Слуга, Работник

Слуга, Работник, раб (servant) человек, обязанный служить хозяину, который в свою очередь защищает его как своего работника или раба. Некоторые работники были рабами в буквальном смысле слова, по принуждению; другие служили хозяевам по доброй воле. Не всегда можно провести границу между понятиями раба и слуги. Как «раб» переводится несколько еврейских и греческих слов, хотя в более современных переводах обычно предпочитают другие варианты. Еврейское слово «юноша» или «мальчик» часто обозначает раба (Исх 33:11; Чис 22:22; 4Цар 4:12).

Словом, которое значило «свободнорожденный раб», называли служителей Господа, например, левитов (Езд 8:17; Ис 61:6; Иез 44:11) или священников (Исх 28:35; Иоиль 1:9; 2:17).

Иногда рабами называли слуг царя (1Пар 27:1; Пр 29:12), а также ангелов как служителей Господа (Пс 102:21; 103:4).

Наемный работник также считался свободным человеком (Исх 12:45; Иов 7:1; Мал 3:5).

Наиболее распространенный еврейский термин, встречающийся в ВЗ почти 800 раз, обозначает раба в полном смысле слова (Быт 9:25; 12:16; Исх 20:17; Вт 5:15; 15:17).

Но то же самое слово может употребляться по отношению к благородному человеку, например, министру либо советнику царя (4Цар 22:12; 2Пар 34:20; Неем 2:10) или служителю Бога (Быт 24:14; Чис 12:7; Нав 1:7; 4Цар 21:8), в таких выражениях, как «Моисей [или же Давид, Исаия, Израиль, Иов и т. д.], раб Мой». Одно из самых замечательных выражений — «раб Яхве [Господень]» (Вт 34:5; Нав 1:13; 8:31-33; Ис 49:1-6; 50:4-9; 52:13-53:12).

Собственное имя «Авдий» значит «раб Яхве». В НЗ слово «раб» может обозначать как наемного слугу или работника (Мк 1:20; Лк 15:17-19; Ин 10:12-14), так и — чаще — собственно раба (Мф 8:9; 10:24-25; 13:27-28; Мк 10:44; 12:2-4; Лк 7:2-3,8-10; Ин 4:51; 8:34; 13:16; Еф 6:5; Кол 1:7), а также домашнюю прислугу (Лк 16:13).

см. тж. раб.