Святость
Святость (holiness) Основной атрибут Бога и качество, которое следует развивать в себе Его народу. Существительное «святость» и прилагательное «святой» употребляются в Библии более 900 раз. Исконное слово, которое обозначает святость в ВЗ, значит «отсекать» или «отделять». По сути святость — это отделение себя от всего нечистого и посвящение тому, что чисто. В ВЗ святость применительно к Богу обозначает Его превосходство над всем творением и моральное совершенство Его характера. Бог свят, так как полностью отличается от Своего творения, владеет и управляет им. О Его святости в особенности много говорится в Псалтири (Пс 46:9) и у пророков (Иез 39:7), где «Святый» — практически имя Бога Израиля. В Писании Бог назван «Святым» (Ис 43:15; 57:15; Иов 6:10) и «Святым Израиля» (Пс 88:19; Ис 60:14; Иер 50:29). В ВЗ святость Бога показывает, что Господь удален от всяческого зла и не может быть осквернен (см. Иов 34:10). Его святость — стандарт абсолютного морального совершенства (Ис 5:16). Святость Бога — Его трансцендентное величие и чистота — воспеваются в Пс 98. В Пс 98:1-3 говорится, как Бог далек от всего земного и тленного, а в Пс 98:4-5 подчеркивается Его удаленность от греха и смерти. В ВЗ Бог требует святости от Своего народа. Через Моисея Бог передал народу Израиля: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев 19:2). Святость в ВЗ имеет две стороны: (1) внешнюю, или обрядовую; и (2) внутреннюю, или моральную и духовную. Обрядовая святость ВЗ, предписанная в Пятикнижии (первые пять книг ВЗ), включала в себя обряды служения Богу. Священники и левиты освящались для выполнения сложных ритуалов освящения (Исх 29), так же как и назореи, что значит «отделенные» (Чис 6:1-21). Пророки, такие как Елисей (4Цар 4:9) и Иеремия (Иер 1:5), тоже освящались для особого пророческого служения в Израиле. Но ВЗ привлекает внимание также к внутренней, моральной и духовной святости. Люди, сотворенные по образу Божьему, должны воспитывать в себе Божью святость, которая проявлялась бы в их жизни (Лев 19:2; Чис 15:40). В НЗ обрядовая святость, которая играет важную роль в Пятикнижии, отступает на задний план. В то время как большая часть иудеев во времена Иисуса стремилась достичь обрядовой святости своими делами (Мк 7:1-5), НЗ подчеркивает этическую, а не формальную сторону святости (Мк 7:6-12). С пришествием Святого Духа ранняя церковь поняла, что святость жизни — это глубокие внутренние отношения, которые должны управлять мыслями и поведением человека при его взаимодействии с личностями и объектами внешнего мира. В греческом НЗ слово, обозначающее «святость», указывает на внутреннее состояние свободы от моральных промахов и сравнительной гармонии с моральным совершенством Бога. Прежде всего святость по-гречески — это «богоподобие» или «благочестие». Другое греческое слово передает ветхозаветное понятие внешнего отделения от мирского и посвящения служению Господу. Так как авторы НЗ переняли ветхозаветное представление о Божественности, о святости Бога говорится в сравнительно небольшом количестве апостольских текстов. Иисус упоминает об этической природе Бога, когда учит Своих учеников молиться: «Да святится имя Твое» (Мф 6:9). В Книге Откровение моральное совершенство Бога прославляется с помощью фразы с трехкратным повторением, взятой из Исаии: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк 4:8; Ис 6:3). Лука рассматривает тему божественной святости в свете преобладающего в ВЗ понятия трансцендентности и величия Бога (Лк 1:49). Аналогичным образом в НЗ говорится о святости Иисуса Христа. Лука (Лк 1:35; 4:34), Петр (Деян 3:14; 4:27-30), автор Послания к евреям (Евр 7:26) и Иоанн (Отк 3:7) утверждают, что святы и Отец, и Сын. Так как Дух исходит от Бога, свидетельствует о Его святом характере и работает для свершения святых замыслов Бога в мире, Он тоже совершенно свят (Мф 1:18; 3:16; 28:19; Лк 1:15; 4:14). Сам титул «Святой Дух» указывает на этическое совершенство третьей ипостаси божественной Троицы (Ин 3:5-8; 14:16-17,26). В НЗ святость также является особенностью Христовой церкви. Апостол Павел учил, что Христос любит церковь и умер за нее, чтобы «освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» (Еф 5:26). Петр обращается к церкви как к святому народу, говоря языком ВЗ. Церковь — народ, отделенный от неверующих народов и посвященный Господу, «народ святой» (1Пет 2:9;
см. Исх 19:6). Но в НЗ чаще говорится о святости по отношению к отдельным христианам. Верующие во Христа часто называются «святыми», потому что Бог оправдывает грешников верой и они делаются «святыми» в Его глазах. Оправданный грешник не совершенен в моральном отношении, но Бог провозглашает их невиновными. Так, хотя христиане Коринфа, например, грешили Павел мог обращаться к своим заблуждающимся друзьям как к «освященным во Христе Иисусе, призванным святым» (1Кор 1:2). Несмотря на свои проблемы, коринфские верующие были «святы» во Христе. В НЗ ставится акцент на реальности практической святости в ежедневной жизни христиан. Бог, провозглашающий человека праведным в вере во Христа, велит верующим совершенствоваться в святости жизни. Согласно Божьему плану, возрастание в святости необходимо для верующего. Бог в благодати предоставляет христианам духовные ресурсы, чтобы они могли «соделаться причастниками Божеского естества» (2Пет 1:4).см. тж. Бог.
см. Исх 19:6). Но в НЗ чаще говорится о святости по отношению к отдельным христианам. Верующие во Христа часто называются «святыми», потому что Бог оправдывает грешников верой и они делаются «святыми» в Его глазах. Оправданный грешник не совершенен в моральном отношении, но Бог провозглашает их невиновными. Так, хотя христиане Коринфа, например, грешили Павел мог обращаться к своим заблуждающимся друзьям как к «освященным во Христе Иисусе, призванным святым» (1Кор 1:2). Несмотря на свои проблемы, коринфские верующие были «святы» во Христе. В НЗ ставится акцент на реальности практической святости в ежедневной жизни христиан. Бог, провозглашающий человека праведным в вере во Христа, велит верующим совершенствоваться в святости жизни. Согласно Божьему плану, возрастание в святости необходимо для верующего. Бог в благодати предоставляет христианам духовные ресурсы, чтобы они могли «соделаться причастниками Божеского естества» (2Пет 1:4).см. тж. Бог.