Храм

Храм (TEMPLE)

ПОДРАЗДЕЛЫ СТАТЬИ?


Исторический контекст
Храм Соломона
Храм Зоровавеля
Храм Ирода
Значение храма в Ветхом Завете
Значение храма в Новом Завете Исторический контекст. Захват Давидом Иерусалима (2Цар 5:6-9) и решение превратить его в столицу страны были одними из величайших событий в истории. Эта территория, занимаемая иевусеями, была нейтральной зоной между северной и южной частями единого царства Давида, приемлемой как политический центр для обеих. Иерусалим стал религиозным центром нации, когда был возвращен ковчег, которому после его захвата филистимлянами не уделяли должного внимания (2Цар 6:1-17). После этого избрание Богом Давида и Иерусалима («горы Сион») были неразрывно связаны (Пс 77:67-72). Давид очень хотел построить достойное жилище для Бога Израиля. Сначала пророк Нафан одобрил эту идею (2Цар 7:1-3), но потом Бог открыл ему иное, и он передал Божий замысел Давиду (2Цар 7:4-17). Посредством игры слов Давиду было сообщено, что не он построит дом (храм) для Бога, но Бог создаст для него дом (династию). Давиду не суждено было построить храм, потому что во время его правления постоянно шли войны; храм был построен его сыном (3Цар 5:3; 1Пар 22:7-8; 28:3). Однако Давид с энтузиазмом собрал большую часть необходимых средств и материалов и составил проект храма (1Пар 22:3-5,14; 28:2,11-19). Он приобрел также участок для строительства (1Пар 21:25). Храм Соломона. Дата. Строительство началось на четвертый год правления Соломона, около 966 г. до Р.Х., и заняло семь лет (3Цар 6:1,38). Все необходимое для храма, в том числе рабочая сила, было подготовлено Давидом (1Пар 28:21). Очевидно, храм стоял первым в списке строительных проектов Соломона, так как дворец для себя он построил потом (3Цар 7:1). Руководители и рабочая сила. Над бронзовым убранством храма трудился Хирам, сын ремесленника из Тира и Израильтянки (3Цар 7:13-14). Кедровая древесина была привезена из Ливана; деревья срубили и доставили умелые мастера другого Хирама — царя Тирского, союзника Соломона (3Цар 5:5-9). Для этой цели в Ливан было направлено 30000 Израильтян, поделенных на три группы. Каждая группа должна была работать один месяц из трех. Для обработки камня Соломон пригласил 153 600 иноземцев, живших в Израиле; из них образовалась отдельная группа носильщиков, каменотесов и руководителей работ (3Цар 5:15-17; 2Пар 2:17-18). Вероятно, умельцы-«гивлитяне» составляли еще одну группу (3Цар 5:18). Очевидно, что строительство храма было общенародным грандиозным проектом необычайного размаха, требовавшим больших усилий. Чтобы шум и грохот не нарушали святости места, каменотесы и столяры не работали непосредственно на строительной площадке (3Цар 6:7). Описание. Подробности, приведенные в Библии, позволяют составить довольно точное представление о храме. Рассказы в книгах Царств и книгах Паралипоменон дополняются описанием храма у Иезекииля (см. ниже), которое в значительной степени было основано на его знакомстве с Иерусалимским храмом (Иез 40-48). Боковые помещения, вероятно, стоявшие на отдельном основании или помосте по отношению к собственно храму (3Цар 6:5,10;
см. Иез 41:8-9), в три этажа, каждый высотой в 7,5 фута (2,3 м), и тянулись вокруг всего храма за исключением стороны притвора. Каждый последующий этаж был на 1,5 фута (0,5 м) шире, чем предыдущий, — эти размеры соответствуют толщине боковой стены святилища. Помещения первого этажа были шириной 7,5 фута (2,3 м), второго этажа — 9 футов (2,7 м), а третьего — 10,5 фута (3,2 м). На верхние этажи поднимались по винтовым лестницам (3Цар 6:8). Не вполне ясно, где располагались входы; возможно, с каждой стороны было по входу, но упоминается только один (3Цар 6:8). Как и в храме Иезекииля (Иез 40:17,28), здесь было два двора, внутренний и внешний (3Цар 6:36; 7:12), но их размеры не приводятся. Внутренний двор, «двор священников», был рядом с самим храмом и назывался также «верхним двором» (2Пар 4:9; Иер 36:10). Стена внутреннего двора состояла из трех слоев обтесанного камня, скрепленного слоем кедровой древесины (3Цар 6:36), а двери обоих дворов были покрыты бронзой (2Пар 4:9). Дворцовые постройки находились во внешнем дворе, и, вероятно, существовал частный проход из дворца в храм, который был закрыт во время правления Ахаза (2Пар 4:9,12; 4Цар 16:18). Сам храм имел длину 90 футов (27,4 м), ширину 30 футов (9,1 м) и высоту 45 футов (13,7 м), с портиком или вестибюлем глубиной 15 футов (4,6 м) по всей длине (3Цар 6:2). Вероятно, этот вестибюль находился в восточной части храма, что соответствует ориентации храма в описании Иезекииля (Иез 43:1; 44:1). Большую часть храма, рядом с портиком, составляло святилище, длиной 60 футов (18,3 м; 3Цар 6:17). Далее находилось Святое-святых, правильный куб со стороной 30 футов (9,1 м). Все внутренние стены были украшены изображениями цветов, херувимов и пальм, так что камня не было видно. Стены как внешнего, так и внутреннего святилища были «обложены» (3Цар 6:22) чистым золотом. На самом деле, золотые украшения могли быть инкрустацией, потому что цельные золотые пластины не позволяли бы видеть красоту деревянной резьбы. Пол был сделан из кипариса (3Цар 6:15). Узкие окна располагались высоко, над третьим этажом внешних помещений (3Цар 6:4). Потолок был покрыт кедровыми балками и плитами. По поводу внешнего вида кровли ничего не говорится, но, вероятно, использовалась конструкция того времени — деревянная рама-переплет заполнялась водонепроницаемым известковым раствором. Внешний притвор, вероятно, был открытым, потому что двери не упоминаются. Вход в святилище закрывала двухстворчатая дверь, дверцы которой складывались. Они были сделаны из кипариса и украшены точно так же, как и внутренние стены (3Цар 6:34-35). Дверные притолоки были из дерева маслины. Внутри святилища стоял жертвенник для воскурений из кедрового дерева, выложенного золотом; он располагался по центру, перед Святым-святых. В святилище также находились стол для хлебов предложения, 10 светильников, по 5 с каждой стороны, и разные принадлежности для выполнения обязанностей священников (3Цар 7:48-50). Все это было покрыто золотом. 10 столов, по 5 с каждой стороны, предположительно использовались для храмовой утвари и инструментов (2Пар 4:8). Святилище и Святое-святых разделяла двухстворчатая дверь из дерева маслины, украшенная резными изображениями херувимов, пальм и цветочным орнаментом, и также выложенная золотом. За этой дверью находилась завеса Святого-святых — синие, пурпурные и багряные занавеси из тончайших тканей с вышитыми изображениями херувимов (2Пар 3:14). Во Святом-святых стояло два позолоченных херувима из дерева маслины, каждый высотой 15 футов (4,6 м), 4Цар 6:23-28. Каждое крыло у них было длиной 7,5 фута (2,3 м). Одно крыло каждого херувима доходило до самой стены; другое касалось крыла второго херувима ровно по центру помещения. Божественный престол был гораздо менее впечатляющим, чем в скинии, где крылья херувимов сходились над крышкой ковчега (Исх 25:17-22). В храме Соломона ковчег завета помещался под херувимами, глядящими вперед, — символом защиты. В ковчеге, единственном предмете, уцелевшем со времен Моисея, по-прежнему хранились скрижали с законом, но сосуда с манной и жезла Аарона в нем больше не было (3Цар 8:9). Рядом с храмом, по обе стороны от притвора, стояли две полые бронзовые колонны (3Цар 7:15-20; 2Пар 3:15-17). Согласно Книге Царств, эти колонны были высотой 27 футов (8,2 м) и окружностью 18 футов (5,5 м). Толщина полого ствола колонны составляла около 4 дюймов (10,2 см). Колонны были увенчаны бронзовыми капителями в форме лилии, высотой 7,5 фута (2,3 м) и шириной 6 футов (1,8 м), украшенные тонкой резьбой и двумя рядами гранатов. Вероятно, эти колонны весили очень много — Иеремия пишет, что вавилонянам пришлось разбить их на кусочки, чтобы перевезти в Вавилон (Иер 52:17,21-23). Бронзовый жертвенник перед входом в притвор не упоминается в 3Цар 7. Но о нем говорится в описании освящения храма и далее (3Цар 8:22,54,64; 9:25), так что он явно стоял во внутреннем дворе. Он был квадратным в основании, со стороной в 30 футов (9,1 м), и имел высоту 15 футов (4,6 м; 2Пар 4:1). Ввиду его веса, вероятно, он был отлит частями в кузницах Соломона на реке Иордан (2Пар 4:17-18), а потом привезен на место храма и собран там. Вероятно, самым поразительным предметом во внутреннем дворе было бронзовое «литое море» — гигантский бассейн из бронзы толщиной 3 дюйма (8см), высотой 7,5 фута (2,3 м) и диаметром 15 футов (4,6 м; 3Цар 7:23-26). Края его были сделаны в виде распустившейся лилии (2Пар 4:2-5). Бассейн стоял на 12 бронзовых волах, по четыре с каждой стороны, и был украшен двумя рядами изображений, вероятно, тыкв или гранатов, ниже края. Он вмещал до 10 000-12 000 галлонов (37 850-45 420 л) воды. Это бронзовое «море» использовалось для омовения священников (2Пар 4:6). Предположительно, оно было окружено возвышением, потому что край такого бассейна должен был возвышаться над землей примерно на 15 футов (4,6 м). Хирам сделал также 10 больших умывальников, помещенных на передвижных подставках и стоявших по пять на северной и южной сторонах внутреннего двора (3Цар 7:27-39). Подставки представляли собой бронзовые коробки, с квадратной поверхностью, 6 на 6 футов (1,8 м на 1,8 м) и высотой 4,5 фута (1,4 м), с девятидюймовой (22,9 см) кромкой по верхнему краю. К каждому углу были приделаны крепежи для осей. Колеса с четырьмя спицами имели высоту 27 дюймов (68,6 см). На каждой подставке стоял умывальник, вмещавший примерно 220 галлонов (832,7 л) воды, использовавшейся для омовения жертвенных животных (2Пар 4:6). Вероятно, эти резервуары помещались рядом с десятью столами, на которых жертву чистили и готовили к жертвоприношению (2Пар 4:8). Была изготовлена также дополнительная утварь — как сосуды, ванночки и лопатки, все из бронзы (3Цар 7:40,45). Освящение. Между завершением строительства храма и его освящением прошло девять месяцев (3Цар 6:38; 8:2), и за это время основные предметы убранства заняли свои места. Освящение произошло в седьмой месяц, вероятно, в связи с праздником кущей и днем искупления (Лев 23:23-36). Ковчег завета был привезен на свое место (3Цар 8:3-4), но внутренний двор оказался недостаточно вместительным для громадного количества жертвоприношений (3Цар 8:62-64; 2Пар 7:7). При возведении храма использовали самые сложные строительные приемы того времени, не жалея на это средств, равно как и на внутреннее убранство. Но Соломон без колебаний признавал, что его храм — неподходящее вместилище для вечного Бога (3Цар 8:27). В своей молитве он говорит также, что Израиль может отойти от Бога, и противопоставляет народ Богу, Который, будучи справедливым Судьей, также милостив и верен. Кульминацией освящения был момент, когда с неба на жертвенник сошел огонь, и слава («шехина») заполнила храм (2Пар 7:1-3). Последующая история. Как большинство древних святилищ, храм стал национальной сокровищницей и поэтому часто подвергался нападениям. Сусаким {в ист. лит.: Шешонк} Египетский разграбил его через пять лет после смерти Соломона (3Цар 14:25-38). Вскоре после этого царь Аса (910-869 до Р.Х.) отдал много золота и серебра сирийцам, чтобы они помогли ему отразить нападение Ваасы, царя Израиля (908-886 г. до Р.Х.; 3Цар 15:16-19). Иоас, царь Иудейский (835-796 до Р.Х.), которого в детстве прятали в храме от злобной Гофолии (4Цар 11), отремонтировал его, выговорив священникам за то, что они присваивали дары (4Цар 12:4-16). Но после смерти первосвященника Иодая на самого Иоаса стали дурно влиять князья (2Пар 24:15-19). В наказание за отступничество Господь позволил сирийцам напасть на город, и Иоасу пришлось отдать им часть храмовых сокровищ (4Цар 12:17-18). Не успели восполнить утраченное, как храм снова был опустошен Иоасом Израильским (798-782 до Р.Х.), не оставившим камня на камне от высокомерной самонадеянности Амасии Иудейского (796-767 г. до Р.Х.; 4Цар 14:8-14). Позже царь Ахаз (735-715 до Р.Х.) воспользовался остатками храмовых богатств, чтобы обеспечить себе поддержку ассирийцев (4Цар 16:7-9), но в результате оказался у них в полном подчинении. Потом Езекия (715-686 до Р.Х.), один из величайших царей-реформаторов, основательно обновил храм и восстановил поклонение после забвения Бога в последние годы правления Ахаза (2Пар 29:1-19; 31:9-21). Однако политика Манассии (696-642 до Р.Х.) в корне отличалась от политики его отца, он ввел в храме поклонение хананейским и месопотамским божествам (4Цар 21:3-7). Его обращение, произошедшее, вероятно, в конце правления и приведшее к ряду реформ в храме (2Пар 33:12-19), не было достаточно полным, и в целом при нем Израиль переживал мрачный период своей истории (4Цар 21:10-16). Внук Манассии Иосия (640-609 до Р.Х.) был еще одним великим царем-реформатором. Он занимался восстановлением храма в 622 г. до Р.Х., и тогда была обнаружена утраченная Книга Закона (скорее всего Второзаконие; 4Цар 22:3-13). В результате реформы Иосии обрели новое измерение и стимул к скорейшему завершению (4Цар 22:14-23:3). Он очистил храм от всех элементов идолопоклонства (4Цар 23:4-12) и возродил традиционные праздники. Но, к сожалению, с его смертью реформы прекратились, и управление Иудеей перешло в руки отступника Иоакима (609-598 гг. до Р.Х.). Вероятно, в это время Иеремия произнес в храме знаменитую проповедь, предсказывая его разрушение (Иер 7:1-8:3; Иер 26:1-19), что вызвало неприязнь к нему со стороны религиозных властей. В результате начавшегося в 601 г. до Р.Х. завоевательного похода Навуходоносора, желавшего проучить непокорного Иоакима (4Цар 24:1-4), Иерусалим был взят (596 до Р.Х.), а многие сокровища храма перевезли в Вавилон (2Пар 36:7). Тогда храму удалось избежать уничтожения, но когда Иудея снова восстала при Седекии (597-586 до Р.Х.), он был разрушен (4Цар 25:8-10). Остаток храмовых сокровищ был захвачен и увезен. Храм Зоровавеля. Строительство. Хотя храма больше не было, место, где он стоял, оставалось местом паломничества в период изгнания (Иер 41:4-5). В 538 г. до Р.Х. персидский царь Кир, сторонник либеральной политики, в корне противоположной политике более древних империй, позволил иудеям вернуться из плена. Он разрешил заново отстроить храм и финансировал его восстановление из персидской казны. В Книге Ездры этот указ-разрешение сохранен в двух формах: в виде общего объявления (Езд 1:2-4) и в виде более прозаической записи в книгохранилище, где указаны основные параметры храма и размеры персидской помощи (Езд 6:1-5). Вероятно, лишь меньшая часть иудеев предпочла оставить сравнительно благополучную жизнь в Месопотамии и пуститься в опасный путь в родную землю. Согласно Книге Ездры, на призыв откликнулись 42 360 верных со своими слугами (Езд 2:64-65), под руководством Шешбацара (Езд 1:8-11; 5:14-16) и Зоровавеля (Езд 2:2; 3:2,8; 4:2). С великим воодушевлением был восстановлен жертвенник на месте храма и возобновлен традиционный порядок поклонения (Езд 3:1-6). Иудеи, используя персидские средства и добровольные пожертвования (Езд 2:68-69; 3:7), начали проектировать второй храм и заложили его фундамент (Езд 3:7-13). Но энтузиазм угас, как только они столкнулись с местной оппозицией (Езд 4:1-4,24), эгоизмом людей и неурожаями (Агг 1:2-11). В 520 г. до Р.Х. (Езд 4:24; Агг 1:1; Зах 1:1), по призыву пророков Аггея и Захарии, иудеи под руководством Зоровавеля и первосвященника Иисуса начали строительство. Работа продолжалась, несмотря на неодобрение властей, чинившиеся ими препятствия, и завершилась освящением храма в 515 г. до Р.Х. (Езд 5:1-6:22). О том, как выглядел храм Зоровавеля, известно мало. Сказано, что он был гораздо менее впечатляющим, чем храм Соломона (Агг 2:3), но, вероятно, упоминание об этом относится к раннему этапу строительства. Фактически, второй храм просуществовал более 500 лет. Размеры, приведенные в Езд 6:3, неполны; новый храм, без сомнения, стоял на том же месте, что и прежний, и был того же размера. При строительстве, по-видимому, использовали те же приемы, что и прежде, со слоями древесины, образующими раму для каменной кладки (Езд 6:4). Понятно, что там были вспомогательные помещения, вероятно, подобные боковым помещениям храма Соломона (Езд 8:29; Неем 12:44; 13:4-5). Если персидская помощь оказалась так велика, как было обещано (Езд 6:8-12), то второй храм отличался большими великолепием и внушительностью, чем обычно считается. Дальнейшая история. Несколько упоминаний в апокрифических, псевдоэпиграфических и раввинистических произведениях, а также в трудах историка Иосифа Флавия, помогают нам узнать историю этого храма и отчетливее представить себе его облик и его убранство. Иосиф Флавий, цитируя Гекатея из Абдер (IV век до Р.Х.), утверждает, что храм представлял собой большое здание, примерно 500 на 150 футов (152,4 на 45,7 м), окруженное каменной стеной, с жертвенником из необработанного камня, того же размера, что и бронзовый жертвенник Соломона (см. 2Пар 4:1). Внутри святилища стояли золотой жертвенник воскурений и светильник, который постоянно горел. Иосиф Флавий замечает также, что Антиох III (223-187 до Р.Х.) финансово поддерживал храм, когда Селевкиды заменили Птолемеев в качестве хозяев Иерусалима. Бен Сирах, в начале II века до Р.Х., хвалит Симона, сына первосвященника Онии, за укрепление и восстановление храмовой зоны. В 1Маккавейской приводятся ценные сведения о судьбе храма во время гонений Антиоха IV Епифана (175-164 до Р.Х.). В Маккавейских книгах описываются осквернение жертвенника всесожжения (1Мак 1:54) и кража золотого светильника, жертвенника воскурений, стола для хлебов предложения, завесы и других сокровищ (2Мак 5:15-16; 6:2-4). Когда иудеи вернули себе храм и восстановили его, победители Маккавеи поставили на место предметы, захваченные Селевкидами, за исключением жертвенника, который посчитали настолько оскверненным, что предпочли разобрать и заменить новым, из необработанного камня (1Мак 4:36-61; 2Мак 10:1-9). Без сомнения, храмовая зона использовалась как крепость, противостоявшая селевкидскому гарнизону, который находился в Иерусалиме в Маккавейский период, и конфликтам конца Хасмонейского периода. Когда около 63 г. до Р.Х. Помпей взял Иерусалим, он вошел в храм, чтобы утвердить свою власть, но не стал грабить его и отнесся к нему с уважением. История храма Зоровавеля завершилась, когда Ирод, тщательно оберегавший его от повреждений, после того овладел Иерусалимом с римской помощью в 37 г. до Р.Х., начал разбирать его около 21 г. до Р.Х. и готовиться к строительству своего собственного великого храма. Храм Ирода. Помимо более 100 упоминаний в НЗ, которых более 100, мы черпаем информацию о храме Ирода из трудов иудейского историка Иосифа Флавия и Миддота (раздела иудейских раввинистических писаний). Сведения, приводимые этими источниками, существенно расходятся, что позволяет исключить догматическое толкование при попытке восстановить истину. Так как Иосиф Флавий видел храм своими глазами (он родился около 37 г. по Р.Х. и умер в начале II века), вероятно, ему можно доверять больше, чем Миддоту, который датируется примерно 150 г. по Р.Х. и местами содержит преувеличения. Археологические раскопки помогли определить местоположение наружных стен и ворот. Ирод стал строить новый храм скорее по политическим, чем по религиозным мотивам. Будучи идумеем, он желал заслужить расположение своих подчиненных-иудеев, создав не менее великолепное святилище, чем храм Соломона. Народ боялся осквернения священного места, а также того, что храм может быть разрушен и не восстановлен. Но Ирод успокоил народ, обучив 1000 священников искусству каменщиков и собрав материалы до начала работ. Храм Ирода был построен трехчастным, как и его предшественники, хотя портик был значительно больше. В архитектурном плане он был построен в греко-римском стиле того времени и поэтому отличался от храма Зоровавеля. Работы начались в 20 г. до Р.Х. Главное святилище было возведено быстро (через 10 лет в нем уже шли богослужения), но все работы завершились только в 64 г. по Р.Х., всего за шесть лет до разрушения храма римлянами. Сначала Ирод приготовил площадку для строительства, расчистив территорию примерно в 500 ярдов (457,2 м) с севера на юг и примерно в 325 ярдов (297,2 м) с востока на запад. Местами пришлось вырубать куски скалы и выравнивать поверхность. Значительные фрагменты окружавшей храм стены, сложенной из каменных блоков в среднем шириной около 15 футов (4,6 м) и высотой около 4 футов (1,2 м), можно видеть до сих пор. Некоторые камни на углах южной стены весят до 70 тонн (63,5 метрич. т). По-видимому, само святилище было того же размера, что и в храме Соломона. Оно делилось на собственно святилище, 60 футов (18,3 м) длиной, 30 футов (9,1 м) шириной и 60 футов высотой; и Святое-святых, 30 на 30 футов. Во Святом-святых не было никакой мебели, и оно было отделено от святилища завесой. В святилище стояли семисвечник, стол для хлебов предложения и жертвенник для воскурения. Основным отличием от храма Соломона был впечатляющий портик, шириной и высотой 150 футов (45,7 м). Снаружи располагался дверной проем примерно 30 футов (9,1 м) шириной и 40 футов (12,2 м) высотой; в святилище вела внутренняя дверь примерно в два раза меньше. Над святилищем и Святым-святых находились пустые помещения, что позволяло объединить их общей кровлей высотой 150 футов (45,7 м). Крыша сверкала золотом, отпугивая птиц и не позволяя им приблизиться и осквернить здание. Как и предыдущие храмы, оно было ориентировано на восток и окружено с трех сторон трехэтажными помещениями высотой до 60 футов (18,3 м). Для строительства использовался местный белый камень, в виде гладко отполированных больших блоков. Из двора священников в портик можно было подняться по 12 ступеням. В центре перед портиком, на расстоянии 33 футов (10,1 м) от него, находился жертвенник. Он был сделан из необработанного камня и представлял собой многоуровневую конструкцию высотой 15 футов (4,6 м) и размерами примерно 48 на 48 футов (14,6 м). Мужчинам-Израильтянам разрешалось входить в эту часть храма один раз в году, во время праздника кущей, чтобы обойти жертвенник. В остальное время они допускались только во двор Израиля. К востоку от двора Израиля, отделенный от него лестницей в 15 ступеней и украшенными Великими воротами, находился Женский двор. Здесь находились сосуды для храмовых пожертвований (Мк 12:41-44). Далее шли нижний двор и большой внешний Двор язычников, окружавший внутренние дворы и отделенный от них балюстрадой и рядом предупредительных объявлений. Два таких объявления, на латыни и на греческом, были найдены при раскопках: они запрещают язычникам вход во внутренние части храма под страхом смерти. Внешний двор был всегда полон народа. В нем находился портик, поддерживаемый четырьмя рядами колонн, почти 40 футов (12,2 м) высотой, с южной стороны (Царский притвор), и двумя рядами — с остальных сторон. Восточная часть портика была известна как «притвор Соломона». Здесь сидели торговцы и менялы, здесь собирался синедрион, и здесь Христос учил и спорил с книжниками (Мк 11:27; Лк 2:46; 19:47; Ин 10:23). Здесь собиралась только что возникшая церковь, когда враждебно настроенные иудеи отвергли ее (Деян 3:11; 5:12). Непосредственно к северо-западу от храма находилась крепость Антония, где жил римский губернатор, когда был в Иерусалиме, и где размещался римский гарнизон на случай беспорядков (Деян 21:31-40). Она возвышалась над храмовой зоной и была отделена от нее широким рвом. Одеяния первосвященника хранились в крепости как знак власти римлян. Во Двор язычников вели четверо ворот в западной стене; двое — в южной стене, от которых дорога круто спускалась в долину, в месте, часто называемом «крылом храма» (Мф 4:5; Лк 4:9); одни ворота в восточной и одни — в северной стене. Значение храма в Ветхом Завете. Храм в Иерусалиме был основным местом объединения колен. Несмотря на попытку Иеровоама I, первого царя Северного царства, отвлечь внимание от Иерусалима, учредив святилища в Дане и Вефиле (3Цар 12:26-30), Иерусалим никогда не терял своего значения. Естественно, что и Езекия, и Иосия пытались охватить своими реформами северные колена (2Пар 30:1-12; 34:6-7), и Иерусалим был центром паломничества для жителей этих областей даже после своего разрушения (Иер 41:5). Пророки предсказывали, что ему суждено стать центром всеобщего поклонения (Ис 2:1-4). Храм был местом пребывания Бога среди Его народа. Божье присутствие, которое символизировали слава шехина и облачный столп, ассоциировалось со скинией собрания (Исх 33:9-11; 40:34-38), а потом — с храмом (3Цар 8:10-11). Парадокс заключается в том, что, хотя Бог совершенно безграничен, храм считался вечным домом Бога (3Цар 8:13,27). Бог избрал Сион, как Он избрал Давида (Пс 67:16-19; 75:3; 77:67-72), так что храм считался домом Бога (Пс 26:4; Пс 41:5; 83:2-5). Храм Иезекииля. Подробное описание храма у Иезекииля (Иез 40-48) нельзя считать описанием храма Зоровавеля. На самом деле, хотя Иезекииль был знаком с храмом Соломона до того, как отправился в изгнание в 597 г. до Р.Х., его описание скорее помогает нам уяснить себе отдельные особенности конструкции первого храма. Иезекииль хочет изобразить природу подлинного поклонения, чистого и незапятнанного никакой скверной. Такое поклонение позволило бы Божьей славе, которая покинула храм Соломона (Иез 9:3; 10:4,18-19; 11:22-23), вернуться, чтобы Иерусалим снова мог носить имя «Господь там» (Иез 43:1-5; 48:35). Эта идея, связанная с важным для Иезекииля понятием пребывания Божьего Духа в верующих в Него (Иез 36:24-28), предвосхищает новозаветное учение о верующих, которые становятся храмом Божьим. Значение храма в Новом Завете. Христос и храм. Христос относился к храму с явным уважением. Когда Ему было 12 лет, Он вступил под его сводами в беседу с учителями и назвал его домом Отца (Лк 2:41-50). Для Него «дом Божий» был местом жительства Бога (Мф 12:4; 23:21). Хотя Он дважды очистил его в праведном негодовании (Мф 21:12-13; Ин 2:13-16), Он оплакивал неизбежное разрушение города и храма (Лк 19:41-44). Он часто учил там, но был «больше храма» (Мф 12:6). Когда Он явился в Иерусалим как Мессия, отвернутый, несмотря на совершенные Им чудеса, Он предсказал неизбежную гибель города (Мф 21:9-15; 24:1-2). В течение краткого периода после Пятидесятницы ранняя церковь собиралась в храме, но потом из-за растущей оппозиции верующие вынуждены были покинуть Иерусалим (Деян 5:12,21,42; 8:1). Церковь как храм. Новозаветные авторы используют два разных греческих слова для описания храма: naos и hieron. Naos обозначает собственно святилище, место пребывания Бога. Hieron — это весь храмовый комплекс, в том числе и святилище. Naos обозначает внутренние помещения храма, святилище и Святое-святых, в то время как hieron — внешний двор и собственно храм. В посланиях Павла слово naos появляется шесть раз (1Кор 3:16-17; 6:19; 2Кор 6:16; Еф 2:21; 2Фес 2:4), a hieron — один раз (1Кор 9:13). В этих стихах Павел сохраняет разграничение, о котором мы говорили выше. Говоря о современном ему здании храма, он использует слово hieron по отношению к месту, где священники приносили жертвы (1Кор 9:13), внешнему двору (см. Исх 27-29; Исх 40). Упоминая же о мерзости беззакония, когда некто постарается занять место Бога в храме, Павел использует слово naos — место присутствия божества (2Фес 2:4). В других отрывках Павла слово naos употребляется метафорически — для описания пребывания Божьего Духа в человеке. Один раз храмом названо тело отдельного верующего (1Кор 6:19); во всех остальных случаях храм — это Тело Христово, Церковь (1Кор 3:16-17; 2Кор 6:16; Еф 2:21). Многие читатели ошибочно считают, что в 1Кор 3:16-17 речь идет об отдельном человеке, но, согласно греческому тексту, совершенно ясно, что Павел говорит здесь о церковном сообществе (в частности, о церкви Коринфа). Там, где Павел называет церковь Коринфа храмом, его читатели могли воспринять этот образ на основании собственного опыта знакомства с языческими храмами. Но Павел, вероятно, думал о храме Иерусалима. У язычников в каждом городе было много храмов разных богов; у иудеев был один Бог и один храм на весь Израиль. Это помогало сохранять единство Израиля. Коринфяне нуждались в духовном единстве; они были расколоты из-за индивидуальных предпочтений (см. 1Кор 1:10-13). В Послании к ефесянам, изысканном сочинении апостола Павла о церкви, говорится о поместных церквях как живых, органических единствах, которые все (в совокупности) возрастают в единое святилище Господа (Еф 2:21). Павел описывает поместную церковь как духовное место обитания Бога (Еф 2:22), возрастающее вместе с другими церквями в единое святое и всеобщее святилище для пребывания Господа. Храм в Откровении Иоанна. В откровении Иоанна нет материального храма, хотя он продолжает использовать образы Иерусалима и горы Сион (Отк 3:12; Отк 14:1; 21:2,10,22). Здесь преобладают три взаимосвязанные идеи. Первая — это представление о церкви как коллективе мучеников, верных членов Божьего храма (Отк 3:12; 14:1). Этот храм постепенно растет по мере того, как количество мучеников увеличивается (Отк 6:11). Другая тема — это храм как место суда (Отк 11:19; Отк 14:15; 15:5-16). и наконец, в грядущем веке храмы не нужны, «ибо Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец» (Отк 21:22). В итоге Бог будет пребывать со Своим народом — таким будет вечный, духовный храм.

см. тж. Давид; жертвенник; жертвоприношения; иудаизм; Ковчег Завета; крышка ковчега; певец; иудейское восстание; праздники израиля; святилище; священникии, левиты, хлебы предложения.