Пророка Даниила Пророка Книга

Пророка Даниила Пророка Книга (daniel. Book of) Четвертая книга из Больших пророков ВЗ, отличающаяся ярким символизмом и рассказывающая о героических исторических событиях периода вавилонского плена иудейского народа. Так как Книга Даниила непроста для понимания, для ее толкования необходимо тщательное изучение текста и размышление над ним. Сам Даниил писал по поводу значения одного из своих видений: «Я изумлен был видением сим и не понимал его» (Дан 8:27).

Согласно древнеиудейскому делению текста ВЗ, Книга Даниила является третьей частью раздела Писания, вместе с такими книгами, как Псалтирь, Притчи и Иов. Она не была включена во второй раздел ВЗ, называвшийся Пророки. Хотя отдельные места в книге следует рассматривать в перспективе пророчества, Даниил нигде не назван пророком. Два основных раздела книги — это повествования о жизни Даниила (Дан 1-6) и описания его видений (Дан 7-12).

Подразделы статьи

Автор
Дата написания
Язык
Контекст
Цель и богословское учение
Содержание: истории о Данииле (Дан 1-6)?
Содержание: видения Даниила (Дан 7-12).

Автор. Что касается авторства, то Книга Даниила анонимна, как многие произведения Древнего мира. В тексте приводится только заглавие, «Даниил» — то есть основной темой книги является сам этот человек. Первые шесть глав книги содержат информацию о Данииле и написаны от третьего лица; но начиная с Дан 7:2, текст написан от имени Даниила в первом лице. Хотя в иудаизме традиционно считается, что Даниил написал всю книгу, носящую его имя, и позже эту же точку зрения приняли христиане, доказательств тому немного. Слова Иисуса «реченном через пророка Даниила» (Мф 24:15) не объясняют, кто написал эту книгу, потому что слова, о которых идет речь, содержатся во второй части книги, где ясно сказано, что слова эти принадлежат Даниилу. Таким образом, проблема авторства первой части остается неразрешенной. Независимо от того, написал Даниил всю книгу или нет, он определенно является ее главным героем. Единственный источник информации о нем — сама книга. Даниил был евреем из Иудеи, возможно, из царского рода, и родился в конце VII века до Р.Х. В юности он был угнан в Вавилон (сейчас юг Ирака), что произошло ок. 605 г. до Р.Х. Там, после трех лет обучения у придворных книжников языку и литературе (Дан 1:4-5), он стал служить при царском дворе. В первых шести главах рассказывается о конкретных событиях жизни Даниила, но полной его биографии и полной информации о его времени не приводится. Имя «Даниил» значит «Бог — мой судья». В Вавилоне ему дали другое имя, Валтасар, которое, должно быть, значит в переводе с вавилонского: «Да защитит Бел (бог) его жизнь». Дата написания. Так как неизвестно точно, кто написал Книгу Даниила, то неизвестна и точная дата ее написания. Если автором всей книги был сам Даниил, то она была создана во второй половине VI века до Р.Х. Если автором был не он, то она могла быть написана и позже. Консервативные ученые обычно считают, что книга написана в VI веке до Р.Х. Альтернативное мнение — ок. 165 г. до Р.Х. Есть свидетельства в пользу каждого из мнений. Те, кто считает, что книга была создана позже и автор ее — не Даниил, обычно опираются на два аргумента — исторический и лингвистический. Но у тех, кто является сторонником более ранней даты, есть контрдоводы, которые подробно обсуждаются ниже. Историческое доказательство. Согласно историческому аргументу, автор книги был хорошо знаком с историей ближневосточных империй с VI по II век, но имел неполное и ошибочное представление об исторической ситуации второй половины VI века, эпохе Даниила. Такое несоответствие доказывает, что книга была написана позже. С первой частью довода консерваторы соглашаются. Действительно, автор Книги Даниила демонстрирует прекрасное знание истории Ближнего Востока. Проблема в том, было ли это знание обычным человеческим, полученным после событий, или же особым, данным Даниилу в откровении до того, как они случились. Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному, в зависимости от отношения к пророчествам и других факторов. Вторая часть исторического довода более сложна с технической точки зрения. Действительно ли ошибочны знания автора об истории второй половины VI века до Р.Х.? Самая сложная проблема — установить, кто такой Дарий Мидийский (Дан 5:30-31).

В Книге Даниила говорится, что Дарий Мидийский завоевал Вавилон и его преемником был Кир. В других исторических источниках о Дарии ничего не говорится, но ясно утверждается, что Вавилон был завоеван Киром. Сторонники поздней даты считают этот аргумент веским. Сторонники ранней даты не способны разрешить проблему. Существует гипотеза, что Дарий и Кир — имена одного и того же человека. Ее сторонники основываются на возможном переводе Дан 6:28: «Даниил благоуспевал в царствование Дария, оно же царствование Кира Персидского». Пример аналогичного случая — использование имен Феглаффелласар и Фул в 1Пар 5:26. Как бы то ни было, датировать книгу на основании исторических познаний автора сложно, идет ли речь о более ранней или более поздней дате. Лингвистический аргумент. Лингвистические доводы, связанные с Книгой Даниила, также сложны, в особенности для человека, не знающего языки оригинала (еврейский и арамейский).

Сторонники более поздней даты пользуются тремя доказательствами:

(1) арамейский язык книги — это поздний арамейский (II век до Р.Х. и позже);

(2) присутствие персидских заимствований также указывает на позднюю дату;

(3) присутствие греческих заимствований в арамейском показывает, что книга была написана после завоевания Востока Александром Македонским (ок. 330 до Р.Х.).

Последний аргумент представляется сторонникам этой версии наиболее убедительным. Они утверждают, что до времен Александра в арамейском просто не могло быть заимствованных греческих слов. Хотя на первый взгляд эти доказательства кажутся убедительными, при близком рассмотрении оказывается, что консерваторы способны их опровергнуть. У них есть ответ на все три довода.

1. Арамейский был широко распространен на Ближнем Востоке, начиная примерно с IX века до Р.Х., и считался официальным языком Ассирии с VIII века до Р.Х. 90 процентов арамейских слов в Книге Даниила уже использовались в древнем и имперском арамейском. Остальные 10 процентов обнаружены только в более поздних текстах, что может указывать на более позднее их возникновение, но они вполне могли использоваться и раньше.

2. Присутствие заимствованных персидских слов — это довод, который может действовать, как бумеранг. Действительно, в позднем арамейском было много персидских заимствований (примерно 19 из них встречаются у Даниила), но можно найти и объяснение употребления их Даниилом в более ранний период. Значительная часть жизни Даниила проходит при персидском дворе. Персы использовали арамейский язык для административного управления державой, и слова их собственного языка неизбежно проникали в арамейский. Если считать, что Книга Даниила написана в более ранний период, то она была создана именно в период максимального влияния персидского языка на арамейский.

3. Довод о присутствии греческих слов в арамейском Даниила (всего их три) вовсе не бесспорен. Греческие («ионийские») торговцы путешествовали по всему Ближнему Востоку, начиная с VIII века до Р.Х. В VII веке до Р.Х. в армиях ближневосточных стран сражались греческие наемники. Известно, что при жизни Даниила царь Навуходоносор использовал труд греческих ремесленников в городе Вавилоне. Поэтому не обязательно считать, что греческие слова могли проникнуть в арамейский только после Александра. Великий завоеватель был не первым греком, попавшим на территорию Востока. Выводы. Исторические и лингвистические доводы, которые используются для датирования Книги Даниила, недостаточно веские, чтобы склониться в пользу либо ранней, либо поздней даты. Датирование книги зависит и от таких моментов, как вопрос ее авторства, намерения автора и отношение к «пророческой» части книги. У нас сегодня нет никаких доказательств того, что автором книги был Даниил. Отрывки из книги, обнаруженные среди свитков Мертвого моря в Кумране, не подтверждают мнения о более поздней дате написания. Все рукописи Книги Даниила — копии II века до Р.Х., и это значит, что оригинал должен был создаваться раньше. Одна из рукописей, палеографически связанная с большим «свитком Исаии», может принадлежать к тому же периоду — то есть быть на несколько столетий старше кумранской копии «Исаии». Другие рукописи из Кумрана показывают, что ни один из текстов, составляющих канонический материал ВЗ, не был написан позже персидского периода. Таким образом, рукописи не дают нам свидетельств, позволяющих датировать Книгу Даниила II веком до Р.Х. Язык. Одна из наиболее интересных особенностей Книги Даниила незаметна читателю перевода Библии. Книга написана на двух языках. Дан 1:1-2:4а и Дан 8-12 написаны на еврейском, как и все остальные книги ВЗ. Середина же (Дан 2:46-7:28) написана на арамейском, родственном еврейскому, но отличном от него языке. Этот факт объясняют по-разному. Некоторые считают, что некий еврейский автор расширил арамейский оригинал, добавив к книге начало и конец. Другие говорят, что часть еврейского оригинала была утеряна, поэтому пробел восполнили, вставив кусок арамейского перевода книги. Делались и другие, более сложные и оригинальные предположения, но ни одно из них нельзя считать удовлетворительным. Возможен еще один вариант. В Книге Даниила (когда бы она ни была написана) может просто быть отражен двуязычный культурный контекст. (Современный пример — некоторые произведения, написанные в Канаде, в которых используется как английский, так и французский язык.) Наконец, двуязычный характер книги можно рассматривать как еще одну загадку, усложняющую толкование. Контекст. Контекст Книги Даниила можно рассматривать с двух точек зрения: в свете вавилонского плена, свидетелем которого был Даниил (начало VI века до Р.Х.), или в свете будущих исторических событий (Ивек до Р.Х.), которых касаются видения во второй части книги. Вавилонский плен. Хотя сам Даниил был угнан в Вавилон ок. 605 г. до Р.Х., основной этап изгнания начался в 586 г. до Р.Х., после поражения Иудейского царства и разрушения Иерусалима. События, о которых рассказывается в книге, происходят в период правления Навуходоносора и Валтасара, а также захватывают первые годы правления персидского царя Кира, захватившего Вавилон в 539 г. до Р.Х. Для иудеев изгнание было трудным временем, но это было время нового богословского понимания. и то, и другое отражено в Книге Даниила. Селевкидский период в Палестине. Видения Даниила во второй половине книги касаются селевкидского периода в Палестине, в особенности времени, когда иудеями правил Антиох Епифан, представитель династии Селевкидов (175-163 до Р.Х.).

Независимо от того, являются ли видения действительными пророчествами о будущих событиях или же размышлениями о современной автору исторической обстановке, для того, чтобы полностью понять книгу, необходимо иметь представление о селевкидском периоде. При Антиохе жизнь палестинских иудеев была трудной. Древняя вера была подорвана, должность первосвященника в Иерусалиме продавалась тому, кто больше заплатит, храм всячески оскверняли. На иудеев оказывали давление, чтобы они отказались от своего образа жизни и веры ради эллинистических (греческих).

Хотя некоторые уступили, другие отказались и хранили верность старой вере. Восстание против репрессивных мер Антиоха началось в 168 г. до Р.Х. К 164 г. до Р.Х. бунтовщикам в значительной степени удалось избавиться от гнета. Но селевкидский период вообще был трудным временем для верующих иудеев — казалось, что все силы истории вынуждают их отказаться от веры. Отчасти величие Книги Даниила заключается в богословском понимании истории, позволяющем людям продолжать жить в вере даже в тяжелый переломный момент. Цель и богословское учение. Назначение книг ВЗ из раздела, который называется Писания, весьма разнообразно. Псалмы, например, использовались прежде всего для богослужений Израиля. Притчи могли быть частью школьной программы. В Книге Иова рассматриваются специфические человеческие и богословские проблемы. Задачу Книги Даниила определить непросто, потому что по сути своей это прежде всего история, отчасти биография Даниила. Это не пророческая книга в строгом смысле слова и не история в ее современном понимании. Большая ее часть посвящена видениям и их толкованию. Тем не менее слово «история» объясняет назначение книги. В Книге Даниила история объясняется с богословской точки зрения. В первых шести главах о Данииле и его товарищах рассказывается не просто для удовлетворения любопытства читателей, но для их обучения. Богословие ВЗ гласит, что Бог Израиля принимает участие в человеческой жизни и истории. Поэтому читать библейскую историю значит узнавать об участии Бога в человеческих делах и о том, как взаимодействуют Бог и люди. В первых главах Даниила рассказывается о событиях жизни выдающегося верующего, это своего рода назидательная история, пример для подражания. Последние шесть глав посвящены описанию видений Даниила. Хотя и сами видения, и их толкования понять непросто, тема истории возникает здесь снова. В Дан 7-12 акцент ставится не на истории как рассказе о прошлых событиях, но на значении истории и будущем мира. С библейской точки зрения развитие человеческого общества в настоящем и будущем — такая же история, как и события прошлого. Хотя видения Даниила прежде всего касаются народов и могущественных держав, самая важная их тема — власть Бога над людьми и народами. Часто история кажется хаотической, полной человеческих конфликтов. Но в конечном итоге ею управляет Бог, ведущий ее к определенной цели. Несмотря на множество неоднозначных подробностей в конце книги, Даниил дает надежду людям, живущим в тяжелые времена. Хоть мы и не можем сейчас понять то, что он говорит «последнем времени» (Дан 12:9), завершение истории полно надежды для тех, кто верит в Бога (Дан 12:13).

Таким образом, задача Книги Даниила — объяснить значение истории: мы можем учиться на опыте прошлого и надеяться в настоящем и будущем. В книге есть также конкретные богословские утверждения о таких предметах, как человеческая вера, Божье спасение и природа откровения. Одна из богословских тем Даниила заслуживает особого внимания: учение о воскресении. Ясное учение НЗ о воскресении, за которым последует суд, не является центральной темой в ВЗ. По большей части еврейская вера касалась реалий земной жизни. Во многих местах присутствуют намеки на надежду, связанную с жизнью после смерти, но они остаются лишь намеками. Только в поздних книгах ВЗ, в особенности у Иезекииля и Даниила, разрабатывается более подробное учение о воскресении. Центр этого учения в Книге Даниила — это Дан 12:2: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Учение о личном воскресении создает в рамках текущей и будущей истории место для личного упования. Кажется, что народы воюют друг против друга беспорядочно. Всем управляет Бог, но что происходит со всеми людьми, которые умирают по мере движения истории? Мертвые снова воскреснут, говорит Даниил, и в телах воскресения их будут судить за их дела. Одних наградят вечной жизнью, другие будут посрамлены. Для читателей Книги Даниила учение о воскресении было источником надежды в мире, который в противном случае казался бы мрачным и безнадежным. Оно напоминало также, что поступки земной жизни важны — они будут приниматься во внимание на будущем суде. Существует жизнь и после смерти тела. В конечном итоге справедливость восторжествует, пусть в нынешнем существовании это случается редко. Злодеи могут быть так и не наказаны при жизни. Но после смерти тела их ждет последний суд, Божье правосудие. Итак, Книга Даниила — об истории и надежде. Жить нужно сейчас; поэтому в первых шести главах рассказывается об опыте Даниила. Жизнь проходит в окружении войн и хаоса, царящего в мире; поэтому в Дан 7-12 говорится о всевышней власти Бога и Его целях в истории. Каждый человек приближается к смерти; поэтому автор говорит о воскресении и о суде. Содержание: истории о Данииле (Дан 1-6).

Даниил и его товарищи (Дан 1:1-21).

Даниил и его друзья — Анания, Мисаил и Азария — были угнаны в Вавилон примерно за 19 лет до основного потока Израильтян, после разрушения Иерусалима. Эти четверо здоровых молодых людей, выбранные из многих пленных иудеев, проходили, по приказу царя Навуходоносора, особую трехлетнюю программу обучения на придворных советников. Когда четверо юношей-иудеев вошли в состав высшей вавилонской знати, они столкнулись с проблемой питания. Царь снабжал их лучшей пищей и вином с царской кухни, но иудеи должны были питаться в соответствии с законом Божьим (см. Вт 14).

Четверо юношей попросили об особой овощной диете не потому, что были неблагодарными, но чтобы остаться верными своему Богу. В истории рассказывается, что диета пошла им на пользу, юноши оказались воспитанными и способными, а Даниил стал советником царя. Итак, в первом эпизоде рассматривается проблема, важная для всех иудеев в изгнании: как жить в чужой земле, с иными обычаями и правилами, но по-прежнему оставаться верными Богу и законам? Даниил показал пример. Он был достаточно смел, чтобы не идти на компромиссы, но достаточно мудр, чтобы найти выход, приемлемый для всех. Бог вознаградил его за верность. К концу эпизода Даниил был признан мудрецом, одаренным от Бога. Всю остальную жизнь он использовал эти Божьи дары. Сон Навуходоносора (Дан 2:1-49).

Царю приснился сон, и, хоть он и не мог вспомнить его содержание, сон этот произвел на него тягостное впечатление. Профессиональные толкователи ничем не смогли ему помочь, поэтому он велел казнить их. Этот приказ относился и к Даниилу с его товарищами, которых учили на таких толкователей. Даниил добился отсрочки казни, обещав истолковать сон. Помолившись, Даниил получил от Бога откровение о содержании сна и его объяснение, которое и пересказал царю. Благодарный Навуходоносор назначил Даниила и его друзей на важные посты в Вавилоне. Хотя автор описывает и сон царя, и разъяснение Даниила, современным читателям все равно трудно правильно истолковать это разъяснение. Царь увидел во сне статую, голова которой была из золота, грудь и руки — из серебра, живот и бедра — из меди, ноги — из железа, ступни — из смеси железа и глины. В толковании Навуходоносор отождествляется с золотой головой. После его царства будут три других, каждое из них представлено разными частями тела статуи и разными материалами. Тут мнения современных толкователей расходятся. Обычно четыре царства объясняются следующим образом: Халдейское царство (золото), Мидийско-Персидская держава (серебро), Греция (медь), Рим (железо и глина).

Другие предлагают альтернативное толкование: Халдейское царство (золото), Мидия (серебро), Персия (медь), Греция (железо и глина).

Но чрезвычайное внимание к отождествлению четырех царств может помешать пониманию основной мысли главы. Среди этих человеческих царств «Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан 2:44).

Сон вавилонского царя предвещал пришествие великого царства, Царства Иисуса Христа. Огненная печь (Дан 3:1-30).

История продолжается. На этот раз в центре внимания — три друга Даниила, которые названы их вавилонскими именами: Седрах, Мисах и Авденаго. Царь Навуходоносор воздвиг огромную золотую статую, 90 футов (27,4 м) высотой. На церемонии открытия все должны были встать на колени и поклониться, как только начнет играть оркестр. Трое еврейских юношей, которые не захотели кланяться, предстали перед царем. Они продолжали отказываться это сделать даже под страхом смерти, и их бросили в огненную печь. Но чудесным образом они не сгорели, но вместе с ними в печи появился кто-то четвертый. Когда они вышли из печи невредимыми, царь признал Божью власть спасать и наградил их. В этой истории нам рассказывается о второй дилемме, с которой иудеи столкнулись в изгнании. Их могли казнить за верность первой заповеди Божьей: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Вт 5:7).

Три молодых человека оказались верны Богу — но их добродетель заключалась не в уверенности, что Бог обязательно спасет их, а в твердости и готовности принять то, чго им суждено, даже если Бог и не захочет пощадить их (Дан 3:17-18).

Бог избавил их; их бросили в печь в цепях, но вышли они оттуда свободными людьми. Идея была глубокой: без сомнения, иудеи должны верить в то, что Бог способен спасти их от преследователей, но даже в том случае, если этого не произойдет, они все равно должны быть стойкими перед лицом испытаний. Второй сон и безумие Навуходоносора (Дан 4:1-37).

Навуходоносор признался, что верит в Бога живого, дважды: когда Даниил истолковал его сон о статуе (Дан 2:47) и когда трое товарищей Даниила спаслись из огненной печи (Дан 3:28).

Однако вера царя не была глубока. В Дан. 4 рассказывается, какие ужасные последствия имел этот недостаток веры. Через восемь лет царь снова признал Бога (Дан 4:34).

Вся история представлена в форме обращения, написанного Навуходоносором и широко распространявшегося после того, как произошли описанные здесь события. Царю приснилось высокое дерево, которое росло и становилось еще выше. Божий вестник велел срубить дерево, оставив только пень и корни. Потом пень принял облик человека, но разум его был как разум животного. В течение семи лет этот полузверь вел себя, как животное. Даниил объяснил царю, что сон касается его самого. Навуходоносор был великим деревом, которое могли срубить; он будет вести себя, как дикий зверь, в течение семи лет. Через год после того, как царю было дано это толкование, его настиг суд. Семь лет он вел себя, как животное, пока к нему не вернулся рассудок. Мораль истории царя такова: его безумие не было случайносхью — это была Божья кара. Его надменное поведение повлекло за собой наказание (Дан 4:30).

Вероятно, царь страдал от редкой и необычной формы умственного заболевания, которое сегодня называют «боантропией». Но подлинное значение истории глубже: безумно считать себя Богом, полностью контролирующим свою жизнь. Это безумие можно излечить, только поняв, что абсолютная власть и сила принадлежат лишь Богу. Пир Валтасара (Дан 5:1-31).

Далее описываются события периода правления последнего царя Вавилона, Валтасара. Сын Набонида, он был соправителем последнего (555? — 539 до Р.Х.), в особенности большой властью он обладал в районе Вавилона. Тема его истории похожа на тему Дан.

4. На роскошном пиру Валтасар велел принести священные сосуды, захваченные из Иерусалимского храма. Вавилоняне пили из священных сосудов в честь своих языческих богов, это было святотатством, которое повлекло за собой Божий суд. Появилась рука, начертавшая на стене слова, которые Даниил истолковал царю как слова осуждения (Дан 5:26-28).

Царь, похваливший Даниила за объяснение, не понял истинного значения этих слов и не извлек урока из опыта своего предшественника Навуходоносора (Дан 5:18-22).

Валтасар был убит той же ночью, когда Дарий Мидийский вошел в город и захватил его. Тема продолжается: человеческая гордость и высокомерие не проходят незамеченными для Бога истории, Который управляет событиями ради свершения Своего замысла. Львиный ров (Дан 6:1-28).

Тема Дан. 6 схожа с темой Дан. 3, но здесь главный герой истории — Даниил. Он изображен как человек, не желающий идти на компромиссы, послушный Дарию, насколько это возможно, но неспособный нарушить Божий закон. Вследствие этого Даниил сознательно ослушался царского указа, запрещавшего молиться кому бы то ни было, кроме самого царя. Даниил знал о последствиях, но остался верен Богу. Когда враги донесли на него, был отдан приказ о его казни, и Даниил был брошен в ров со львами. Он спасся от голодных хищников, и царь наказал его противников. Значение этой истории двояко. С одной стороны, Божий слуга должен преданно молиться и поклоняться Богу, невзирая на последствия; Бог избавляет, и в данном случае Он спас Даниила от беды. С другой стороны, верность Даниила произвела впечатление на царя, приказавшего своим подданным поклоняться себе, — теперь он узнал, что такое истинное поклонение (Дан 6:25-27).

Последствия преданности, как круги по воде от удара камнем, распространяются далеко вокруг верующего. Содержание: видения Даниила (Дан 7-12).

С начала Дан. 7 хронологическая последовательность книги изменяется: первое видение Даниила относится к первому году правления Валтасара (Дан 7:1), а следующие — ко времени правления персидского царя Кира (Дан 10:1).

В Дан 7-12 подчеркивается значение истории, выраженное посредством загадочной символики видений. Весь раздел можно подразделить на следующие части:

(1) видение о четырех зверях (Дан 7:1-28);

(2) видение об овне и козле (Дан 8:1-27);

(3) молитва Даниила (Дан 9:1-27);

(4) видение о последних временах (Дан 10:1-12:13).

В первом видении продолжается тема четырех царств, с которыми мы уже сталкивались в сне Навуходоносора (Дан 2).

Во втором видении речь идет о двух конкретных царствах, Персии и Греции. Многое из четвертого видения о последних временах перекликается с событиями, происходившими в период правления Антиоха Епифана во ΙΙ веке до Р.Х. Все видения касаются одной и той же темы. Хотя царства, созданные людьми, могут существовать в этом мире хаотически, всемогущий Бог действует через кажущийся хаос истории, чтобы достигнуть окончательной цели спасения. Видения можно толковать, сопоставляя их с историческими событиями, но в свете НЗ видно, что они имеют и более далекое, мессианское объяснение. Особо это заметно в Дан.

7. В контексте четырех царств начинается Божий суд, который ведет «Ветхий днями» — всемогущий Бог (Дан 7:9).

Далее Даниил видит прибытие «как бы Сына человеческого» (Дан 7:13).

Хотя выражение «Сын Человеческий» позже стало восприниматься как мессианский титул, в Книге Даниила оно не имеет такого значения. Дан 7:13 — то место, откуда мог быть взят титул «Сын Человеческий», как любил обозначать Себя Иисус. Особое значение в этот титул Он вкладывает на суде, прямо связывая его с Дан. 7 (Мф 26:63-64).

см. тж. Даниил; Иудейская диаспора, Израиль, история, пророк, пророчество.