Синедрион
Синедрион (Sanhedrin) Высший иудейский судебный орган, состоявший из 71 члена и заседавший в Иерусалиме. О нем часто упоминается в повествовании о страстях в евангелиях, так как этот совет допрашивал Иисуса, и снова он появляется в Книге Деяний как орган, судивший и преследовавший растущую христианскую церковь. История. Историю синедриона трудно восстановить. Иудейское предание, записанное в Мишне, говорит, что она восходит ко временам Моисея и его совета 70, но это маловероятно (Мишна, трактат «Санхедрин» 1:6;
см. Чис 11:16). Скорее всего, это были происходившие время от времени собрания старейшин колен (3Цар 8:1; 4Цар 23:1). Вероятно, синедрион появился в период после изгнания, когда, при реорганизации Израиля без царя, у власти встали представители древних правящих семейств. Законодательное собрание, которое таким образом возникло, было союзом землевладельческой знати и аристократии священников (см. Езд 5:5; Неем 2:16). Влияние этого совета усилилось благодаря сравнительной свободе в персидский период. С проникновением в Израиль эллинизма в IV веке до Р.Х. власть синедриона укрепилась еще больше. Обычно эллинистическими городами управляли демократические собрания и совет. В Иерусалиме существовал аристократический совет, которому было дано соответствующее греческое название, Gerousia (герусия). Первым об этом совете упоминает Иосиф Флавий, который рассказывает об указе Антиоха III после завоевания Иерусалима («Иудейские древности» 12.3.3). Но хотя политический климат резко изменился, совет сохранил свое влияние. Иуда Маккавей изгнал прежних старейшин и установил другое наследственное правительство, основой которого стал род Хасмонеев. Герусия продолжала быть советом знати. Но в I веке до Р.Х., когда противоречия между саддукеями и фарисеями угрожали единству иудаизма, совет преобразился. Со времен царицы Александры (76-67 до Р.Х.) в совет входили книжники фарисейских убеждений. Позже состав герусии стал смешанным: с одной стороны, здесь были родовитые аристократы (миряне и священники), с другой — незнатные фарисеи. Римляне не стали трогать совет, но более четко определили границы его полномочий. Так как иудаизм утратил самоуправление, совет не обладал больше законодательной и юридической властью. Правителей страны назначал Рим. Например, Ирод Великий начал свое правление ожесточенным конфликтом с местной аристократией, и к концу его правления большая часть членов синедриона была казнена («Иудейские древности» 14.9.4). Префекты назначали первосвященников, и, в знак своей власти, с 6 по 36 г. по Р.Х. они хранили облачения священников в крепости Антония. Название синедрион (греч. sunedrion, от sun — «вместе» и hedra — «сидение») впервые упоминается во время правления Ирода Великого («Иудейские древности» 14.9.3-5). Этот термин употребляется по всему тексту НЗ (22 раза), наряду со словами «старейшины» (Лк 22:66; Деян 22:5) и «герусия» (Деян 5:21 {«синедрион»}). В Мишне есть и другие названия этого же совета: Великий суд («Санхедрин» 11:2), Великий синедрион («Санхедрин» 1:6) и Синедрион Семидесяти одного («Шевуот» 2:2). После великой войны 70 г. по Р.Х., когда Рим уничтожил последние следы иудейской автономии, синедрион перебрался в Иамнию. Но его власть была лишь номинальной (в первую очередь касалась религиозных вопросов), и римляне не придавали ему особого значения. Характер. Нам мало известно о процедуре принятия в синедрион, но так как корни у этого совета были аристократические (и на самом деле демократическим он не был), скорее всего, его членами становились священники, ведущие книжники и знать. Мишна утверждает, что единственным требованием к кандидату была раввинистическая образованность и подлинно Израильское происхождение («Санхедрин» 4:4). Совет состоял из 71 члена («Санхедрин» 1:6), которые делились на три категории: первосвященники, старейшины и книжники. Первосвященники. Это были самые могущественные люди в синедрионе, обычно из саддукеев. Некоторые ученые полагают, что первосвященники возглавляли исполнительный совет, куда входили 10 богатых и выдающихся горожан, по образцу некоторых греческих и римских городов. Например, такой совет управлял Тивериадой в Галилее, и Флавий называет этот совет «десятью самыми выдающимися людьми» («Иудейские древности» 20.8.11;
см. Деян 4:6). Один из них был начальником стражи в храме, следил за происходящим там и командовал охраной храма (Деян 5:24-26). Другие были хранителями сокровищницы, контролировали плату священникам и работникам и ведали огромными суммами денег, проходившими через храм. Средства поступали от пожертвований и торговых пошлин; когда Ирод строил храм, зарплату получали 18 000 человек. Глава синедриона одновременно возглавлял и этот исполнительный совет, его называли «первосвященником» («Иудейские древности» 20.10.5). В НЗ это важная фигура: Каиафа, занимал этот пост в дни Иисуса (Мф 26:3), а Анания — во времена Павла (Деян 23:2). В Лк 3:2 и Деян 4:6 первосвященником назван Анна, но это почетный титул, так как его правление закончилось в 15 г. по Р.Х. Старейшины. Это была самая большая категория, они представляли священническую и финансовую аристократию Иудеи. Входившие в синедрион состоятельные миряне, такие как Иосиф из Аримафеи (Мк 15:43), разделяли консервативные взгляды саддукеев и придавали этому собранию ту разнородность, которая свойственна современным парламентам. Книжники. Они последними вошли в состав синедриона. Это были профессиональные законники, специалисты по богословию, юриспруденции и философии, в основном из фарисеев. Они объединялись в гильдии и часто были последователями знаменитых учителей. Один известный книжник из синедриона, Гамалиил, упоминается в НЗ (Деян 5:34). Он был раввином, обучавшим Павла (Деян 22:3). Во времена Иисуса. Формально власть синедриона ограничивалась Иудеей, но фактически он оказывал влияние и на Галилею, и даже на Дамаск (Деян 9:2; 22:5). В основном этот совет занимался проблемами, связанными с иудейским законом, когда возникали разногласия («Санхедрин» 11:2). В любом случае его решение обжалованию не подлежало. В синедрионе рассматривались дела о богохульстве, как в случае Иисуса (Мф 26:65) и Стефана (Деян 6:12-14); принимал он участие и в рассмотрении уголовных преступлений. До сих пор не известно, имел ли синедрион право приговаривать к смертной казни. Филон, как представляется, утверждает, что преступников против храма в римский период казнили («Посольство к Гаию», 39). Это может объяснить смерть Стефана (Деян 7:58-60) и Иакова («Иудейские древности» 20.9.1). В любом случае, язычников предупреждали, что в случае вторжения в закрытые для них области храма, их немедленно ждала смерть. Но НЗ и Талмуд утверждают обратное. Во время суда над Иисусом власти вынуждены были вовлечь в дело Пилата, ибо только он мог приговорить Иисуса к смерти (Ин 18:31). Согласно Талмуду, синедрион утратил эту привилегию «за сорок лет до разрушения храма» («Санхедрин» I 18а, 34; VII 24в). Судебная процедура. Несмотря на серьезные нарушения порядка во время суда над Иисусом, формальная сторона процедуры говорит о том, что суд этот был чрезвычайно обеспокоен тем, чтобы вершить правосудие справедливо и не допускать правовых нарушений. К сожалению, описания процедур в Мишне относятся только к деятельности меньших судов (синедриона из 23 членов), но вполне можно считать, что похоже действовал и Великий синедрион из 71 человека. В разделах четвертом и пятом трактата «Санхедрин» в Мишне подробно описываются принципы его работы. Места для членов синедриона располагались полукругом, чтобы они могли видеть друг друга. На концах каждого ряда сидело по два служителя, которые вели протокол и подсчитывали голоса. Напротив располагались три ряда мест для учеников ведущих книжников. Обвиняемые стояли посередине, лицом к старейшинам. Им требовалось вести себя с величайшей кротостью: они были одеты в черное в знак скорби, с неубранными волосами («Иудейские древности» 14.9.4). После допроса обвиняемого уводили, и совет решал дело без свидетелей. Судя по процедуре, разработанной для решения дел, которые могли окончиться казнью преступника, члены совета весьма беспокоились о том, чтобы вынести справедливый приговор. Сначала выслушивали защиту, потом — обвинение. Старейшина, выступавший в защиту обвиняемого, не имел права высказываться против него. Ученики могли выступать только в защиту, но не обвинять (за исключением случаев, когда обвиняемому не грозила смертная казнь). Голосуя, члены совета вставали, начиная с младших. Для оправдания требовались голоса простого большинства, но для осуждения количество выступивших против обвиняемого должно было на два превышать количество его защитников. Если обвиняемому не угрожала смертная казнь, дело выслушивали днем, а вердикт выносили вечером. Если речь шла о смертной казни, и заседание, и провозглашение приговора происходили днем, публично. Если речь шла не о смертной казни, любое решение могло быть принято в тот же день. В случае, если обвиняемый приговаривался к смертной казни (которая совершалась немедленно после вынесения приговора), провозглашение приговора откладывалось на день, потому что его последствия были необратимы. Следовательно, такой суд не мог проводиться накануне субботы или праздника («Санхедрин» 4:1). В суде над Иисусом, описанном в евангелиях, есть много отклонений от обычного порядка судебных заседаний синедриона. Совершенно очевидно, что в аресте, допросе и решении казнить Иисуса были совершены правовые нарушения.см. тж. Иерусалимский собор; суд и следствие.
см. Чис 11:16). Скорее всего, это были происходившие время от времени собрания старейшин колен (3Цар 8:1; 4Цар 23:1). Вероятно, синедрион появился в период после изгнания, когда, при реорганизации Израиля без царя, у власти встали представители древних правящих семейств. Законодательное собрание, которое таким образом возникло, было союзом землевладельческой знати и аристократии священников (см. Езд 5:5; Неем 2:16). Влияние этого совета усилилось благодаря сравнительной свободе в персидский период. С проникновением в Израиль эллинизма в IV веке до Р.Х. власть синедриона укрепилась еще больше. Обычно эллинистическими городами управляли демократические собрания и совет. В Иерусалиме существовал аристократический совет, которому было дано соответствующее греческое название, Gerousia (герусия). Первым об этом совете упоминает Иосиф Флавий, который рассказывает об указе Антиоха III после завоевания Иерусалима («Иудейские древности» 12.3.3). Но хотя политический климат резко изменился, совет сохранил свое влияние. Иуда Маккавей изгнал прежних старейшин и установил другое наследственное правительство, основой которого стал род Хасмонеев. Герусия продолжала быть советом знати. Но в I веке до Р.Х., когда противоречия между саддукеями и фарисеями угрожали единству иудаизма, совет преобразился. Со времен царицы Александры (76-67 до Р.Х.) в совет входили книжники фарисейских убеждений. Позже состав герусии стал смешанным: с одной стороны, здесь были родовитые аристократы (миряне и священники), с другой — незнатные фарисеи. Римляне не стали трогать совет, но более четко определили границы его полномочий. Так как иудаизм утратил самоуправление, совет не обладал больше законодательной и юридической властью. Правителей страны назначал Рим. Например, Ирод Великий начал свое правление ожесточенным конфликтом с местной аристократией, и к концу его правления большая часть членов синедриона была казнена («Иудейские древности» 14.9.4). Префекты назначали первосвященников, и, в знак своей власти, с 6 по 36 г. по Р.Х. они хранили облачения священников в крепости Антония. Название синедрион (греч. sunedrion, от sun — «вместе» и hedra — «сидение») впервые упоминается во время правления Ирода Великого («Иудейские древности» 14.9.3-5). Этот термин употребляется по всему тексту НЗ (22 раза), наряду со словами «старейшины» (Лк 22:66; Деян 22:5) и «герусия» (Деян 5:21 {«синедрион»}). В Мишне есть и другие названия этого же совета: Великий суд («Санхедрин» 11:2), Великий синедрион («Санхедрин» 1:6) и Синедрион Семидесяти одного («Шевуот» 2:2). После великой войны 70 г. по Р.Х., когда Рим уничтожил последние следы иудейской автономии, синедрион перебрался в Иамнию. Но его власть была лишь номинальной (в первую очередь касалась религиозных вопросов), и римляне не придавали ему особого значения. Характер. Нам мало известно о процедуре принятия в синедрион, но так как корни у этого совета были аристократические (и на самом деле демократическим он не был), скорее всего, его членами становились священники, ведущие книжники и знать. Мишна утверждает, что единственным требованием к кандидату была раввинистическая образованность и подлинно Израильское происхождение («Санхедрин» 4:4). Совет состоял из 71 члена («Санхедрин» 1:6), которые делились на три категории: первосвященники, старейшины и книжники. Первосвященники. Это были самые могущественные люди в синедрионе, обычно из саддукеев. Некоторые ученые полагают, что первосвященники возглавляли исполнительный совет, куда входили 10 богатых и выдающихся горожан, по образцу некоторых греческих и римских городов. Например, такой совет управлял Тивериадой в Галилее, и Флавий называет этот совет «десятью самыми выдающимися людьми» («Иудейские древности» 20.8.11;
см. Деян 4:6). Один из них был начальником стражи в храме, следил за происходящим там и командовал охраной храма (Деян 5:24-26). Другие были хранителями сокровищницы, контролировали плату священникам и работникам и ведали огромными суммами денег, проходившими через храм. Средства поступали от пожертвований и торговых пошлин; когда Ирод строил храм, зарплату получали 18 000 человек. Глава синедриона одновременно возглавлял и этот исполнительный совет, его называли «первосвященником» («Иудейские древности» 20.10.5). В НЗ это важная фигура: Каиафа, занимал этот пост в дни Иисуса (Мф 26:3), а Анания — во времена Павла (Деян 23:2). В Лк 3:2 и Деян 4:6 первосвященником назван Анна, но это почетный титул, так как его правление закончилось в 15 г. по Р.Х. Старейшины. Это была самая большая категория, они представляли священническую и финансовую аристократию Иудеи. Входившие в синедрион состоятельные миряне, такие как Иосиф из Аримафеи (Мк 15:43), разделяли консервативные взгляды саддукеев и придавали этому собранию ту разнородность, которая свойственна современным парламентам. Книжники. Они последними вошли в состав синедриона. Это были профессиональные законники, специалисты по богословию, юриспруденции и философии, в основном из фарисеев. Они объединялись в гильдии и часто были последователями знаменитых учителей. Один известный книжник из синедриона, Гамалиил, упоминается в НЗ (Деян 5:34). Он был раввином, обучавшим Павла (Деян 22:3). Во времена Иисуса. Формально власть синедриона ограничивалась Иудеей, но фактически он оказывал влияние и на Галилею, и даже на Дамаск (Деян 9:2; 22:5). В основном этот совет занимался проблемами, связанными с иудейским законом, когда возникали разногласия («Санхедрин» 11:2). В любом случае его решение обжалованию не подлежало. В синедрионе рассматривались дела о богохульстве, как в случае Иисуса (Мф 26:65) и Стефана (Деян 6:12-14); принимал он участие и в рассмотрении уголовных преступлений. До сих пор не известно, имел ли синедрион право приговаривать к смертной казни. Филон, как представляется, утверждает, что преступников против храма в римский период казнили («Посольство к Гаию», 39). Это может объяснить смерть Стефана (Деян 7:58-60) и Иакова («Иудейские древности» 20.9.1). В любом случае, язычников предупреждали, что в случае вторжения в закрытые для них области храма, их немедленно ждала смерть. Но НЗ и Талмуд утверждают обратное. Во время суда над Иисусом власти вынуждены были вовлечь в дело Пилата, ибо только он мог приговорить Иисуса к смерти (Ин 18:31). Согласно Талмуду, синедрион утратил эту привилегию «за сорок лет до разрушения храма» («Санхедрин» I 18а, 34; VII 24в). Судебная процедура. Несмотря на серьезные нарушения порядка во время суда над Иисусом, формальная сторона процедуры говорит о том, что суд этот был чрезвычайно обеспокоен тем, чтобы вершить правосудие справедливо и не допускать правовых нарушений. К сожалению, описания процедур в Мишне относятся только к деятельности меньших судов (синедриона из 23 членов), но вполне можно считать, что похоже действовал и Великий синедрион из 71 человека. В разделах четвертом и пятом трактата «Санхедрин» в Мишне подробно описываются принципы его работы. Места для членов синедриона располагались полукругом, чтобы они могли видеть друг друга. На концах каждого ряда сидело по два служителя, которые вели протокол и подсчитывали голоса. Напротив располагались три ряда мест для учеников ведущих книжников. Обвиняемые стояли посередине, лицом к старейшинам. Им требовалось вести себя с величайшей кротостью: они были одеты в черное в знак скорби, с неубранными волосами («Иудейские древности» 14.9.4). После допроса обвиняемого уводили, и совет решал дело без свидетелей. Судя по процедуре, разработанной для решения дел, которые могли окончиться казнью преступника, члены совета весьма беспокоились о том, чтобы вынести справедливый приговор. Сначала выслушивали защиту, потом — обвинение. Старейшина, выступавший в защиту обвиняемого, не имел права высказываться против него. Ученики могли выступать только в защиту, но не обвинять (за исключением случаев, когда обвиняемому не грозила смертная казнь). Голосуя, члены совета вставали, начиная с младших. Для оправдания требовались голоса простого большинства, но для осуждения количество выступивших против обвиняемого должно было на два превышать количество его защитников. Если обвиняемому не угрожала смертная казнь, дело выслушивали днем, а вердикт выносили вечером. Если речь шла о смертной казни, и заседание, и провозглашение приговора происходили днем, публично. Если речь шла не о смертной казни, любое решение могло быть принято в тот же день. В случае, если обвиняемый приговаривался к смертной казни (которая совершалась немедленно после вынесения приговора), провозглашение приговора откладывалось на день, потому что его последствия были необратимы. Следовательно, такой суд не мог проводиться накануне субботы или праздника («Санхедрин» 4:1). В суде над Иисусом, описанном в евангелиях, есть много отклонений от обычного порядка судебных заседаний синедриона. Совершенно очевидно, что в аресте, допросе и решении казнить Иисуса были совершены правовые нарушения.см. тж. Иерусалимский собор; суд и следствие.