Священники и Левиты

Священники и Левиты (priests and levites) Служители Бога в ВЗ. В Древнем Израиле существовало три основных группы религиозных служителей: пророки, мудрецы и священники с левитами. Классические пророки действовали по призванию, но не были профессионалами; им не платили, и они следовали конкретному Божьему призванию. Мудрецы принимали участие в управлении государством и обучении; некоторые из их обязанностей были светскими, хотя они занимались также моральным воспитанием. Священники и левиты выполняли разные преимущественно религиозные обязанности, их можно сравнить со священнослужителями нашего времени. Это были профессионалы, которые посвящали все свое время религиозной деятельности. Роль священства становится понятнее, если рассматривать ее в контексте религии Израиля в целом. В центре религии лежали отношения с Богом; быть Израильтянином или иудеем значило знать живого Бога и постоянно поддерживать с Ним отношения. Внешнее выражение эти отношения находили в разных контекстах: завете, храме, поклонении, всех сторонах повседневной жизни. Таким образом, религия, понимаемая как отношения, имела две стороны: отношения с Богом и ближними. У нее было личное и общинное выражение. Священники оберегали эти отношения и служили им — сердцу ветхозаветной религии; все их обязанности следует воспринимать в свете отношений Бога и Израиля. Пророки тоже были служителями отношений завета. В то время как священники были служителями в нормативной религиозной ситуации, задача пророков в основном заключалась в том, что они призывали грешный народ вернуться к отношениям с Богом во времена кризиса. В ВЗ часто упоминаются священники и левиты; в ряде библейских текстов разница между ними не очень заметна (например, Вт 18:1-8).

Исследователи не до конца решили проблему соотношения обязанностей священников и левитов. Говоря в общем плане, священниками могли быть только сыновья Аарона; все остальные левиты выполняли религиозные обязанности, но не считались священниками. В большинстве библейских текстов они явно разграничиваются, но в некоторых из них отсутствует ясность. Тем не менее очевидно, что священники (левиты, потомки Аарона) и левиты (представители колена Левия, но не потомки Аарона) все были профессиональными религиозными служителями. Точные обязанности тех и других по-разному определялись в разные моменты истории Израиля.

Подразделы статьи

Происхождение священства
Первосвященник
Священники
Левиты
История института священства

Священство в новозаветные времена Происхождение священства. Священство Израиля возникло во времена Моисея и Аарона. Исход из Египта был не только освобождением группы евреев-рабов, но также рождением народа Израиля. Народу, рожденному во время исхода, был дан завет на горе Синай. В законе этого завета были определены основы священства Израиля. Оно делилось на три основные категории: первосвященник, священники и левиты. Первосвященник. Любая крупная и сложная организация нуждается в руководстве. Это относится и к еврейскому священству (хотя в самом начале оно было немногочисленно).

Завет был установлен при посредничестве Моисея, пророка, через которого Бог предложил народу правила отношений завета; за религиозную же жизнь народа в рамках завета прежде всего отвечал Аарон, первый из первосвященников. В ранние дни священства Израиля обязанности первосвященника, должно быть, были сравнительно неформальными; он был главным среди священников. Но это была важная должность, на которую посвящались определенным образом; первосвященник носил особое одеяние и обладал определенной ответственностью. В принципе обязанности первосвященника были похожи на обязанности других священников, но он обладал и дополнительными, только ему вменявшимися обязанностями. В некоторой степени его роль была административной, он отвечал за всех остальных священников. Но его власть была не просто властью администратора; так как все священники были служителями и хранителями отношений завета, первосвященник, соответственно, был главным служителем и хранителем. Он нес духовную ответственность за отношения всего народа с Богом, и в этом заключалась почетность и сложность его задачи. Духовный приоритет первосвященника проявляется в определенных задачах, которые он выполнял в поклонении Израиля. Самый яркий пример — это ежегодный день искупления (Йом Кипур).

Только в этот день первосвященник входил в Святое-святых и, стоя перед крышкой ковчега, просил Бога о прощении и милости ко всему народу Израиля (Лев 16:1-19).

В этом обряде наиболее ясно видна суть веры Израиля в завет. Религия Израиля была религией отношений со святым Богом, а человеческий грех мешал этим отношениям. Все поклонение и жертвоприношения в течение года имели силу только при условии продолжения этих отношений, а день искупления был самым торжественным днем в году, когда все люди задумывались о смысле своего существования. Жизнь их имела значение только в том случае, если отношения с Богом сохранялись; первосвященнику принадлежали великая честь и тяжкое бремя просить у Бога милости для всего Израиля. Особое одеяние первосвященника символизировало природу и важность его должности; хотя мы не можем полностью выявить его символику, кое-что проясняется из библейского текста. В этой символике прослеживается три основные темы. Первая из них — красота. Все одеяние было качественным и прекрасным, разноцветным и украшенным драгоценными камнями. В особенности красив был нагрудник; еврейское слово, которое переводится как «нагрудник», на самом деле означает «красоту» или «превосходство». Одеяние символизировало красоту, а красота была неотъемлемым качеством должности; есть и еще две темы, связанные с преимущественным положением занимавших эту должность. Вторая тема — роль первосвященника как представителя Израиля перед Богом. Эта важная сторона должности первосвященника отражена в именах 12 колен Израиля, написанных на двух ониксовых табличках ефода, и 12 драгоценных камнях на нагруднике. Первосвященник входил в Божье присутствие, чтобы просить об избавлении народа от Божьего суда (нагрудник символизирует суд; Исх 28:15) и чтобы постоянно напоминать народу о Боге (Исх 28:12), что показывали две ониксовые таблички. Третья тема — роль первосвященника как представителя Бога перед Израилем. Эту сторону отражали урим и туммим, находившиеся на нагруднике, посредством которых Бог являл Свою волю Израилю. Первосвященник Аарон в полном облачении являл собой великолепное зрелище, и великолепие его одеяний говорило о значении вверенной ему должности. Должность первосвященника передавалась по наследству (так как первосвященником становился женатый мужчина), хотя в более поздние времена это правило не всегда соблюдалось. После смерти Аарона первосвященником стал Елеазар, один из его четырех сыновей. Священники. Должность священника давалась не по призванию, а по наследству. Первыми священниками были сыновья Аарона: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар. Они были рукоположены одновременно с Аароном, который стал первосвященником (Исх 28:1).

Как и он, они были облечены в специальные одежды, по сути похожие, но лишенные отличительных признаков первосвященника (особый ефод, нагрудник и головной убор).

Должность священника должна была передаться сыновьям. Святость должности была такова, что существовали определенные правила наследования ее. Для того чтобы стать священником, человек должен был не только являться потомком Аарона, но и обладать рядом других качеств. Он не мог быть женат на разведенной или бывшей блуднице (Лев 21:7).

человек, страдающий от некоторых болезней или обладающий врожденными пороками (слепой, хромой, увечный, горбатый или карлик, Лев 21:16-23), не мог быть священником. Здесь применялся тот же принцип, что и при выборе жертвенных животных, — для служения Богу были пригодны только безупречные. В библейском тексте есть сведения о некоторых обязанностях священников в древние времена. Елеазар отвечал за скинию и жертвоприношения в ней (Чис 4:16); помогал Моисею в ряде дел, таких как перепись населения и распределение земли (Чис 26:1-2; 32:2); позже был советником Иисуса Навина. Ифамар отвечал за строительство скинии (Исх 38:21) и руководил левитами из родов Гирсона и Мерари (Чис 4:28-33).

Надав и Авиуд погибли вскоре после рукоположения, потому что согрешили при выполнении обязанностей (Лев 10:1-7), возможно, из-за того, что были нетрезвы (Лев 10:8-9).

Обязанности священников вообще можно разделить на три категории (Вт 33:8-10).

Во-первых, священники, вместе с первосвященником, провозглашали людям Божью волю. Во-вторых, они отвечали за религиозное образование и должны были учить народ Израиля Божьим постановлениям и законам (Вт 33:10).

В-третьих, они были служителям в скинии, принимали участие в поклонении и жертвоприношениях. Возможно, у них были и другие обязанности, которые они делили со всеми левитами. Священники, как и другие левиты, не владели землей, в отличие от остальных колен Израиля. Они посвящали себя исключительно служению Богу. Не имея земли, они не могли заботиться о своем пропитании, как остальные Израильтяне. Поэтому закон гласил, что весь остальной народ должен поддерживать их в служении. Они получали от верующих части жертвенных животных, а также зерно, вино, оливковое масло и шерсть. Левиты. Этот термин обозначает священников в самом широком смысле, так как сыновья Аарона принадлежали к колену Левия. Практически левитами называли всех представителей этого колена, кроме священников. Левиты тоже занимались служением в скинии, хотя и занимали подчиненное положение. Это тоже были профессионалы, которым платили за служение деньгами и товарами. У них не было своей земли, поэтому им был выделен ряд городов (Чис 35:1-8) и пастбища в их окрестностях. Левиты делились на три основных рода — потомков Каафы, Гирсона и Мерари (Чис 4).

Каждому из родов были поручены определенные обязанности, связанные с заботой о скинии и ее транспортировкой. Сыны Каафы несли убранство скинии (после того, как оно было упаковано священниками), сыны Гирсона — покровы и завесы, а сыны Мерари — остов. Священники же отвечали за транспортировку ковчега завета. Роль каждого из левитов как служителя скинии имела ограничительные рамки; он выполнял свои профессиональные обязанности в возрасте между 25 и 50 годами (Чис 8:24-26).

Хотя многие из обязанностей левитов по характеру были светскими, они тоже играли очень важную роль в религиозной жизни. Закон требовал, чтобы все первенцы, в том числе старшие сыновья, посвящались Богу, в память об убиении первенцев при исходе из Египта. Левиты служили Богу вместо первенцев Израиля (Чис 3:11-13); их скот также принимался Богом вместо первенцев скота Израиля. Во время переписи, проведенной при Моисее, количество первенцев Израильтян превосходило количество левитов, а за каждого лишнего человека требовалось уплатить священникам по пять сиклей (Чис 3:40-51).

Левиты в религии Израиля играли роль заместителей и представителей. Как и священники, они были участниками общего процесса посредничества между Богом и Израилем. Во Второзаконии определен ряд обязанностей, которые могли касаться и священников, и левитов (хотя тексты не вполне понятны).

Сюда относится участие в деятельности судов, возможно, в первую очередь над преступниками против веры (Вт 17:8-9), забота о Книге закона (Вт 17:18), забота о жизни и здоровье прокаженных (Вт 24:8) и непосредственное участие в проведении церемоний обновления завета (Вт 27:9).

История института священства. В теоретическом плане природу и суть обязанностей священников и левитов в будущей истории Израиля определял закон завета Моисея. На практике при изменении исторических обстоятельств, а также особенностей религии и культуры Израиля время от времени изменялась и роль священников и левитов. Еще важнее, что служение людей, занимавших эти должности, было более — или менее — эффективным в зависимости от полноты их веры. Священство до монархии. Во времена Иисуса Навина священники продолжали выполнять важную задачу несения ковчега завета. Левиты помогали при разделении новоприобретенной земли между коленами Израиля. В Нав. 21 приводится подробный список городов, выделенных священникам и левитам, в соответствии с более ранним законодательством. В дни освоения земли, после покорения, по-видимому, задача несения ковчега перешла от священников к левитам (1Цар 6:15; 2Цар 15:24).

В Книге Судей рассказывается две истории из жизни конкретных левитов. Во-первых, это история Михи (Суд 17-18), в которой говорится о создании местного святилища, где священником был сын Михи (не левит и не потомок Аарона).

Позже Миха нанял странствующего левита, чтобы тот был священником в его святилище, но потом этот левит стал священником в колене Дана. Подробности этой истории трудно согласовать с теоретическими правилами о священниках и левитах, хотя сама по себе эта история может служить примером путаницы в религии Израиля в тот период. В особенности важно, что левит-священник здесь в первую очередь выполнял функции прорицателя (Суд 18:5-6).

Вторая история из Книги Судей — это довольно жуткий рассказ о левите и его наложнице (Суд 19).

Эта история свидетельствует о моральной деградации и отсутствии закона и порядка в Израиле в то время, но о роли левитов мы из нее ничего не узнаем. Большей информацией мы располагаем о священстве в XI веке до Р.Х., непосредственно перед установлением монархии. Скиния (теперь, скорее всего, практически стационарное строение) и ковчег завета находились в Силоме. Священником, отвечавшим за скинию в Силоме, был Илий, должно быть, потомок сына Аарона Ифамара. Его два сына, Офни и Финеес, тоже были священниками, так что принцип семейного наследования еще действовал в отношении священства. Но хотя Илий был хорошим священником, его сыновья злоупотребляли своими обязанностями. Роль Самуила в этот период до конца не понятна. Он был прежде всего судьей и пророком, но трудно сказать, был ли он еще и священником. В историческом повествовании он не назван священником, но слова Пс 98:6 можно понимать как указывающие на его священство. В ряде отрывков он действует как священник. Например, он совершал жертвоприношения (1Цар 7:9-10); в юности служил в святилище Силома и носил ефод (1Цар 2).

Более того, судя по одной из библейских родословных, он был из рода священников (1Пар 6:23-30).

Однако обычно священником его не называют, а во вступлении к книге его относят к потомкам колена Ефремова, в соответствии с происхождением его отца (1Цар 1:1), а не к левитам. Если священник воспринимался в то время как постоянный служитель святилища, каким был Илий, то Самуил явно не был священником. Возможно, священство Самуила было связано с тем ?>актом, что мать еще в детстве «отдала» его Богу 1Цар 1:28).

Священство во времена Давида и Соломона. Во время правления Давида и Соломона произошло несколько радикальных изменений. Они прежде всего явились результатом создания постоянного храма в Иерусалиме и размещения там ковчега завета. Во времена Саула, первого царя Израиля, устройство общества по сути было тем же, что и в период судей. Саул как царь был военным вождем, но его отношение к священству и религии четко не определено. При Давиде ситуация во многих отношениях изменилась. После захвата Иерусалима Давид сделал его политической и религиозной столицей своего царства. Чтобы Иерусалим стал религиозным центром, туда был перевезен ковчег завета вместе со скинией. Теперь Иерусалим стал постоянным местом размещения ковчега, то есть основным религиозным центром; в то же время разнообразные местные святилища, возникшие в период до монархии, постепенно приходили в упадок. Эти перемены имели большое значение для священства и левитов. Во время правления Давида было два известных священника, Авиафар и Садок. Авиафар, бывший священник Номвы, присоединился к Давиду до его воцарения; по-видимому, он был потомком Илия, потомка Ифамара, одного из сыновей Аарона. Происхождение Садока менее понятно, хотя он, вероятно, был потомком другого сына Аарона, Елеазара. Эти два священника всегда упоминаются вместе в текстах, где описывается правление Давида, и Садок — всегда перед Авиафаром. Хотя в древних текстах ни один из них впрямую не назван первосвященником, есть свидетельства того, что Авиафар выполнял функции первосвященника (3Цар 2:35); в новозаветные времена он считался таковым (Мк 2:26).

Садок во время правления Давида, вероятно, отвечал непосредственно за ковчег завета (2Цар 15:24-25).

Эти два священника занимали высокое, положение при дворе Давида; вероятно, они также управляли всеми остальными священникам, теперь сосредоточенными вокруг Иерусалимского храма. Во времена Давида большое внимание уделялось подготовке к строительству постоянного здания Божьего храма. В период этой подготовки и строительства храма при царе Соломоне у левитов появились новые обязанности. (После строительства постоянного храма их прежние задачи по транспортировке скинии автоматически стали неактуальными.) Большое количество левитов принимало участие в самом строительстве храма. Другим были поручены новые задачи, касавшиеся поклонения Богу в скинии при правлении Давида и в храме после его завершения. Левиты, в особенности Еман, Асаф и Идифун, отвечали за музыку, которая использовалась для поклонения; речь идет не только о пении, но и о игре на разных музыкальных инструментах храмового оркестра. Левиты также отвечали за разные другие задачи: они были привратниками святилища, помогали священникам готовить жертвоприношения, поддерживали чистоту в святилище, выполняли административные и юридические функции (1Пар 23:1-32).

Некоторые из левитов состояли казначеями и отвечали за храмовые сокровища (1Пар 26:20-28).

После смерти Давида возник спор о наследовании, после чего новым царем стал Соломон. Во время его правления был построен храм и народ стал регулярно поклоняться в нем. Авиафару в данном случае не повезло, и с воцарением Соломона он утратил придворную должность. При Соломоне руководство священниками перешло в руки Садока. Священство после раскола царства. Великое царство, созданное Давидом и сохраненное Соломоном, пало после смерти последнего. На его руинах возникло два новых и сравнительно независимых государства. Столицей Южного Царства, Иудеи, остался Иерусалим с его храмом, центром поклонения. Столица Северного Царства, Израиля, сначала была в Сихеме, а потом была перенесена в Фирцу. В Южном Царстве, Иудее, священники и левиты продолжали, как обычно, служение в Иерусалимском храме. Должность первосвященника передавалась по наследству потомкам Садока, который занимал ее при Соломоне. Эта преемственность сохранялась до времен второго храма и прервалась около 171 г. до Р.Х. Но, несмотря на сохранение порядка в храме, с религиозной жизнью Иудеи не все обстояло благополучно — уже во время правления ее первого царя, Ровоама, а также во время правления его наследников. При Ровоаме религиозная жизнь и священство пришли в упадок, в результате иноземного влияния получили распространение новые формы религии (3Цар 14:22-24).

История религиозной жизни Южного Царства представляет собой в это время чередование упадка и реформ, часто начинавшихся по призыву пророков. Священники редко были духовными вождями и сами часто подвергались критике пророков (Иер 2:8,26).

Северное Царство, первым царем которого был Иеровоам I, неминуемо должно было радикально реформировать религиозную жизнь. Иеровоам не мог признать Иерусалимский храм, отчасти потому, что он лежал за пределами государства, отчасти из-за его неразрывной связи с родом Давида. Иеровоам создал в стране два основных святилища, и оба они играли важную роль в сравнительно краткой истории Северного царства (200 лет).

Первое находилось в Вефиле, на юге страны возле границы с Иудеей (всего в 12 милях, или 19,3 км к северу от Иерусалима).

Второе святилище располагалось в Дане, на самом севере страны. Оба святилища были связаны с древними еврейскими традициями. Вефиль упоминался еще во времена Авраама (Быт 12:8), а святилище в Дане известно со времен судей (Суд 18).

Должно быть, и в Вефиле, и в Дане продолжали жить священники и левиты, потомки бывших служителей святилищ. Но Иеровоам учредил нелевитское священство для служения в этих святилищах, а также в меньших святилищах или на «высотах», прервав религиозные традиции Северного Царства еще радикальнее, чем это было сделано в Иудее. Царское святилище в Вефиле, в непосредственной близости к Иерусалимскому храму, должно быть, постоянно соперничало с иудейским святилищем. История священства Северного Царства впечатляет не более, чем история священства Иудеи. Многие пророки, в том числе Амос, Осия и Иеремия, осуждали северные святилища и их священников. Осия пишет: «Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости» (Ос 6:9).

Те, кому была вверена духовная жизнь народа, очень редко отвечали своему предназначению. Священники и левиты во время изгнания и после него. Северное Царство пало в 722 г. до Р.Х. под натиском ассирийской армии, но религиозная жизнь Иудеи продолжалась еще некоторое время. Южное Царство пало около 586 г. до Р.Х.; вавилоняне разрушили Иерусалим и храм (Плач 2:20).

Вавилонский военачальник захватил первосвященника Сераию и его помощника Цефанию, которых умертвили в Ривле (4Цар 25:18-21).

Вавилоняне угоняли покоренные народы в плен; самые видные и влиятельные люди Иудеи были угнаны в Вавилон, простым людям позволили остаться, так как они не могли спровоцировать волнения. Среди изгнанников было много священников (Иер 29:1), так как они были влиятельными людьми. Напротив, левитов было угнано сравнительно мало, что указывает на их менее высокое общественное положение. В городе Иерусалиме в годы изгнания нормальной религиозной жизни практически не существовало; жертвенник был разрушен и не восстанавливался до возвращения из изгнания. Без сомнения, какое-то поклонение существовало, но это была выродившаяся религия. Большинство священников находилось в Вавилоне, но они не могли отправлять там служение, так как там не было ни храма, ни святилища. Иезекииль пишет, что Сам Бог был «святилищем» изгнанников (Иез 11:16).

Только после возвращения из изгнания и восстановления Иерусалима и храма могло возобновиться нормальное служение священников и левитов. Когда Нововавилонская держава потерпела поражение, новые завоеватели, персы, позволили еврейским изгнанникам вернуться на родину. Из вернувшихся 4289 человек названы священниками и членами семейств священников, в то время как левитов было всего 341 (Езд 2:36-42); вероятно, такой дисбаланс отражает дисбаланс в общем количестве угнанных в плен. При первосвященнике Иисусе и Зоровавеле начались восстановительные работы. Священники сыграли важную роль в первый год после возвращения, когда был восстановлен жертвенник в Иерусалиме и поклонение Богу могло возобновиться. Как только жертвенник был восстановлен, на второй год после возвращения, начались работы по восстановлению самого храма. В них принимали участие священники и левиты. Фундамент был заложен, после чего священники, в своих одеяниях, и левиты, в качестве певцов и музыкантов, провели церемонию освящения (Езд 3:8-13).

После восстановления храма снова была проведена церемония освящения, в которой тоже приняли участие священники и левиты (Езд 6:16-18).

Но восстанавливать пришлось не только здания; требовалось возродить духовность и мораль. Хотя священники и левиты помогали в этом, они тоже не были на высоте. Многие, например, были женаты на иноземках (Езд 9:1), поэтому им пришлось расстаться с ними по приказу Ездры. До какой-то степени священники и левиты вернулись после изгнания к своим традиционным обязанностям. Священники проводили поклонение в храме. Левиты помогали им как служители (Неем 11:3), как хранители сокровищницы и сборщики десятины (Неем 10:37-39) и как учителя Божьего закона (Неем 8:7-9).

Но история священства после изгнания небезупречна. Пророк Малахия осуждает священников за злоупотребления (Мал 1:6-2:9), и список этих злоупотреблений весьма напоминает грехи священников, живших во времена монархии. Должность первосвященника среди потомков Садока после изгнания принадлежала сначала Иисусу (Агг 1:1).

Но из-за иных политических обстоятельств характер должности первосвященника изменился. Если в период монархии первосвященник был подчинен царю, то после изгнания царя не было. С политической точки зрения, иудеи были гражданами провинции или колонии; практически же это была община, объединенная общей верой. Первосвященник больше не подчинялся светской власти иудейского царя. Его религиозная власть была велика, и некоторым образом он выполнял функции, сходные с функциями царя в обществе до изгнания. Священство в маккавейский период. Во II веке до Р.Х. в священстве произошли перемены, в особенности что касается должности первосвященника. Это был конец ветхозаветной эпохи и начало промежуточного периода. Во II веке Иудеей правили Селевкиды, унаследовавшие часть огромной империи Александра Македонского. Внутреннее управление иудейской провинцией осуществлял первосвященник, власть которого признавали Селевкиды. Первые три десятилетия II века до Р.Х. первосвященники оставались потомками Садока. Потомками Садока были Ония III (198-174 до Р.Х.) и Иасон, брат Онии III (174-171 до Р.Х.).

Именно при Иасоне начался ряд событий, в результате которых преемственность нарушилась. Ония III выступил против политики эллинизации Антиоха IV Епифана, которая угрожала иудейской вере. Антиох заменил Онию Иасоном, который фактически купил должность первосвященника у царя. Иасон создал опасный прецедент, стремясь к должности; хоть он и был потомком Садока, его действия показали, что этот пост можно купить и что происхождение не столь важно. Противникам Иасона, представителям рода Товии, удалось сместить его и заменить своим кандидатом, Менелаем (который не был потомком Садока).

В результате началась гражданская война между сторонниками Иасона и сторонниками Менелая, вызвавшая, в свою очередь, репрессии со стороны Антиоха Епифана; многие жители Иерусалима были убиты, храм осквернен (167 до Р.Х.).

Осквернение храма послужило причиной маккавейского восстания, после которого иудеи на краткий период обрели независимость. Менелай оставался первосвященником до 161 г. до Р.Х., когда его сменил на посту Алхим (161-159 до Р.Х.).

Потом в течение семи лет первосвященника не было. Но политическая обстановка была такой, что вряд ли потомки Садока могли рассчитывать на возвращение должности первосвященника, как во времена Соломона. Власть в Иерусалиме захватил Маккавей Ионафан, и в 152 г. до Р.Х., с одобрения царя, он формально стал и первосвященником. В 143 г. до Р.Х. его сменил на постах правителя и первосвященника его брат Симон, также с одобрения Селевкидов (Димитрия II).

На третий год правления (140 до Р.Х.) первосвященство Симона было подтверждено большим религиозным собранием и он стал «первосвященником навек» (1Мак 14:41-47).

Это событие положило конец первосвященству потомков Садока, теперь первосвященники были из рода Хасмонеев. Нельзя сказать, что все прошло совершенно гладко. Вероятно, что иудейская секта, ныне известная как ессеи, возникла именно как реакция на первосвященство Симона. Ессеи (о которых мы больше всего знаем из свитков Мертвого моря), по-видимому, были сектой, основанной священником из рода Садока, который не признал в качестве первосвященника Симона. Так что в некотором роде священники из рода Садока продолжали пользоваться авторитетом. Священство в новозаветные времена. В начале новозаветного периода и священники, и левиты продолжали выполнять свои функции в рамках иудейской религии. Захария, отец Иоанна Крестителя, был священником, принадлежавшим к Авиевой чреде (Лк 1:5), жена его также была из рода священников. Когда Захарии явился ангел, он выполнял обязанности священника в Иерусалимском храме — группы священников отвечали за служение в храме по очереди, а потом возвращались домой (Лк 1:23), передав смену другой группе. Разница между священниками и левитами также сохранялась (Ин 1:19), что видно из притчи Иисуса о добром самарянине (Лк 10:31-32). и священники, и левиты были среди первых обращенных в христианство; Варнава был левитом с Кипра (Деян 4:36); несколько священников откликнулись на провозглашение Благой Вести (Деян 6:7).

В НЗ часто упоминается должность первосвященника. В нем перечислено несколько имен первосвященников; обычно прежний первосвященник был еще жив в момент служения человека, сменившего его на этом посту, что доказывает: это была прежде всего политическая должность (в отличие от былых времен, когда после смерти отца она переходила к сыну).

Два самых главных первосвященника НЗ — те, что служили при жизни Иисуса. Анна был первосвященником с 6 по 15 г. по Р.Х., но и после того, как формально он перестал занимать этот пост, он продолжал оказывать влияние на своего зятя, первосвященника Каиафу (ок. 18-36 по Р.Х.). и тот, и другой сыграли важную роль в суде над Иисусом. Позже первосвященником был Анания, сын Недевая (ок. 47-58 по Р.Х.), он возглавлял синедрион во время суда над Павлом. Священники обладали значительной властью во времена НЗ. Большая часть внутренних и религиозных проблем римской провинции Иудея решались синедрионом, который выступал в роли местного органа управления, хотя его власть и была ограничена Римом. В синедрион входили и «действующий», и бывшие первосвященники, а также большое количество саддукеев, многие из которых принадлежали к влиятельным семьям священников. Влияние священников в синедрионе было показателем той роли, которую играл храм в жизни иудеев I века по Р.Х. В 70 г. по Р.Х., после разрушения Иерусалимского храма, значение священства в иудаизме резко ослабло. Когда закончилась эпоха храма, священники были больше не нужны. Хотя священство еще существовало в период восстания Бар-Кохбы в 135 г. по Р.Х., после 70 г. его дни были сочтены. В конце I века по Р.Х. иудаизм развивался уже без священников; возросло влияние раввинов, духовных последователей фарисеев.

см. священство.