Филон Александрийский

Филон Александрийский (philo, Judaeus) Эллинистический философ-иудей (ок. 25 г. до Р.Х. — 40 г. по Р.Х.), в произведениях которого библейская вера впервые сопоставляется с греческой философией. Филон родился в высокопоставленной александрийской семье и был хорошо знаком как с иудейской верой, так и с греческой философией и культурой. Мы мало знаем о событиях его жизни помимо того, что в 40 г. по Р.Х. он возглавил делегацию от иудейской общины Александрии к римскому императору Калигуле. По мере того как иудейское население Александрии росло и процветало, усиливалась этническая напряженность. В 42 г. по Р.Х. греки взбунтовались и изгнали иудеев из греческих секторов города, в которые они проникли. Успехи иудеев в торговле, особенно зерном, способствовали антисемитским настроениям. Откликом на эти волнения стали два апологетических трактата Филона, «Против Флакка» (Флакк был правителем Александрии) и «Посольство к Калигуле» (Калигула был римским императором).

Иудейская община Александрии была сильно эллинизирована. Даже Писание они читали в греческом переводе, называемом Септуагинтой. и хотя эти иудеи жили на греческий манер, в окружении греческой культуры, они оставались ортодоксами. Филон не был исключением. С одной стороны, он неукоснительно соблюдал закон Моисея и считал его непогрешимой Божьей волей, явленной в откровении, как для избранного Божьего народа — иудеев, — так и для язычников. С другой стороны, Филон во многих отношениях был греком. Вероятно, он плохо знал еврейский язык и получил либеральное образование у греческих наставников. Его Библия представляла собой ВЗ, в особенности Пятикнижие, которое считалось наиболее авторитетным, но в греческом переводе. Считая Септуагинту богодухновенным текстом, Филон не нуждался в обращении к тексту еврейскому. Чтобы изучать труды Филона, нужно понимать, что его желание примирить Писание с греческой культурой было вызвано не только практической необходимостью, но и тем, что иудаизм — миссионерская религия. Иудеи не могли просто повернуться спиной к греческому миру, потому что пророки называли Израиль светом для язычников. Филон также убедился в ходе своих исследований, что в греческой философии много верного. Поэтому ему хотелось каким-то образом согласовать и сопоставить библейскую истину откровения с учениями философов. Как верующий иудей, Филон, рассматривая положения греческой философии, сталкивается с проблемами, подобными той, что ставит перед современными христианами научная теория эволюции. Для согласования Писания с учениями философов Филон использовал метод аллегорического толкования. Этот метод толкования практиковали многие и до Филона, и многие последовали его примеру. При использовании этого метода Книгу Бытие следует воспринимать как современный миф о положении человека и поиске спасения, а не как древнее и в чем-то жестокое предание (каким оно показалось бы грекам).

При правильном прочтении текста мы имеем не древнюю историю и географию, но философскую и моральную истину. Согласно Филону, Моисей — по причине божественного откровения и потому, что он достиг вершин философии, — не прибегал к мифическому вымыслу, как делают поэты и софисты; он был способен сделать идеи зримыми. Используя метод аллегорического толкования, Филон находит в историческом повествовании и церемониальном законе внутреннее, духовное значение, включающее в себя истины греческой философии. Рассматривая представление о Боге, Филон критически относится к греческим идеям и отрицает все, что противоречит Писанию. Но в том, что касается устройства мира, Писание дает весьма туманные сведения, поэтому Филон свободно принимает все, что представляется ему разумным в трудах философов. Он полагал, что от Бога исходит как закон Моисея, так и истины греческой философии. Человеческий разум сотворен по подобию божественного Логоса, поэтому тоже обладает способностью воспринимать и открывать истины о реальности, лежащей за пределами чувственного восприятия. Из всех философов Филон считал наиболее близкими к истине взгляды Платона. Бог существовал вечно, когда мира еще не было. Сотворив мир, Он продолжает существовать над миром и вне его. Бог — активная первопричина, а мир пассивен, сам по себе он неспособен жить и двигаться. Это — совершенное творение, приведенное в движение, сформированное и оживленное Богом. Бог не пренебрегает Своим творением, но заботится о нем и хранит его. Такая забота называется провидением. Греки говорили об вселенском провидении, которое управляет природными процессами, но для Филона этот термин приобрел новое значение. Это забота Бога о каждом отдельном существе, поэтому сюда относятся и силы, противоречащие законам природы. Бог — единственный источник всего разнообразия. Он неизменен и самодостаточен, поэтому Он не нуждается в мире. Творение берет начало в Его благости. Хотя Моисей пишет, что мир был сотворен за шесть дней, следует считать, что Бог сотворил все одновременно. Рассказ о шести днях помогает нам понять, что мир упорядочен. Зримый мир сотворен из небытия, из ничего. Вся имеющаяся материя была использована при сотворении, поэтому мир уникален. Мир был сотворен по воле Бога и может быть вечным. Филон полагал, что Платон следовал Моисею, говоря, что мир сотворен Богом. Что касается учения о Логосе, то Филон одновременно и опирается на учение греческих философов, и критикует его. Платон утверждал, что существуют вечные идеи, которые имел в виду Творец в момент формирования мира. Филон не мог согласиться с таким положением, потому что только Бог вечен. Он согласовал две точки зрения так: да, идеи существовали вечно в качестве мыслей Бога, но окончательно оформились только тогда, когда Бог пожелал сотворить видимый мир. Мир идей, находящийся в божественном разуме, — тот образец, по которому был сотворен мир, воспринимаемый органами чувств. Для Филона Логос — не просто инструмент для сотворения зримого мира. Он также описывается как «идея идей», перворожденный Сын вечного Отца, «второй Бог», архетип человеческого разума. Логос — это жизненная сила, объединяющая весь иерархический порядок сотворенных существ. Как второе лицо после Бога, Он является посредником, через Которого творение получает откровение. Он находится на границе между Творцом и творением. Он — Первосвященник, Который ходатайствует перед Богом за смертных. Он появился в горящем кусте и был с Моисеем. Некоторые думают, что Логос — это Бог, но на самом деле это Божий образ. Можно с уверенностью сказать, что Филон не считал Логоса личностью, но точное положение этой силы по отношению к Богу не вполне ясно. Некоторые аспекты учения Филона были приняты на вооружение христианскими авторами, наиболее известный из которых — Иоанн, учивший, что Логос (Слово) — орудие, посредством Которого Бог сотворил мир (см. Ин 1:1-4).

Мало известно о происхождении такой теории. По-видимому, понятие Логоса было распространено в эллинистическом иудаизме. Судя по его роли в учении Филона, представляется, что философские соображения для него были важнее, чем библейские. У Филона были и другие мысли о сотворении. Он полагал, что небесные тела — живые существа, обладающие разумом и неподвластные злу, а челогвек — неоднородное существо, способное ошибаться. Он может быть мудрым и неразумным, справедливым и несправедливым. Бог сотворил все благое из Себя, но человек, который способен быть и добрым, и злым, должен быть создан низшими божествами. Вот почему Бог сказал, по словам Моисея: «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт 1:26).

Таким образом, сотворенный человек был обречен на грехопадение. Сотворение можно разделить на два этапа. Сначала человек был сотворен по образу Божьему, то есть представлял собой нечто вроде архетипа или идеи, был мыслящим, бесплотным и бесполым объектом нетленной природы (Быт 1:26).

Далее говорится, что «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7).

Так человек стал объектом, обладающим чувственным восприятием, имеющим тело и душу, мужчиной или женщиной, смертной природы. Женщина привела мужчину ко греху. Увидев друг друга, мужчина и женщина почувствовали желание, а желание принесло им плотское удовольствие. Это удовольствие стало началом всех бед и нарушением закона. Едемский сад тоже воспринимается как символ, а не как буквальная реальность. Никогда не существовало деревьев жизни и познания, и вряд ли что-либо подобное когда-то будет на земле. Древо жизни символизирует почтение к Богу; древо познания добра и зла — моральное благочестие. Таким образом, у Филона присутствует тенденция к дуализму, в котором дух есть благо, а материя — зло. Эта тенденция происходит из платонизма и не характерна для ВЗ. В результате Филон соглашается со стоиками: единственное возможное благо — это благо души. Бог дал нам мир, чтобы мы пользовались, но не владели им. Для возвращения к вечному миру разума человек должен подавить все чувственные желания. В целом Филон тяготел к аскетизму и отказу от мира. Единственный храм, достойный Бога, — это чистая душа. Подлинная вера — внутренняя преданность, а не внешние проявления. Душа в этой жизни — странник, подобный Аврааму или Израильтянам, блуждающим в пустыне. Посредством духовного самовоспитания душа начинает понимать, что тело — самое серьезное препятствие на пути к совершенству. Основная духовная задача — приблизиться к Богу, Который влечет к Себе человеческий разум. Бог познается разумом, но Сам по Себе Он непознаваем. Мы можем знать только, что Он есть, а не какой Он. Для Филона душа, ищущая совершенства, в конечном итоге обнаруживает, что должна прекратить полагаться на себя и признать, что добродетель — дар Божий. человек, открывший свою собственную ограниченность, приходит к познанию Бога и своей зависимости от Бога. Хотя Иосиф Флавий позаимствовал из Филона коекакие идеи, самое большое влияние Филон оказал на христианских авторов. Эллинистический иудаизм в последующие двести лет уже не пользовался таким влиянием из-за того, что нормой стал иудаизм раввинистический. Но у христиан II — III веков было много общего с Филоном. Фрагменты его трудов были переведены на латынь и армянский язык. В особенности заметно его влияние на Климента и Оригена — из греческих отцов церкви, и Амвросия — из римских.