Святилище

Святилище (sanctuary) Перевод двух еврейских слов, kodesh и midkosh, которые оба происходят от глагола «быть чистым» и/или «быть святым». Оно встречается примерно 60 раз в книгах Исход, Левит и Числа, где рассказывается о строительстве, передвижении и первоначальном использовании скинии. О местах откровения, жертвоприношений и поклонения упоминается и во Второзаконии, но термин «святилище» там не используется. Более 60 раз термин встречается у Иезекииля и Даниила, а также мы находим его в сочинениях, написанных после изгнания, потому что в этот период святилище играло важную роль в жизни Израиля. «Святилищем» называлось место, где являлся и/или пребывал Бог, на что указывало присутствие ковчега. Там хранилось Слово Божье, и оттуда оно исходило. Там Божий народ собирался для жертвоприношений, чтобы услышать слово завета, для поклонения и молитвы, а также на основные праздники. У патриархов имелись места поклонения (Быт 26:24-25; 28:16-22), но святилища как такового у них не было. В первом упоминании о святилище (Исх 15:17) оно описывается как символ Божьего присутствия среди Его народа и управления им из него. Передвижная скиния была главным святилищем, пока во времена Соломона не был построен Иерусалимский храм. Следует особо подчеркнуть, что Божий народ должен был иметь одно центральное святилище (Вт 12:4-7; 16:5-8).

В НЗ ветхозаветное святилище упоминается как предвестие вечного пребывания Бога с Его народом и среди него (Евр 8:5-6; 9:1-14).

см. тж. скиния; храм.