и основной идеи — показать, насколько земная жизнь человека важна для его вечной судьбы. Максимум, что можно сказать на этом основании этого, — что умершие во Христе находятся непосредственно в присутствии Бога и пребывают в Его любви до воскресения, в то время как грешники чувствуют себя неуютно и ждут воскресения для суда (Ин 5:29). В истории христианской мысли обсуждались три отдельных аспекта промежуточного состояния, которые могут сделать библейские данные понятнее. Во-первых, под влиянием греческих философских идей, в частности Платона, противопоставление души и плоти, о котором говорит Павел, стало ошибочно истолковываться в христианском богословии, что привело к акценту на душе в ущерб телу, в результате чего значение перспективы эсхатологического воскресения стало принижаться или вообще замалчиваться, по причине его физической (следовательно, бездуховной) стороны. Учение о бессмертии невоплощенной души в какой-то степени вытеснило представление о промежуточном состоянии ждущих воскресения, что не подкрепляется Писанием. В современном богословии есть тенденция бороться с этими заблуждениями, имевшими место в более ранней истории, но все равно существование после смерти воспринимается либо как духовное, либо вообще отрицается. Тем не менее из Писания ясно, что между двумя формами воплощения, настоящим физическим телом и «духовным» (1Кор 15:44), которое будет дано во время второго пришествия Христа, есть некое существование (1Кор 15:23). Во-вторых, в период Реформации между Жаном Кальвином и некоторыми анабаптистами возникли противоречия по поводу «сна души». Кальвин утверждал, что во время промежуточного состояния душа осознает присутствие Бога — а его оппоненты это отрицали. Для Кальвина такое отрицание было равносильно мнению, что душа прекращает существование в момент смерти, и отрицанию власти Христа над мертвыми до их воскресения. Кальвин подкрепляет свою точку зрения словами Павла о том, что ничто не отделит верующего от любви Бога — даже смерть (Рим 8:35-39). Библейское учение о смерти как «сне» верующего (1Фес 4:14) истолковывается так: мертвый не может больше общаться с живыми на земле и не способен трудиться, но отдыхает. «Сон в Иисусе» — это наслаждение присутствием Иисуса в развоплощенном состоянии. Это похоже на сон, потому что в восприятии не участвуют органы чувств человека. Третья тема, по поводу которой вели споры христиане, звучит так: определено ли положение человека в вечности раз и навсегда в момент смерти, либо же покаяние, духовный рост и очищение возможны или даже неизбежны и после нее. Римско-католическая церковь учит, что после смерти все, кто несовершенен, попадают в чистилище. В чистилище душа освобождается от остатков греха, и срок пребывания там можно сократить посредством молитв, даров и месс родственников покойного. Большинство протестантов отвергают такую теорию, как не соответствующую библейскому учению о том, что служение Христа завершено (Евр 9:28). Один человек не может заслужить благодать для другого (Лк 17:10), кроме того, Библия учит, что положение души в вечности зависит от ее состояния в момент смерти (Евр 9:27).см. тж. ад; гадес; место пребывания мертвых; небеса; рай шеол.