Уголовный Закон и Наказание
Уголовный Закон и Наказание (criminal law and punishment) Наука или философия закона называется юриспруденцией. Хотя современная юриспруденция весьма мало похожа на библейское представление о законе, Писание сыграло важную роль в ее формировании. Современное уголовное право четко отделено от гражданского; в библейские времена это разграничение было менее четким. Сегодня гражданские преступления отличаются как от незначительных преступлений (проступков), так и от тяжких. В Библии преступлением называется любой проступок, который должен повлечь за собой наказание, даже проступок религиозного характера, такой, как идолопоклонство (поклонение ложному богу) или богохульство (презрительное отношение к Богу).
Еврейское уголовное право
Наказание
Выводы Ближневосточный контекст. В древних обществах, как и в современных, законы считались необходимыми, чтобы контролировать поведение отдельных людей ради благополучия общества, государства и народа. Современные законы составляются людьми ради их собственной безопасности. Все законы на Древнем Ближнем Востоке, напротив, считались исходящими непосредственно из некоего божественного источника. Еврейский закон, хоть он и отличался от законов других ближневосточных стран, в общем строился по одному образцу с ними, как мы видим из сохранившихся законов — например, Кодекса Хаммурапи, а также ассирийских и хеттских законов. Выводы «происхождении» древних законов следует делать осторожно. Хотя есть свидетельства того, что законодательство Хаммурапи частично было основано на более ранних шумерских сводах законов, утверждалось, что получено оно от Шамаша, Бога справедливости. Должно быть, прежде всего это утверждение значило, что закон одобрен Шамашем, так как по крайней мере некоторые люди могли узнать в нем компиляцию, в значительной степени основанную на более ранних законах. Подобным образом, ясные библейские заявления о том, что Моисей получил закон от Бога на горе Синай (Исх 19-24), не исключают возможности употребления каких-то положений десяти заповедей и в более ранних законах. Возможно, законодательство Моисея включало в себя кое-какие общественные законы, существовавшие еще в период пребывания Израильтян в Египте. Еврейское уголовное право. Законы о преступлениях против Бога. Так как еврейские законы были созданы для народа, для которого религия была чрезвычайно важна и вере которого угрожало влияние верований соседей-язычников, неудивительно, что в еврейском законе так много сказано о преступлениях против Бога. Запрет на поклонение идолам неоднократно повторяется в Торе, или Пятикнижии (первых пяти книгах Библии). «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх 20:4-5). Особо оговаривался запрет на жертвоприношение младенцев, которое практиковалось в некоторых языческих религиях. За это преступление, как и за другие виды убийства, полагалось забить виновного камнями до смерти (Лев 20:2). В Книге Левит говорится, что хулящего имя Бога тоже полагается забить камнями (Лев 24:11-16). Лжепророчество тоже каралось смертью; это обвинение могло быть предъявлено человеку, предсказывающему именем любого другого Бога, кроме Господа, или лгущему, что его пророчество исходит от Бога. Над Иеремией, пророчество которого о победе Навуходоносора над Южным Царством, Иудеей, некоторое время считали ложным, толпа чуть не устроила самосуд (Иер 26:8-9). Идея соблюдения седьмого дня была основана на почтении к сотворению Богом мира за шесть дней и Его отдыху на седьмой. Соблюдение субботы требовало прекращения работы от всей семьи и касалось даже домашних животных (Исх 16:23; 20:8-11). Люди также должны были собираться в субботу для поклонения, молитвы и проповеди. Нарушившего субботу могли приговорить к смерти, как случилось с человеком, который в субботу собирал хворост (Чис 15:32-36). Любое предумышленное преступление считалось оскорблением Бога как законодателя; следовательно, нарушителя ждала смерть (Чис 15:30-31). Еврейский закон также гласил, что первые плоды урожая следует без промедления приносить в жертву Господу. Часто жизнь первого сына посвящалась служению в храме (Исх 22:29-30; Вт 15:19). Преступления против личности. Убийство, преступление против «образа Божьего», было одним из проступков, которые во времена ВЗ карались смертью. В Книге Исход недвусмысленно говорится, что «кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Исх 21:12). Убившего человека камнем, дубинкой или железным орудием должен был убить родственник покойного. Если убийство происходило непреднамеренно, община иногда скрывала убийцу и помогала ему добраться до ближайшего города-убежища, где он мог чувствовать себя в безопасности. Этому человеку приходилось жить в городе, пока не сменялся на посту первосвященник, после чего он мог вернуться на родину (Чис 35:10-28). Шестая заповедь гласит: «Не убивай» (Исх 20:13). Еврейское слово, которое используется здесь, недвусмысленно указывает на убийство как уголовное преступление. Убивать врагов в сражении и казнить преступников считалось необходимым и не запрещалось. Для вынесения приговора нужно было выслушать как минимум двух свидетелей, в особенности в случае убийства (Чис 35:30; Вт 17:6; 19:15). Согласно Кодексу Хаммурапи человек, случайно причинивший вред другому, должен был уплатить за услуги врача. Если жертва умирала, причинивший ущерб платил штраф, размеры которого зависели от статуса жертвы. Евреи в некотором смысле пошли дальше, так как их закон требовал возмещать убытки, связанные со временем, которое потерял пострадавший (Исх 21:18-19). В ВЗ похищение людей также каралось смертью. В Книге Исход говорится, что «кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти» (Исх 21:16). Пример такого похищения — продажа Иосифа в рабство его братьями. Законы о собственности. В Книге Исход достаточно определенно говорится об ответственности за нанесение ущерба имуществу или посевам другого человека. Если на поле начинался пожар и огонь перекидывался на поля других владельцев, виновником считался человек, из-за которого начался пожар, а иногда и владелец поля, загоревшегося первым (Исх 22:6). В Кодексе Хаммурапи описывается подобный случай, когда из-за нежелания одного хозяина чинить плотину соседнее поле оказалось залито водой. Важная область еврейского закона касается увечий, нанесенных животным, в особенности волам, а также ущерба, причиненного людям и собственности этими животными. Если вол, который до сих пор вел себя кротко, убивал человека, владелец не был виновен — хотя вол и мог быть убит, что само по себе было для владельца достаточно суровым финансовым наказанием. Если же убивший человека вол был известен своим свирепым нравом, а хозяин не оградил от него окружающих, к смерти приговаривались и вол, и его владелец. Жизнь владельца можно было выкупить, заплатив определенную сумму. Если вол убивал раба, вола забивали камнями, а владелец платил штраф (Исх 21:28-32). Кодекс Хаммурапи также не предусматривал наказания для хозяина животного, которое провинилось впервые, но, если владелец знал, что животное может представлять опасность, но ничего не предпринял, он должен был заплатить большую сумму серебром — очень существенный штраф за жертву из высших слоев общества и немногим меньший — если жертва была рабом. Однако какими бы ни были обстоятельства и что бы ни совершил вол, Кодекс Хаммурапи в этом вопросе не шел дальше штрафа и нигде не предписывал казнить вола или его владельца. Небрежность, в результате которой страдало животное, также наказывалась согласно еврейскому закону. Если вол или осел падал в яму, которую по недосмотру оставили открытой, владельцу животного надлежало возместить ущерб (Исх 21:33-36). В древности женщин обычно считали личным имуществом, как животных и рабов. Дочь считалась принадлежащей отцу, пока не выходила замуж, после чего становилась собственностью мужа. Поэтому любое оскорбление замужней женщины рассматривалось как преступление против собственности мужа. Согласно Кодексу Хаммурапи, ребенка можно было продать в рабство, обычно для уплаты долгов семьи (ср. с Исх 21:2-7; Неем 5:5-8; Ис 50:1). Власть родителей, согласно библейскому закону, была так велика, что упрямый и непокорный сын мог быть отдан на суд старейшин за непослушание, обжорство или пьянство. Мужчины города могли признать его виновным и забить камнями до смерти на месте (Вт 21:18-21). Однако можно считать, что в этом случае права сына все-таки уважались; некоторые ближневосточные законы позволяли родителям убивать детей без ведома старейшин или кого-то еще. Дочери находились в особо подчиненном положении, поэтому примечательно, что дочь могла унаследовать собственность, если в семье не было сыновей (Чис 27:8). Прелюбодеяние, которое запрещено в десяти заповедях, было еще одним преступлением против собственности мужчины, а именно его жены. В Книге Второзаконие достаточно подробно рассматриваются случаи прелюбодеяния — оба, и мужчина, и женщина, карались смертью (Вт 22:22). Если мужчина обольщал молодую девушку, которая не была помолвлена, он должен был уплатить ее отцу выкуп за невесту (50 серебряных сиклей); кроме того, он не имел права развестись с ней и должен был считать ее своей женой до конца жизни (Исх 22:16; Вт 22:28-29). Если жена обвинялась в прелюбодеянии, но никаких доказательств не было, проводилось испытание. Муж должен был привести жену к священнику и принести небольшое подношение (одну десятую ефы ячменной муки, без масла и ладана), символизировавшее его неуважение к жене. Потом женщина представала перед Господом, держа в руках глиняный сосуд со «святой водой». В воду добавлялась пыль с пола скинии, в руки женщине давали приношение. Священник распускал ей волосы в знак печали и покинутости. Затем женщина должна была принести клятву. Потом священник проклинал ее, говоря, что, если она прелюбодейка, чрево ее легко будет оплодотворить, но вынашивать детей она не сможет. Она должна была согласиться с этим. Затем священник записывал проклятие и символически смывал его «горькой водой». Женщина должна была выпить воду, в то время как священник, взяв хлебное приношение из ее рук, приносил его Господу и сжигал часть его на жертвеннике. Священник говорил, что если женщина виновна, от горькой воды у нее опухнет чрево и опадет лоно. Если такое происходило, женщина становилась отверженной; если она признавалась невиновной, то была свободна. В любом случае муж не считался виноватым (Чис 5:12-31). Если хозяин, ударив раба, убивал его на месте, за смерть раба полагалось отмщение. Если же раб умирал медленно, в течение дней, это не влекло за собой никаких последствий и его потеря считалась достаточным наказанием для владельца (Исх 21:20-21). Маловероятно, что евреи часто обращались к этому закону, аналогов которому нет в Кодексе Хаммурапи. Если владелец наносил рабу увечье и тот терял глаз или зуб, еврейский закон требовал освобождения раба (Исх 21:26-27). В Кодексе Хаммурапи рассказывается о человеке, который нанес увечье чужому рабу; ему пришлось заплатить хозяину половину стоимости раба. О воровстве и кражах со взломом в еврейском законе говорится мало. Предполагалось, что вор должен раскаяться и быть готов возместить ущерб. Вор, возвративший украденное имущество и заплативший небольшой дополнительный штраф, мог снова предстать «пред Господом» (Лев 6:2-7). Напротив, Кодекс Хаммурапи предписывает казнить воров. Согласно еврейскому закону, укравший животное должен был возместить ущерб в размере как минимум один к двум; если бык или корова были украдены и проданы, убыток возмещался в пятикратном размере. В Кодексе Хаммурапи тоже есть похожее предписание: «Если человек украл вола, овцу, осла, свинью или козу, и это принадлежит дворцу или богу, да возместит он стоимость тридцать раз; если это принадлежит свободному человеку — десять раз. Если вору нечем платить, он должен быть казнен». По еврейскому закону в случае домашней кражи имущество просто возвращалось, без каких бы то ни было дополнительных штрафов. Если вор не мог вернуть украденное и возместить его стоимость, его могли продать в рабство на период, пока он не возместит ущерб (Исх 22:1-4). Общие законы. Еврейский кодекс, в книгах Исход и Второзаконие, содержит много общих запретов. Некоторые из них относятся к деловым вопросам, таким, как нарушение межи (Вт 19:14). Осуждается использование фальшивых весов и мер (Лев 19:35; Вт 25:15; Пр 11:1; 20:23; Мих 6:11). Взятки были строго запрещены (Исх 23:8), но никакого наказания для нарушителей этого закона не предусматривалось. В Кодексе Хаммурапи говорится, что, если судья изменил свое решение и не может удовлетворительно объяснить причину этого, в особенности если он подозревается во взяточничестве, он должен уплатить 1 2 -кратный штраф и смещается с должности. В еврейском законе говорится также о лжесвидетельстве, хотя тоже не предполагается никакого наказания. Кодекс Хаммурапи гласит, что в случаях, когда выносится смертный приговор, лжесвидетельство тоже карается смертью (см. Исх 23:1). В ряде еврейских законов отражена забота о бедных. Например, если они должны, с них не взимаются проценты, у них нельзя брать на ночь верхнюю одежду в качестве залога. Ко вдовам, сиротам и странникам следовало относиться милосердно и с пониманием (Исх 22:21-27; 23:9; Вт 23:19; 24:17). В некоторых еврейских законах говорится о поведении в семье, например, как мы уже упоминали ранее, о тех, кто проклинает своих родителей или не слушается их (Исх 21:17; Лев 20:9; Вт 27:16;
см. тж. Пр 20:20; 30:17). Обязанности в семье были определены четко; часто вся семья наказывалась за преступление одного из ее членов (Нав 7:20-26; 2Цар 3:29; 21:1-9; 4Цар 5:27; Плач 5:7). Со временем выработалось представление об индивидуальной ответственности, родителей перестали казнить за грехи детей, и наоборот (см. Иер 31:29-30). Были запрещены колдовство и чародейство. В Исходе ясно говорится: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх 22:18). Смертью карались половые извращения, такие, как скотоложство. В законе подробно изложен запрет на браки между близкими родственниками (Лев 20:17-21). В еврейском законе нет аналогов нескольким интересным моментам Кодекса Хаммурапи, касающимся хирургических операций, в частности ветеринарных. В Кодексе упоминаются даже глазные операции — так, хирург в Вавилоне должен был оперировать очень внимательно, потому что «если лекарь делал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил человека или же вскрыл бельмо человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, лекарю должны отрубить кисть руки». Древние Израильтяне, скорее всего, не были знакомы с хирургией, за исключением обряда обрезания. Наказание. Наказания за убийство и нанесение телесных повреждений на Ближнем Востоке носили характер возмездия и часто имели ту же природу, что и преступление. Другие методы наказания были разными в разных странах. Наказание ждало также побежденных в войне и участников подавленных восстаний. Физические наказания. Помимо смертной казни существовало много других видов наказания, которые тоже были достаточно суровыми. 1. Во времена ВЗ избиение палками или прутьями было традиционным методом воспитания детей, безумцев и рабов (Исх 21:20; Пр 13:26; 26:3). Бичевание было более тяжелым видом наказания. Бич представлял собой несколько кожаных полос, скрепленных на одном или на обоих концах. Плеть, называемая «скорпионом» (из-за раздвоенного конца), была одним из ужаснейших орудий наказания, упомянутых в ВЗ (3Цар 12:11,14). Наказание могло стать еще более жестоким, если к кожаному бичу прикреплялись металлические или костяные наконечники. Перед бичеванием жертву подвергали медицинскому обследованию. Если наказанный умирал, человек, отвечавший за проведение бичевания, не считался виновным. Жертву обнажали до пояса и привязывали к столбу. Суровость наказания зависела от преступления, хотя максимальное число ударов, оговариваемое в законе Моисея, — 40 (Вт 25:1-3). Позже это число было сокращено на один удар (2Кор 11:24). Бить могли и по груди, и по спине. Согласно некоторым кодексам, наказание бичеванием осуществлялось без свидетелей; в таком случае, если жертва умирала, отбиралась еще одна жизнь. Если кто-то нарушал закон, власти синагоги секли его (Мф 10:17). Старейшины города могли бичевать мужа за несправедливое очернение жены (Вт 22:18). Бичевание было также средством допроса заключенного — отсюда желание римского тысяченачальника бичевать апостола Павла, «чтобы узнать» (Деян 22:24). Римляне обычно бичевали тех, кто не был гражданами империи: чужестранцев, рабов, а также приговоренных к смерти. Обычно приговоренных к смерти преступников бичевали перед казнью; поэтому неудивительно, что Иисуса тоже бичевали перед распятием. Возможно, Пилат хотел, чтобы при виде страданий Иисуса сердца людей смягчились и они перестали требовать Его смерти (Лк 23:16,22; Ин 19:1). Граждан Римской империи не имели права избивать до вынесения приговора (Деян 22:25). Поэтому городские власти испугались, когда Павел, римский гражданин, был избит в подобных обстоятельствах (Деян 16:37-39). 2. На Ближнем Востоке пленным и заключенным часто выкалывали глаза. Филистимляне ослепили Самсона, прежде чем бросить его в темницу (Суд 16:21). Вавилоняне поступили так же с царем Седекией в 587 г. до Р.Х., когда угоняли его в плен (4Цар 25:7). Аммонитский царь Наас был согласен заключить мир с жителями города Иависа на том условии, что у всех мужчин будет выколот правый глаз. Наас хотел опозорить их и помешать им участвовать в дальнейших военных действиях (1Цар 11:1-4). 3. Часто на Ближнем Востоке калечили людей в качестве наказания. Израильтяне считали тело человека священным и сотворенным по образу Божьему, но это не мешало им калечить врагов, отрубая им пальцы рук и ног. В Кодексе Хаммурапи и ассирийских законах упоминается выкалывание глаз, отсечение носа, уха, груди, руки, языка, губ и пальцев — наказания за преступление. В Ассирии наказание часто осуществляла жертва преступления, под присмотром судебных исполнителей. В Кодексе Хаммурапи описываются также меры против самосуда. 4. В поздний ветхозаветный период как форма наказания использовались колодки. Пророки Ананий (2Пар 16:10) и Иеремия (Иер 20:2-3) были подвергнуты этому унизительному наказанию. Лодыжки, а иногда также запястья и шея наказываемого вставлялись в отверстия между двумя большими деревянными колодами. В римские времена похожее устройство использовали для пыток. В НЗ Павел и Сила были заключены в колодки филиппийским тюремщиком (Деян 16:24). То же самое греческое слово, которое переводится как «ограничение», может обозначать цепи или железный ошейник, который носили беглые рабы. Смертная казнь. Смертная казнь широко применялась во многих странах Ближнего Востока. Использовалось несколько методов. 1. Оскорбившие царя обезглавливались мечом (2Цар 16:9; 4Цар 6:31-32), так же как идолопоклонники и убийцы (согласно Мишне, еврейскому комментарию к закону). Вероятно, меч использовали и для частных расправ. Иногда за отказ от веры от меча погибали целые города (Исх 32:27; Вт 13:15). 2. За некоторые половые преступления полагалось сожжение на костре (Лев 20:14; 21:9). Фамарь, невестка Иуды, была обвинена в прелюбодеянии, и ее хотели сжечь за городом (Быт 38:24). Господь велел, чтобы тех, чья нога коснется святой земли горы Синай, убили из лука или побили камнями (Исх 19:13). 3. Повешение могло быть формой казни в библейские времена. Но многие ученые полагают, что слово, которое переводится как «повешение», «повесить на древе», на самом деле обозначает сажание на кол (Чис 25:4; Вт 21:22-23; Нав 8:29; 2Цар 21:6,9; Есф 9:14). В землю вкапывали деревянный острый кол, на который сажали жертву, так что острие кола выходило из груди или рта. Эта форма казни была распространена у ассирийцев, так казнили за самые тяжкие преступления, а также военнопленных и дезертиров. Рассказывают, что персидский царь Дарий, когда его армия вошла в Вавилон, посадил на кол 3000 человек. Дарий сажал на кол тех, кто не повиновался его указу 0 восстановлении храма (Езд 6:11-12). Неизвестно, был ли Аман повешен или посажен на кол (см. Есф 7:9-10). Обычно было принято «вешать» уже мертвое тело в качестве предупреждения остальным (Быт 40:19; Нав 8:29; 10:26; 2Цар 4:12). Тела подвешивали на один день и хоронили до наступления ночи. Подвешенный труп считался осквернением земли, дарованной Богом (Вт 21:22-23). Согласно Мишне, руки трупа связывали и подвешивали его на деревянной виселице. 4. Распятие было формой казни, к которой прибегал сирийский царь Антиох IV Епифан в 167-166 г. до Р.Х.; как пишет Иосиф Флавий, иудейский историк 1 века по Р.Х., так казнили иудеев, которые не хотели отказываться от своей традиционной веры. В маккавейский период (167-40 до Р.Х.) Александр Яннай распял 800 бунтовщиков-фарисеев, пытаясь укрепить свою власть. Распятие было распространенной формой казни на большей части территорий Римской империи, в том числе в Индии, в Северной Африке и Германии. В период между 4 г. до Р.Х. и 70 г. по Р.Х. количество одновременно распятых людей иногда исчислялось тысячами. Использовалось три типа крестов: крест с перекладиной, пересекающей вертикальный ствол (латинский); крест в форме буквы «Т» (Антониевский); и крест в форме буквы «X» (Андреевский). Матфей утверждает, что надпись «Иисус, Царь Иудейский» находилась над головой Христа (Мф 27:37). Отсюда следует, что Иисус был распят на латинском кресте, как это обычно изображают художники. Обычно при распятии жертву привязывали к кресту, когда он лежал на земле. Потом крест поднимали и вставляли в отверстие в земле. Руки либо пригвождали, либо привязывали; неизвестно, одним или двумя гвоздями прибивали ноги. Вес тела поддерживался деревянной опорой под ногами, и, возможно, другая опора, нечто вроде сидения, была между ног. 5. Самой распространенной еврейской казнью было побиение камнями. Первые камни бросали свидетели преступления, потом к ним присоединялись зрители. Обычно побивали камнями за религиозные преступления (Лев 24:16; Чис 15:32-36; Вт 13:1-10; 17:2-5), прелюбодеяние (Вт 22:23-24), принесение в жертву детей (Лев 20:2), вызывание духов (Лев 20:27) и бунт (Вт 21:18-21). Апостол Павел до обращения принимал участие в побиении камнями Стефана (Деян 7:58-59). Позже сам Павел был побит камнями в Листре (Деян 14:19). В римские времена человека иногда забрасывали камнями, пока он находился в колодках. Выводы. Еврейский закон был частью Торы («наставлений»), данной Богом Своему народу завета для того, чтобы народ этот был свят. В то время Израильтяне были полукочевой группой бывших рабов. Хотя существует сходство между законом Израиля и Кодексом Хаммурапи и другими древними ближневосточными законами, между ними есть также много отличий. Еврейский закон часто отличается большей широтой взгляда, несмотря на менее изысканный культурный контекст, так как его задачей было скорее обучение благочестивому поведению, чем стабилизация общества. Простые и ясные десять заповедей, в частности, продолжают оказывать влияние на законодательство даже в современном светском обществе. Основная идея Библии — Божья любовь к народу завета, однако она никогда не упускает из вида жестокую реальность жизни в грешном мире. Люди грешны и совершают преступления; они страдают от отчужденности от Бога из-за своей греховности и отвечают за преступления. Крест как символ христианской веры постоянно напоминает христианам о реальности Божьей любви. Распятие Иисуса Христа рассматривается как исполнение пророчеств ВЗ о том, что Господь возложит на Него все людские преступления (Ис 53:5-6). НЗ говорит, что Христос умер за наши грехи, согласно Писанию (1Кор 15:3).см. тж. гражданское право и правосудие; закон Хаммурапи; закон; суд и следствие.
Подразделы статьи
Ближневосточный контекстЕврейское уголовное право
Наказание
Выводы Ближневосточный контекст. В древних обществах, как и в современных, законы считались необходимыми, чтобы контролировать поведение отдельных людей ради благополучия общества, государства и народа. Современные законы составляются людьми ради их собственной безопасности. Все законы на Древнем Ближнем Востоке, напротив, считались исходящими непосредственно из некоего божественного источника. Еврейский закон, хоть он и отличался от законов других ближневосточных стран, в общем строился по одному образцу с ними, как мы видим из сохранившихся законов — например, Кодекса Хаммурапи, а также ассирийских и хеттских законов. Выводы «происхождении» древних законов следует делать осторожно. Хотя есть свидетельства того, что законодательство Хаммурапи частично было основано на более ранних шумерских сводах законов, утверждалось, что получено оно от Шамаша, Бога справедливости. Должно быть, прежде всего это утверждение значило, что закон одобрен Шамашем, так как по крайней мере некоторые люди могли узнать в нем компиляцию, в значительной степени основанную на более ранних законах. Подобным образом, ясные библейские заявления о том, что Моисей получил закон от Бога на горе Синай (Исх 19-24), не исключают возможности употребления каких-то положений десяти заповедей и в более ранних законах. Возможно, законодательство Моисея включало в себя кое-какие общественные законы, существовавшие еще в период пребывания Израильтян в Египте. Еврейское уголовное право. Законы о преступлениях против Бога. Так как еврейские законы были созданы для народа, для которого религия была чрезвычайно важна и вере которого угрожало влияние верований соседей-язычников, неудивительно, что в еврейском законе так много сказано о преступлениях против Бога. Запрет на поклонение идолам неоднократно повторяется в Торе, или Пятикнижии (первых пяти книгах Библии). «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх 20:4-5). Особо оговаривался запрет на жертвоприношение младенцев, которое практиковалось в некоторых языческих религиях. За это преступление, как и за другие виды убийства, полагалось забить виновного камнями до смерти (Лев 20:2). В Книге Левит говорится, что хулящего имя Бога тоже полагается забить камнями (Лев 24:11-16). Лжепророчество тоже каралось смертью; это обвинение могло быть предъявлено человеку, предсказывающему именем любого другого Бога, кроме Господа, или лгущему, что его пророчество исходит от Бога. Над Иеремией, пророчество которого о победе Навуходоносора над Южным Царством, Иудеей, некоторое время считали ложным, толпа чуть не устроила самосуд (Иер 26:8-9). Идея соблюдения седьмого дня была основана на почтении к сотворению Богом мира за шесть дней и Его отдыху на седьмой. Соблюдение субботы требовало прекращения работы от всей семьи и касалось даже домашних животных (Исх 16:23; 20:8-11). Люди также должны были собираться в субботу для поклонения, молитвы и проповеди. Нарушившего субботу могли приговорить к смерти, как случилось с человеком, который в субботу собирал хворост (Чис 15:32-36). Любое предумышленное преступление считалось оскорблением Бога как законодателя; следовательно, нарушителя ждала смерть (Чис 15:30-31). Еврейский закон также гласил, что первые плоды урожая следует без промедления приносить в жертву Господу. Часто жизнь первого сына посвящалась служению в храме (Исх 22:29-30; Вт 15:19). Преступления против личности. Убийство, преступление против «образа Божьего», было одним из проступков, которые во времена ВЗ карались смертью. В Книге Исход недвусмысленно говорится, что «кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Исх 21:12). Убившего человека камнем, дубинкой или железным орудием должен был убить родственник покойного. Если убийство происходило непреднамеренно, община иногда скрывала убийцу и помогала ему добраться до ближайшего города-убежища, где он мог чувствовать себя в безопасности. Этому человеку приходилось жить в городе, пока не сменялся на посту первосвященник, после чего он мог вернуться на родину (Чис 35:10-28). Шестая заповедь гласит: «Не убивай» (Исх 20:13). Еврейское слово, которое используется здесь, недвусмысленно указывает на убийство как уголовное преступление. Убивать врагов в сражении и казнить преступников считалось необходимым и не запрещалось. Для вынесения приговора нужно было выслушать как минимум двух свидетелей, в особенности в случае убийства (Чис 35:30; Вт 17:6; 19:15). Согласно Кодексу Хаммурапи человек, случайно причинивший вред другому, должен был уплатить за услуги врача. Если жертва умирала, причинивший ущерб платил штраф, размеры которого зависели от статуса жертвы. Евреи в некотором смысле пошли дальше, так как их закон требовал возмещать убытки, связанные со временем, которое потерял пострадавший (Исх 21:18-19). В ВЗ похищение людей также каралось смертью. В Книге Исход говорится, что «кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти» (Исх 21:16). Пример такого похищения — продажа Иосифа в рабство его братьями. Законы о собственности. В Книге Исход достаточно определенно говорится об ответственности за нанесение ущерба имуществу или посевам другого человека. Если на поле начинался пожар и огонь перекидывался на поля других владельцев, виновником считался человек, из-за которого начался пожар, а иногда и владелец поля, загоревшегося первым (Исх 22:6). В Кодексе Хаммурапи описывается подобный случай, когда из-за нежелания одного хозяина чинить плотину соседнее поле оказалось залито водой. Важная область еврейского закона касается увечий, нанесенных животным, в особенности волам, а также ущерба, причиненного людям и собственности этими животными. Если вол, который до сих пор вел себя кротко, убивал человека, владелец не был виновен — хотя вол и мог быть убит, что само по себе было для владельца достаточно суровым финансовым наказанием. Если же убивший человека вол был известен своим свирепым нравом, а хозяин не оградил от него окружающих, к смерти приговаривались и вол, и его владелец. Жизнь владельца можно было выкупить, заплатив определенную сумму. Если вол убивал раба, вола забивали камнями, а владелец платил штраф (Исх 21:28-32). Кодекс Хаммурапи также не предусматривал наказания для хозяина животного, которое провинилось впервые, но, если владелец знал, что животное может представлять опасность, но ничего не предпринял, он должен был заплатить большую сумму серебром — очень существенный штраф за жертву из высших слоев общества и немногим меньший — если жертва была рабом. Однако какими бы ни были обстоятельства и что бы ни совершил вол, Кодекс Хаммурапи в этом вопросе не шел дальше штрафа и нигде не предписывал казнить вола или его владельца. Небрежность, в результате которой страдало животное, также наказывалась согласно еврейскому закону. Если вол или осел падал в яму, которую по недосмотру оставили открытой, владельцу животного надлежало возместить ущерб (Исх 21:33-36). В древности женщин обычно считали личным имуществом, как животных и рабов. Дочь считалась принадлежащей отцу, пока не выходила замуж, после чего становилась собственностью мужа. Поэтому любое оскорбление замужней женщины рассматривалось как преступление против собственности мужа. Согласно Кодексу Хаммурапи, ребенка можно было продать в рабство, обычно для уплаты долгов семьи (ср. с Исх 21:2-7; Неем 5:5-8; Ис 50:1). Власть родителей, согласно библейскому закону, была так велика, что упрямый и непокорный сын мог быть отдан на суд старейшин за непослушание, обжорство или пьянство. Мужчины города могли признать его виновным и забить камнями до смерти на месте (Вт 21:18-21). Однако можно считать, что в этом случае права сына все-таки уважались; некоторые ближневосточные законы позволяли родителям убивать детей без ведома старейшин или кого-то еще. Дочери находились в особо подчиненном положении, поэтому примечательно, что дочь могла унаследовать собственность, если в семье не было сыновей (Чис 27:8). Прелюбодеяние, которое запрещено в десяти заповедях, было еще одним преступлением против собственности мужчины, а именно его жены. В Книге Второзаконие достаточно подробно рассматриваются случаи прелюбодеяния — оба, и мужчина, и женщина, карались смертью (Вт 22:22). Если мужчина обольщал молодую девушку, которая не была помолвлена, он должен был уплатить ее отцу выкуп за невесту (50 серебряных сиклей); кроме того, он не имел права развестись с ней и должен был считать ее своей женой до конца жизни (Исх 22:16; Вт 22:28-29). Если жена обвинялась в прелюбодеянии, но никаких доказательств не было, проводилось испытание. Муж должен был привести жену к священнику и принести небольшое подношение (одну десятую ефы ячменной муки, без масла и ладана), символизировавшее его неуважение к жене. Потом женщина представала перед Господом, держа в руках глиняный сосуд со «святой водой». В воду добавлялась пыль с пола скинии, в руки женщине давали приношение. Священник распускал ей волосы в знак печали и покинутости. Затем женщина должна была принести клятву. Потом священник проклинал ее, говоря, что, если она прелюбодейка, чрево ее легко будет оплодотворить, но вынашивать детей она не сможет. Она должна была согласиться с этим. Затем священник записывал проклятие и символически смывал его «горькой водой». Женщина должна была выпить воду, в то время как священник, взяв хлебное приношение из ее рук, приносил его Господу и сжигал часть его на жертвеннике. Священник говорил, что если женщина виновна, от горькой воды у нее опухнет чрево и опадет лоно. Если такое происходило, женщина становилась отверженной; если она признавалась невиновной, то была свободна. В любом случае муж не считался виноватым (Чис 5:12-31). Если хозяин, ударив раба, убивал его на месте, за смерть раба полагалось отмщение. Если же раб умирал медленно, в течение дней, это не влекло за собой никаких последствий и его потеря считалась достаточным наказанием для владельца (Исх 21:20-21). Маловероятно, что евреи часто обращались к этому закону, аналогов которому нет в Кодексе Хаммурапи. Если владелец наносил рабу увечье и тот терял глаз или зуб, еврейский закон требовал освобождения раба (Исх 21:26-27). В Кодексе Хаммурапи рассказывается о человеке, который нанес увечье чужому рабу; ему пришлось заплатить хозяину половину стоимости раба. О воровстве и кражах со взломом в еврейском законе говорится мало. Предполагалось, что вор должен раскаяться и быть готов возместить ущерб. Вор, возвративший украденное имущество и заплативший небольшой дополнительный штраф, мог снова предстать «пред Господом» (Лев 6:2-7). Напротив, Кодекс Хаммурапи предписывает казнить воров. Согласно еврейскому закону, укравший животное должен был возместить ущерб в размере как минимум один к двум; если бык или корова были украдены и проданы, убыток возмещался в пятикратном размере. В Кодексе Хаммурапи тоже есть похожее предписание: «Если человек украл вола, овцу, осла, свинью или козу, и это принадлежит дворцу или богу, да возместит он стоимость тридцать раз; если это принадлежит свободному человеку — десять раз. Если вору нечем платить, он должен быть казнен». По еврейскому закону в случае домашней кражи имущество просто возвращалось, без каких бы то ни было дополнительных штрафов. Если вор не мог вернуть украденное и возместить его стоимость, его могли продать в рабство на период, пока он не возместит ущерб (Исх 22:1-4). Общие законы. Еврейский кодекс, в книгах Исход и Второзаконие, содержит много общих запретов. Некоторые из них относятся к деловым вопросам, таким, как нарушение межи (Вт 19:14). Осуждается использование фальшивых весов и мер (Лев 19:35; Вт 25:15; Пр 11:1; 20:23; Мих 6:11). Взятки были строго запрещены (Исх 23:8), но никакого наказания для нарушителей этого закона не предусматривалось. В Кодексе Хаммурапи говорится, что, если судья изменил свое решение и не может удовлетворительно объяснить причину этого, в особенности если он подозревается во взяточничестве, он должен уплатить 1 2 -кратный штраф и смещается с должности. В еврейском законе говорится также о лжесвидетельстве, хотя тоже не предполагается никакого наказания. Кодекс Хаммурапи гласит, что в случаях, когда выносится смертный приговор, лжесвидетельство тоже карается смертью (см. Исх 23:1). В ряде еврейских законов отражена забота о бедных. Например, если они должны, с них не взимаются проценты, у них нельзя брать на ночь верхнюю одежду в качестве залога. Ко вдовам, сиротам и странникам следовало относиться милосердно и с пониманием (Исх 22:21-27; 23:9; Вт 23:19; 24:17). В некоторых еврейских законах говорится о поведении в семье, например, как мы уже упоминали ранее, о тех, кто проклинает своих родителей или не слушается их (Исх 21:17; Лев 20:9; Вт 27:16;
см. тж. Пр 20:20; 30:17). Обязанности в семье были определены четко; часто вся семья наказывалась за преступление одного из ее членов (Нав 7:20-26; 2Цар 3:29; 21:1-9; 4Цар 5:27; Плач 5:7). Со временем выработалось представление об индивидуальной ответственности, родителей перестали казнить за грехи детей, и наоборот (см. Иер 31:29-30). Были запрещены колдовство и чародейство. В Исходе ясно говорится: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх 22:18). Смертью карались половые извращения, такие, как скотоложство. В законе подробно изложен запрет на браки между близкими родственниками (Лев 20:17-21). В еврейском законе нет аналогов нескольким интересным моментам Кодекса Хаммурапи, касающимся хирургических операций, в частности ветеринарных. В Кодексе упоминаются даже глазные операции — так, хирург в Вавилоне должен был оперировать очень внимательно, потому что «если лекарь делал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил человека или же вскрыл бельмо человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, лекарю должны отрубить кисть руки». Древние Израильтяне, скорее всего, не были знакомы с хирургией, за исключением обряда обрезания. Наказание. Наказания за убийство и нанесение телесных повреждений на Ближнем Востоке носили характер возмездия и часто имели ту же природу, что и преступление. Другие методы наказания были разными в разных странах. Наказание ждало также побежденных в войне и участников подавленных восстаний. Физические наказания. Помимо смертной казни существовало много других видов наказания, которые тоже были достаточно суровыми. 1. Во времена ВЗ избиение палками или прутьями было традиционным методом воспитания детей, безумцев и рабов (Исх 21:20; Пр 13:26; 26:3). Бичевание было более тяжелым видом наказания. Бич представлял собой несколько кожаных полос, скрепленных на одном или на обоих концах. Плеть, называемая «скорпионом» (из-за раздвоенного конца), была одним из ужаснейших орудий наказания, упомянутых в ВЗ (3Цар 12:11,14). Наказание могло стать еще более жестоким, если к кожаному бичу прикреплялись металлические или костяные наконечники. Перед бичеванием жертву подвергали медицинскому обследованию. Если наказанный умирал, человек, отвечавший за проведение бичевания, не считался виновным. Жертву обнажали до пояса и привязывали к столбу. Суровость наказания зависела от преступления, хотя максимальное число ударов, оговариваемое в законе Моисея, — 40 (Вт 25:1-3). Позже это число было сокращено на один удар (2Кор 11:24). Бить могли и по груди, и по спине. Согласно некоторым кодексам, наказание бичеванием осуществлялось без свидетелей; в таком случае, если жертва умирала, отбиралась еще одна жизнь. Если кто-то нарушал закон, власти синагоги секли его (Мф 10:17). Старейшины города могли бичевать мужа за несправедливое очернение жены (Вт 22:18). Бичевание было также средством допроса заключенного — отсюда желание римского тысяченачальника бичевать апостола Павла, «чтобы узнать» (Деян 22:24). Римляне обычно бичевали тех, кто не был гражданами империи: чужестранцев, рабов, а также приговоренных к смерти. Обычно приговоренных к смерти преступников бичевали перед казнью; поэтому неудивительно, что Иисуса тоже бичевали перед распятием. Возможно, Пилат хотел, чтобы при виде страданий Иисуса сердца людей смягчились и они перестали требовать Его смерти (Лк 23:16,22; Ин 19:1). Граждан Римской империи не имели права избивать до вынесения приговора (Деян 22:25). Поэтому городские власти испугались, когда Павел, римский гражданин, был избит в подобных обстоятельствах (Деян 16:37-39). 2. На Ближнем Востоке пленным и заключенным часто выкалывали глаза. Филистимляне ослепили Самсона, прежде чем бросить его в темницу (Суд 16:21). Вавилоняне поступили так же с царем Седекией в 587 г. до Р.Х., когда угоняли его в плен (4Цар 25:7). Аммонитский царь Наас был согласен заключить мир с жителями города Иависа на том условии, что у всех мужчин будет выколот правый глаз. Наас хотел опозорить их и помешать им участвовать в дальнейших военных действиях (1Цар 11:1-4). 3. Часто на Ближнем Востоке калечили людей в качестве наказания. Израильтяне считали тело человека священным и сотворенным по образу Божьему, но это не мешало им калечить врагов, отрубая им пальцы рук и ног. В Кодексе Хаммурапи и ассирийских законах упоминается выкалывание глаз, отсечение носа, уха, груди, руки, языка, губ и пальцев — наказания за преступление. В Ассирии наказание часто осуществляла жертва преступления, под присмотром судебных исполнителей. В Кодексе Хаммурапи описываются также меры против самосуда. 4. В поздний ветхозаветный период как форма наказания использовались колодки. Пророки Ананий (2Пар 16:10) и Иеремия (Иер 20:2-3) были подвергнуты этому унизительному наказанию. Лодыжки, а иногда также запястья и шея наказываемого вставлялись в отверстия между двумя большими деревянными колодами. В римские времена похожее устройство использовали для пыток. В НЗ Павел и Сила были заключены в колодки филиппийским тюремщиком (Деян 16:24). То же самое греческое слово, которое переводится как «ограничение», может обозначать цепи или железный ошейник, который носили беглые рабы. Смертная казнь. Смертная казнь широко применялась во многих странах Ближнего Востока. Использовалось несколько методов. 1. Оскорбившие царя обезглавливались мечом (2Цар 16:9; 4Цар 6:31-32), так же как идолопоклонники и убийцы (согласно Мишне, еврейскому комментарию к закону). Вероятно, меч использовали и для частных расправ. Иногда за отказ от веры от меча погибали целые города (Исх 32:27; Вт 13:15). 2. За некоторые половые преступления полагалось сожжение на костре (Лев 20:14; 21:9). Фамарь, невестка Иуды, была обвинена в прелюбодеянии, и ее хотели сжечь за городом (Быт 38:24). Господь велел, чтобы тех, чья нога коснется святой земли горы Синай, убили из лука или побили камнями (Исх 19:13). 3. Повешение могло быть формой казни в библейские времена. Но многие ученые полагают, что слово, которое переводится как «повешение», «повесить на древе», на самом деле обозначает сажание на кол (Чис 25:4; Вт 21:22-23; Нав 8:29; 2Цар 21:6,9; Есф 9:14). В землю вкапывали деревянный острый кол, на который сажали жертву, так что острие кола выходило из груди или рта. Эта форма казни была распространена у ассирийцев, так казнили за самые тяжкие преступления, а также военнопленных и дезертиров. Рассказывают, что персидский царь Дарий, когда его армия вошла в Вавилон, посадил на кол 3000 человек. Дарий сажал на кол тех, кто не повиновался его указу 0 восстановлении храма (Езд 6:11-12). Неизвестно, был ли Аман повешен или посажен на кол (см. Есф 7:9-10). Обычно было принято «вешать» уже мертвое тело в качестве предупреждения остальным (Быт 40:19; Нав 8:29; 10:26; 2Цар 4:12). Тела подвешивали на один день и хоронили до наступления ночи. Подвешенный труп считался осквернением земли, дарованной Богом (Вт 21:22-23). Согласно Мишне, руки трупа связывали и подвешивали его на деревянной виселице. 4. Распятие было формой казни, к которой прибегал сирийский царь Антиох IV Епифан в 167-166 г. до Р.Х.; как пишет Иосиф Флавий, иудейский историк 1 века по Р.Х., так казнили иудеев, которые не хотели отказываться от своей традиционной веры. В маккавейский период (167-40 до Р.Х.) Александр Яннай распял 800 бунтовщиков-фарисеев, пытаясь укрепить свою власть. Распятие было распространенной формой казни на большей части территорий Римской империи, в том числе в Индии, в Северной Африке и Германии. В период между 4 г. до Р.Х. и 70 г. по Р.Х. количество одновременно распятых людей иногда исчислялось тысячами. Использовалось три типа крестов: крест с перекладиной, пересекающей вертикальный ствол (латинский); крест в форме буквы «Т» (Антониевский); и крест в форме буквы «X» (Андреевский). Матфей утверждает, что надпись «Иисус, Царь Иудейский» находилась над головой Христа (Мф 27:37). Отсюда следует, что Иисус был распят на латинском кресте, как это обычно изображают художники. Обычно при распятии жертву привязывали к кресту, когда он лежал на земле. Потом крест поднимали и вставляли в отверстие в земле. Руки либо пригвождали, либо привязывали; неизвестно, одним или двумя гвоздями прибивали ноги. Вес тела поддерживался деревянной опорой под ногами, и, возможно, другая опора, нечто вроде сидения, была между ног. 5. Самой распространенной еврейской казнью было побиение камнями. Первые камни бросали свидетели преступления, потом к ним присоединялись зрители. Обычно побивали камнями за религиозные преступления (Лев 24:16; Чис 15:32-36; Вт 13:1-10; 17:2-5), прелюбодеяние (Вт 22:23-24), принесение в жертву детей (Лев 20:2), вызывание духов (Лев 20:27) и бунт (Вт 21:18-21). Апостол Павел до обращения принимал участие в побиении камнями Стефана (Деян 7:58-59). Позже сам Павел был побит камнями в Листре (Деян 14:19). В римские времена человека иногда забрасывали камнями, пока он находился в колодках. Выводы. Еврейский закон был частью Торы («наставлений»), данной Богом Своему народу завета для того, чтобы народ этот был свят. В то время Израильтяне были полукочевой группой бывших рабов. Хотя существует сходство между законом Израиля и Кодексом Хаммурапи и другими древними ближневосточными законами, между ними есть также много отличий. Еврейский закон часто отличается большей широтой взгляда, несмотря на менее изысканный культурный контекст, так как его задачей было скорее обучение благочестивому поведению, чем стабилизация общества. Простые и ясные десять заповедей, в частности, продолжают оказывать влияние на законодательство даже в современном светском обществе. Основная идея Библии — Божья любовь к народу завета, однако она никогда не упускает из вида жестокую реальность жизни в грешном мире. Люди грешны и совершают преступления; они страдают от отчужденности от Бога из-за своей греховности и отвечают за преступления. Крест как символ христианской веры постоянно напоминает христианам о реальности Божьей любви. Распятие Иисуса Христа рассматривается как исполнение пророчеств ВЗ о том, что Господь возложит на Него все людские преступления (Ис 53:5-6). НЗ говорит, что Христос умер за наши грехи, согласно Писанию (1Кор 15:3).см. тж. гражданское право и правосудие; закон Хаммурапи; закон; суд и следствие.