Рождение Иисуса Христа От Девы

Рождение Иисуса Христа От Девы (Virgin birth of Jesus) Учение, основанное на повествованиях о рождестве в Мф. 1 и Лк 1-2, гласящее, что Иисус Христос был зачат от Духа Святого и рожден от Девы Марии. Вся концепция Боговоплощения, а также представления о божественной и человеческой природах Иисуса основываются на этих исторических сведениях. В то же время рационалисты и литературные критики отрицают это чудо, утверждая, что все это было придумано ранними христианами. Пророчества Ветхого Завета. В Ис 7:14 сказано, что «Дева во чреве приимет и родит Сына» по имени Еммануил, и в Мф 1:22-23 ясно говорится, что это пророчество исполнилось в момент рождения Иисуса. По поводу этого отрывка было много споров, в особенности потому, что в RSV слово «дева» меняется на «молодая женщина», что привело к разному восприятию содержания оригинальных рукописей. Еврейское слово 'almah обычно обозначает молодую девушку, созревшую для замужества. Другое еврейское слово (Bethulah) обозначает собственно девственницу. Переводчики Септуагинты, однако, перевели 'almah как parthenos, что значит «девственница». На основании лингвистических соображений возможны четыре разных толкования:

1. «Дева» (Ис 7:14) — это новая жена Ахаза, а сын — Езекия. Но Езекии было уже девять лет, когда Ахаз начал править, так что это пророчество должно относиться к будущему.

2. Эта дева — жена Исаии, мать Магер-шелал-хаш-база. Многие ученые согласны с таким толкованием, потому что присутствие определенного артикля при слове 'almah, по-видимому, указывает на женщину, известную Исаии и Ахазу, а судя по Ис 7:14-16, пророчество должно было исполниться во времена Исаии. Проблема здесь в том, что у жены Исаии уже был один сын, так что она не могла называться 'almah.

3. Это чисто мессианское пророчество. Такова традиционная позиция евангельских христиан, основанная на имени Еммануил («с нами Бог») и упоминаниях о божественной личности (Ис 9:6-7; 11:1-5).

4. Многие евангельские христиане недавно стали склоняться к четвертому толкованию: пророчество имеет историческое исполнение (в дни Исаии) и футуристическое исполнение. Здесь принимается во внимание историческое исполнение, на которое указывает Ис 7:15-16, а в будущем пророчество исполнилось в рождении Иисуса от Девы, на что указывает Мф 1:22-23. Повествования в евангелиях. Ни Марк, ни Иоанн не рассказывают о рождении Христа; это событие описывается только у Матфея и Луки. Оба соглашаются с тем, что «Дева», Мария, зачала от Святого Духа и родила Сына, Иисуса. Рассказ Матфея проще и прямолинейнее, в нем говорится о божественном происхождении Мессии и освещается христологическое значение этого факта. Иисус назван «Иисусом Христом, Сыном Давидовым, Сыном Авраамовым» (Мф 1:1), пришедшим, чтобы принести Царство Божье. Как видно из исполнения пророчества Исаии (Мф 1:22-23) и природы зачатия (Мф 1:18-20), Иисус — это «Бог с нами», пришедший, чтобы «спасти людей Своих от грехов их» (Мф 1:21).

Эпизод, в котором Иосиф решает тихо развестись с Марией, добавляет дополнительный штрих к идее чудесного зачатия. Лука рассказывает историю о рождестве с точки зрения Марии. Ей явился ангел Гавриил, объявивший, что Она родит Мессию (Лк 1:26-38).

Она чудесным образом зачала от Святого Духа, как было предсказано ангелом Гавриилом: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35).

Лука описывает Марию как верную Божьему замыслу. Богословское значение для церкви. С самого начала существования церкви учение о рождении от Девы было основой возвышенной христологии. Некоторые из ранних отцов церкви делали на нем больший акцент, чем на любом другом событии жизни Иисуса, для доказательства воплощения и Божественности Христа. Юстин Мученик и Игнатий отстаивали идею рождения от Девы в начале II века, и, по-видимому, довольно рано это уже было сложившееся учение. В последующие три столетия велось много споров по поводу рождения от Девы. Гностики, такие как Маркион, утверждали, что Христос непосредственно сошел с небес и не был воистину человеком. С другой стороны, были группы, отрицавшие Его Божественность, например, ариане, которые также отрицали рождение от Девы и говорили, что при крещении Иисус был «усыновлен» в качестве Сына Божьего. Никейский собор в 325 г. по Р.Х. решил, что Иисус был воистину Богом, а затем Халкидонский собор в 451 г. по Р.Х. заявил, что Иисус одновременно был и человеком, и Богом, «ипостатическим союзом» двух природ. Эта идея была сформулирована в апостольском символе веры в V веке, где говорится: «Верую в... Иисуса Христа, единственного Божьего Сына, Господа нашего, зачатого от Святого Духа, рожденного от Девы Марии». В большинстве символов веры рождение от Девы также связывается с безгрешностью Иисуса, так как Его невоплощенная, божественная природа является источником Его безгрешности. С самого начала, как утверждают Матфей и Лука, а также отцы церкви, рождение от Девы было центральным учением церкви. Как таковое, оно живо символизирует двойственную природу Иисуса: рожденный от Святого Духа и от женщины, Он — воплощенный Богочеловек.

см. тж. воплощение Иисуса Христа; дева; Иисус Христос; Христология.

Языческие параллели рождения от девы

Некоторые исследователи, критически относящиеся к идее рождения от Девы, утверждают, что Сыном Божьим Иисуса объявила ранняя церковь, и доказывают это с помощью эллинистических параллелей. В греческой мифологии Зевс, как и другие боги, родил много детей от земных женщин, — среди таких детей были Персей и Геркулес. Эти дети были героями. Помимо того, существовали предания о чудесном рождении таких великих людей, как Платон (отцом которого считали Аполлона) или Александр Македонский (отец которого, Филипп Македонский, воздерживался от исполнения супружеских обязанностей, пока его сын не родился от Зевса).

Интересно, что отцы церкви часто использовали эти истории для полемики с греческими оппонентами, чтобы показать: идея рождения от Девы не так уж чужда греческому мышлению. Однако разница между языческим и христианским преданием слишком велика. Прежде всего, разврат греческих богов резко отличается от сексуальной воздержанности, рекомендуемой в НЗ. Кроме того, в языческих историях вряд ли важно, чтобы сын Бога родился от «Девы». В любом случае, речь идет просто о физической связи между богом и смертной, а не о зачатии от Духа, как в случае Иисуса. То же самое можно сказать о рождении Будды, потому что в древнейших преданиях речь идет «белом слоне» (символе духа деторождения), вошедшем к матери Гаутамы во сне, а история о рождении от Девы — постхристианская. и в персидских мифах о рождении Зороастра или Митры из скалы ничего не говорится о рождении от девы. В вавилонских сказаниях есть богиня-мать Иштар, но опять же, вряд ли девственность имела здесь значение.