Послания к Коринфянам
I. АВТОР И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАПИСАНИЯ
Эти два тесно связанных между собой послания к церкви в Коринфе написаны ап. Павлом (1Кор 1:1; 2Кор 1:1). Они, а также сведения, сообщаемые в книге Деяния (18:1-17; 20:1-5), позволяют нам составить довольно отчетливое представление о жизни одной из раннехрист. общин: 1) Павел пришел в Коринф из Афин во время своего второго миссионерского путешествия, причем сначала он был один. Здесь он нашел приют у Акилы и Прискиллы (Деян 18:1-3), а после прибытия своих сотрудников Силы и Тимофея он "побуждаем был духом" проповедовать Христа (ст. 5; 2Кор 1:19). После того как местные иудеи отвергли Благую Весть, Павел расстался с ними и переселился к Титию Иусту (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), дом к-рого находился рядом с синагогой. В течение полутора лет Павел продолжал свою успешную (отдельные иудеи и множество неиудеев пришли к вере; Деян 18:5-8), но явно небезопасную для него деятельность (ср. ст. 9 и след.). Разгневанные иудеи обратились с жалобой на него к проконсулу Галлиону, но не добились успеха (ст. 11-17). Павел получил возможность продолжить свое служение и покинул Коринф лишь нек-рое время спустя (ст. 18); его работа была продолжена Аполлосом (ст. 27 и след.; 19:1); 2) когда Павел, совершая свое третье миссионерское путешествие, находился в Эфесе (осень 52 г. - лето 55 г. по Р.Х.), он, вероятно, направил коринфянам некое, не дошедшее до нас послание, в к-ром призывал их к нравств. чистоте (1Кор 5:9). В ответ на это коринфяне попросили его о дальнейших наставлениях (1Кор 7:1) и направили в Эфес своих посланцев (1Кор 16:17). Павлу стало известно, что в Коринфской церкви образовались отдельные группы, к-рые в спорах ссылаются на разных учителей (Павла, Аполлоса и др.) (1Кор 1:11 и след.). Протестуя против подобного разделения, одна из групп назвала себя "Христовой", т.е. принадлежащей Христу. К разногласиям такого рода (1Кор 3:3) добавлялись личные споры, тяжбы на языч. суде (1Кор 6:1-8), недостойное поведение при совершении Вечери Господней (1Кор 11:17 и след.) и отрицание воскресения из мертвых (1Кор 15:12). Греховные привычки, мирское мировоззрение и пристрастие к философским спорам пагубно влияли на молодую церковь; 3) ранее Павел направил Тимофея в Коринф, по-видимому, каким-то окольным путем (1Кор 4:17; 16:10). Находясь в Эфесе (ст. 8), Павел пишет свое второе послание (известное нам как Первое П.кК.), в к-ром еще раз высказывает свое мнение о происходящем в Коринфской церкви и отвечает на вопросы коринфян. Здесь же, в Эфесе, находится Аполлос, к-рый пока еще не намерен возвращаться в Коринф (ст. 12). Апостол требует безусловного удаления из церкви всего греховного (1Кор 5:13), призывает к единству (1Кор 1:10; 12) и к любви (1Кор 13; 16:14). Послание, вероятно, было написано незадолго до праздника Пятидесятницы (ср. 1Кор 16:8), возм., в 54 или 55 г. по Р.Х.; 4) в 2Кор 2:1; 12:14; 13:1;, вероятно, говорится о посещении Павлом Коринфа, не упомянутом в Деяниях. Ситуация там, видимо, настолько обострилась, что потребовалось присутствие апостола. Но, очевидно, его пребывание там было кратким и, на первый взгляд, безуспешным; похоже, что какая-то часть членов церковной общины отказалась признавать апостола и повиноваться ему (2Кор 10:1,10; ср. также 1Кор 4:3-5). Павел ответил на это т.наз. "слезным посланием" (2Кор 2:4; 7:8 и след.,12), к-рое также не сохранилось. Нередко высказывается мнение о том, что оно содержится в 2Кор 10-13. Такое предположение кажется маловероятным, если исходить из того, что о путешествии в Коринф Тита, к-рый, вероятно, и передал "слезное послание", говорится как об уже свершившемся факте (2Кор 12:18). Вскоре после этих событий в Ефесе начались гонения на христиан (Деян 19:23 и след.), и апостол, видимо, оказался в заточении (ср. Рим 16:3 и след.; 2Кор 1:8-10). После освобождения он покинул город (летом 55 г. по Р.Х.) и отправился через Троаду в Македонию (Деян 20:1; ср. 1Кор 16:5-8). Здесь состоялась его долгожданная встреча с Титом, к-рый сообщил ему, что коринфяне признали свою неправоту и, искренне раскаявшись, вернулись к послушанию (2Кор 7:6-16); 5) радуясь вновь обретенному общению с коринфянами, Павел, находившийся теперь в Македонии, вновь пишет им послание (Второе П.кК.). Апостол увещевает верующих простить виновных и призывает к любви внутри церкви (2Кор 2:6-8).Он затрагивает вопрос о пожертвованиях для Иерусалима (2Кор 8-9) и для их сбора отправляет в Коринф Тита с двумя братьями (2Кор 8:16-24).
Апостол сообщает о своем намерении в скором времени посетить Коринф, после чего возвращается к аргументам своих противников (2Кор 10-13).
Общение с коринфянами не должно быть поставлено под угрозу из-за неясности или недосказанности, поэтому в послании четко говорится о несовместимости любви к церкви с грехом и непослушанием. То обстоят-во, что Второе П.кК. одноврем. адресовано всем святым по всей Ахаии (2Кор 1:1), подчеркивает принципиальность этого разъяснения; 6) три месяца, проведенные Павлом в Греции (Деян 20:2,3; зима 55/56 гг.), вероятно, стали намеченной им зимовкой в Коринфе (см. 1Кор 16:6), где он и написал Послание к Римлянам (см. Рим 16:23).
II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
На первый взгляд кажется, что это послание просто дает практич. советы по частным вопросам повседневной жизни одной из церк. общин. Но на самом деле эти внешне не связанные друг с другом проблемы Коринфской церкви имеют общий корень, из к-рого и произрастают различные беды и раздоры: в церковь проникли люди, одержимые желанием спорить (1Кор 11:16). Вероятно, они так формулировали, а возможно, и домысливали полученные от разных учителей наставления, что вносили в церковь раздоры (1Кор 1:11 и след.). Эти споры буквально разрывали церк. общину на части. Дабы положить конец всякого рода распрям, апостол пишет послание, цель к-рого - восстановить и укрепить церковь на общей основе - на Иисусе Христе.1) КОМПОЗИЦИЯ Обращение, приветствие и благодарение (1:1-9).I. Обеспечение единства Церкви (1:10-8:13): А. Единство (1:10-2:16): 1. Единый Христос (1:10-17). 2. Противопоставление распятого Христа тщетной премудрости мира (1:18-25). 3. Единое правило Божьего призвания и избрания (1:26-31). 4. Единый критерий проповеди (2:1-5). 5. Единая возможность понимания Божьего откровения (2:6-16). Б. Угроза единству (3:1-4:21): 1. Ситуация в Коринфе (3:1-4). 2. Опасность, содержащаяся в ложном почитании работников Божьих (3:5-15). 3. Опасность человеч. мудрствования (3:16-23). 4. Опасность присвоения прав Бога (4:1-5). 5. Предупреждение опасностей через смирение (4:6-13). 6. Надлежащее отношение к апостолу и его вести (4:14-21). В. Угроза со стороны мира (5:1-8:13): 1. Блудодеяние (5:1-5). 2. Церковь должна очиститься от греха (5:6-13). 3. Церковь должна самостоят. справляться с мирскими тяжбами (6:1-11). 4. Человеч. тело также принадлежит Христу и должно быть храмом Св. Духа (6:12-20). 5. Отношения между полами и нерушимость брака (7:1-40). 6. Свобода и совесть в вопросе об идоложертв. яствах (8:1-13).II. Порядок в Церкви (9:1-15:58): А. Внешний порядок (9:1-11:34): 1. Апостол и Церковь (9:1-23): а) права апостола (9:1-14); б) отказ от этих прав (9:15-23). 2. Устремленность к цели - важнейшая предпосылка церк. порядка (9:24-10:13): а) сосредоточенность на цели (9:24-27); б) предостережение от неправедных путей отцов (10:1-13). 3. О еде и питье (10:14-33): а) Вечеря Господня и идолопоклонство несовместимы (10:14-22); б) свобода не должна вредить совести ближнего (10:23-33). 4. Собрания верующих в церкви (11:1-34): а) поведение мужчины и женщины в церк. собрании (11:1-15); б) вечеря любви и Вечеря Господня (11:16-34). Б. Дары Духа (12:1-14:40): 1. Единство в многообразии даров (12:1-11): а) корень единства (12:1-6); б) разнообразие в проявлениях дарований (12:7-11). 2. Необходимость многообразия даров (12:12-31): а) Церковь как Тело Христово (12:12-26); б) различное предназначение членов Тела (12:27-31). 3. Любовь как основа всех даров (13:1-13): а) благочестие и любовь (13:1-3); б) признаки истинной любви (13:4-7); в) начальное и совершенное (13:8-13). 4. Взаимодействие дарований (14:1-40): а) дар пророчества и говорения на иных языках (14:1-14); б) надлежащее использование дарований (14:15-40). В. Основополагающая надежда церкви (15:1-58): 1. Основное содержание Евангелия (15:1-19): а) истинность воскресения Христа (15:1-11); б) значение воскресения мертвых (15:12-19). 2. Благая весть (15:20-34): а) преодоление смерти (15:20-28); б) следствие веры в воскресение (15:29-34). 3. Преобразование через смерть (15:35-58): а) новое тело (15:35-50); б) преображение (15:51-58). Заключит. часть послания (16:1-24): уведомления, рекомендации, приветствия, благословения.2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТНесмотря на многообразие рассматриваемых вопросов, Первое П.кК. представляет собой единое целое. Противоречия между богатыми и бедными жителями Коринфа сказываются и на церкви. К этому добавляется и возникающая во всех церквах напряженность в отношениях между христианами, обращенными из иудеев, и христианами из язычников. Явное противоречие наблюдалось и в вопросах об отношениях между полами и о брачном союзе: в то время как одна группа верующих требовала воздержания и безбрачия, вплоть до расторжения существующих браков, другая, проповедуя "духовную" свободу и презирая узаконенные брач. союзы, занималась откровенным блудом. К этому добавлялось и то, что члены церкви не могли решить внутри общины свои гражд. тяжбы. Разногласия, обусловленные преувеличенным вниманием к личной свободе и недостаточным осознанием общей цели, проявлялись во всех областях жизни, так что возникала угроза единству церкви. В этой ситуации Павел стремится помочь Коринфской церкви стать воистину "единым телом", чтобы разнообразные дарования ее членов способствовали укреплению и возрастанию всего Тела (VI) во славу Господа.Поэтому отдельные частные вопросы рассматриваются в Первом П.кК. только после того, как автор дает четкое определение тому основанию, на к-ром только и может быть все установлено (1Кор 3:11).
Этим основанием является жертв. смерть Христа (1Кор 1:13).
Именно это свидет-вуется в слове о кресте (ст. 18), принятие к-рого делает человека членом Тела Христова, оправдывает и освящает его. Вся заслуга в этом принадлежит только Христу (ст. 30 и след.).
Не мудрость мира, а сила Божьего откровения открывает путь к спасению (1Кор 1:19 и след.; 2), превращает церковь в Божий Храм, в к-ром живет Его Дух (1Кор 3:16-23). Этот принцип является определяющим и при ответах на другие вопросы.
С одной стороны, в нек-рых сферах не может устанавливаться никаких норм, и каждый верующий в той или иной ситуации должен руководствоваться своей совестью пред Богом.
Это относится, напр., к вопросам о безбрачии (1Кор 7) и о разрешенных яствах (1Кор 8; 10:14 и след.,23 и след.); мерилом здесь должно быть чуткое отношение к братьям во Христе. С др. стороны, там, где существует установленный Богом порядок, его нельзя нарушать. Никто не вправе требовать себе каких-либо привилегий, особенно если это угрожает единству церкви. Заботой о поддержании порядка в церкви продиктованы запрещение сексуальной распущенности (1Кор 6:13-20), запрещение участвовать в языч. культовых обрядах (1Кор 10:14-22), требование достойно участвовать в Вечере Господней (1Кор 11) и надлежащим образом вести себя во время богослужебных собраний (1Кор 14), соблюдая правила, установленные особо для мужчин и особо для женщин (1Кор 11:3 и след.; 14:34 и след.; Богослужение, V,3). Все эти проблемы следует решать в мире и согласии, причем члены церкви должны не искать для себя особого положения, а гармонично вливаться в единое Тело (1Кор 12) и руководствоваться в своих делах и стремлениях любовью (1Кор 13). Тогда они смогут достичь великой цели: воскресения из мертвых и окончат. соединения с Христом (1Кор 15) (1Кор 9:24-27).