Пустыня
Пустыня (DESERT) Пустынное безлюдное место, часто засушливое, песчаное и без растительности, например, Негев в Южной Палестине. Пустыня часто включает в себя пограничные области, в которых возможна жизнь. Наиболее распространенный еврейский термин для обозначения пустыни — «пустошь»; возможно, он связан с еврейским глаголом «гнать», например, гнать овец на пастбище. Греческое слово, которое обычно используется в НЗ и Септуагинте (древнегреческий перевод ВЗ), указывает на пустынное, невозделанное пространство, по которому бродят дикие звери (Вт 32:10; Иов 24:5). Пустыня — это также место, где пасут скот (Исх 3:1; Пс 64:13; Иер 23:10; Иоиль 2:22). В Библии часто упоминаются пустынные регионы (например, Быт 16:7; 21:20; 1Цар 17:28; Мф 3:1; Мк 1:13; Лк 15:4). «Пустыня» — это обычно место, где нет оседлого населения (Чис 14:33; Вт 32:10; Иов 38:26; Пр 21:19; Иер 9:2), но процветает живая природа: пеликаны (Пс 101:7), дикие ослы (Иов 24:5), шакалы (Мал 1:3) и страусы (Плач 4:3). Этот термин используется также в переносном смысле (Ос 2:3; Иер 2:31). Другой еврейский термин, обозначающий пустыню, происходит от корня со значением «быть сухим» и указывает на бесплодные, высушенные солнцем степные просторы (Иов 24:5; Ис 33:9; Иер 51:43). Форма множественного числа от этого слова используется для описания топографических особенностей пустынных равнин Моава (Чис 22:1; 26:3,63; Вт 34:1) и Иерихона (Нав 4:13; 5:10; 4Цар 25:5). С определенным артиклем это слово (Арабах, Аравах) обозначает равнину в долине реки Иордан и окрестностях Мертвого моря. Географические особенности этого района очень разнообразны; долина реки Иордан, густые леса, похожие на джунгли, в которых водятся дикие звери (с библейских времен там встречаются львы), уступает место степным просторам окрестностей Мертвого моря, где всегда находилась пустыня. Еще два еврейских термина, означающих «запустение» и «руины», относятся к районам, которые когда-то были населены, а потом пришли в упадок (Ис 1:7; 5:9; 6:11; Иер 42:18; Иез 35:7). В более общем плане эти слова относятся также к любому пустынному месту (Лев 26:31,33; Иов 3:14; Пс 9:7; 108:10; Ис 5:17; 44:26; 51:3; 52:9; Иер 7:34; Иез 5:14). Одно из них использовалось для обозначения пустыни исхода (Ис 48:21). Другое, означающее «пустошь» (Пс 77:40; Ис 43:19-20), с определенным артиклем относится к Иесимону, землям к западу от Мертвого моря (Чис 21:20; 1Цар 23:24; 26:1). В НЗ существительное со значением «пустыня» и прилагательное «пустынный» (Мф 3:1; 24:26; Лк 5:16; Ин 6:31; Деян 8:26) происходят от одного греческого корня. Мотив пустыни проходит через всю библейскую историю. Этот образ присутствует в описании жизни непокорного человечества вне Едемского сада; в блужданиях Израиля после исхода; в борьбе между праведной жизнью в пустыне и городской жизнью в роскоши и идолопоклонстве. Пустыня — это царство демонов и смерти (Вт 32:17; Ис 34:13-14); ее демоническая дикость напоминает первозданный хаос сотворения (Быт 1:2; Иов 26:7). Несколько важных мест в Писании связаны с возрождением жизни в пустыне (например, Иез 37) или преображением сухой земли в цветущий сад (Ис 41:18-20). Пустыня — это также место, в котором Бог избрал Свой народ (Вт 32:10-12), наблюдал за ним и испытывал его верность (Иер 2:2; Ос 2:14-15). Наконец пустыня — это место убежища, очищения и освящения. В евангелиях тема пустыни исхода повторяется в 40 днях и ночах, во время которых Иисус подвергался в пустыне искушениям (Мк 1:13;
см. Пс 90). Отцы-пустынники ранней церкви и отшельники Средневековья подражали пророку Илии и Иоанну Крестителю (3Цар 19:4-8; Мф 3:1-6).см. Негев; палестина; степь.
см. Пс 90). Отцы-пустынники ранней церкви и отшельники Средневековья подражали пророку Илии и Иоанну Крестителю (3Цар 19:4-8; Мф 3:1-6).см. Негев; палестина; степь.