Спасение

Спасение (salvation) Божий способ дать людям избавление от греха и смерти. Писание — это откровение о Боге, но и откровение о Его замысле спасения человечества. В этом плане спасение — основная тема как ВЗ, так и НЗ. В Ветхом Завете. Понятие спасения представлено в обоих заветах разными терминами и ситуациями. Среди нескольких еврейских слов со значением «избавлять» или «спасать» наиболее часто словами «спасать» или «спасение» переводится еврейский глагол yasha' и его производные. Частота слов «спасать» или «спасение» зависит от используемого перевода. Например, в ВЗ слово «спасение» встречается: в NLT — 74 раза, в NIV — 80 раз, в RSV — 90 раз, в NASB — 111 раз, в KJV — 119 раз, в синод. — 123 раза. Спасение в ВЗ не является специальным термином и относится к спасению, которое несут как люди, так и Бог. Вожди, подобные Самсону (Суд 13:5) или Давиду (2Цар 8:6), становились орудием Господа, чтобы нести спасение Божьему народу. Понятие спасения для Израиля было основано на историческом опыте исхода. Это разовое событие создало возможность для свидетельства о спасении Господа (Исх 14:13) из первых рук. Поэты (Пс 105:8) и пророки (Ис 43:3; Ос 13:4) позже говорили о Божьем спасении, вспоминая опыт исхода. Понимание спасения Израилем выработалось в исторических ситуациях, таких как нападение Сеннахирима на Иерусалим в 701 г. до Р.Х., когда Господь объявил, что спасет город во славу Своего имени (4Цар 19:34; 18:30,35).

Израиль имел возможность видеть Божье спасение, несомое через разных вождей и в разных ситуациях, что способствовало их восприятию Бога как Бога спасения. Отклик Израиля на Божье спасение — это прежде всего восхваление, которое часто звучит в псалмах (Пс 3:9; 9:15; 20:2) и более ранних поэтических фрагментах (Исх 15:2; 1Цар 2:1).

Помимо этого, народ обращался к Господу с мольбами о спасении — от врагов (Пс 34:3; 37:23), болезни (Пс 68:30) или в сражении (Пс 139:8; 143:10-11) — ив вере принимал Его избавление (Пс 34:9; 64:6).

Пророки подчеркивали эсхатологический (безвременный) аспект спасения. Способность Бога спасать была явлена в Его великих деяниях прошлого, что способствовало ожиданию Его избавления и в будущем. Будущая надежда была для народа Израиля (Ис 45:17), но предвосхищалось и всеобщее избавление (Ис 49:6).

Пророки ждали избавления и возвращения из вавилонского плена (Ис 49:25-26; Иер 46:27), говорили они и о будущем вечном спасении (Ис 45:17; 51:6-8).

Мессианская надежда отражена в отрывках, где говорится о Рабе Божьем, несущем спасение всем концам земли (Ис 49:6).

Иеремия пишет об избавлении от праведной Отрасли Бога (Иер 23:5-6).

Упоминание о царе, что принесет спасение, в Зах 9:9 касается этой же, мессианской темы; в Мф 21:4-5 эти слова относятся к Иисусу. В Новом Завете. В классическом греческом языке для обозначения понятий «избавлять», «спасать», а также для указания на благосостояние и здоровье используются глагол sozo («спасать») и существительное soteria («спасение»).

В Септуагинте глагол sozo наиболее часто употребляется для передачи еврейского yasha и в НЗ sozo и производные передают идею спасения. Эти греческие термины обычно имеют в НЗ богословское значение, но есть примеры и небогословского их использования. В Деян. 27 эти слова относятся к угрозе и избавлению воинов, моряков и пленных от кораблекрушения (Деян 27:20,31), а также к их состоянию (Деян 27:34).

В евангелиях слово «спасение» тесно связано с ветхозаветным представлением о спасении; оно относится к пришествию Христа в пророчестве Захарии (Лк 1:69,71;
см. Пс 105:10; 131:16) и хвалебном гимне Симона (Лк 2:30).

Хотя слово soteria встречается в евангелиях нечасто, понятие спасения предполагается в словах Иисуса о входе в Царство Небесное (Мф 19:24-26) и Его чудесных исцелениях (Лк 17:19; 18:42).

НЗ учит, что источник спасения — Иисус Христос (2Тим 2:10; Евр 5:9), Он также — «творец» и посредник спасения (Евр 2:10; 7:25).

Спасение — это Божье деяние (1Фес 5:9), которое предлагается в благодати (Еф 2:8-9).

Весть о спасении выражена в Писании (2Тим 3:15) и передается теми, кто провозглашает слова истины (Еф 1:13).

Соответствующий отклик — покаяние (2Кор 7:10) и вера (2Тим 3:15; 1Пет 1:9).

Так проповедовала ранняя церковь, провозглашая Спасителя Иисуса (Деян 4:12; 13:23-26; 16:30-31).

Павел в особенности делал акцент на универсальности Божьего предложения спасения (Рим 1:16; Тит 2:11).

Он хотел, чтобы иудеи были спасены (Рим 10:1), хотя прежде всего проповедовал Благую Весть язычникам (Рим 11:11-13).

В Писании есть и много других терминов, связанных с понятием спасения. Рождение свыше — это возрождение во Христе (Ин 3:3).

Оправдание относится к положению перед Богом, а искупление больше говорит о средстве спасения — плате, отданной за то, чтобы человек вернулся к Богу. Примирение — это изменение отношений, а умилостивление, напоминающее о системе жертвоприношений ВЗ, — отвращение Божьего гнева. Эти и другие термины имеют много общего с библейским понятием спасения и все указывают на Личность и деяния Спасителя Иисуса Христа.

см. тж. искупитель; оправдание; примирение; Спаситель.