Царь

Царь (KING) Слово melek (царь) встречается в еврейском ВЗ более 2000 раз. Оно может относиться к Богу (Пс 94:3) или к людям-правителям. Вообще оно обозначает того, кто облечен высшей властью над своими подданными. В ВЗ слово melek обозначает правителя племени («цари Мадиамские», Чис 31:8), города (Иерихона, Гая;
см. Нав 12:9-24, где перечисляется 31 Царь городов-государств, покоренных Израилем), народа (Израиля, Иудеи, Аммона, Моава, Сирии) или многонациональной державы (такой, как Египет, Ассирия, Вавилония или Персия). Существовали и другие слова для обозначения царей. Из филистимского в еврейский попало слово seren (господин, владыка). Пятью филистимскими городами правили пять владык. Еще одно еврейское слово для обозначения царя — nagid (правитель). и Саул, и Давид были помазаны как nagid Израиля (1Цар 10:1; 16:13). В НЗ и Септуагинте, греческом переводе ВЗ, еврейскому термину melek соответствует греческое слово basileus. В НЗ basileus относится к мирским правителям, жившим в I веке по Р.Х., царям Израиля, владыкам прошлых лет и божественному Царю, Иисусу Христу. Выражение «Царь царствующих», относящееся к Иисусу (1Тим 6:15), — еврейское, обозначающее высшего царя. Например, в пророчестве Иезекииля о падении Тира «царем царей» назван Навуходоносор (Иез 26:7). Этот титул относился к великим правителям Ассирии и Вавилона. До этого периода правителей называли либо «царем», либо «великим царем», как в 4Цар 18:28: «Слушайте слово царя великого, царя Ассирийского!» Позже, когда территории империй стали расширяться, правители изменили свой титул. Царская власть в Израиле. Бог избрал Авраама отцом народов; через него и его потомство на земле должно установиться правление Мессии. В Своих обещаниях Аврааму Бог не раз повторял, что он станет отцом могущественного народа, которому Бог даст Ханаан, и что его потомки будут царями (Быт 17:6). Авраам признал власть Бога над своим семейством, когда повиновался повелению Бога и сделал обрезание, что выделяло клан Авраама как находящийся на служении Богу (Быт 17:10-14). Бог вступил в отношения с Авраамом и его потомством, чтобы править Израилем и чтобы народ признал Его правителем и повиновался Ему (Быт 17:9). В центре завета лежит ожидание Бога, что народ будет верен Его правлению. Авраам и его потомки должны были осуществлять дарованное Богом «правление» над народами, живя в общении с великим Царем. Так Господь восстановит Свое правление над всем человечеством. Через Авраама и Его потомков Он создаст «народ царей», который будет пользоваться привилегиями правления над всем возрожденным творением. Господь также заключил завет с Израилем. Это был завет всевышнего правления благодати и обетований, посредством которых Господь освятил Свой народ божественным законом и самим Своим присутствием. Народ, видя заботу Бога о себе, должен был понять, что в результате их повиновения планируемое Богом теократическое царство на земле может стать реальностью. Завет горы Синай был учреждением теократии (правления Бога). Израилю были вверены заповеди, чтобы он мог показать себя теократическим народом, как открыл Бог Моисею: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19:5-6). Они были избранными Бога ради всех народов; посредством Израиля как народа священников и ходатаев вся земля должна была познать Христа-Искупителя. Качества царского правления Бога: сила, слава, верность, мудрость, забота, служение, наделение человека властью, благословением и защитой, справедливое правление, суд, отмщение и избавление. Царская власть Израиля не должна была отличаться от Божьей. Разнообразные и сложные законы учили Израиль отличать святое от мирского, чистое от нечистого, пути Божьи от путей народов. Пути Божьи предполагали любовь, верность, справедливость, мир, гармонию, служение, заботу о других, мудрую жизнь, защиту нуждающихся и суд над виновными. Пути мирских царств слишком часто были полны эгоизма, анархии, деспотизма и пренебрежения справедливостью. Господь учредил также организационную структуру, отвечающую целям теократии. В пустыне Моисей и избранные вожди Израиля (Исх 18:19-26; Чис 11:24-25; Вт 1:15-18) были Божьими орудиями для поддержания в Израиле Его царской власти. После смерти Моисея теократическое правление стал поддерживать Иисус Навин. Господь был с ним, как был с Моисеем, и весь Израиль признал Иисуса Навина преемником (Вт 34:9; Нав 3:7; 4:14). Как и Моисей перед смертью, Иисус Навин призвал вождей и Израиль хранить отношения завета благодати (Нав 23-24). Но Израиль погиб из-за своей жадности, блуда, раздоров и идолопоклонства. В период судей каждый делал то, что сам считал правильным (Суд 17:6; Суд 18:1; 19:1; 21:25). В те дни в земле не было царя. Судьи были военачальниками, которых Господь выдвигал, чтобы спасти народ от иноземных захватчиков. Но Бог оставался Царем, как бы ни вел себя Израиль. Период судей показал, что Израиль-отступник, непокорный своему Царю, не способен справиться с окружающими народами. Теократическое правление было восстановлено в Израиле в период служения Самуила. Он родился в левитской семье и служил Господу в скинии в Силоме. Он был призван стать пророком — на служение, которого не существовало с момента смерти Моисея (1Цар 3:20-21). Он был признан судьей Израиля (1Цар 7:15). Самуил сочетал в себе функции пророка, судьи и царя. Он никогда не был назван царем, потому что его образ жизни больше подобал пророку, чем правителю. Попросив о царе, народ отверг служение Самуила. Людям не было достаточно духовного правления Самуила. Они жаждали иметь более активного правителя, подобного царям соседних государств, в которых они видели положительные черты: могущество, славу и стабильность. Гражданские войны между коленами угрожали единству Израиля. Народ считал, что единый царь положит конец всем общественным и политическим проблемам. Хотя Бог предвидел времена монархии еще в момент, когда дал Израилю закон (Вт 17:14-20), людям хотелось иметь царя скорее по светским, чем по религиозным причинам: «Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1Цар 8:5). «И мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши» (1Цар 8:20). Самуил не был согласен с идеей царской власти; она противоречила теократическому идеалу. Основное различие между царством Израиля и соседними царствами заключалось в том, что Бог наделял царя Израиля Духом, помогавшим установить Его правление на земле. Бог правил Своим народом, и Его народ получал выгоды от этого правления; Он был помощником, защитником и военачальником Своего народа. Самуил помазал на царство Саула (правление которого не удалось) и Давида (удачное правление в глазах Бога). Саул оказался деспотичным правителем, он заботился только о своем собственном величии. Ему хотелось укрепить свою династию, а о народе Божьем он не заботился. Вот почему Господь отверг его как царя (1Цар 15:23). Правление Давида, в отличие от правления Саула, оказалось угодным Богу, потому что в нем отразилась слава царского правления Яхве. Жизнь и правление Давида в 1-2Царств рассматриваются в качестве комментария о положительных и отрицательных сторонах царской власти. В положительном плане Давид был человеком, который пришелся по сердцу Богу, пытался исполнять Божью волю, каялся в своих грехах и искал славы Божьей. В отрицательном плане ему не удалось в личной и семейной жизни следовать высоким стандартам Божьего закона. Но Богу Давид был угоден, поэтому Он избрал династию Давида как род, в котором родится Иисус Христос. Пророк Нафан сказал Давиду, что его династия пребудет: «И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки» (2Цар 7:16). Но Бог не обещал, что царский род никогда не будет испытывать трудностей и гонений. Выдающееся правление Давида и его сына Соломона отражают истинные намерения теократии: заботу о Господе, жажду мудрости и последовательности, стремление к благополучию Божьего народа. Забота о Господе выразилась в подготовке к строительству храма и в самом его строительстве (см. Пс 131). Забота о последовательности и мудрости очевидна, в особенности в ответе Давида на упрек Нафана (2Цар 12) и просьбе Соломона о мудрости (3Цар 3). Забота о народе проявилась в защите границ от врагов, объединении народа и создании условий для экономического роста. Эра Давида и Соломона была периодом, когда Царство Божье действительно отражалось в царстве земном. В 3-4 Царств и книгах Паралипоменон рассказывается дальнейшая история царств Израиль и Иудея. Хорошие цари следовали примеру Давида и Соломона, защищая Иерусалим от иноземных захватчиков, заботясь о нуждах храма, уча народ слову Божьему и правя в соответствии с законом Моисея. Хороший царь из рода Давида любил Господа, храм, закон и народ Божий. Он служил им как добрый пастырь. Дурные цари отвергали эту модель правления и следовали примеру язычников. Так, Амврий и Ахав подражали финикийцам, поклоняясь Ваалу и пренебрегая наследием Израиля. Царь из рода Давида считался членом Божьей семьи, будучи «сыном» великого Царя (см. 2Цар 7:14-16; Пс 2:6-7). Царь из рода Давида должен был хранить верность великому Царю Яхве. Он, как Моисей и Иисус Навин, получал повеления непосредственно от Господа; но, в отличие от Моисея, слово Господне передавалось ему через пророков. Как Моисей и Иисус Навин, он должен был служить Богу и Его народу. Царь-Мессия. Потомкам Давида не удалось сохранить и распространить теократию. К VIII — VII векам до Р.Х. стало очевидно, что даже великие цари, как Давид и Соломон, не способны на это. Пророки (Ис 9:2-7; 11:1-9; Иер 33:14-16; Иез 34:22-31; Мих 5:2-5) стали говорить о другом Царе, Мессии, потомке Давида, Который будет править вечно и правление Которого Бог распространит по всей земле. Он уничтожит всякое сопротивление правлению Бога, покорит всех врагов и принесет эру всеобщего мира и правды. Царь-Мессия явит совершенство божественного правления, и Дух Божий будет на Нем. Он будет служить народу Божьему, так что они будут Его ухоженной паствой; Он же будет их Пастырем. В пришествии Иисуса мессианское Царство было явлено особенно ясно. Он — Царь, о Котором ангелы сказали: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2:11). Эти чудесные слова указывают на связь с тем, что говорили пророки. Иисус есть Спаситель, роль Которого включает в себя избавление от грехов, а также избавление от всяческих причин раздоров, зла и последствий проклятия. Его миссия связана как с прощением, так и с установлением мира на земле (Лк 1:77-79). В свете этого мы должны рассматривать служение Иисуса — исцеления, кормление народа, противостояние силам зла, страдания и учение — как учреждение Божьего Царства на земле. Он — Царь, Который служит, сражается с демоническими силами — и побеждает. Его воскресение свидетельствует о Его победе, и Он, увенчанный славой, сидит по правую руку Отца (Деян 2:33-36; 1Кор 15:25). Будучи Спасителем, Он есть Господь Христос. В раннеапостольских проповедях говорится, что Иисус есть Божий Мессия и Господь. Господство Иисуса неразрывно связано с тем, что Он — Мессия. Для тех, кто взывает к Нему, Он — Спаситель, Мессия и Господь (Рим 10:9-15), но для тех, кто отвергает Его, Он — божественный воин, перед Которым все преклонят колени и Который откроет эпоху Божьего суда (Отк 1:12-16; 19:11-21). Иисус учил Своих учеников, что когда Он придет в славе, то воссядет на престоле и все человечество будет повиноваться Ему. Враги Бога будут изгнаны из Его присутствия, а народ Божий унаследует Царство (Мф 25:31-46). В соответствии с учением Иисуса члены Его Тела, Церкви, должны стремиться к теократическому идеалу в своей жизни, чтобы своими делами и верой прославить Отца и показать, что принадлежат Ему (Ин 17:20-26; Мф 25:33-40). Вот как в Библии говорится о неудаче Израиля, которому не удалось свидетельствовать о Боге, и о передаче этой привилегии церкви. Павел пишет Тимофею: Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом... завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь (1Тим 6:13-16). Далее Павел приводит несколько примеров того, как народ Божий должен демонстрировать свою верность Иисусу. В Книге Откровение Иисус рассматривается как Царь церкви (Отк 4:2,9-11; 5:1,9-13). По Его возвращении будет учреждено Царство. Тогда враги креста увидят Того, Кого отвергали, и склонятся перед Мессией-Царем (1Кор 15:25-28). «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1Кор 15:24).

см. тж. Израиль, история; Царство Божье.