ХРИСТОС – МЕССИЯ – ПОМАЗАННИК

(В нашу задачу не входит изложение библейского учения о Христе – для этого нужна целая книга; здесь могут быть даны лишь краткие определения понятий и указано применение этих последних).

Значение помазания:

Растительное лампадное масло (елей), считавшееся повсеместно в древности укрепляющим и целительным средством, является в Библии символом Святого Духа, Который озаряет дух человека и дает ему силу для служения Богу. Мф. 6:17, 25:3, 4. Пс. 22:5, 44:8 («елей радости»); Лк. 7, 46. Марк. 6, 13. Иак. 5, 14. Зах. 4.

Поэтому поставление в сан священника и царя в Израиле (как освящение богослужебных принадлежностей) было соединено с помазанием посвящаемого елеем: Исх. 29, 7 (помазание Аарона в священники); 1Цар. 9, 16 (помазание Саула в цари); 1Цар. 16 (помазание Давида); Исх. 30, 25 (помазание скинии собрания и всех ее принадлежностей).

Мессия:

Вначале наименование «Помазанник» применялось к израильскому царю, напр.: 1Цар. 24, 7; 2Цар. 22, 51.

а в последствии пророки прилагают его к прозреваемому ими грядущему Царю из дома Давидова, Который должен быть в конце времен тем, чем должны были быть, но не были, цари Израиля, т. е. Правителем, осуществляющим волю Бога в Его народе. Ис. 9:5, 11:1, 61:1. Мих. 5, 1. Иер. 23, 5. Иезек. 34, 23.

Вышеприведенное место у пр. Иеремии показывает, что мессианская идея постепенно расширяется и доходит до представления о Божественном Мироправителе, Который Своим справедливым правлением и милосердием к бедным и угнетенным откроет на земле новую Эпоху вечного мира и одновременно, будет Священноходатаем за людей перед Богом. Ис. 2:2-5, 9:6, 11:3-10. Пс. 2; 71; 110. Мих. 5, 3. Иер. 30, 21. Зах. 9, 9-11.

Христос.

Что Господь Иисус сознавал Себя предсказанным в Ветхом Завете Мессией ясно из наименований, какие Он давал Себе, говоря о цели Своего пришествия: «Сын Человеческий» и, одновременно, «Сын Божий». Мф. 11, 27, исповедание Петра (Мф. 16, 16 – «Ты – Христос, Сын Бога живаго») Он назвал откровением Божиим, а Себя Самого – ожидаемым Мессией. Иоан. 4:25, 9:35-37. Свой торжественный въезд в Иерусалим Он совершил соответственно пророчеству Захарии 9, 9, и объявил Себя Христом перед синедрионом (Мф. 26, 63), а перед Пилатом – Царем, пришедшим в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Иоан. 18, 37).

Мессианскую идею иудейства Иисус углубил и одухотворил, указывая – в связи с пророчеством Исаии 53 (о страданиях и смерти слуги Божия, Заместителя грешного человечества) – на задачу Мессии Своими страданиями и смертью примирить людей с Богом и, через Духа Святого (Мессия – Помазанник, т. е. наделенный Духом), привести их к внутреннему единению и жизненной общности с Богом. Внешнее завершение Его Царства Он связал со Своим грядущим вторым пришествием для суда. Мф. 16:21, 20:28, 25:31. Лк. 24, 36. Иоан. 3:14, 11:12, 18:36.

Как Христос, Он доказал Свое Богосыновство совершенным послушанием воле Отца, а Отец засвидетельствовал о Нем, как о Сыне Своем, воскресив Его из мертвых и прославив. Филип. 2, 8. Мф. 3:17, 17:5. Рим. 1, 4.

Так проповедывали о Нем и Его Апостолы, называя Его «Иисусом Христом». Деян. 2:36, 5:31.

Его Церковь называет себя по Его имени христианскою; к ней принадлежат все, исповедующие Его, как Христа, и молящиеся Ему, как своему Господу и Царю. Мф. 10, 32. Рим. 10, 9; 1Иоан. 4, 15; 1Кор. 1, 2.