Раб, Рабство
Раб, Рабство (SLAVE; SLAVERY) человек, являющийся собственностью другого, и отношения зависимости между владельцем и рабом. Рабство было широко распространено в древности на Ближнем Востоке, хотя экономика от него не зависела. К римским временам рабство было настолько распространенным явлением, что в раннехристианский период каждый второй был рабом. По меньшей мере с 3000 г. до Р.Х. рабами становились в основном военнопленные (Быт 14:21; Чис 31:9; Вт 20:14; Суд 5:30; 1Цар 4:9; 4Цар 5:2; 2Пар 28:8). Рабов можно было приобрести частным образом от других владельцев или иноземных странствующих купцов, которые торговали рабами наряду с тканями, бронзовыми изделиями и другими товарами (Иоиль 3:4-8). Иосиф был продан таким образом мадианитянами и измаильтянами египтянам (Быт 37:36; 39:1). Многие семьи отправились в рабство из-за долгов; рабами могло стать целое семейство (4Цар 4:1; Неем 5:5-8). Закон Хаммурапи предполагал, что члены семьи могли быть рабами максимум три года (Раздел 117), в то время как по еврейскому закону такой максимум составлял шесть лет (Вт 15:18). Добровольное рабство было распространенным способом избежать нищеты и голода (Лев 25:47-48). Продажа в рабство похищенного человека — преступление братьев Иосифа (Быт 37:27-28) — по закону Хаммурапи (Раздел 14) и закону Моисея (Исх 21:11; Вт 24:7) каралась смертной казнью. По шумерским законам раб обладал юридическими правами, мог одалживать деньги и заниматься бизнесом. Так как обычно раб стоил меньше, чем сильный осел, раб всегда мог надеяться, что скопит достаточно денег, чтобы выкупить себя и обрести свободу. Рабы занимались тяжелым физическим трудом на фермах и в доме, хотя некоторые одаренные личности занимали в доме достаточно высокое положение. Несмотря на постановления древнего закона, освобождение рабов не всегда случалось в должные сроки. Еврея, который добровольно стал рабом, обычно отпускали в ближайший юбилейный год, и теоретически ни один еврей не мог стать рабом на всю жизнь (Исх 21:2; Лев 25:10-13; Вт 15:12-14). Израильтяне совершили сознательную попытку уберечь раба от жестокости хозяина или надсмотрщика. По закону, искалеченного раба полагалось отпустить (Исх 21:26-27). Немногочисленные еврейские рабы часто трудились на полях вместе со своими хозяевами, и, как и у рабов в доме, жизнь их была разумной и безопасной, в сравнении с жизнью свободных нищих, которая проходила под угрозой голода и гибели. В греческие и особенно в римские времена, когда количество рабов резко возросло, к рабам, выполнявшим работы по дому, по-прежнему относились лучше всего. Многие из них становились доверенными слугами; некоторые даже открывали свое дело и трудились и на себя, и на хозяина. Судя по информации из документов, найденных в Уре и Нузи, а также по данным Книги Бытие, если жена была бездетна, ребенка хозяина могла родить рабыня (Быт 16:2-4). По закону еврей-хозяин мог жениться на молодой рабыне, женить на ней своего сына или сделать ее своей наложницей. Если потом он отказывался от нее или не выполнял договора, ее полагалось освободить (Исх 21:7-11). Завоеванные народы вынуждены были участвовать в принудительных работах на благо страны (2Цар 12:31; 3Цар 9:15,21-23), как и сами Израильтяне в Ливане (3Цар 5:13-18). Военнопленные мадианитяне (Чис 31:28-30,47) и гаваонитяне (Нав 9:23-25) становились рабами при храме. Эта практика продолжалась в период правления Давида и Соломона (Езд 2:58; 8:20). Неемия пишет, что иноземные рабы помогали восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:26,31). Отношение НЗ к рабству показывает, что положение раба было больше похоже на положение слуги, и институт рабства постепенно приходил в упадок. Иисус и апостолы не выступали против рабства категорически, но призывали рабов и слуг преданно служить своим хозяевам, а хозяев — обращаться с рабами гуманно и справедливо (Еф 6:9; Кол 4:1; 1Тим 6:2; Флм 1:16). Павел никогда не произносил проповедей против рабства, но лично попытался добиться свободы для раба Онисима, хозяин которого, Филимон, был христианином (см. об этом в статье Послание к Филимону).см. тж. рабство; слуга; свобода.