Хронология Библии, Ветхий Завет

Хронология Библии, Ветхий Завет (chronology of the Bible, Old Testament) Ответвление исследований Библии, пытающееся установить даты и последовательность событий ВЗ. Хронология — это точная наука. Она имеет дело со свидетельствами, теориями, предположениями и сопоставлением возможностей. Часто приходится делать выбор между теориями, которые в равной мере не способны разрешить все проблемы, возникающие при другом взгляде на события. Хронология ВЗ — это важная ветвь исследований Библии, потому что она необходима для правильного понимания исторического контекста библейских книг. Вообще хронология ВЗ достаточно ясна, чтобы мы представляли себе точность и последовательность Писания. Исследователи хронологии ВЗ пользуются как библейским, так и небиблейским материалом. Библейские данные включают в себя: (1) родословные, указывающие на личные и племенные связи между отдельными народами; (2) числа, указывающие на продолжительность жизни людей, длительность правления царей и продолжительность каких-то конкретных событий; (3) согласование событий, как-то: отнесение события к конкретному году правления царя или связь его с природным явлением, которое было хорошо известно современникам (например, Ам 1:1; Зах 14:5). Так как таких хронологических мест в ВЗ много, можно подумать, что определение дат и последовательности ветхозаветных событий — задача нетрудная. Но со всеми тремя типами библейского материала связаны определенные проблемы, которые сначала должны быть решены. Небиблейских материалов, проливающих свет на хронологию ВЗ, достаточно много, и с каждым годом обнаруживается все больше. Сюда относятся: (1) официальные записи о важных событиях, таких, как военные кампании, из стран вроде Египта или Вавилона; (2) официальные надписи в честь великих побед; (3) хроники, в которых перечислены основные свершения правителей год за годом; (4) глиняные таблички с письмами, записями о налогообложении и экономическими документами, военными донесениями от полевых командиров, распоряжениями штаба и другой информацией. Глиняные таблички могут быть датированы археологическими способами и часто используются для дополнения библейского материала. Хронологи пытаются изучить имеющуюся библейскую и небиблейскую информацию, проследить соответствия между данными и выработать рабочую систему, в которую можно свести все эти данные. Обнаружение новых сведений может привести к пересмотру используемой системы. Хотя основная структура библейской хронологии представляется достаточно фиксированной, многие детали приходится изменять по мере поступления новых свидетельств. Обычно чем более древним является период, тем меньше точности в датировании. Во II тысячелетии до Р.Х., например, многие даты определяются с точностью плюс-минус сто лет. Ко временам Давида и Соломона (ок. 1000 до Р.Х.) погрешность уменьшается до 10 или менее лет. Чем ближе к современности, тем меньше погрешность, поэтому, за исключением одной или двух проблематичных областей, примерно к IX веку до Р.Х. события уже можно датировать с точностью до одного или двух лет. При изучении периодов ветхозаветной истории следует иметь в виду эти ограничения.

ПОДРАЗДЕЛЫ СТАТЬИ


Допатриархадьный период
От Авраама до Моисея
Покорение и освоение земли обетованной
Монархия
Иудея после падения Израиля
После 586 г. до Р.Х. Допатриархальный период. Библейские свидетельства. В первых 11 главах Книги Бытие рассказывается о сотворении мира (Быт 1-2), грехопадении (Быт 3), истории Каина и Авеля (Быт 4), о потопе (Быт 6-9) и вавилонской башне (Быт 11). Эти события помещены в определенные хронологические рамки. Согласно Быт. 5, между сотворением мира и потопом сменилось 10 поколений. Хотя в среднем люди жили тогда по 847 лет и дольше, общий промежуток времени от Адама до потопа насчитывает всего 1656 лет. Согласно Быт. 11, со времени потопа и до времен Авраама сменилось еще 10 поколений (по крайней мере так говорится в Септуагинте, греческом переводе ВЗ, сделанном в III веке до Р.Х.; в еврейском масоретском тексте сказано, что поколений было девять). В те времена люди жили в среднем по 346 лет (если принимать во внимание сына Арфаксада Каинана, который упоминается в Быт 11:13 по LXX и якобы жил 460 лет;
см. Лк 3:36); но общий временной промежуток между потопом и Авраамом — всего 520 лет. Если воспринимать эту информацию буквально, это может значить, что предки Авраама, вплоть до Сима, сына Ноя, были еще живы, когда родился Авраам, и со времен сотворения мира до Авраама прошло всего 2176 лет. Толкование библейских данных. Для того чтобы истолковывать библейские цифры буквально или строго математически, как делается на полях многих изданий KJV, необходимо придерживаться ряда предположений: что в родословных не пропущено ни одного имени, что все приведенные числа последовательны и в особенности что цифры, приведенные в древнем библейском источнике, имеют то же самое значение, что и для современного западного менталитета. Каждую из этих предпосылок следует серьезно изучить в свете других известных фактов. Изучение других библейских родословных, в частности, показывает, что не всегда в родословную включались имена всех членов семейства. Даже у Матфея перечисляется всего 28 поколений (два раздела по 14 поколений в каждом) между Давидом и Иисусом, и сравнение этой родословной с ветхозаветными выявляет, что Матфей опустил несколько имен. Лука перечисляет 42 поколения в рамках того же временного интервала. Пропуски становятся очевидными, если сравнить родословные в 1Пар 1-8 с более ранними в книгах Бытие, Исход, Числа, Иисуса Навина и Царств. Кроме того, древние люди воспринимали цифры схематично или символически. Использование чисел древними народами Ближнего Востока резко отличается от принятого сегодня в западном мире. Примеры этого присутствуют как в библейских, так и в небиблейских источниках. Например, в списке восьми шумерских царей, которые правили в городе Шуруппак до «великого потопа» в эпоху Джемдет-Наср (ок. 3000 до Р.Х.), утверждается, что каждый из восьми правил более 30 000 лет. Берос, вавилонский жрец Мардука, живший в III веке до Р.Х., добавляет к списку из восьми царей еще два имени и указывает срок правления каждого как в среднем 43 200 лет. Такие необычные цифры позволяют нам увидеть данные Книги Бытие в ином свете. Поэтому мы можем утверждать, что хотя цифры, связанные с возрастом патриархов до Авраама в Книге Бытие, имели для автора книги реальное значение, их не следует использовать чисто буквально для исчисления временных рамок разных поколений, упоминаемых в тексте. Кроме того, числа, приводимые в Септуагинте и Самарянском Пятикнижии, еще одном древнем варианте Пятикнижия, многими деталями отличаются от тех, что даются в еврейском масоретском тексте. Это значит, помимо прочего, что числа Книги Бытие создавали проблемы и для самых первых исследователей Писания. Небиблейские свидетельства. Археология не располагает данными, которые позволили бы определить дату сотворения мира или любого другого события, описанного в Быт 1-11. Приведем в пример трудности, связанные с потопом. Ученые самых разнообразных направлений (представители точных наук, богословы и другие исследователи) заявляют, что археология доказала истинность повествования о потопе в Книге Бытие. Однако археологических свидетельств потопа не обнаружено ни в одном из городов на территории Сирии и Палестины (в том числе и в древнейших городах мира). Хотя в некоторых городах Месопотамии обнаружены следы потопа, вряд ли стоит считать это доказательством истинности Быт 6-9. Все уровни потопа, обнаруженные до сих пор, относятся к разным периодам. Кроме того, так как в близлежащих местах следов потопа не обнаружено, все месопотамские потопы, скорее всего, были локальными. Наконец, у нас нет свидетельств о крупных разрывах культурной преемственности, что было бы неизбежным следствием полного уничтожения населения земли. Представляется, что древние потопы в Месопотамии, следы которых были обнаружены при археологических раскопках, имеют ту же природу, что и наводнения, которые до сих пор случаются в долине реки Евфрат. Очевидно, некоторые из проблем, которые возникают в связи с повествованием Книги Бытие, просто не могут быть решены. Те, кто считает Библию Словом Божьим, пришли к выводу, что датирование событий, описанных в Быт 1-11, не так важно, как богословские истины спасения, веры и повиновения, отраженные в этом рассказе.

ВАЖНЫЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ СОБЫТИЯ и ДАТЫ

Событие Точка отсчета Библейские основания Дата, год до Р. X.
Стена Неемии 20-й год правления персидского царя Артаксеркса Неем 2:1 444
Указ о возвращении 1 -й год правления Кира II Персидского в Вавилоне Езд 1:1 538
Падение Иерусалима 19-й год правления Навуходоносора II в Вавилоне 4Цар 25:8 586
Падение Самарии Последний год правления Салманассара V Ассирийского 4Цар 17:3 722
Раскол царства 77 лет до 6-го года правления Салманассара III 3Цар 11:29-43 930
Основание храма 4-й год правления Соломона 3Цар 6:1 966
Исход из Египта 480 лет до основания храма 3Цар 6:1 1446
Переселение в Египет За 430 лет до исхода (397 лет там плюс 33 в Ханаане для «сынов Израиля», согласно греческому тексту)
Исх 12:40 1876
Рождение Иакова За 130 лет до того Быт 47:9
греч./евр. 1973/2006
Рождение Исаака За 60 лет до того Быт 25:26 2033/2066
Рождение Авраама За 100 лет до того Быт 21:5 2133/2166
От Авраама до Моисея. Эпоха патриархов. Даты жизни Авраама по-прежнему живо обсуждаются исследователями Библии, которые признают, что Авраам, Исаак и Иаков были историческими личностями. Сторонники ранней периодизации полагают, что период патриархов продолжался с 2086 по 1871 г. до Р.Х.; согласно же теории поздней периодизации, Авраам жил ок. 1400 г. до Р.Х. Так как приверженцы каждой из теорий опираются на библейские данные, необходимо внимательнее рассмотреть их позиции. Многие отрывки ВЗ, как представляется, подкрепляют точку зрения тех, кто относит жизнь Авраама к более ранней дате. В 3Цар 6:1 сказано, что с момента исхода из Египта до основания храма на четвертый год правления Соломона (961 г. до Р.Х., согласно теории ранней периодизации) прошло 480 лет, что позволяет отнести исход к 1441 г. до Р.Х. Если Израильтяне пробыли в Египте 430 лет (см. Быт 15:13; Исх 12:40), то они прибыли туда в 1871 г. до Р.Х. К этой дате надо прибавить 215 лет, а именно: (1) возраст Авраама в момент вступления в Ханаан (75 лет, согласно Быт 12:4); (2) 25 лет до рождения Исаака (Быт 21:5); (3) еще 60 лет до рождения Иакова (Быт 25:26); и (4) появление Иакова перед фараоном в возрасте 130 лет (Быт 47:9). В результате прибавления этих 215 лет получается, что Авраам вступил в Ханаан в 2086 г. до Р.Х. и родился в 2161 г. до Р.Х. При таком подсчете используются не все хронологические данные ВЗ; следовательно, эти даты жизни Авраама могут быть оспорены. Например, 480 лет между исходом и четвертым годом правления Соломона включают в себя блуждания по пустыне, историю Иисуса Навина и его непосредственных преемников, а также период судей, Самуила, Саула и Давида. Хотя в ВЗ не говорится, сколько времени в точности продолжалось служение Иисуса Навина, Самуила или Саула, даже при скромных подсчетах выходит, что на все это должно было уйти приблизительно 600 лет. Кроме того, существует проблема, связанная с продолжительностью пребывания Израильтян в Египте. В Самарянском Пятикнижии и Септуагинте приводится число 430 (в Исх 12:40), которое включает в себя не только годы, проведенные в Египте, но и годы пребывания Авраама, Исаака и Иакова в Ханаане. Очевидно, Павел следовал традиции Септуагинты, когда утверждал, что закон был дан Богом через 430 лет после того, как это было обещано Им Аврааму (см. Гал 3:15-18). Это значит, что данные Септуагинты нельзя с легкостью отвергать. Поздняя же периодизация жизни Авраама (ок. 1400 до Р.Х.) основана на двух предпосылках: (1) Картина патриархального общества в Книге Бытие очень точно соответствует данным клинописных табличек из Нузи, города в северо-восточной Месопотамии, примерно в 175 милях (282 км) к северу от Багдада. (2) Так как эти таблички относятся к XV — XIV векам до Р.Х., патриархальный период должен приходиться на то же время. Сторонники более поздней периодизации понимают, что их датирование жизни Авраама расходится с цифрами, на которые опираются их оппоненты. Они указывают на другие данные ВЗ. Иосиф, уже занимавший высокое положение в Египте, когда туда перебрался Иаков, жил 110 лет (Быт 50:26). Моисей был правнуком Левия, старшего брата Иосифа. Так как Иосиф дожил до рождения правнуков (которые, вероятно, были моложе Моисея, потому что их прадед был младше его прадеда), получается, что в момент рождения Моисея Иосиф был еще жив. Родословная Моисея, состоящая из четырех поколений (Левий — Кааф — Амрам — Моисей; Исх 6:16-20; Чис 3:17-19; 26:58-59; 1Пар 6:1-3), очевидно, может считаться полной, согласно Быт 15:16, где предсказывается, что потомки Авраама освободятся из египетского плена «в четвертом роде». Однако если отнести рождение Авраама примерно к 1400 г. до Р.Х., это войдет в противоречие с другими библейскими данными, в том числе длительному пребыванию в Египте, о котором говорится в Быт 15:13 и Исх 12:40, а также 40-летнему (втечение жизни одного поколения) блужданию в пустыне. Некоторые ученые умеренных взглядов вынуждены свести блуждания по пустыне к двум годам, чтобы иметь возможность отнести дату рождения Авраама к более позднему периоду. Короче говоря, теория поздней периодизации соответствует одному ряду библейских данных (родословные Моисея), а теория ранней периодизации — другому (цифры, упоминаемые в отдельных стихах Бытия и Исхода). Сторонники первой теории утверждают что вообще в семитских обществах родословные представляют собой наиболее достоверную информацию, в то время как сторонники второй говорят, что библейское повествование буквально совпадает с их схемой. Так как обе эти точки зрения не избавляют от проблем, большая группа ученых придерживается золотой середины при периодизации эпохи патриархов. Согласно археологическим данным, говорят они, Авраам и его жизнь в точности соответствуют началу II тысячелетия, а не более позднему времени. Относя жизнь Авраама приблизительно к 1800-1600 г. до Р.Х., они пытаются согласовать библейские и небиблейские свидетельства. Археология выдвигает четыре основных доказательства в пользу отнесения патриархальной эпохи к началу II тысячелетия до Р.Х.

1. Хотя содержание табличек из Нузи явно соответствует общественной жизни патриархов, в других табличках из других городов и более раннего периода отражены многие обычаи, сходные с обычаями Нузи и Книги Бытие. Жители Нузи были хурритами, которые пришли в Северо-Восточную Месопотамию извне (вероятно, из Армении), их общественные обычаи возникли до того времени, которым датируются ныне доступные нам таблички. Соответственно Авраам мог жить и раньше XV века до Р.Х., к которому относятся таблички из Нузи.

2. Имена нескольких предков Авраама, перечисленные в Быт. 11, теперь могут быть отождествлены с городами на севере Месопотамии, недалеко от Харрана — города, из которого Авраам прибыл в Ханаан (Быт 11:31-12:3). Существенно, что Харран переживал эпоху расцвета в XIX — XVIII веках до Р.Х.

3. Вскоре после 2000 г. до Р.Х. кочевые семитские племена из пустыни вторглись в обжитые области плодородных земель Междуречья. Эти завоеватели, называемые в ВЗ аморреями, осели в нескольких городах Северной Сирии и Месопотамии. Одним из аморрейских городов был Вавилон, в котором около начала XVIII века до Р.Х. правил Хаммурапи. Хотя лингвистически царя Амрафела из Быт 14:1 и нельзя отождествить с вавилонским царем Хаммурапи, как считали ученые раньше, общая картина периода после вторжения аморреев соответствует повествованию Бытия.

4. Мари, еще один аморрейский город, сегодня широко известен благодаря обнаружению в его царском дворце архивов из более чем 20000 табличек. Географически Мари расположен недалеко от Харрана. Хронологически таблички относятся к XVIII веку. Один из царей Мари XVIII века, Зимрилим, переписывался с вавилонским царем Хаммурапи. Таблички из Мари содержат также много ценной информации о племенах и этнических группах и их перемещениях по региону. Для датирования событий Книги Бытие особо важны документы из Мари, содержащие личные имена, очень похожие на имена Аврам (Аби-рам), Иаков, Лаван и другие западно-семитские имена. Археологические свидетельства не доказывают и не опровергают историчности Авраама, Исаака и Иакова. Это признают все стороны. Археология предоставляет нам ряд возможностей, в рамках которых библейские повествования о патриархах кажутся все более и более достоверными. Д ат а исхода. Проблема периодизации эпохи патриархов тесно связана с другой проблемой — точной датировкой исхода Израильтян из Египта. Так как не существует данных для определения точных дат жизни Авраама, установить точную дату прибытия Иосифа или Иакова в Египет также невозможно. Кроме того, библейские свидетельства не позволяют нам точно определить продолжительность пребывания народа в Египте. Много лет исследователи Библии опирались на 3Цар 6:1 для установления неоспоримой даты исхода. Так как четвертый год правления Соломона, вне всякого сомнения, относится к 10-летнему временному промежутку (967-958 до Р.Х.), исход может быть датирован с той же точностью — за 480 лет до того. Но другие библейские данные создают серьезные проблемы, ставящие под сомнение этот простой подсчет. Если изучить все события Библии между исходом и основанием Соломонова храма, то есть от Книги Числа до 3Цар 5:18, то они должны продолжаться не 480, а около 600 лет. Так как для точной датировки исхода данных недостаточно, ученые придерживаются двух возможных позиций. Некоторые свидетельства подкрепляют точку зрения, согласно которой исход произошел в XV веке до Р.Х. Хронология 3Цар 6:1 подтверждается отрывком Суд 11:26. Там говорится, что Израиль жил в Есевоне в течение 300 лет до времени Иеффая. Если Иеффай жил ок. 1100 г. до Р.Х., то исход должен был произойти в середине XV века. Кроме того, известно, что у трех поколений фараонов, правивших в XVI — XV веках до Р.Х., не было детей мужского пола, что подтверждает: Моисей мог стать приемным наследником царской семьи в этот период; у всех царей XIX династии (1306-1200 до Р.Х.) были законные наследники мужского пола. Помимо этого, если отнести исход к XV веку, возможно связать вторжение «хабиру» в Ханаан (1400-1350 до Р.Х.), описанное в табличках, обнаруженных в Эль-Амарне, Египет, — и вторжение в Ханаан евреев, о котором рассказывается в ветхозаветной Книге Иисуса Навина. С этим связано также упоминание об «Израиле» на стеле Мернептаха — каменном столбе, на котором запечатлены деяния египетского фараона Мернептаха, относящемся примерно к 1220 г. до Р.Х. Там сказано, что народ, о котором идет речь и который встретился Мернептаху в ходе ханаанской военной кампании, уже имеет некоторую историю. Наконец археолог, ведущий раскопки в Иерихоне, Джон Гарстанг, отнес разрушение этого города примерно к 1400 г. до Р.Х. Но есть и другие свидетельства, побуждающие отнести исход не к XV, а к XIII веку до Р.Х. Многие ученые на основании этих свидетельств относят его к 1290-1275 г. до Р.Х. Во-первых, 480 лет, о которых говорится в 3Цар 6:1, можно истолковать как схематическое указание на 12 поколений, как отмечено в 1Пар 6:3-8. Таким образом, если сменилось 12 поколений, считая на каждое в среднем по 25, а не по 40 лет, 480 лет превращаются в 300, и исход может быть отнесен к 1266 г. до Р.Х. Во-вторых, археологические свидетельства показывают, что некоторые из городов, захваченных Иисусом Навином (Лахис, Девир, Вефиль и Асор), были разрушены в конце XIII века. В-третьих, в Библии нет упоминаний о египетских военных кампаниях (таких, как кампания Мернептаха на надписи 1220 г. до Р.Х.); если бы Израильтяне жили в Ханаане до военных вторжений фараонов Сети I (1319-1301 до Р.Х.) и Рамзеса II (1301-1234 до Р.Х.), их это, несомненно, коснулось бы. В-четвертых, в Исх 1:11 упоминается город Раамсес — столица, построенная Рамзесом II, согласно его собственным надписям. Пятый аргумент основан на выводе археологов о том, что в Трансиордании и пустыне Негев в период с 1900 по 1300 г. до Р.Х. не жили оседлые народы, в то время как в Библии ясно сказано: Израильтяне столкнулись с серьезным противостоянием оседлых групп в том самом регионе. Получается, что Израильтяне должны были войти в землю обетованную не ранее 1300 г. до Р.Х. В-шестых, сопоставление «хабиру» с Израильтянами необоснованно, потому что таблички из Амарны свидетельствуют о присутствии «хабиру» практически на всей территории Ближнего Востока. Представляется, что «хабиру» — это более общий термин, возможно, со значением «разбойник» и этимологически и семантически не связанный со словом «еврей». В-седьмых, наконец, археолог Кэтлин Кэньон дополнительно исследовала находки Гарстанга в Иерихоне, в результате чего было установлено: стены, падение которых Гарстанг отнес к 1400 г. до Р.Х., на самом деле были разрушены в 1800 г. до Р.Х. или еще раньше. В настоящее время невозможно определить, в каком столетии произошел исход. Большая часть исследователей ВЗ обычно склоняется к тому, чтобы относить его к XIII веку. С другой стороны, многие консервативно настроенные ученые продолжают отстаивать XV век. В данном случае догматиком быть невозможно, потому что и та, и другая точка зрения проблематична. Для рассмотрения следующих проблем тем не менее мы принимаем как дату исхода 1290 г. до Р.Х., согласно с мнением большинства. Покорение и освоение земли обетованной. Хронологическая задача, связанная с периодом покорения и освоения земли обетованной, требует вместить все события, описываемые в ВЗ, в основном в Иисуса Навина и Судьях, в период между исходом (ок. 1290 до Р.Х.) и временами Давида (ок. 1000 до Р.Х.) и Соломона (умер в 930 г. до Р.Х.). Иначе говоря, речь идет о том, чтобы уложить 550 лет библейских событий от Моисея до Давида в 290-летний промежуток. Хотя, если считать исход относящимся к более ранней дате (ок. 1447 до Р.Х.), задача несколько упрощается, добавление 157 лет само по себе не решает проблемы. Эта дата также не позволяет считать, что все события ВЗ от Иисуса Навина до Давида происходили по очереди и последовательно. Получается, что, какой бы ни считалась дата исхода, некоторые из судей должны были управлять одновременно, а не по очереди. Эта неувязка — только одна из целого ряда проблем. Большая часть ветхозаветных сведений о покорении Ханаана Израильтянами представлена в Книге Иисуса Навина. К сожалению, в этой книге отсутствуют хронологические примечания, которые позволили бы нам определить, сколько лет продолжалась деятельность Навина. Кроме того, в Библии нет указаний на основные события того периода, происходившие в других районах Древнего мира, что помогло бы в определении хронологии. В Книге Иисуса Навина рассказывается о падении Иерихона и Гая, после чего описывается южная, а затем северная кампании. После этих побед, в результате которых был покорен практически весь Ханаан, земля была распределена между коленами Израиля; они должны были завершить уничтожение хананеев, оставшихся в отдельных районах страны. Но мы напрасно стали бы искать упоминания о хронологии этих событий. С Книгой Судей дело обстоит несколько иначе. Здесь приводится внушительный список цифр, указывающих на продолжительность периодов иноземного вторжения и перемирий, а также сроки служения судей. Всего период охватывает 410 лет, но сюда не включен срок правления некоторых «малых» судей. Поэтому представляется очевидным, что большая часть судей, если не все, обладала только поместной властью и что их деятельность происходила одновременно с деятельностью других судей, по крайней мере, отчасти. К сожалению, в книге нет системы перекрестных ссылок, которая позволила бы понять, какие из судей были современниками. Скорее всего, мы сможем установить хронологические рамки периода между Моисеем и Давидом лишь в общих чертах. Следует не забывать два важных момента. Во-первых, археологическая информация скорее свидетельствует о том, что покорение произошло в 1250 г. до Р.Х., а не за 200 лет до того. Если мы будем считать, что правление некоторых судей совпадало по времени, цифры ВЗ в их буквальном понимании можно свести к общей схеме, основанной на других сведениях. Во-вторых, древние писцы явно связывали хронологию этого периода со схемой, основанной на 40-летних периодах, то есть временем жизни одного поколения, — практикой, которая была распространена в царстве до разделения, когда династическую хронологию стали вести постоянно. Учитывая тот факт, что длительность служения многих определена именно как 40-летний период, сумму этих периодов в буквальном смысле нельзя соотнести ни с библейскими, ни с археологическими свидетельствами о том времени. Соответственно большинство ученых сомневается в том, что число 40 следует воспринимать как результат математических подсчетов. Это мнение позволяет увязать библейские и другие свидетельства в рамках общей хронологии. Монархия. Типы свидетельств. Существует множество хронологических свидетельств, относящихся к периоду монархии в Израиле. В самом ВЗ представлена вся информация, необходимая для составления хронологии этого периода, а именно: (1) полный список всех царей Израиля и Иудеи до и после раскола царства; (2) возраст каждого царя (кроме Саула) в момент вступления на престол; (3) синхронизация событий Северного Царства, Израиля, и Южного Царства, Иудеи, с указанием, в какой год правления царя другого царства его современник сел на престол; и (4) точная продолжительность правления каждого царя. Помимо этого указаны даты некоторых важных событий по отношению к другим важным событиям; некоторые из них соотнесены с важными событиями истории светской. Существует множество материалов и вне ВЗ, позволяющих определить хронологию этого периода. Наиболее важным источником считается собрание ассирийских списков limmu. В Ассирии запись о правлении каждого из царей хранилась в особого рода анналах. Каждый год правления носил имя высокопоставленного придворного чиновника: первый назывался в честь самого царя, второй — в честь следующего после него по рангу (изначально имя выбиралось по жребию) и так далее, до смерти царя. Слово limmu использовалось для введения имени того, в честь кого назывался год, поэтому списки получили название «списков Итти». Ассирийские limmu тесно связаны с солнечным годом, что делает документы весьма достоверными. Кроме того, помимо многих событий ассирийской истории, исключительные природные явления были датированы на основании limmu, в которых они встречаются. Например, солнечное затмение, которое относится ассирийскими писцами к limmu Бур-Сагала, астрономы датировали 15 июня 763 г. до Р.Х. Исходя из этого был получен полный список соответствий ассирийских limmu на период с 891 по 648 г. до Р.Х. Точность ассирийских limmu подтверждается рядом источников, поэтому их спокойно можно использовать для восстановления хронологии соответствующего периода библейской истории. В особенности это относится к тем случаям, когда библейский автор связывал событие в Израиле или Иудее с определенным годом правления какого-нибудь ассирийского царя, по спискам limmu которого можно определить точные годы его правления. Существуют также халдейские (вавилонские) списки царей и труды более поздних греческих историков. Например, Птолемей во II веке по Р.Х. приводит даты правления вавилонских царей, начиная с 747 г. до Р.Х., после чего указывает годы нахождения у власти персидских, греческих и римских правителей вплоть до 161 г. по Р.Х. Наконец, полезную информацию можно обнаружить в надписях на памятниках, стелах и других ценных находках в Ассирии и других местах. Хронология монархии. Списки limmu ассирийского царя Салманассара III позволяют провести первую параллель между датами событий в Ассирии, Израиле и Иудее. В limmu Даиан-Ассур, на шестой год правления Салманассара, царь Израиля Ахав сражался против ассирийцев под Каркаром. Дату этого сражения можно с уверенностью определить как 853 г. до Р.Х. Ассирийские летописи указывают также, что Салманассар III вступил в контакт с царем Израиля через 12 лет после того, в 841 г. до Р.Х. Этим царем был Ииуй. Эти два фиксированных момента могут быть соотнесены с библейской информацией. После смерти Ахава, которая не может быть точно датирована на основании ассирийских записей, к власти пришли два его сына. Первый, Охозия, правил два года (3Цар 22:51); второй, Иорам, правил 12 лет (4Цар 3:1). Принимая во внимание, что Израильтяне в то время считали часть года за целый год, когда речь шла о сроках правления, общую сумму в 14 лет можно свести к 12 годам. Тогда представляется очевидным, что Ахав не только сражался с Салманассаром III в 853 г. до Р.Х., но и умер в этом году. Потом в течение 12 лет правили двое сыновей Ахава, а в 841 г. до Р.Х. на престоле уже сидел Ииуй, вступивший в контакт с Салманассаром III в 841 г. до Р.Х. Так как Ииуй убил одновременно и царя Израиля (Иорама), и царя Иудеи (Охозию), 4Цар 9:24-27, к 841 г. до Р.Х. можно четко синхронизировать события в двух царствах. Первые девять царей Израиля, очевидно, правили в течение 98 лет или фактически (принимая во внимание Израильский обычай считать часть года за целый) — 90 лет. Замврий, который правил всего семь дней (3Цар 16:15-18), считается одним из девяти, но явно из-за него нет смысла прибавлять еще один год к общему сроку. Таким образом, воцарение Иеровоама I произошло в 930 г. до Р.Х. (за 90 лет до 841 г. до Р.Х.), а Ровоам Иудейский начал править в том же году. Так как в 3Цар 11:42 говорится, что Соломон правил 40 лет, годом его воцарения следует считать 970 г. до Р.Х. Тогда и смерть Давида должна быть отнесена к этому периоду, хотя можно предположить и краткий срок совместного правления Давида и Соломона перед смертью Давида. Получается тогда, что Саул правил приблизительно в конце XI века до Р.Х. В Иудее в период между смертью Соломона в 930 г. до Р.Х. и убийством Охозии Ииуем в 841 г. до Р.Х. правило шесть человек, их общий срок пребывания на престоле — 95 библейских лет. Определить хронологию этого периода правления иудейских царей не так просто, как для царей Израиля. Проблемы вызваны отказом от правила считать часть года за целый год примерно ок. 850 г. до Р.Х., по крайней мере двумя совместными правлениями (Иосафат с Асой и Иорам с Иосафатом) и разницей в календаре двух царств. Ясно, что срок в 95 лет должен быть сокращен, на основании подсчетов и календаря, до 90 фактических лет, чтобы иудейские цифры соответствовали ассирийским и Израильским. После 841 г. до Р.Х. следующее библейское событие, зафиксированное в небиблейском материале, — это падение Самарии в 722 г. до Р.Х. Эта дата указывается в анналах Саргона II Ассирийского (722-705 до Р.Х.), преемника Салманассара V (727-722 до Р.Х.). Хотя между этой датой и фиксированной точкой истории Израиля — 841 г. до Р.Х. — всего 120 лет, хронологические материалы этого периода достаточно трудно точно истолковать. В прошлом ученые, пытаясь понять последовательность событий этого периода, выдвигали теории о соправлениях, предполагаемой путанице, допущенной переписчиками, и тому подобном. Однако, несмотря на трудности, все библейские и ассирийские даты после раскола царства были согласованы — за исключением четырех, связанных с завершающими годами царства Израиля, которые все некоторым образом относятся к проблематичному правлению Осии. Иудея после падения Израиля. После падения Самарии в 722 г. до Р.Х. хронология ВЗ связана только с Южным Царством, Иудеей, до его покорения примерно 135 лет спустя. Два важных события, описанных в Библии, помогают установить хронологию этого периода, — осада Иерусалима Сеннахиримом Ассирийским в конце VIII века и падение Иерусалима под натиском вавилонян в начале VI века. Вторжение Сеннахирима в Иудею. Об ассирийском вторжении (704-681 до Р.Х.) рассказывается в 4Цар 18:13-16, где в 4Цар 18:13 событие относится к четырнадцатому году правления царя Езекии. В собственных надписях Сеннахирима приводится более подробная версия событий. На основании этих надписей установлена дата 701 г. до Р.Х., что позволяет отнести воцарение Езекии к 715 г. до Р.Х. До сих пор все достаточно просто, но существуют и проблемы. Например, в 4Цар 19:9 сказано, что Сеннахирим во время кампании, в ходе которой был осажден Иерусалим, воевал также с эфиопским царем Тиргаком (ок. 690-664 до Р.Х.). Очевидно, что упоминание о царе, который не мог прийти к власти раньше 690 г. до Р.Х., не позволяет датировать события 701 г. до Р.Х. Но не исключено, что Сеннахирим дважды вторгался в Иудею — в первый раз в 701 г., а во второй — несколько позже. Дата этого предполагаемого второго вторжения неточна, хотя на основании 4Цар 19:35-37 можно предполагать, что Сеннахирим был убит вскоре после ухода от стен Иерусалима. Так как сын Сеннахирима Асархаддон сменил его на престоле в 681 г., предполагаемое второе вторжение в Иудею должно было иметь место где-то в конце этого десятилетия. Ряд ученых выступает против предположения, что Иерусалим был осажден Сеннахиримом дважды. Они говорят, что, возможно, Тиргак, который стал царем только в 690 г. до Р.Х., мог выступать против Сеннахирима еще в 701 г., до восшествия на трон. При упоминании о Тиргаке в 4Цар 19:9 мог использоваться его текущий титул, чтобы последующим поколениям читателей было понятно, о ком идет речь. Каким бы ни было число вторжений Сеннахирима в Иудею, несомненно, что он осаждал Иерусалим в 701 г. до Р.Х., на четырнадцатый год правления Езекии. Такая синхронизация событий позволяет определить, что Езекия воцарился в 715 г. до Р.Х., но эта дата ставит еще одну проблему. Падение Самарии, которое сейчас относится к 722 г. до Р.Х., приходится, согласно 4Цар 18:10, на шестой год правления Езекии. Скорее всего Езекия начал править совместно со своим отцом Ахазом, за шесть лет до падения Самарии. Путаница фактически может возникнуть в связи с тем, что в одном стихе (4Цар 18:13; повторяется в Ис 36:1) вторжение Сеннахирима в 701 г. до Р.Х. отнесено к четырнадцатому году независимого правления Езекии; в другом же (4Цар 18:10) падение Самарии соотносится с началом его правления совместно с отцом. Итак, с 728 по 715 г. до Р.Х. Езекия правил вместе с Ахазом. С 715 по 697 г. он правил один. С 696 по 686 г. вместе с ним правил его сын Манассия. Согласно хронологической информации, приведенной в ряде стихов в 4Царств, с момента воцарения Езекии в 715 г. и до пленения царя Иехонии в 597 г. (эту дату мы обсудим ниже) всего прошло 128 лет. Еще одна проблема возникает в связи с тем, что это итоговое библейское число явно на 10 лет превосходит фактический срок. Лучшее решение проблемы — предположить, что Манассия пришел к власти в 697 г. как соправитель своего отца Езекии. Манассия умер в 642 г., то есть правил, как утверждается в 4Цар 21:1,55 лет. Езекия, который пришел к власти в 715 г., правил 29 лет (4Цар 18:2), то есть был царем до 686 г., а именно еще в течение 11 лет после воцарения Манассии, 55-летнее правление которого завершилось в 642 г. Падение Иерусалима. Вавилонские записи этого периода позволяют пролить свет на последние несколько лет существования Иудеи. Были обнаружены вавилонские летописи, формально описывающие состояние дел в вавилонском государстве, освещающие 626-623, 618-595 и 556 г. до Р.Х. На основании информации, содержащейся в этих хрониках и других клинописных документах этого периода, могут быть четко установлены три даты истории Иудеи. Это смерть Иосии в 609 г.; сражение при Кархемисе {в ист. лит.: Каркемиш} в 605 г. и конец правления Иехонии, которое относится в вавилонской хронике ко второму месяцу адару на девятый год правления Навуходоносора, то есть 16 марта 597 г. После пленения Иехонии марионеточным царем Иудеи на 11 лет стал Седекия (4Цар 24:18). В десятый день десятого месяца девятого года правления Седекии (4Цар 25:1) началась последняя осада Иерусалима вавилонской армией. Это было 15 января 588 г. На девятый день четвертого месяца в одиннадцатый год правления Седекии, после почти 18 месяцев осады, Иерусалим пал (4Цар 25:3-4). Храм был сожжен седьмого числа последующего (пятого) месяца. После 586 г. до Р.Х. После трагедии 586 г. до Р.Х. следует отметить еще несколько хронологических проблем, связанных с ВЗ. В Иер 52:30 рассказывается о третьей депортации иудеев в Вавилон на двадцать третий год правления Навуходоносора (582 или 581 г. до Р.Х.). и в 4Цар 25:27, и в Иер 52:31 говорится об освобождении царя Иехонии; вавилонские хроники относят это событие к 27 адара, или 21 марта, 561 г. до Р.Х. В 539 г. до Р.Х. самим вавилонянам пришлось изведать поражение. В этот год персидский правитель Кир Великий нанес поражение Вавилону и его царю Набониду. Унаследовав власть над иудеями в изгнании и другими народами, ранее завоеванными Вавилоном, Кир поспешил ввести политику терпимости по отношению к своим новым подданным. В первый же год своего правления Кир выпустил указ, позволяющий иудеям вернуться в родную землю (Езд 1:1). В первый день следующего года, 1 тишрей (Езд 3:6), в Иерусалиме был восстановлен жертвенник. В ияре следующего года (апрель — май

536) началось восстановление самого храма (Езд 3:8). После периода, в течение которого работа прерывалась на неопределенные сроки, пророки Аггей и Захария в своих проповедях призвали иудеев завершить строительство храма. Восстановление возобновилось в 520 г. (Езд 4:24; Агг 1:1,14-15) и было окончательно завершено 3 адара, или 12 марта, 515 г. (Езд 6:15). Последние хронологии ВЗ имеют отношение к служению Ездры и Неемии. Традиционно Ездру относят к седьмому году правления Артаксеркса I (458 до Р.Х.), а Неемию — к двадцатому (445 до Р.Х.).

см. тж. книги Библии, блуждания в пустыне, иудейская, диаспора, Израиль, история; исход Израиля из Египта; патриархальный период; период после изгнания; покорение и распределение земли.