Рай
Рай (PARADISE) В еврейском изначально использовалось слово, которое относилось не только к обычным садам, но и к Божьему саду в Едеме (Быт 2-3; Ис 51:3; Иез 28:13). Сравнительно поздно евреи переняли из персидского языка и то слово, от которого произошли английский термин paradise и русское заимствование парадиз; в ВЗ оно употребляется три раза и обозначает парк или сад (Неем 2:8, «лесов»; Ек 2:5, «рощи»; Песн 4:13, «сад»). Еще позже, когда ВЗ переводился на греческий, возникла греческая форма того же самого слова, обозначающего «сад»; для грекоязычных иудеев сад Божий в Быт. 2 превратился в paradeisos. Изначально персидское слово означает закрытый, окруженный стеной сад. В особенности оно относилось к садам персидских царей, и в таком качестве оно стало известно грекам. Это представление соответствует иудейскому представлению о саде, где гулял Господь Бог (Быт 3:8) и откуда были изгнаны Его слуги (Быт 3:24). В раю Книги Бытие были также плодовые деревья и реки. К новозаветным временам картина Божьего сада получила несколько вариантов развития, которые, что вполне понятно, соответствуют фольклорным верованиям многих народов. Рай, как золотой век греческой и римской мифологии, прежде всего принадлежал далекому прошлому. Но иудеи считали, что он все еще существует в каком-то потайном месте; как Елисейские поля, он населен покойными святыми. Его красоты стали описываться все более подробно. Писали также, что рай вновь появится в последние времена. Таким образом, понятие рая сочетает в себе все мифы об ином мире, прошлом, настоящем и будущем, где нет смерти и зла. Судя по тому, что говорится в НЗ, такая вера в чем-то обоснованна. Рай — это место, куда Павел однажды при жизни был чудесным образом «восхищен» (2Кор 12:4). Это было на самом деле, хоть и не в теле. Рай был обещан раскаявшемуся разбойнику на кресте: туда он попадет, вместе со Христом, сразу после смерти (Лк 23:43). Третье и последнее упоминание о рае в НЗ — похожее обещание (Отк 2:7): в нем говорится также, что в раю растет древо жизни, что позволяет отождествить его одновременно с Едемом Быт. 2 и будущим миром Отк 22. Везде присутствуют древо жизни, река, окружающая сад стена и царь.см. тж. небеса; новое небо и новая земля.