Шеол

Шеол (SHEOL) Еврейский термин, обозначающий место пребывания мертвых. В повседневном использовании означает также: «пропасть», «бездна», «преисподняя». В ВЗ это место, куда попадают люди после смерти, пустынная подземная область, где собираются мертвые. Синонимы шеола — «могила», «смерть» и «погибель» (Аваддон). Шеол — это место теней и тишины. Здесь существование прекращается, но это не ничто, а скорее место, где нет больше жизни. Он описывается как место забвения. Те, кто находится там, не могут восхвалять Бога (Пс 87:11-13). В Книге Откровение шеол назван «бездной», где правит Аваддон (Отк 9:11). Но нельзя сказать, что в шеоле совсем нет Бога; от Бога нельзя скрыться и в шеоле (Пс 138:8). Вездесущность Бога ярко описывается в Книге Иова: «Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону» (Иов 26:6). Подобная идея выражена и в Книге Притчей: «Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более — сердца сынов человеческих» (Пр 15:11). В обоих текстах шеол и Аваддон — взаимозаменяемые понятия. Аваддон значит буквально «погибель», но в Книге Откровение это слово используется как имя собственное. В Библии смерть — не естественное событие. Она нарушает принцип жизни, которая есть дар Божий. Поэтому шеол — не только место успокоения, но и место наказания. Корей и его сторонники, взбунтовавшиеся против Моисея, были поглощены бездной и погибли в шеоле (Чис 16:30-33). Страх смерти естествен для человека, и шеол выступает символом путешествия без возврата (Пс 38:13-14). Царь иудейский Езекия жаловался, когда заболел: «В преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих» (Ис 38:10). Представления о шеоле, как он изображен в ВЗ, отличаются от позднее возникших представлений об аде или гадесе, потому что это место, куда попадают все мертвые без исключения, хорошие и плохие, святые и грешники. Умереть значит объединиться с теми, кто ушел раньше. Когда иудей умирает, он «прилагается к народу своему» (Быт 25:8,17; 35:29; 49:29). В шеоле нет надежды (Ек 9:10). О необратимости смерти патетически говорится в Книге Иова: «Отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10:21-22). Но это не последние слова Иова. Он знает также о силе Бога, Который сильнее могилы: «Я знаю, Искупитель мой жив... восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19:25-26). Идея пребывания мертвых в подземном мире часто упоминается в ВЗ. Хороший пример этого — поход Саула к Аэндорской волшебнице (1Цар 28:11). Самуил был вызван «из земли», чтобы дать совет царю в критический момент. Такая некромантия была строго запрещена законом Моисея (Вт 18:9-11) и самим царем (1Цар 28:3,9). Очевидно, считалось, что мертвые, хоть они и были отделены от мира живых, знали, что в нем происходит. Шеол примерно эквивалентен греческому понятию «гадес», которое часто употребляется в НЗ и также описывается как место пребывания мертвых.

см. тж. ад; гадес; место пребывания мертвых; промежуточное состояние; смерть.