Чистота и Нечистота

Чистота и Нечистота, законы (cleanness and uncleanness, Regulations Concerning) Аспект еврейской религии, имеющий физическое, обрядовое, моральное и духовное значение. Хотя каждую из этих сторон представления о чистом и нечистом следует рассматривать в собственном контексте, они взаимосвязаны и объясняют одна другую; физический и обрядовый контексты указывают на моральное состояние верующего и духовные отношения Бога с Его народом.

ВЗ рассматривает отношения Бога и Его народа как моральные и личные — личность Бога проявляется в законе, который Он дает Моисею. Личный и уникальный характер Господа Израиля делает Его в моральном плане совершенно непохожим на многих богов языческих стран. В отличие от Господа, хананейские Ваалы были капризными и порочными; никто не ждал от них этической последовательности. Господь Израиля, с другой стороны, держал слово (данное через избранных пророков), и Ему можно было доверять. Никто, даже первосвященник или царь, не был выше закона, отражавшего не только характер Бога, но и Его всевышнюю волю в отношении отдельных людей и всего народа. Его моральная последовательность проявилась в чудесных вмешательствах в историю, когда Он защищал Свой народ, судил его и его врагов и избавил все человечество. Чистота, как она определена в Книге Левит, всегда была обусловлена присутствием личного Бога, давшего закон. Когда люди пытались приблизиться к Господу, они обязательно должны были действовать в рамках предписанных Им обрядов. Подробное описание левитских церемоний было призвано показать моральные требования к грешнику, который приближался к Богу, и заботу Бога о том, чтобы люди морально очистились в Его глазах. Значение левитской системы ясно выражено в одном из псалмов: «Кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно» (Пс 23:3-4). Для того чтобы человек считался чистым, нужно было не только совершить определенные внешние действия, но и вступить во внутренние отношения с Богом. В результате неспособность грешника выполнить моральные требования святого Бога ведет к его полному подчинению Богу и Божьей воле. Эта воля подробно выражена в Законе.

ПОДРАЗДЕЛЫ СТАТЬИ?


Ранняя история?
Левитические предписания?
Обряды очищения?
Новозаветная перспектива Ранняя история. Языческие религиозные основы. Без сомнения, языческое сознание сильно повлияло на формирование этических понятий чистого и нечистого. Субъективное восприятие греха как нечистоты в той или иной форме встречается в литературе любой великой религии, как бы оно ни объяснялось. Во многих религиях обряды очищения основаны на омовении. Еврейский обычай избегать определенных предметов, некоторых — по причине их святости, других — из-за нечистоты, аналогичен табу многих примитивных религий, в том числе тех, с которыми соприкасались древние евреи. Сходство между еврейской и другими древними религиями легко установить при поверхностном сравнении. Было бы удивительно, если бы такого сходства не было. Но следует отметить и неповторимые особенности библейской религии. Левитические предписания. Обрядовый и моральный закон. Связь между внешними обрядами закона Моисея и внутренними моральными требованиями таких его частей, как десять заповедей, — один из основных вопросов богословия ВЗ. Можно показать, что в ВЗ нечистота и грех по сути являются синонимами. Во многих местах грех описывается как нечистота (например, Лев 16:16,30; испытание горькой водой в Чис 5:11-18; Зах 13:1). Связь между обрядовой и моральной чистотой видна из отрывков, в которых, с одной стороны, упоминаются чистые руки (2Цар 22:21; Иов 17:9; 22:30), а с другой — чистое сердце (Пс 23:4; 50:12; 72:13; Пр 20:9). Пророк Исаия чувствовал себя «человеком с нечистыми устами», находясь в присутствии Божьем; очищающий уголь символизирует прощение и искупление, очищение (Ис 6:5-7). Во многих местах чистота — это невинность в глазах Бога (Иов 11:4; 33:9; Пс 50:9-12; Пр 20:9), а нечистота происходит из греха (Пс 50:4; Ис 1:16; 64:6). Причины нечистоты. В законе Моисея перечислено несколько причин нечистоты.

1. Некоторые продукты нельзя было употреблять в пищу. Существовали различные законы о животных, «чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно» (Лев 11:47). Допускалось есть то, что угодно Богу (см. тж. Вт 14:3-21; Деян 15:28-29).

2. Болезни, в особенности проказа, делали человека нечистым (Лев 13-14). В истории Неемана упоминается о нечистоте прокаженного (4Цар 5:1-14). В евангелиях часто рассказывается о прокаженных (например, Мф 8:1-4; 10:8; 11:5; Лк 4:27). Сюда относились разные воспаления, нарывы и гнойники, в том числе болезнь Хансена (современная проказа). Оскверненными считались также все вещи, к которым прикасался больной (Лев 14:33-56).

3. Телесные выделения были нечистыми, и контакт с ними осквернял человека на какой-то период времени. После семяизвержения, как во время соития, так и случившегося непроизвольно ночью, человек считался нечистым до вечера (Лев 15:16-18; Вт 23:10). Неестественные выделения, свидетельствующие о болезни, делали человека нечистым в течение семи дней после их прекращения (Лев 15:1-15). Женщина была нечистой во время менструации и семь дней после нее (Лев 15:19-24; 2Цар 11:4). После соития в этот период нечистыми считались оба партнера (Лев 15:19-24; 20:18). Прикосновение к вещам нечистого оскверняло человека на день (Лев 15:8).

4. Мертвые тела или даже части тела, например, кости, тоже считались нечистыми (Чис 19:16). Тот, кто касался мертвого тела, осквернялся на месяц и только после этого периода мог праздновать пасху, если пропустил ее (Чис 9:6-11). Первосвященник не мог даже хоронить собственных родителей, его обязанности этого не позволяли (Лев 21:10-11;
см. Чис 6:6-7; Агг 2:13; Мф 23:27).

5. Идолопоклонство было величайшим источником духовного осквернения. Весь народ Израиля осквернился из-за него (Пс 105:38; Ис 30:22; Иез 36:25), и такими же нечистыми считались язычники (Иер 43:12). Следовательно, контакт с язычниками вел к осквернению. Всеобщий характер Благой Вести привел к борьбе с этим убеждением (см. Ин 4:9; Деян 10:28; Гал 2:11-14). С осквернением по причине идолопоклонства тесно связана нечистота, вызванная нечистыми духами (Зах 13:2; Мф 10:1; Мк 1:23-27). Законы о предметах. Некоторые законы показывают, что нечистота считалась чем-то вроде заразной болезни. Мертвые тела делали нечистыми все, что с ними соприкасалось, так же как мертвые насекомые и некоторые пресмыкающиеся (Лев 11:29-38). Интересно, что этот закон не распространялся на сухое зерно, проточную воду и водохранилища; вероятно, потому, что в противном случае люди голодали бы — в сельскохозяйственном обществе дохлые насекомые и мыши часто попадают в зерно и воду. Нечистую глиняную посуду следовало бить, деревянная же подлежала очищению (Лев 15:12). Даже незакрытые горшки в доме, где кто-нибудь умирал, становились нечистыми (Чис 19:15); все, кто входил в дом, тоже осквернялись. Имущество язычников было нечистым по причине их идолопоклонства; поэтому добычу, захваченную на войне, нужно было очищать с помощью огня или воды (Чис 31:21-24). Шерстяная, льняная или кожаная одежда могла служить разносчиком «проказы», поэтому подвергалась проверке. Если пятна проказы (зеленоватые или красноватые) после испытательного периода распространялись, одежда сжигалась (Лев 13:47-59; 14:33-53). Законы о местах. Земля и народ Израиля были святы; они могли быть осквернены посредством экономического угнетения или идолопоклонства (Нав 22:17-19; Иер 13:27). Иерусалим был святым городом, но его оскверняли грехи его жителей (Иез 22:2-4; Плач 1:8) или кровь убитых (Плач 4:14-15). Нечистые люди могли осквернить храм. Езекии пришлось очищать его после идолопоклонства Ахаза (2Пар 29:15-19); Неемия подверг очищению комнаты, в которых жил Товия (Неем 13:9). Значение дня очищения в частности заключалось в очищении храма от скверны грехов Израильтян, накопившихся за год (Лев 16:16-19,31-33). Обломки дома прокаженного после его разрушения относили на нечистое место (Лев 14:45). Долина Енномова превратилась в Иерусалимскую свалку, поэтому в эсхатологии НЗ место вечного наказания называется «геенной». Так как лагерь Израильтян был святым местом, человеческие экскременты было принято закапывать за его пределами (Вт 23:12-14). Трудно переоценить значение этого простого правила для предотвращения заболеваний во время военных походов — чума была весьма распространена в древних армиях. Законы о питании. Определенные виды животных считались нечистыми и поэтому не могли употребляться в пищу (Лев 11; Вт 14:3-21). Нечистыми были животные, умершие от старости, болезни или несчастного случая, а также раненые хищниками. Животные, которые не жевали жвачку и у которых копыта были не раздвоены, тоже считались нечистыми. Под это определение попадали свиньи, верблюды, даманы и кролики. Израильтяне ели только ту рыбу, у которой были и плавники, и чешуя. Хищные птицы и падальщики были нечистыми. Все крылатые насекомые были нечистыми, кроме прыгающих (саранчи, кузнечиков и сверчков). Перечисляется также большое количество нечистых пресмыкающихся: черви, ящерицы, змеи, ласки и мыши. Кроме того, с древности запрещалось принимать в пищу кровь (Быт 9:4; Лев 17:14-15; Вт 12:16-23; Деян 15:28-29). Обряды очищения. Очищение за давностью времени. Осквернение вторичного характера могло быть отменено просто посредством ожидания — до вечера (Лев 11:24) или в течение 7, 14,40 или 80 дней. Мертвые тела оскверняли прикасавшихся к ним на 7 дней (Чис 19:11), так же как и менструация (Лев 15:19). Когда рождался ребенок, мать считалась нечистой в течение 7 дней, если это был мальчик, и 14 — если девочка. Для того чтобы мать получила право прикасаться к священным предметам, должно было пройти еще 33 дня при рождении мальчика и 66 — при рождении девочки (ср. Лк 2:22, приход в Храм, Сретенье, на 40-й день после Рождества). Очищение водой. Контакт с нечистыми предметами, например, с телесными выделениями, часто требовал омовения рук и одежды, после чего обычно человек считался нечистым до вечера (Лев 15:5-11). Очищение посредством ритуальных предметов. К обрядовым предметам, которые использовались для очищения, относился пепел рыжей телушки, растворенный в воде (Чис 19:1-10), а также (в случае проказы) кедровое дерево, пурпурная ткань, иссоп и кровь (Лев 14:2-9). Когда церемония очищения проводилась перед жертвенником, подходила только кровь, потому что жертвенник был местом жертвы за грех (Лев 16:18-19; Иез 43:20). Очищение жертвой. Жертвоприношение было самым сильным средством очищения от ритуальной и моральной скверны. Все телесные выделения, за исключением выделений, связанных с деятельностью половой системы, очищались посредством принесения в жертву голубей и горлиц (Лев 15:14-15,29-30). При рождении ребенка приносили в жертву ягненка или птицу (Лев 12:6). Бедняки могли заменять животных птицами (Лев 12:8; 14:21-32; Лк 2:24). В момент жертвоприношения кровь символизировала отдаваемую жизнь и, соответственно, смерть; считалось, что нечистота больного или грешника передается жертве, а сам он очищается (Лев 14:7). Поэтому жертва всегда воспринималась как заместительная. Только кровавая жертва могла дать необходимое моральное очищение от греха, поэтому она лежала в основе любого очищения, в том числе и от болезней. Очищение огнем. Некоторые виды очищения могли быть удалены только с помощью огня, например, осквернение металлической посуды (Чис 31:22-23). Виновных в кровосмешении не только казнили, но и сжигали их тела (Лев 20:14). Идолы подлежали сожжению (Исх 32:20). Сжигали и города, посвященные языческим богам. Новозаветная перспектива. В НЗ ветхозаветные представления о чистом и нечистом не опровергаются, но истолковываются в новом контексте. В особенности там подчеркивается моральное значение этих понятий, а также отождествление нечистоты с грехом. Евангелия были написаны в контексте ветхозаветного закона и его фарисейско-саддукейского толкования. Иисус исполнял закон, но часто не соглашался с той практической казуистикой (системой), которая образовалась вокруг него. Иисус учил, что настоящая скверна исходит из сердца грешника, а не является результатом внешнего осквернения (Мк 7:14-23; Лк 11:39-41). Центральным элементом Его учения были возражения против обрядового формализма фарисеев, которых волновали внешние признаки осквернения. Поэтому говорят, что Иисус придал закону «внутреннее измерение». Было бы более правильно сказать, что Он обратил внимание на требования закона, касающиеся внутренней жизни людей. Греховность, свойственная демонам от природы, отражена в термине «нечистый дух», который употребляется в Писании. Фактически, слово «нечистый» в евангелиях всегда относится к духу, что показывает: в НЗ акцент смещается с понятия ритуальной нечистоты на понятие греха и вины. Важный эпизод из жизни ранней церкви описывается в Деян. 10, где Бог учит апостола Петра, что язычники сами по себе не являются нечистыми и Петр не должен считать их таковыми. Результатом этого было обращение Корнилия. Утверждения Иисуса о том, что нечистота зарождается в сердце человека, лежит в основе учения апостола Павла о свободе христианина. Павел, фарисей, который, как он сам утверждает, никогда не нарушал формального закона, пришел к пониманию, что не существует ничего нечистого от природы (Рим 14:14-20). В посланиях чистота — результат кротости сердца, которая приходит после рождения свыше; она основана на очищающей силе искупления (см. Рим 6:19; 1Фес 2:3-4; где скверна рассматривается как сугубо моральное понятие). Искупление Христа послужило окончательным очищением от греха и его моральных последствий (Евр 9:14,22; 1Ин 1:7), реализовав то, что кровь волов и коз могла лишь символизировать. Поэтому те, кто омыт кровью Агнца (Отк 7:14), рассматриваются как облаченные в белые одежды (Отк 15:6; 19:8-14). Его кровь, символизирующая жизнь, отданную Сыном, и смерть, принятую Им ради Отца, отвечает требованиям личной справедливости триединого Бога. Так как личная праведность Отца была удовлетворена, личное прощение грешников стало возможно. Бог может быть в истории только таким, каков Он в вечности; Он одновременно справедлив и оправдывает верующих во Христа (Рим 3:24-26).

см. тж. жертвоприношения; закон; законы о питании; крещение; необрезание; обрезание.

Участок тела от груди и до низа бедра; выражение «из чресл» указывает на органы, отвечающие за воспроизведение потомства (Быт 35:11; 46:26; Исх 1:5; 3Цар 8:19). В большинстве случаев это слово указывает на физические особенности, хотя иногда речь идет о чувствах, могуществе или силе (Наум 2:1). У евреев и других ближневосточных народов было принято подпоясывать чресла перед пешим путешествием на большое расстояние (Исх 12:11; 3Цар 18:46; 4Цар 9:1). В НЗ подпоясывание чресл означает, что человек готов к служению или сражению (Лк 12:35). В образном отношении перепоясывание чресл символизирует стойкость и/или владение собой (Еф 6:14; 1Пет 1:13).

см. тж. внутренности.