Смерть
Смерть (death) Прекращение физической жизни (физическая смерть) или отчуждение от Бога (духовная смерть). Ветхозаветное отношение. В ВЗ смерть воспринимается как естественный конец жизни. Задачей Израильтянина было прожить долгую и насыщенную жизнь, произвести на свет многочисленное потомство и умереть в мире, окруженным детьми и внуками. В ВЗ часто высказывается протест против преждевременной смерти (например, Езекии, 4Цар 20:1-11). Преждевременная смерть рассматривалась как результат Божьего суда; следовательно, Иов считает, что должен оправдаться перед смертью (Иов 19:25-26). Только в Ек 3:19-20 автор пессимистически относится к приближению смерти — вероятно, в этой книге присутствует явственное нееврейское влияние. Смерть, хоть она и является естественным завершением жизни, никогда не считалась чем-то приятным. Смерть отрывает человека от его родственников, а также от присутствия Бога и служения Ему. Бог может утешить человека в момент смерти (Пс 72:23-28), но о том, что Он общается с мертвыми, говорится редко, и только в литературе позднего периода (Пс 138:8). По этой причине смерть нигде не рассматривается как начало лучшей жизни. Отношение греха к смерти заключается в том, что смерть — это кара за нарушения закона Моисея. Совершивших серьезное преступление ждала смерть. Израилыяне были предупреждены, что неисполнение Божьих заповедей приведет к преждевременной смерти вследствие нарушения общения с Богом (Вт 30:15-20; Иер 21:8; Иез 18:21-32). В период между двумя заветами, когда развилось представление иудеев о воскресении, видоизменилось и их представление о смерти. Сама смерть, не только ранняя, стала рассматриваться как следствие греха (3Езд 3:7; Сир 25:27). Иногда вообще смерть изображается как результат «первого греха» (неповиновения Адама и Евы). В других случаях говорится, что каждый человек умирает из-за своих собственных грехов. Первое ясное упоминание о воскресении мертвых и последнем суде в Писании встречается в Книге Даниила (Дан 12:2), одной из последних книг ВЗ. Это учение было популярно в течение всего периода между заветами (3Езд 7:31-44). В это время считалось, что душа после смерти либо продолжает существовать в какой-нибудь бессмертной форме (Прем 3:4; 4:1; 4Мак 16:13; 17:12), либо ожидает воскресения (1Ен 102). В некоторых произведениях отражены греческие идеи о том, что тело — это бремя, от которого нужно избавиться, что чуждо для еврейского мировоззрения. Понятие воскресения и жизни, искупленной от смерти, развивается в откровении НЗ, центр которого — воскресение Христа и Его победа над смертью. Новозаветное представление. В НЗ смерть — это скорее богословская проблема, чем событие личной жизни. Смерть — не просто завершение физической жизни, которое авторы воспринимают вполне спокойно. Смерть влияет на все стороны жизни человека. Только Бог бессмертен, Он — источник всей жизни на земле (Рим 4:17; 1Тим 6:16). Люди могут жить только в правильных отношениях с Богом. Но личное приобщение к божественному источнику жизни дается трудно, потому что в мир проник грех (Рим 5:12,17-18; 1Кор 15:22). Все люди следуют по стопам Адама (Рим 3:23; 5:12), поэтому каждого из них неизбежно ждет смерть (Рим 6:23; Евр 9:27). Таким образом, смерть — это не просто прекращение жизни человека; это и жизнь без общения с Богом. Власть смерти велика. Она влияет на все стороны жизни общества. Вся жизнь человека проходит в страхе перед смертью (Рим 8:15; Евр 2:15). Смерть правит всем «плотским» (Рим 8:6). Те, кто не живет во Христе, мертвы (Ин 3:16-18; 1Ин 5:12). Дьявол, который правит миром, — господин смерти (Евр 2:14). Иногда смерть выступает олицетворением бесовской силы, действующей в мире, но в конечном итоге подчиненной Самому Христу, Который единственный может справиться с ней (1Кор 15:26-27; Отк 6:8; 20:13-14). Христос умер, был погребен и снова воскрес на третий день (Рим 4:25; 1Кор 15:3-4; 1Фес 4:14). Посредством этого исторического события была сломлена власть смерти. В НЗ много говорится о том, что Христос подверг Себя смерти, чтобы искупить грехи. Он покорился смерти (Флп 2:8); Он отдал Себя в жертву за грехи всех (1Кор 5:7; 2Кор 5:15); сошел в ад, место пребывания мертвых (1Пет 3:18-19). Основной смысл этих отрывков в том, что Он победил смерть, завладел ее ключами и вознесся на небеса победителем (Евр 2:14-15; Отк 1:17-18). Иисус Христос действовал не ради Себя, но ради тех, кто верен Ему (Мк 10:45; Рим 5:6-8; 1Фес 5:9-10). Приняв незаслуженную смерть, Христос освободил Своих последователей от ее власти. Таким образом, христианин освобожден от «сего тела смерти» (Рим 7:24) властью Христа. Спасение приходит через крещение в смерть Христову (Рим 6:3-4) и «смерть со Христом» для мира и закона (Рим 7:6; Гал 6:14; Кол 2:20). Смерть Христа засчитывается Богом за смерть верующего. Грехи непокорного мира (Рим 6:6) и идолопоклонство эгоизма (жизнь для себя, 2Кор 5:14-15) остаются позади. Через смерть Христа за Его народ этот народ получил жизнь (2Кор 4:10). В результате верующие отчуждены от мира, как раньше были отчуждены от Бога. С мирской точки зрения они мертвы; их единственная жизнь — Христос (Кол 3:3). Апостол Иоанн говорит об этом несколько иначе. Иисус пришел в мир, чтобы дать жизнь мертвым (Ин 5:24). Это произойдет не в момент воскресения; это уже происходит. Все, кто посвящает себя Иисусу, немедленно переходят от смерти к жизни. Или, говоря иначе, те, кто соблюдает Его слова (повинуется им), никогда не увидят смерти (Ин 8:51-52). Все, кто вне Христа, уже мертвы, а верующие во Христа будут наслаждаться вечной жизнью. Радикальное отличие между христианами и не христианами — это разница между жизнью и смертью. Естественно, авторы НЗ знали, что христиане умирают; они старались объяснить отличие их смерти от смерти не христиан. Верующие, умирающие физически, — «мертвые во Христе» (1Фес 4:16). Они вовсе не мертвы, а только спят (1Кор 15:6,18,20,51; 1Фес 4:13-15;
см. тж. слова Иисуса в Ин 11:11-14). Хотя их тела мертвы, умершие верующие не разлучены со Христом, то есть на самом деле не умерли. Все силы смерти и ада не способны разлучить верующих и Христа (Рим 8:38-39). Для них смерть — не утрата, а приобретение; она лишь приближает их ко Христу (2Кор 5:1-10; Флп 1:20-21). Более того, победа Христа над физической смертью распространяется и на верующих. Так как Он — «первенец» из умерших (1Кор 15:20; Кол 1:18), те, кто «во Христе», тоже воскреснут в «последние времена», чтобы быть с Ним, святыми и совершенными. С другой стороны, для тех, кто не принадлежит Христу, смерть — это конец, полное отчуждение от Бога. После последнего суда все, чьи имена не записаны в «книге жизни», будут брошены в огненное озеро, вместе с самой смертью и адом. Это окончательное отчуждение от Бога — «вторая смерть» (Отк 20:14). Но христиане спасены от смерти (Иак 5:20; 1Ин 3:14). Вторая смерть не имеет власти над теми, кто верен Христу (Отк 2:11; 20:6). Вместо этого они будут жить с Богом, в присутствии Которого не будет смерти, потому что Он — сама жизнь (Отк 21:4).см. тж. гнев Божий; место пребывания мертвых; промежуточное состояние.
см. тж. слова Иисуса в Ин 11:11-14). Хотя их тела мертвы, умершие верующие не разлучены со Христом, то есть на самом деле не умерли. Все силы смерти и ада не способны разлучить верующих и Христа (Рим 8:38-39). Для них смерть — не утрата, а приобретение; она лишь приближает их ко Христу (2Кор 5:1-10; Флп 1:20-21). Более того, победа Христа над физической смертью распространяется и на верующих. Так как Он — «первенец» из умерших (1Кор 15:20; Кол 1:18), те, кто «во Христе», тоже воскреснут в «последние времена», чтобы быть с Ним, святыми и совершенными. С другой стороны, для тех, кто не принадлежит Христу, смерть — это конец, полное отчуждение от Бога. После последнего суда все, чьи имена не записаны в «книге жизни», будут брошены в огненное озеро, вместе с самой смертью и адом. Это окончательное отчуждение от Бога — «вторая смерть» (Отк 20:14). Но христиане спасены от смерти (Иак 5:20; 1Ин 3:14). Вторая смерть не имеет власти над теми, кто верен Христу (Отк 2:11; 20:6). Вместо этого они будут жить с Богом, в присутствии Которого не будет смерти, потому что Он — сама жизнь (Отк 21:4).см. тж. гнев Божий; место пребывания мертвых; промежуточное состояние.