Евр. слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, праздник П., а с другой - праздничную жертву, пасх. агнца. Это слово является производным от глагола, первонач. означавшего "хромать", а затем получившего смысл "перескочить через что-то", "оставить нетронутым". Когда Господь в Египте поражал первенцев, Он не затронул дома евреев, "перескочил" через них (Исх 12:13). Об этом событии и должна напоминать евреям П.
II. ПАСХА ИСХОДА
1) фараон не пожелал отпустить порабощ. израильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании - о смерти всех египетских первенцев (Исх 11:4-6). Эта кара должна была вынудить фараона отпустить израильтян из страны (ст. 8); 2) к этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одноврем. и испытание веры (Евр 11:28). Начиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израил. года (Исх 12:2), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи - агнце (ст. 3,5). Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным (ст. 4). Агнца следовало забить 14 авива "под вечер" (букв. "в сумерках"), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (ст. 6; Лев 23:5; Чис 9:3,5,11; ср. Втор 16:6). Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца дверные косяки и порог каждого евр. дома, после чего никто не имел права выходить за дверь (Исх 12:7,22). Ягненка следовало запечь целиком - с головой, ногами и внутренностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сырым или в вареном виде (ст. 8,9; ср. с Втор 16:7 и 2Пар 35:13; Варка, варить, 1). Готовить пасхального агнца следовало в доме. В состав пасх. трапезы входили, кр. того, пресный хлеб и горькие травы (Исх 12:8). Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10), и все участники трапезы должны были быть готовы немедленно отправиться в путь (ст. 11); 3) этот запеч. целиком ягненок был символом единства и целостности. П. следовало есть в одном доме (ст. 46) перед Господом, Который "Един есть" (Втор 6:4). В один день Он осуществил освобождение Израиля (Исх 12:41), и за это Его народ должен безраздельно служить только Ему (Втор 6:5). Опресноки (пресные хлебы) - это быстро испеченные "хлебы бедствия" (Втор 16:3); позднее они снова и снова напоминали о спешке во время исхода (Исх 12:34,39); горькие же травы символизировали горечь жизни в егип. рабстве; 4) когда израильтяне совершали пасх. трапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива "поразил всех первенцев в земле Египетской" - от первенца фараона до первенца узника, а также "все первородное из скота" (Исх 12:29,30). Однако народ Израиля был пощажен ради пасх. агнцев, к-рые умерли вместо первенцев (ср. Вечеря Господня, I и II). Тем самым путь для исхода был открыт; 5) часто высказывается мнение, что еще до израил. П. существовала древняя форма этого праздника - ежегодно отмечавшийся кочевниками праздник весны; такое предположение можно сделать на основании целого ряда культурно-историч. данных. Однако источников более ранних, чем Библия (или даже совр. ей), не существует.
III. ПРЕДПИСАНИЯ ЗАКОНА О ПОВТОРЕНИИ ПАСХИ
1) в качестве постоянного напоминания об основополагающем спасит. деянии Божьем, об освобождении израил. народа из егип. рабства, Закон предписывает израильтянам ежегодно (Исх 13:10), со времени завоевания земли обетованной (Исх 12:25; 13:5 и след.), совершать П., связывая ее с праздником Опресноков (Исх 12:14 и след.; Чис 28:16,17; Втор 16:1-8; ср. также Иез 45:21-24). Пасх. агнца разрешалось забивать и съедать только в особом свящ. месте (Втор 16:5-7), для чего все израил. мужчины должны были являться "пред лицо Бога" (ст. 16). Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл праздника (Исх 13:8). Никакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел права участвовать в этой общей тра-пезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исх 12:43,45). Только совершив обрезание, купленный раб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в празднике (ст. 44,48). Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали праздновать П. в срок, мог сделать это через месяц (Чис 9:10-12), во время т.наз. малой П. Тот, кто пренебрегал праздником из непослушания, подлежал смертной казни (ст. 13), ибо он сам исключал себя из иуд. общества; 2) непосредств. к П. примыкал продолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исх 12:18), к-рый, с одной стороны, также напоминал об исходе (ст. 17; Втор 16:3; ср. 26:1-11), а с другой, был праздником начала жатвы (Лев 23:10-14). Первый и последний день праздника были днями свящ. собраний, когда разрешалась только такая работа, к-рая была связана с приготовлением пищи (Исх 12:16; Лев 23:7,8; Чис 28:18,25). Ежедневно приносились праздничные жерт-вы (Лев 23:8; Чис 28:19-24), к к-рым добавлялись добровольные жертвы израильтян (Исх 23:15). В течение всего праздника запрещалось есть и вообще держать в доме квасной хлеб (Исх 12:18-20; Лев 23:6). На след. день после субботы (т.е. после первой праздничной субботы), на второй день праздника (так это понимают Септуагинта и Иосиф Флавий), священник приносил первый сноп в качестве жертвы потрясания и ягненка в качестве жертвы всесожжения. До того момента плоды нового урожая есть не разре-шалось (Лев 23:9-14). Вероятно, это первое жертвоприношение одноврем. символизировало всеобщее начало жатвы (Втор 16:9). Как и на П., во время праздника Опресноков нарушение Божьих предписаний каралось смертью (Исх 12:19); 3) описание П. и праздника Опресноков в 16-й главе книги Второзаконие обнаруживает нек-рые отличия от других предписаний, касающихся этих праздников. Здесь, похоже, допускается приносить в качестве пасх. жертвы также и крупный рогатый скот (ст. 2; однако, возм., речь идет о других праздничных жертвах) и упоминается только один день собрания в конце праздника (ст. 8; см. также Исх 13:6). Отправляться в путь разрешалось на след. утро после пасх. трапезы (Втор 16:7), как это и про-исходило во время П. исхода (Исх 12:11,39).
IV. ПРАЗДНИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ
О праздниках П. подробно рассказывается лишь несколько раз: после празднования П. на Синае (Чис 9:1-5) ее отмечали во время вступления в Ханаан: тогда израильтяне праздновали П. в Галгале и на след. день ели опресноки и поджар. зерна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Нав 5:10-12). Праздник Опресноков при этом не упомянут. После строит-ва храма Соломона П. стали отмечать регулярно (2Пар 8:13). Важное значение имеют два праздника П., совершенные при царях Езекии (2Пар 30) и Иосии (4Цар 23:21-23; 2Пар 35:1-19), когда впервые после разделения царства израильтяне снова собрались вместе, из всех колен (2Пар 30:1,11 и след.; 35:18). Однако если П. Езекии совершалась во втором месяце (2Пар 30:2 и след.), согл. предписаниям, излож. в Чис 9:10 и след., то Иосия праздновал ее в первом месяце, как и положено по Закону (2Пар 35:1). В обоих случаях за П. следовал праздник Опресноков (2Пар 30:21; 35:17).
V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО ИУДАИЗМА
Позднеиуд. традиция четко определяет, какие правила празднования П., обусловленные специфич. ситуацией исхода, потеряли свою актуальность: выбор агнца в день 10 авива, помазание дверей кровью, запрет покидать дом, готовность участников трапезы отправиться в путь. Жертв. ягнята (число к-рых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, прим. с 15 час. дня, в Иерусалимском храме. Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поручал это сделать; священники собирали кровь в чаши, чаши вручались одному из священников, к-рый выливал содержимое у подножия жертв. алтаря. Во время убоя ягнят левиты пели псалмы 112-117 (т.наз. халлель). Съедать ягнят следовало в пределах Иерусалима. При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.
VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС
1) согл. Ев. от Иоанна, Иисус умер 14 нисана, в канун П. (Ин 19:14), как истинный жертв. Агнец, у к-рого ни одна кость не была сломана (ст. 36); 13 же нисана Иисус в последний раз ужинал со Своими учениками (Ин 13:1). Его погребение произошло вечером 14 нисана до наступления субботы, к-рая названа "великой" (Ин 19:31), очевидно, потому, что в тот год праздник совпал с календарной субботой. В таком случае утро воскресения соответствует первому дню недели (Ин 20:1), когда приносились первые плоды нового урожая (см. выше, III,2). Ап. Павел свидет-вует, что Христос был заклан за нас как пасх. агнец (1Кор 5:7) и воскрес как первенец из умерших (1Кор 15:20,23). Датировку евангелиста Иоанна подтверждает вавил. Талмуд, к-рый также называет канун Пасхи днем смерти Иисуса; 2) синоптич. Евангелия называют день воскресения первым днем недели (Мф 28:1; Мк 16:1,2; Лк 24:1), а день смерти - кануном субботы (Мф 27:57 и 62; Мк 15:42; Лк 23:54), однако не упоминают о кануне П. В то же время они единодушно называют день Вечери Иисуса с учениками "первым днем опресноков", когда приносили в жертву пасх. агнца (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7), т.е. 14 нисана. Тем самым они, в отличие от Иоанна и Павла, относят день смерти Иисуса на 15 нисана, праздничную субботу, к-рая тем самым одноврем. оказывается кануном след. за ним календарной субботы. При этом остается непонятным то обстоят-во, что иудеи, взявшие под стражу Иисуса, имели при себе колья (Мф 26:47,55; Мк 14:43,48; Лк 22:52), к-рые, не будучи собственно оружием, подпадали под субботний запрет; кр. того, Иосиф Аримафейский вечером покупал полотно (Мк 15:46), чего также нельзя было делать в субботу; 3) это противоречие между свидет-вами Иоанна и синоптиков может быть снято двояким образом: а) день, когда происходила Вечеря Господня, назван "первым днем опресноков" (см.Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7); это может быть вызвано тем, что евангелисты, как принято у евреев, относят время трапезы, состоявшейся 13 нисана после 6 часов вечера, уже к 14 нисана. В таком случае Иисусу была приготовлена трапеза без пасхального агнца, поскольку заклание ягнят совершалось только на след. день; б) известно, что между фарисеями и саддукеями происходили споры о том, в какой день отмечать праздник Пятидесятницы. Особое значение здесь имело то обстоят-во, приходилась ли П. на день, непосредств. предшествующий субботе, или на саму субботу. (В год смерти Иисуса П. праздновалась в субботу.) Не исключено, что спорящие стороны достигли компромисса, в результате чего саддукеи праздновали свою П. на день позже, чем фарисеи. Если предположить, что так было в год смерти Иисуса, то Иисус праздновал П. в более ранний срок (см.Мф 26:18), т.е. в день, к-рый по календарю был 13 нисана, но фарисеи считали его уже 14 нисана, т.е. днем, когда надлежало праздновать П. по Закону; а саддукейские священники считали П. след. день (Ин 18:28). Тогда смерть Иисуса, наступившая "около девятого часа", т.е. ок. 3 часов дня (см.Мф 27:46,50 и парал. места), совпадает с офиц. часом заклания пасхального агнца у саддукеев, в то время как для фарисеев этот день был уже первой субботой праздника Опресноков и одноврем. днем приготовления к календарной субботе текущей недели. Если это предположение правильно, то несовпадение данных в Евангелиях становится понятно, обоснованно и перестает казаться противоречивым.