Скиния
Скиния (tabernacle) Место поклонения Израиля в первые годы его истории.
Названия скинии
Исторический контекст
Скиния и ее убранство
Собственно скиния
Внешний двор и его убранство Строительство и освящение скинии.
Введение. Скиния была предшественницей храма в течение большей части периода между формированием Израиля как нации в пустыне Синай и его обоснованием в земле обетованной в период ранней монархии. Передвижное святилище было символом присутствия Бога среди Его народа, Его близости к ним, и местом, где сообщалась Его воля. В этот ранний период было обещано, что когда мир и безопасность будут обеспечены, будет учреждено постоянное святилище для народа (Вт 12:10-11). Это осуществилось только во времена Соломона, когда был воздвигнут храм (2Цар 7:10-13; 3Цар 5:1-5). Исторические события, а также сходство конструкции и богословия, на которой она была основана, свидетельствуют о тесной связи между скинией и храмом. Названия скинии. Для описания скинии используется несколько выражений и слов. 1. «Святилище», или «святое место» (Исх 25:8; Лев 10:17-18), происходит от глагола «быть святым». 2. Слово «скиния» («шатер») встречается также в таких сочетаниях, как «скиния откровения» (Чис 9:15); «скиния Господня» (3Цар 2:28-30); «дом скинии» (1Пар 9:23) и «скиния собрания» (например, Исх 33:7). Последнее название встречается приблизительно 130 раз. Это слово предполагает назначенное собрание и определяет скинию как место, где Бог встречался с Моисеем и Своим народом, чтобы объявить ему Свою волю. 3. «Место жительства» — буквальное значение слова «скиния». В Исх 25:9 это слово обозначает скинию целиком (в том числе внешний двор), но в Исх 26:1 — собственно скинию (то есть святилище и Святоесвятых). Варианты использования — «скиния свидетельства» (Исх 38:21, KJV «скиния завета» {«скиния откровения»}), что подчеркивает присутствие в ней двух скрижалей завета. 4. «Дом Господа» (Исх 23:19). Исторический контекст. Трехчастное строение скинии, которая состояла из общей зоны и двух зон ограниченного доступа, не является чем-то уникальным. В других развитых религиях с организованным священством, было три уровня доступа: для всех членов общины; для священников вообще; и для религиозных вождей, имевших исключительное право входить во внутреннее святилище, место обитания божества. Раскопки языческих святилищ до Израильского периода в Палестине и Сирии показали, что они были разделены на такие зоны. Имеются также многочисленные свидетельства существования во II тысячелетии до Р.Х. переносных, часто достаточно сложных по конструкции, строений, обычно служивших либо штаб-квартирами царей и других высоких чинов, либо святилищами. Правители оседлых народов использовали такие строения, когда совершали путешествия в другие районы царства (например, в Египте и, в меньшей степени, в Ханаане). Кочевые или полукочевые народы, такие как мадианитяне, пользовались переносными святилищами. В Египте периода до Моисея ремесленники использовали приемы, сходные с приемами создателей скинии. Скиния и ее убранство. В Книге Исход (Исх 25-40) подробно описывается скиния и ее убранство. Среди материалов были как драгоценные, так и обычные. Упоминается три металла, в порядке убывания ценности: золото, медь и серебро. Основное убранство святилища было исключительно золотым. Всего была использована примерно одна тонна (0,9 метрической тонны) золота, три — меди и четыре — серебра (Исх 38:24-31). Сравнительно большое количество серебра было взято из пожертвований (Исх 30:11-16), которые были добавлены к золоту и серебру, ранее отданному египтянами (Исх 12:35). Важно, что строительные указания Бога начинаются с описания убранства внутреннего святилища (святилища и Святого-святых). Фактически убранство было сделано после строительства самой скинии, предположительно для того, чтобы немедленно разместить его должным образом (Исх 25:9-27:19; Исх 36:8-37:28), Первым упоминается ковчег, единственный предмет, стоявший в Святом-святых. Это был деревянный сундук, покрытый золотом, длиной около 3 футов и 3 четвертей (1,1 м), а высота и ширина его примерно равнялись 2,25 фута (0,7 м). Этот высший символ отношений завета между Богом и народом часто называли «ковчегом завета Господня» (Вт 10:8). В отличие от ковчегов других стран того периода, он не содержал изображений божества, а только десять заповедей (Исх 25:16), кувшин с манной (Исх 16:33) и жезл Аарона (Чис 17:10) — все это символизировало разные стороны заботы Бога (см. Евр 9:4). Ковчег несли на двух шестах, которые вдевались в кольца на нижних его углах (Исх 25:13-15). Когда ковчег ставили на место, эти шесты, высовываясь из-под завесы святилища, напоминали о незримом присутствии ковчега. На ковчеге лежала крышка — прямоугольная плита чистого золота, к которой были прикреплены два херувима. Глядящие друг на друга херувимы и крышка ковчега образовывали престол незримого Бога (Исх 25:22), Который часто описывается как восседающий над херувимами или на них (Пс 79:2; 98:1). Еврейское существительное, обозначающее крышку ковчега, произошло от глагола со значением «искупать». Крышку ковчега окропляли кровью ежегодно в кульминационный момент Дня искупления (Лев 16:14). То, что ковчег находился под крышкой (Исх 25:21), означало, что закон постоянно пребывает под защитой Бога, и объясняет, почему ковчег упоминается как Его подножие (Пс 131:7). Как херувим в Едемском саду (Быт 3:24), херувимы в Святом-святых, возможно, также выполняли функции стражей. В Древнем мире символические крылатые существа, подобные херувимам, часто ставились с двух сторон от престолов и важных зданий. Как и ковчег, переносной стол для хлебов предложения был сделан из древесины акации (Исх 25:30) и покрыт золотом. Он был меньше, длиной в 3 фута (0,9 м), шириной в 1,5 фута (0,5 м) и высотой в 2,4 фута (0,7 м). Описываются всевозможные вспомогательные сосуды и приспособления (Исх 25:29); предположительно, блюда использовались для несения хлебов. Каждую субботу 12 хлебов предложения, символизировавших заботу Бога о 12 коленах Израиля, клали на стол в два ряда (Лев 24:5-9). Стол находился в святилище, в северной его части. В южной части стоял золотой семисвечник (Исх 25:31-39; 37:17-24; 40:24). Это был самый впечатляющий предмет убранства святилища; как херувимы и крышка ковчега, он был сделан из чистого золота. От центрального ствола с каждой стороны отходило по три боковых ветви, и весь светильник был украшен изображениями цветов миндаля. Из Библии неясно, постоянно ли горел светильник (Исх 27:20; Лев 24:2) или только ночью (1Цар 3:3 в большинстве вариантов текста). Судя по Лев 24:4, скорее верна первая догадка, а в 1Царств, возможно, упоминается небрежное отношение, которое бытовало в период судей. В Писании золотой светильник символизирует постоянное свидетельство общества завета (Зах 4:1-7; Отк 2:1). Внимание к мельчайшим деталям проявляется в описании вспомогательных предметов, тоже из чистого золота, которые были необходимы для обслуживания светильника. Без постоянного внимания свет мог потускнеть, и святилище было бы осквернено копотью (Исх 25:38). Кроме того, использовалось только оливковое масло высшего качества, чтобы свет был как можно ярче (Исх 27:20). Значение жертвенника для воскурений (Исх 30:1-10), возможно, было сознательно принижено, чтобы выделить большую важность жертвенника во внешнем дворе, который часто называется просто «жертвенником». Чтобы отличить жертвенник для воскурений от бронзового большого жертвенника, первый называли «золотым жертвенником» (Исх 40:5). Жертвенник для воскурений стоял в святилище, непосредственно напротив Святого-святых, но вне завесы, между столом для хлебов предложения и светильником. Сделанный из древесины акации, выложенной золотом, он имел основание квадратной формы, 18 на 18 дюймов (45,7 см), и высоту 3 фута (0,9 м) и был снабжен рогами и украшен золотым обрамлением со всех четырех сторон. Как и ковчег, он был переносным; к нему были приделаны кольца, в которые вдевались шесты. Жертвенник использовался для воскурений каждое утро и каждый вечер и для помазания рогов в процессе ежегодного искупления (Исх 30:7-10). Воскурение приготовлялось по специальному рецепту и запрещалось для светского использования. Изначально воскурение считалось ароматом, исходящим от жертвы и угодным Богу. Воскурение было знаком поклонения Богу (Мал 1:11) и в древности символизировало молитвы благочестивых (Пс 140:2). Оно также скрывало Бога от человеческих глаз (Лев 16:13). Собственно скиния. Скиния по конструкции представляла собой шатер с жестким остовом. Деление деталей конструкции на три подчеркивает значение собственно скинии. Указания по строительству даны в Исх. 26, строительство описывается в Исх 36:8-38, а его окончание — в Исх 40:16-19. Общие размеры скинии были примерно следующими: длина — 45 футов (13,7 м), ширина — 15 футов (4,6 м) и высота — 15 футов. Основная конструкция состояла из ряда вертикальных опор, каждая из которых была высотой 15 футов (4,6 м) и шириной 2,25 фута (0,7 м). Каждая опора стояла на двух серебряных основаниях (Исх 26:15-25). Раньше ученые считали, что эти опоры представляли собой сплошные столбы из древесины акации, но современные исследователи полагают, что каждая опора состояла из двух боковых планок, соединенных между собой горизонтальными перекладинами, подобно лестнице. Такие опоры были сравнительно прочными, их легче было изготовить, и они позволяли лучше видеть красивейшие завесы внутри святилища. На южной и северной сторонах было 20 таких опор, и еще 6 — на западной стороне. Кроме того, на западной стороне находилось два угловых крепежа, к которым прикреплялись все стены (Исх 26:23-25). Ряд брусьев, пропущенных через золотые кольца, был присоединен к каждой вертикальной опоре, для обеспечения большей прочности и ровности (Исх 26:26-29). С каждой из трех сторон было по пять таких брусьев. Центральный брус на южной и северной сторонах проходил через ?сю длину; остальные четыре, вероятно, через половину длины, и каждая опора прочно крепилась тремя брусьями. Все деревянные части были покрыты золотом. К конструкции крепились завесы, которые образовывали верх и стены скинии. Первый слой из 10 льняных завес был окрашен в синий, пурпурный и багряный цвета и расшит изображениями херувимов (Исх 26:1-6; 36:8-13). Размер каждой завесы составлял 42 на 6 футов (12,8 м на 1,8 м). Они попарно перекрывали друг друга, образуя пять наборов завес. Две большие завесы были скреплены 50 золотыми крючками, продетыми в петли. Вероятно, завесы были натянуты на строение. Следующий слой был образован 11 покрывалами из козьей шерсти, каждое размером 45 на 6 футов (13,7 м на 1,8 м). Они были поделены на два набора, посредством соединения вместе пяти и шести покрывал соответственно, и способ соединения был тем же, что и для внутренних завес, только крючки использовались не золотые, а бронзовые. Покрывала были длиннее, чем внутренние завесы, чтобы закрывать нижнюю завесу, и более длинное покрывало перекрывало вход в скинию и ее заднюю стенку (Исх 26:7-9,12-13). Еще два слоя обеспечивали непромокаемость покрова, один был из бараньих шкур, крашеных в красный цвет, а второй — из козьих шкур. Завеса, сделанная из того же материала, что и внутренний покров, делила святилище. Она подвешивалась на золотые крючки, соединявшие две завесы, поддерживаемые четырьмя столбами из акации, покрытыми золотом и опирающимися на серебряные основания. Херувимы, изображенные на завесах, служили символическими стражами святилища. Завеса была расположена так, чтобы Святое-святых представляло собой правильный куб со стороной в 15 футов (4,6 м). Слои материала и тщательная отделка стыков обеспечивали темноту во внутреннем святилище. Бог был окружен тьмой, тщательно скрыт от глаз тех, кто не имел права видеть Его (Пс 96:2). Святилище занимало площадь 30 на 15 футов (9,1 м на 4,6 м), ровно в два раза больше площади Святого-святых. Завеса, сделанная из той же ткани, что основные занавеси, отделяла святилище от внешнего двора. Она, на золотых крючках, висела на пяти столбах из акации, покрытых золотом и опирающихся на бронзовые основания. О серафимах, вышитых на этой ткани, образующей внешнюю стену скинии, у нас нет никаких сведений. Скинию, которая, вероятно, производила внушительное впечатление, легко можно было разобрать, перевезти и собрать снова. Это было место жительства Бога, подобающее стандартам той эпохи, построенное с применением лучших известных людям навыков и высококачественных материалов. Внешний двор и его убранство. Двор скинии представлял собой прямоугольник длиной 150 футов (45,7 м) с северной и южной сторон и шириной 75 футов (22,9 м) с западной и восточной сторон (Исх 27:9-18; 38:9-19). Сама скиния находилась в западной стороне двора. Завеса из тонкого льна высотой 7,5 фута (2,3 м) окружала всю область скинии. В восточной стороне находился центральный вход, шириной 30 футов (9,1 м). Вышитая завеса той же высоты закрывала вход; вероятно, чтобы входить было свободнее, она отодвигалась. Все завесы крепились на серебряных брусьях. Эти брусья проходили через серебряные крючки, прикрепленные к покрытым серебром шестам на бронзовых основаниях (Исх 38:17). Жертвенник всесожжения (Исх 27:1-8; 38:1-7), в восточной части двора недалеко от входа (Исх 40:29), напоминал о том, что к Богу нельзя приблизиться кроме как через жертвоприношение. Он был квадратным, 7 на 7 футов (2,1 м), высотой 4,5 фута (1,4 м), — небольшим в сравнении с гигантским жертвенником в храме Соломона (2Пар 4:1). Это была пустотелая деревянная конструкция, покрытая бронзой, достаточно легкая, чтобы ее можно было нести на покрытых бронзой шестах, продетых в бронзовые кольца на углах. Решетка (Исх 27:4-5), вероятно, располагалась внутри жертвенника по центру, хотя некоторые исследователи считают, что она была продолжением нижних внешних сторон жертвенника, чтобы жертвенная кровь могла стекать к его основанию. Рога, вероятно, символизирующие жертв, могли использоваться для привязывания животных. В Израиле человек мог искать защиты святилища, схватившись за рога жертвенника (например, 3Цар 1:50). Возможно, это означало, что он предлагает себя в жертву Богу и просит Его о защите. Возможно, нижняя часть жертвенника была частично наполнена землей, чтобы она впитывала кровь (Исх 20:24). Все принадлежности были бронзовыми: горшки для пепла, лопатки для удаления пепла и наполнения основания землей, чаши для крови, крючки каркаса и решетки (Исх 27:3). Никаких указаний насчет размеров умывальника не сохранилось (Исх 35:17-20; 38:8). Он был сделан из зеркал женщин, которые служили у входа во двор. Умывальник стоял между жертвенником всесожжения и скинией. Если служитель не омывался перед служением, это каралось смертью — таково было торжественное напоминание о необходимости очищения и повиновения, прежде чем начинать служение Богу. Бронзовый пьедестал мог просто поддерживать умывальник, но, вероятно, он содержал также емкость, в которой священники могли омыть ноги. Строительство и освящение скинии. Указания, данные Богом, требовали навыков, которыми Аарон и Моисей не обладали. Выдающуюся роль в строительстве скинии сыграли Веселиил и Аголиав (Исх 35:30-35), а также большая группа помощников, которые, должно быть, обучились ремеслам в Египте. Израильтяне приносили для строительства дары, и так щедро, что их пришлось останавливать (Исх 35:20-24; 36:4-7). Многие умельцы применили свои особые навыки (Исх 35:25-29). Когда все предметы были изготовлены и помещены на свои места (Исх 40:1-33), все, кроме крышки ковчега и херувимов, было помазано специальным елеем (Исх 30:22-33; 40:9-11) и символически освящено для выполнения определенных функций. Кульминационный момент настал, когда слава Господня наполнила скинию (Исх 40:34). Бог явился Своему народу, после чего облако днем и огонь ночью давали им уверенность в Его присутствии и наставлении. Но приближаться к Нему без уважения было нельзя, и даже Моисей не мог входить в Святое-святых. Скиния была воздвигнута ровно через год после исхода из Египта и через девять месяцев после откровения на горе Синай. После того как Израиль заканчивал разбивать лагерь, левиты окружали скинию с трех сторон (Чис 1:53), а семейства Аарона и Моисея располагались с четвертой (Чис 3:14-38). Так они защищали священную область от вторжения непрошеных гостей. Когда скинию надо было перевозить, ее разборка шла согласно тщательно отработанному плану (Чис 4:5-15). На род Каафы возлагалась ответственность за транспортировку наиболее ценных священных предметов, для чего использовались шесты; за сохранность тканей, жертвенника всесожжения и его принадлежностей отвечал род Гирсона; а род Мерари — за рамы, шесты и основания. Даже во время похода скиния продолжала оставаться в центре: шесть колен шли перед нею, и шесть колен — позади (Чис 2).см. тж. храм.
Подразделы статьи
ВведениеНазвания скинии
Исторический контекст
Скиния и ее убранство
Собственно скиния
Внешний двор и его убранство Строительство и освящение скинии.
Введение. Скиния была предшественницей храма в течение большей части периода между формированием Израиля как нации в пустыне Синай и его обоснованием в земле обетованной в период ранней монархии. Передвижное святилище было символом присутствия Бога среди Его народа, Его близости к ним, и местом, где сообщалась Его воля. В этот ранний период было обещано, что когда мир и безопасность будут обеспечены, будет учреждено постоянное святилище для народа (Вт 12:10-11). Это осуществилось только во времена Соломона, когда был воздвигнут храм (2Цар 7:10-13; 3Цар 5:1-5). Исторические события, а также сходство конструкции и богословия, на которой она была основана, свидетельствуют о тесной связи между скинией и храмом. Названия скинии. Для описания скинии используется несколько выражений и слов. 1. «Святилище», или «святое место» (Исх 25:8; Лев 10:17-18), происходит от глагола «быть святым». 2. Слово «скиния» («шатер») встречается также в таких сочетаниях, как «скиния откровения» (Чис 9:15); «скиния Господня» (3Цар 2:28-30); «дом скинии» (1Пар 9:23) и «скиния собрания» (например, Исх 33:7). Последнее название встречается приблизительно 130 раз. Это слово предполагает назначенное собрание и определяет скинию как место, где Бог встречался с Моисеем и Своим народом, чтобы объявить ему Свою волю. 3. «Место жительства» — буквальное значение слова «скиния». В Исх 25:9 это слово обозначает скинию целиком (в том числе внешний двор), но в Исх 26:1 — собственно скинию (то есть святилище и Святоесвятых). Варианты использования — «скиния свидетельства» (Исх 38:21, KJV «скиния завета» {«скиния откровения»}), что подчеркивает присутствие в ней двух скрижалей завета. 4. «Дом Господа» (Исх 23:19). Исторический контекст. Трехчастное строение скинии, которая состояла из общей зоны и двух зон ограниченного доступа, не является чем-то уникальным. В других развитых религиях с организованным священством, было три уровня доступа: для всех членов общины; для священников вообще; и для религиозных вождей, имевших исключительное право входить во внутреннее святилище, место обитания божества. Раскопки языческих святилищ до Израильского периода в Палестине и Сирии показали, что они были разделены на такие зоны. Имеются также многочисленные свидетельства существования во II тысячелетии до Р.Х. переносных, часто достаточно сложных по конструкции, строений, обычно служивших либо штаб-квартирами царей и других высоких чинов, либо святилищами. Правители оседлых народов использовали такие строения, когда совершали путешествия в другие районы царства (например, в Египте и, в меньшей степени, в Ханаане). Кочевые или полукочевые народы, такие как мадианитяне, пользовались переносными святилищами. В Египте периода до Моисея ремесленники использовали приемы, сходные с приемами создателей скинии. Скиния и ее убранство. В Книге Исход (Исх 25-40) подробно описывается скиния и ее убранство. Среди материалов были как драгоценные, так и обычные. Упоминается три металла, в порядке убывания ценности: золото, медь и серебро. Основное убранство святилища было исключительно золотым. Всего была использована примерно одна тонна (0,9 метрической тонны) золота, три — меди и четыре — серебра (Исх 38:24-31). Сравнительно большое количество серебра было взято из пожертвований (Исх 30:11-16), которые были добавлены к золоту и серебру, ранее отданному египтянами (Исх 12:35). Важно, что строительные указания Бога начинаются с описания убранства внутреннего святилища (святилища и Святого-святых). Фактически убранство было сделано после строительства самой скинии, предположительно для того, чтобы немедленно разместить его должным образом (Исх 25:9-27:19; Исх 36:8-37:28), Первым упоминается ковчег, единственный предмет, стоявший в Святом-святых. Это был деревянный сундук, покрытый золотом, длиной около 3 футов и 3 четвертей (1,1 м), а высота и ширина его примерно равнялись 2,25 фута (0,7 м). Этот высший символ отношений завета между Богом и народом часто называли «ковчегом завета Господня» (Вт 10:8). В отличие от ковчегов других стран того периода, он не содержал изображений божества, а только десять заповедей (Исх 25:16), кувшин с манной (Исх 16:33) и жезл Аарона (Чис 17:10) — все это символизировало разные стороны заботы Бога (см. Евр 9:4). Ковчег несли на двух шестах, которые вдевались в кольца на нижних его углах (Исх 25:13-15). Когда ковчег ставили на место, эти шесты, высовываясь из-под завесы святилища, напоминали о незримом присутствии ковчега. На ковчеге лежала крышка — прямоугольная плита чистого золота, к которой были прикреплены два херувима. Глядящие друг на друга херувимы и крышка ковчега образовывали престол незримого Бога (Исх 25:22), Который часто описывается как восседающий над херувимами или на них (Пс 79:2; 98:1). Еврейское существительное, обозначающее крышку ковчега, произошло от глагола со значением «искупать». Крышку ковчега окропляли кровью ежегодно в кульминационный момент Дня искупления (Лев 16:14). То, что ковчег находился под крышкой (Исх 25:21), означало, что закон постоянно пребывает под защитой Бога, и объясняет, почему ковчег упоминается как Его подножие (Пс 131:7). Как херувим в Едемском саду (Быт 3:24), херувимы в Святом-святых, возможно, также выполняли функции стражей. В Древнем мире символические крылатые существа, подобные херувимам, часто ставились с двух сторон от престолов и важных зданий. Как и ковчег, переносной стол для хлебов предложения был сделан из древесины акации (Исх 25:30) и покрыт золотом. Он был меньше, длиной в 3 фута (0,9 м), шириной в 1,5 фута (0,5 м) и высотой в 2,4 фута (0,7 м). Описываются всевозможные вспомогательные сосуды и приспособления (Исх 25:29); предположительно, блюда использовались для несения хлебов. Каждую субботу 12 хлебов предложения, символизировавших заботу Бога о 12 коленах Израиля, клали на стол в два ряда (Лев 24:5-9). Стол находился в святилище, в северной его части. В южной части стоял золотой семисвечник (Исх 25:31-39; 37:17-24; 40:24). Это был самый впечатляющий предмет убранства святилища; как херувимы и крышка ковчега, он был сделан из чистого золота. От центрального ствола с каждой стороны отходило по три боковых ветви, и весь светильник был украшен изображениями цветов миндаля. Из Библии неясно, постоянно ли горел светильник (Исх 27:20; Лев 24:2) или только ночью (1Цар 3:3 в большинстве вариантов текста). Судя по Лев 24:4, скорее верна первая догадка, а в 1Царств, возможно, упоминается небрежное отношение, которое бытовало в период судей. В Писании золотой светильник символизирует постоянное свидетельство общества завета (Зах 4:1-7; Отк 2:1). Внимание к мельчайшим деталям проявляется в описании вспомогательных предметов, тоже из чистого золота, которые были необходимы для обслуживания светильника. Без постоянного внимания свет мог потускнеть, и святилище было бы осквернено копотью (Исх 25:38). Кроме того, использовалось только оливковое масло высшего качества, чтобы свет был как можно ярче (Исх 27:20). Значение жертвенника для воскурений (Исх 30:1-10), возможно, было сознательно принижено, чтобы выделить большую важность жертвенника во внешнем дворе, который часто называется просто «жертвенником». Чтобы отличить жертвенник для воскурений от бронзового большого жертвенника, первый называли «золотым жертвенником» (Исх 40:5). Жертвенник для воскурений стоял в святилище, непосредственно напротив Святого-святых, но вне завесы, между столом для хлебов предложения и светильником. Сделанный из древесины акации, выложенной золотом, он имел основание квадратной формы, 18 на 18 дюймов (45,7 см), и высоту 3 фута (0,9 м) и был снабжен рогами и украшен золотым обрамлением со всех четырех сторон. Как и ковчег, он был переносным; к нему были приделаны кольца, в которые вдевались шесты. Жертвенник использовался для воскурений каждое утро и каждый вечер и для помазания рогов в процессе ежегодного искупления (Исх 30:7-10). Воскурение приготовлялось по специальному рецепту и запрещалось для светского использования. Изначально воскурение считалось ароматом, исходящим от жертвы и угодным Богу. Воскурение было знаком поклонения Богу (Мал 1:11) и в древности символизировало молитвы благочестивых (Пс 140:2). Оно также скрывало Бога от человеческих глаз (Лев 16:13). Собственно скиния. Скиния по конструкции представляла собой шатер с жестким остовом. Деление деталей конструкции на три подчеркивает значение собственно скинии. Указания по строительству даны в Исх. 26, строительство описывается в Исх 36:8-38, а его окончание — в Исх 40:16-19. Общие размеры скинии были примерно следующими: длина — 45 футов (13,7 м), ширина — 15 футов (4,6 м) и высота — 15 футов. Основная конструкция состояла из ряда вертикальных опор, каждая из которых была высотой 15 футов (4,6 м) и шириной 2,25 фута (0,7 м). Каждая опора стояла на двух серебряных основаниях (Исх 26:15-25). Раньше ученые считали, что эти опоры представляли собой сплошные столбы из древесины акации, но современные исследователи полагают, что каждая опора состояла из двух боковых планок, соединенных между собой горизонтальными перекладинами, подобно лестнице. Такие опоры были сравнительно прочными, их легче было изготовить, и они позволяли лучше видеть красивейшие завесы внутри святилища. На южной и северной сторонах было 20 таких опор, и еще 6 — на западной стороне. Кроме того, на западной стороне находилось два угловых крепежа, к которым прикреплялись все стены (Исх 26:23-25). Ряд брусьев, пропущенных через золотые кольца, был присоединен к каждой вертикальной опоре, для обеспечения большей прочности и ровности (Исх 26:26-29). С каждой из трех сторон было по пять таких брусьев. Центральный брус на южной и северной сторонах проходил через ?сю длину; остальные четыре, вероятно, через половину длины, и каждая опора прочно крепилась тремя брусьями. Все деревянные части были покрыты золотом. К конструкции крепились завесы, которые образовывали верх и стены скинии. Первый слой из 10 льняных завес был окрашен в синий, пурпурный и багряный цвета и расшит изображениями херувимов (Исх 26:1-6; 36:8-13). Размер каждой завесы составлял 42 на 6 футов (12,8 м на 1,8 м). Они попарно перекрывали друг друга, образуя пять наборов завес. Две большие завесы были скреплены 50 золотыми крючками, продетыми в петли. Вероятно, завесы были натянуты на строение. Следующий слой был образован 11 покрывалами из козьей шерсти, каждое размером 45 на 6 футов (13,7 м на 1,8 м). Они были поделены на два набора, посредством соединения вместе пяти и шести покрывал соответственно, и способ соединения был тем же, что и для внутренних завес, только крючки использовались не золотые, а бронзовые. Покрывала были длиннее, чем внутренние завесы, чтобы закрывать нижнюю завесу, и более длинное покрывало перекрывало вход в скинию и ее заднюю стенку (Исх 26:7-9,12-13). Еще два слоя обеспечивали непромокаемость покрова, один был из бараньих шкур, крашеных в красный цвет, а второй — из козьих шкур. Завеса, сделанная из того же материала, что и внутренний покров, делила святилище. Она подвешивалась на золотые крючки, соединявшие две завесы, поддерживаемые четырьмя столбами из акации, покрытыми золотом и опирающимися на серебряные основания. Херувимы, изображенные на завесах, служили символическими стражами святилища. Завеса была расположена так, чтобы Святое-святых представляло собой правильный куб со стороной в 15 футов (4,6 м). Слои материала и тщательная отделка стыков обеспечивали темноту во внутреннем святилище. Бог был окружен тьмой, тщательно скрыт от глаз тех, кто не имел права видеть Его (Пс 96:2). Святилище занимало площадь 30 на 15 футов (9,1 м на 4,6 м), ровно в два раза больше площади Святого-святых. Завеса, сделанная из той же ткани, что основные занавеси, отделяла святилище от внешнего двора. Она, на золотых крючках, висела на пяти столбах из акации, покрытых золотом и опирающихся на бронзовые основания. О серафимах, вышитых на этой ткани, образующей внешнюю стену скинии, у нас нет никаких сведений. Скинию, которая, вероятно, производила внушительное впечатление, легко можно было разобрать, перевезти и собрать снова. Это было место жительства Бога, подобающее стандартам той эпохи, построенное с применением лучших известных людям навыков и высококачественных материалов. Внешний двор и его убранство. Двор скинии представлял собой прямоугольник длиной 150 футов (45,7 м) с северной и южной сторон и шириной 75 футов (22,9 м) с западной и восточной сторон (Исх 27:9-18; 38:9-19). Сама скиния находилась в западной стороне двора. Завеса из тонкого льна высотой 7,5 фута (2,3 м) окружала всю область скинии. В восточной стороне находился центральный вход, шириной 30 футов (9,1 м). Вышитая завеса той же высоты закрывала вход; вероятно, чтобы входить было свободнее, она отодвигалась. Все завесы крепились на серебряных брусьях. Эти брусья проходили через серебряные крючки, прикрепленные к покрытым серебром шестам на бронзовых основаниях (Исх 38:17). Жертвенник всесожжения (Исх 27:1-8; 38:1-7), в восточной части двора недалеко от входа (Исх 40:29), напоминал о том, что к Богу нельзя приблизиться кроме как через жертвоприношение. Он был квадратным, 7 на 7 футов (2,1 м), высотой 4,5 фута (1,4 м), — небольшим в сравнении с гигантским жертвенником в храме Соломона (2Пар 4:1). Это была пустотелая деревянная конструкция, покрытая бронзой, достаточно легкая, чтобы ее можно было нести на покрытых бронзой шестах, продетых в бронзовые кольца на углах. Решетка (Исх 27:4-5), вероятно, располагалась внутри жертвенника по центру, хотя некоторые исследователи считают, что она была продолжением нижних внешних сторон жертвенника, чтобы жертвенная кровь могла стекать к его основанию. Рога, вероятно, символизирующие жертв, могли использоваться для привязывания животных. В Израиле человек мог искать защиты святилища, схватившись за рога жертвенника (например, 3Цар 1:50). Возможно, это означало, что он предлагает себя в жертву Богу и просит Его о защите. Возможно, нижняя часть жертвенника была частично наполнена землей, чтобы она впитывала кровь (Исх 20:24). Все принадлежности были бронзовыми: горшки для пепла, лопатки для удаления пепла и наполнения основания землей, чаши для крови, крючки каркаса и решетки (Исх 27:3). Никаких указаний насчет размеров умывальника не сохранилось (Исх 35:17-20; 38:8). Он был сделан из зеркал женщин, которые служили у входа во двор. Умывальник стоял между жертвенником всесожжения и скинией. Если служитель не омывался перед служением, это каралось смертью — таково было торжественное напоминание о необходимости очищения и повиновения, прежде чем начинать служение Богу. Бронзовый пьедестал мог просто поддерживать умывальник, но, вероятно, он содержал также емкость, в которой священники могли омыть ноги. Строительство и освящение скинии. Указания, данные Богом, требовали навыков, которыми Аарон и Моисей не обладали. Выдающуюся роль в строительстве скинии сыграли Веселиил и Аголиав (Исх 35:30-35), а также большая группа помощников, которые, должно быть, обучились ремеслам в Египте. Израильтяне приносили для строительства дары, и так щедро, что их пришлось останавливать (Исх 35:20-24; 36:4-7). Многие умельцы применили свои особые навыки (Исх 35:25-29). Когда все предметы были изготовлены и помещены на свои места (Исх 40:1-33), все, кроме крышки ковчега и херувимов, было помазано специальным елеем (Исх 30:22-33; 40:9-11) и символически освящено для выполнения определенных функций. Кульминационный момент настал, когда слава Господня наполнила скинию (Исх 40:34). Бог явился Своему народу, после чего облако днем и огонь ночью давали им уверенность в Его присутствии и наставлении. Но приближаться к Нему без уважения было нельзя, и даже Моисей не мог входить в Святое-святых. Скиния была воздвигнута ровно через год после исхода из Египта и через девять месяцев после откровения на горе Синай. После того как Израиль заканчивал разбивать лагерь, левиты окружали скинию с трех сторон (Чис 1:53), а семейства Аарона и Моисея располагались с четвертой (Чис 3:14-38). Так они защищали священную область от вторжения непрошеных гостей. Когда скинию надо было перевозить, ее разборка шла согласно тщательно отработанному плану (Чис 4:5-15). На род Каафы возлагалась ответственность за транспортировку наиболее ценных священных предметов, для чего использовались шесты; за сохранность тканей, жертвенника всесожжения и его принадлежностей отвечал род Гирсона; а род Мерари — за рамы, шесты и основания. Даже во время похода скиния продолжала оставаться в центре: шесть колен шли перед нею, и шесть колен — позади (Чис 2).см. тж. храм.