Рукописи Наг-Хаммади
Рукописи Наг-Хаммади (naghammad imanuscripts) Собрание из 12 коптских кодексов, содержащих 52 трактата, или гностических документа. В 1947 г. в районе Джабал-аль-Тарифа (недалеко от Кенобоскиона и Наг-Хаммади в Египте) было обнаружено великолепное собрание из 12 коптских кодексов, содержащих 52 трактата, или документа, 6 из которых являются дупликатами. Один из томов был вывезен из Египта и в конечном итоге в 1952 г. приобретен Институтом Юнга в Цюрихе. (Гностицизм важен для изучения психологии религиозного опыта.) После публикации владельцы согласились вернуть незаконно вывезенный документ в Египет, и теперь он, вместе с остальными рукописями Наг-Хаммади, находится в небольшом, но весьма интересном Коптском музее Каира. Документы из Наг-Хаммади можно разделить на несколько категорий. Гностические тексты с христианской ориентацией. Сюда относятся документы, которые привлекли большое внимание, такие как Евангелие от Фомы, представляющее из себя собрание высказываний и воспринимаемое некоторыми учеными как источник канонических евангелий от Матфея и Луки; Евангелие Истины, которое, как полагают сегодня некоторые ученые, было написано знаменитым еретиком Валентином; Евангелие от Филиппа, содержащее уникальный ряд изречений, связанных с гностическими таинствами; и Апокриф Иоанна, в котором выражены взгляды, близкие к теориям офитов и сифиан, как их описывают ересиологи, и который представляет собой масштабный первоисточник, знакомящий с истолкованием сирийскими гностиками случившегося в Едемском саду. Другие документы из этой категории, в которых прослеживается несомненное христианское влияние на гностицизм, — это Трактат о воскресении, несколько апокрифов Петра и Иакова, Книга Фомы неверующего и Мелхиседек. Гностические тексты, христианская ориентация которых спорна. Некоторые ученые считают, что эти тексты отражают дохристианский гностицизм, но этот вывод не подкреплен достаточным количеством доказательств. Eugnostos — документ, который обычно цитируется в данной связи. Многие полагают, что он отражает начальный этап развития идей, которые в христианизированной форме представлены в тексте, некогда известном как София Иисуса Христа. Но и так называемый дохристианский Eugnostos обладает большим сходством с трудами александрийской школы христианских авторов; в нем были найдены ссылки на НЗ. Переложение Сима — другой документ, который часто относят к этой категории. Но упоминания о крещении и Искупителе в нем могут быть переложением христианских идей и отражать конфликт между церковью и гностиками. Другие документы библиотеки, которые обычно относят к этой категории, — Апокалипсис Адама, Три стелы Сифа и Гром. Негностические христианские документы. В собрание входит также несколько негностических христианских документов, среди которых Деяния Петра и апостолов, Изречения Секста и Учения Сильвана. Разные документы. Несколько документов нельзя назвать ни христианскими, ни в строгом смысле слова гностическими, но, вероятно, гностики читали их с большим интересом. В особенности стоит отметить герметические трактаты египетской ориентации, не содержащие того радикального дуализма, который типичен для гностической литературы. Герметические труды давно были известны ученым благодаря публикации сборника, называемого «Герметическим корпусом» («Гермес Трисмегист»). Первый трактат, «Поймандр», вероятно, наиболее интересен для исследователей Библии, так как в нем выражен достаточно позитивный взгляд на творение, а также присутствуют интересные параллели с некоторыми богословскими идеями четвертого евангелия, такими как «свет» и «жизнь».