Рай
I. Библ. понятию "Р." соответствует греч. слово парадейсос, заимствованное из др.-перс. языка, в к-ром паридеза - это "ограда", а также "то, что обнесено оградой", т.е. парк или сад. В этом значении слово перешло во многие древние языки - евр. пардес, арам. пардеса, греч. парадейсос, - а из них, через латынь, в совр. европ. языки.
II: 1) если в ВЗ слово пардес ("рай") вообще не встречается, это отнюдь не означает, что понятие "Р." как таковое в ВЗ отсутствует. Здесь ему соответствуют выражения "сад", "сад в Едеме" или даже "сад Господень" (Быт 2:8,10,15; ср. 13:10 - в Синод. пер. в этих и подобных случаях нередко используется слово "Р.", что, однако, не соответствует практике евр. словоупотребления). До своего грехопадения люди жили в Р. в единении с Богом и в безгрешной открытости друг перед другом. После грехопадения они были изгнаны из Божьего сада. Едем; 2) ветхозаветные про-роки переносили древнейшие представления о Р. на конечные времена. Ханаан (Иез 36:35) и Сион (Ис 51:3) станут в конце дней подобны Эдемскому саду, т.е. саду Господню. Описание земли Израиля, какой она станет в конце времен, заимствовано из описания сада Божьего. Там будут течь полноводные реки, земля будет несказанно плодородной, животные будут жить в мире друг с другом, а гора Сион станет вершиной мира (Ис 2:2; 35:1 и след.; 41:18; Иез 47:1 и след.; Ос 2:22; Ам 9:13; Мих 4:1 и след.; Зах 14:8). Однако нигде в Свящ. Писании Ханаан конца времен не идентифицируется с Эдемским садом.III. Отождествление доисторич. Р. с Р. конца времен впервые встречается в дохрист. апокалипсич. литературе, где местом расположения этого Р. практически всегда называется новый Иерусалим (ср. эфиоп. версию Книги Еноха 25:4; 3 Езд 7:36 - в Синод. пер. этот текст отсутствует). Описание Р. здесь соответствует ветхозаветным представлениям. Постоянно встречаются такие понятия, как "дерево жизни", "вода жизни" и "хлеб жизни". Важнейшая особенность Р., по мнению авторов дохрист. апокалипсисов, состоит в том, что именно в этом благословенном месте происходит прямое общение человека с Богом. Из представлений о тождественности Р. доисторич. времени и Р. конца времен следовало, что в промежутке между этими временами Р. существует невидимо. Когда-то считали, что он находится на самом краю земли, на востоке (см. Быт 2:8), на севере, северо-западе или западе или же на горе, к-рая возвышается до самого неба. С др. стороны, существовало мнение, что со времени грехопадения Адама Р. находится на небе, точнее, на третьем небе. Все авторы апокалипсисов сходятся в одном: в Р. пребывают души почивших праотцев, а также всех избранных и праведников. Души же умерших безбожников находятся в шеоле, царстве мертвых (Ад).IV: 1) в НЗ Р. упоминается прежде всего как место пребывания спасенных в период между смертью и воскресением (Лк 23:43; 2Кор 12:4). По сути дела, о том же говорится в целом ряде других мест Свящ. Писания, однако авторы НЗ обычно избегают употреблять слово "Р.", поскольку оно ассоциируется с плотскими представлениями, к-рые не соотв. истине. Главное - не райское блаженство, но восстановление разруш. общения с Богом. Поэтому вместо слова "Р." в НЗ используются выражения: "лоно Авраамово" (Лк 16:22), "водвориться у Господа" (2Кор 5:8), "быть со Христом" (Флп 1:23), "обитель Отца" (Ин 14:2) и др.; 2) о Р. конца времен говорится в Откр 2:7. Здесь в описании Р. используются ветхозаветные понятия и представления, а также образы, созданные ветхозаветными пророками: так, в образе Небесного Иерусалима Р., как новая земля, примет спасенных (Откр 21:10 и след.; 22:1 и след.), дьявол будет уничтожен (Откр 20:10), страданий, слез и смерти больше не будет (Откр 21:4). Самым же прекрасным станет общение с Богом, в к-рое тогда вступит каждый праведник: "Он будет обитать с ними, и Сам Бог с ними будет Богом их... Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему... И узрят лице Его... и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков" (Откр 21:3; 22:3 и след.).