Сын Человеческий
Сын Человеческий (sonofMAN) Мессианский титул, который Иисус использовал для описания Своего небесного происхождения, земной миссии и грядущего славного будущего. Речь идет не просто о Его человеческой природе, как полагают некоторые отцы церкви и современные ученые. Имеются в виду скорее небесное происхождение и божественное достоинство Иисуса, тайна Его явления в человеческом облике и Его земная миссия, которая привела Его на крест и к славе. Истоки термина «Сын Человеческий» следует искать в ВЗ. Основным источником является Книга Иезекииля, потому что этот пророк 90 раз упоминает «сына человеческого». Например, Бог обращается к нему: «Сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою» (Иез 2:1). То, что Иисус использует термин «Сын Человеческий» и многочисленные темы из Иезекииля, указывает на Его желание отождествить Себя с эсхатологическим пророком, Который, подобно Иезекиилю (4; 7; 10; 22; 40-48), должен был сказать последнее слово о разрушении Иерусалима и восстановлении Царства Божьего в Израиле (Мф 23-24; Деян 1:6-8). Еще один источник, где упоминается этот термин, — Дан 7:13-14, с видением «как бы Сыне человеческом», что шел «с облаками небесными» к «Ветхому днями», вручившему Ему универсальное и вечное Божье Царство. Иисус неоднократно цитировал фрагменты этого текста, когда учил о Своем втором пришествии (Мф 16:27; 19:28; 24:30; 25:31; 26:64). Понятно, что Иисус считал этот отрывок пророчеством о Себе: Своем воплощении, вознесении и наследовании Царства Божьего. В евангелиях термин «Сын Человеческий» используется около 80 раз, когда Иисус таинственно, косвенным образом говорит о Себе (у Матфея — 32 раза; у Марка — 14 раз; у Луки — 26 раз; у Иоанна — 10 раз). Во всех этих отрывках переданы речи Иисуса, и никто другой не обращался к Нему как к «Сыну Человеческому». В некоторых текстах это упоминание кажется отдельным толкователям достаточно загадочным, и они утверждают, что Иисус говорит о другом человеке. Подобная тень сомнения присутствует только в одном месте у Иоанна, где толпа спрашивает Иисуса: «Кто Этот Сын Человеческий?» (Ин 12:34). В большинстве текстов совершенно ясно, кто имеется в виду. Иногда это очевидно: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» — и далее: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф 16:13,15). Обычно делается вывод, что Иисус использовал этот термин в качестве Своего мессианского титула, чтобы одновременно и быть скромным, рассказывая о Своей личности и миссии, и передавать их возвышенное содержание, которые Он собирался явить. Он мог сделать это с достаточной долей оригинальности, потому что этот титул не был связан ни с какими неверными народными представлениями о Мессии. В остальной части НЗ термин встречается только четыре раза. В Деян 7:56 Стефан говорит: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». В Евр 2:6 цитируется Пс 8:5 по отношению к Иисусу. Наконец в Отк 1:13; 14:14 излагаются видения «подобном Сыну Человеческому», Который, без сомнения, является прославленным Иисусом. В синоптических евангелиях первая тема откровения Иисуса о Себе связана с использованием титула «Сын Человеческий» и касается Его пришествия на землю для выполнения мессианской миссии. Текущее земное состояние Иисуса в общих чертах сравнивается с Его предыдущей небесной славой в словах: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:20; Лк 9:58). Это высказывание означает, что Сын Человеческий отказался от Своего небесного дома, чтобы пострадать от всех унижений Его земного служения (Флп 2:5-11). Иисус использовал этот титул, когда претендовал на божественные прерогативы: «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф 12:8; Мк 2:28; Лк 6:5). Божественный институт субботы не может пересматриваться обычными людьми. Но так как Иисус — небесный Сын Человеческий, Он имеет право быть господином и субботы, ведь Он — Тот Самый Господь, что учредил субботу (Быт 2:2; Исх 20:8-11). После исцеления паралитика в Капернауме Иисус заявил, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф 9:6; Мк 2:10; Лк 5:24). Раньше прощение грехов исходило с небес и от Бога, но теперь прощение исходит от Иисуса в Капернауме. Другая сторона использования Иисусом титула «Сын Человеческий» касается Его страданий, смерти и воскресения в славе как таинственного метода свершения Его земной миссии в качестве Сына Человеческого. Иисус начал объяснять эту тему страстей после того, как Петр признал Его Мессией и Сыном Божьим (Мф 16:16). Иисус предсказывает Свои страсти в качестве Сына Человеческого в Мк 8:31-32, и это предсказание повторяется еще в нескольких текстах. В евангелиях эта тема разрабатывается подробно, сюда относятся страдания от насмешек и бичевания (Мф 17:12; 20:18; Мк 8:31; Лк 9:22), предательство Иуды (Мф 17:22; 26:24-25; Мк 14:21,41), отвержение иудейских вождей (Мф 20:18), смерть на кресте (Мф 20:19; Мк 9:12,31; 10:33), погребение на три дня (Мф 12:40; Лк 11:30) и воскресение (Мф 17:22-23; Мк 8:31). В знаменитых словах: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:28; Мк 10:45), Иисус учит, что Его смерть — заместительная жертва для спасения Его народа. Идея заместительной жертвы — новая составляющая темы Сына Человеческого, проистекающая из представления Иисуса о Себе как о страдающем Рабе Господа (Ис 53). Иисус использовал также титул «Сын Человеческий», чтобы учить о Своем втором пришествии. Как Сын Человеческий Иисус вернется на землю с небес в славе Своего Отца, с ангелами (Мф 16:27; Мк 8:38; Лк 9:26). Во-первых, Он воссядет по правую руку Бога, а потом придет снова (Мф 26:64; Мк 14:62; Лк 22:69) с облаками (Мф 24:30; Мк 13:26; Лк 21:27). Это пришествие будет неожиданным (Мф 24:27; Лк 12:40), как молния или Ноев потоп (Мф 24:37; Лк 17:24). Он придет для того, чтобы собрать избранных, судить все народы земли (Мф 19:28; 25:32) и восстановить в мире изначальную праведность (Мф 19:28; 25:46). В этих отрывках акцент смещается с текущей победы Иисуса в Его страданиях и воскресении на окончательную победу Сына Человеческого в момент Его второго пришествия. Здесь драматический акцент снова ставится на небесном происхождении и божественных прерогативах Сына Человеческого. Иисус, Сын Человеческий, будет последним Судьей (Деян 17:31). В Евангелии от Иоанна есть свой, только здесь имеющийся материал о Сыне Человеческом. Здесь сказано, что ангелы сходили и восходили к Сыну Человеческому (Ин 1:51), а значит, Он — вечно существовавшая личность, сошедшая на землю с небес (Ин 3:13; 6:62). Его вознесение йа крест даст вечную жизнь тем, кто верит в Него (Ин 3:14). Сын Человеческий (Ин 3:14) — также Сын Божий (Ин 3:16), единственный Сын Бога (Ин 1:18; 3:18). В Евангелии от Иоанна титул «Сын Человеческий» явно равнозначен титулу «Сын Божий». Он указывает на Его Божественность, вечное существование, небесное происхождение и божественные прерогативы. Он утверждает, что Его нынешнее земное состояние принято в целях откровения и для страстей, и Его будущую эсхатологическую славу. Отец дал Сыну Человеческому власть воскрешать мертвых и судить мир (Ин 5:25-27).см. тж. Мессия; Сын Божий; учение Иисуса Христа; христология.