ЦАРСТВО БОЖИЕ, ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ
Значение выражения в общем смысле. Царство Божие.
По точному переводу, как др.-еврейскаго, так и греческого текста, библейское выражение означает «царственное владычество Бога», причем взор пишущего направлен то преимущественно на царственного Правителя – Бога, то – на область Его правления и граждан ея. Авд. 1, 21. Лк. 1, 33. Мф. 25, 34. Иоан. 3, 5.
В отличие от всеобъемлющего владычества Божия подразумевается, в особом смысле, и такое положение вещей, когда человек сознательно и добровольно подчиняется во всем воле Божией. Пс. 102, 19 – речь идет о всеобъемлющем могуществе Бога. Мф. 6, 10 – о таком царстве, в котором человек служит Богу охотно и радостно.
Царство небесное.
Это выражение встречается только у ев. Матфея и косвенно – в пророчестве Даниила о том не людьми, но «Богом небесным» созданном царстве, которое разрушит все земные и будет существовать вечно. Дан. 2, 34 и 44.
Следовательно, «небесное царство» значит то же, что «Царство Божие», только это выражение обращает наше внимание в особенности на то, что центр царства в небе (где Божий престол), и что оно приходит с неба. Ис. 64, 1. Мф. 4, 17. Иоан. 18, 36.
Царство Божие в Ветхом Завете. Израиль – Божий народ.
Бог избирает Себе народ, который под Его особым водительством должен стать способным открывать Его Естество другим народам. Исх. 19, 5.
Поэтому израильские цари являются лишь представителями власти Божией, и Бог через пророков всегда дает им и народу наставления и указания. 1Цар. 10, 1. Иер. 7, 25.
Но так как и народ и его правители чем дальше, тем больше противились водительству Божию, то Бог положил конец сперва царству израильскому, а спустя полтора столетия и царству иудейскому (срвн. 4Цар. 17:7-23, 25:1-21). И после возвращения из вавилонского плена продолжалось подчинение еврейского народа чужим государствам.
Взамен потери самостоятельности пророчества дают надежду на будущее царство Божие, в котором правление Вседержителя осуществится в полной мере.
При этом преобладает мысль, что царем будет потомок Давида, что он распространит господство Израиля на все народы и дарует им все блага справедливого правления; еще говорится о том, что народы, признав преимущества Израиля, присоединятся к нему добровольно. У пр. Исаии 19, 23 в царстве Божием народы равноправны. Иер. 33, 15. Мих. 4, 2. Соф. 3, 9. Ис. 11; Ис. 19:24.
В основе совершенства царства Божия Иеремия изображает преображение человеческого сердца соответственно воле Божией. Иер. 31, 33. Иезек. 36, 25.
Народ в массе несомненно рисовал себе пророческие картины будущего в виде чисто внешних перемен, и только возвышенные натуры направляли свои ожидания на духовную сторону грядущего Царства. Лк. 1:74, 2:25, 23:50.
Царство Божие в Новом Завете.
Иоанн Креститель – в своей проповеди о приближении царства Божия и необходимости приготовления к нему покаянием, опять возвращается к мыслям древних пророков, что в основе владычества Божия должен быть внутренний переворот в сердце и мыслях человека, т. е. отвращение от греха и возвращение к Богу за помилованием, ибо выдающаяся черта царствия Божия есть его духовность.
Этому направлению прежде всего следует и проповедь Иисуса о царстве Божием; но в дальнейшем она охватывает три мысли: во-первых, что Он – Тот определенный Богом Царь, Который воздвигнет это царство; далее – что оно принадлежит всем, кто даст себя поставить в правильное отношение к Богу, а не только евреям, и, наконец, – что хотя оно еще только скрыто в сердцах и ограничено кругом Его, Христа, последователей, но с Его вторым пришествием на суд всеобъемлющее владычество Божие проявит себя в силе.
В Нагорной проповеди (Мф. 5-7) Иисус возвещает внутренния условия принадлежности к царству Божию (срвн. особенно Заповеди блаженства), сводящиеся к требованию совершенной праведности. Мф. 5:48, 6:33. Иоан. 3, 3 (полное внутреннее обновление – возрождение).
В притчах (Мф. 13) Он говорит о начале и росте царства Божия вплоть До его завершения судом (притча о сети, ст. 47-50).
Все больше явствует из Его слов, что Он – Тот, благодаря Которому царство приходит на землю, и что Он – поставленный Богом Царь его; от отклонения к Нему (вера и последование) зависит, поэтому, участие в Царстве. Мф. 10:32, 11:5, 12:28; 27 гл. Лк. 11, 21. Иоан. 8:12, 14:6.
Наконец Своим торжественным въездом в Иерусалим (Мф. 21, 1), Своим объявлением перед синедрионом (Мф. 26, 63) и перед Пилатом (Иоан. 18, 37) Он заявил о Себе, как о Царе воздвигающагося царства Божия. Мф. 28, 18.
Он освобождает идею царства Божия от национальных ограничений и дает понять, что к участию в нем призваны все, внутренно к нему приготовившиеся. Мф. 8:11, 13:37, 28:19.
В конце концов Он подает надежду на то, что за временем внутреннего устроения царства Божия в сердцах, наступит другое, когда Царство водворится на земле в славе и силе; поэтому Он учит Своих последователей молиться о его пришествии и ожидать его до тех пор, пока оно не придет «приметным образом» (Лк. 17, 20). Мф. 6:10, 25:31. Марк. 13:26, 14:62. Лк. 12, 36.
Проповедь Апостолов о царстве Божием.
Так чаще всего определяется в Деяниях апостольских возвещение Апостолами царства Божия, напр. 8, 12; 19, 8; 28, 31 (Павел в Риме: «проповедывал царствие Божие и учил о Господе Иисусе Христе»).
Хотя перед вознесением Господним ученики все еще мечтали о возстановлении независимого израильского царства (Деян. 1, 6), однако после Пятидесятницы эта идея окончательно уступает сознанию, что царство Божие открыто для всех, верующих в Иисуса, как своего Спасителя. Деян. 2:39, 10:34. Гал. 3, 28.
Так как Христос есть Богом поставленный Владыка царства Божия, то оно именуется также царством Христовым. Кол. 1, 13. Еф. 5, 5. Откр. 11, 15.
Сущность Царства не определена какой-нибудь внешнею формой: она во внутреннем расположении и воспитании сердца согласно намерению Зиждителя («праведность и мир и радость во Святом Духе» Рим. 14, 17). В то же время взор устремлен в высь, где находится центр Царства, откуда христиане ожидают своего Царя. Кол. 3, 1. Филип. 3, 20; 1Кор. 1, 7. Тит. 2, 13.
Устроение Царства завершится после того, как Иисус закончит выполнение Своей царственной задачи и преодолеет всех врагов Божиих. Тогда будет в полной мере осуществлено то, что Бог хотел дать в Израиле, как прообразе. 1Кор. 15, 24. Откр. 21, 3.
Царство Божие означает:
Его верховное господство над всем. 1Пар. 29, 11. Пс. 21:29, 102:19, 144:13. Дан. 4, 3.
распространение Евангелия или царство Мессии. Мф. 3:2, 4:17, 6:33, 10:7, 12:28. Марк. 1:14, 15:43. Лк. 8:1, 11:20, 16:16, 19:11, 23:51. Деян. 20:25, 28:23.
царство благодати Божией в мире и в душе верных. Мф. 6:10, 13:31. Марк. 9, 1. Лк. 9:27, 17:20, 21. Рим. 14, 17; 1Кор. 4, 20.
Церковь, видимую на земле; всех тех, которые участвуют или будут участвовать в Царстве Божием. Мф. 5:19, 20, 13:24-30, 38, 13:47.
небо и блаженство вечное. Мф. 5:10, 20, 7:21, 8:11, 25:34, 26:29. Лк. 13:29, 22:16, 30. Иоан. 3:3, 5. Деян. 14, 22; 1Кор. 6:10, 15:50. Гал. 5, 21. Еф. 5, 5; 2Тим. 4, 18.
Царство Божие есть вечное. Пс. 144, 13. Дан. 2:44, 4:3, 7:18, 27.
Царство Божие не пища, и питье, но правда, мир и радость и проч. Рим. 14, 17.
Царство Божие не состоит в слове, но в силе. 1Кор. 4, 20.
Царство Божие есть близко. Мф. 3:2, 4:17.
Царство Божие есть внутри вас. Лк. 17, 21.
Чтобы войти в Царство Божие нужно:
родиться свыше. Иоан. 3, 3.
родиться водою и духом. Иоан. 3, 5.
сделаться, как малые дети. Мф. 18:3, 4. Марк. 10, 15. Лк. 18, 17.
уподобиться малым детям. Мф. 19, 14. Марк. 10:14, 15. Лк. 18, 16.
если праведность ваша не превзойдет праведности фарисеев, то вы не войдете в Царство Божие. Мф. 5, 20.
Царство Божие обещано:
нищим духом. Мф. 5, 3.
любящим Бога. Иак. 2, 5.
исполняющим волю Божию. Мф. 7, 21.
тем, которые терпят гонение за правду для Христа. Мф. 5, 10-12.
тем, которые уподобляются малым детям. Мф. 18:3, 19:14. Марк. 10, 14. Лк. 18, 16.
многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие. Деян. 14, 22; 2Кор. 4, 17; 2Фес. 1, 5.
необходимо всецелое самоотвержение, чтобы войти в Царство Божие. Марк. 9:43, 45, 47. Лк. 18, 26.
Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Мф. 11, 12. Лк. 16, 16.
никто, озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия. Лк. 9, 62.
блажен, кто будет вкушать хлеб в Царстве Божием. Лк. 14, 15.
Вход в Царство Божие будет запрещен:
лицемерам. Мф. 7, 21.
неправедным. 1Кор. 6, 9.
порочным и злым. 1Кор. 6, 10. Гал. 5, 21. Еф. 5, 5.
плоть и кровь не наследуют Царства Божия. 1Кор. 15, 50.
горе вам, закрывающим Царство Божие другим. Мф. 23, 13.
трудно богатому войти в Царство Божие. Мф. 19:23, 24. Марк. 10, 23-25. Лк. 18:24, 25.
мытари и грешники вперед идут в Царство Божие. Мф. 21, 31.
кто будет больше в Царстве Божием? Мф. 18, 1-4. Лк. 9, 46-48.
самый малый в Царстве есть больше Иоанна Крестителя. Мф. 11, 11. Лк. 7, 28.
Бог призывает верных к Своему Царствию. 1Фес. 2, 12.
Верные:
избавлены от власти тьмы и введены в Царство Божие. Кол. 1, 13.
получат вход в Царство Божие. Дан. 7, 18. Мф. 25, 34. Лк. 12:32, 13:28; 2Тим. 4, 18.
будут светить подобно солнцу в Царстве. Дан. 12, 3. Мф. 13, 43.
будут со Христом в Царстве Божием. Мф. 26, 29. Марк. 14, 25. Лк. 22:30, 23:42. 43.
с востока и запада возлягут вместе с Авраамом и проч. в Царстве Божием. Мф. 8, 11. Лк. 13, 29.
покайтесь и обратитесь, потому что Царство Божие близко. Мф. 3:2, 4:17, 10:1. Марк. 1, 15. Лк. 10:9, 11.
ищите прежде Царства Божия и правды его, а все и проч. Мф. 6, 33. Лк. 12, 31. Иоан. 6, 27.
делайтесь твердыми в вашем звании и избрании, чтобы дан был вам свободный вход в Царство Божие. 2Петр. 1:10, 11.
будем хранить благодать, приемля Царство Божие непоколебимое. Евр. 12, 28.
Иисус Христос возвещал и проповедывал Евангелие Царства. Мф. 4:23, 9:35. Марк. 1, 14. Лк. 4:43, 8:1, 11:20. Деян. 1, 3.
тайны Царства Божия открыты апостолам. Мф. 13, 11. Марк. 4, 11. Лк. 8, 10.
Царство Божие возвещено и проповедано апостолами. Мф. 10, 7. Лк. 9:2, 60. Деян. 8:12, 19:8, 20:25, 28:23, 31.
Царство Божие отнято от иудеев и отдано язычникам. Мф. 21, 43 и Деян. 13, 46.
Царство Божие не придет явно. Лк. 17, 20.
молитесь о пришествии Царства Божия. Мф. 6, 10. Лук 11, 2.
Царство Божие подобно:
полю, поросшему пшеницею и плевелами. Мф. 13:24-30, 36-43.
зерну горчичному. Мф. 13:31, 32. Марк. 4, 30-32. Лк. 13:18, 19.
закваске теста. Мф. 13, 33. Лк. 13:20, 21.
сокровищу, скрытому на поле. Мф. 13, 44.
драгоценной жемчужине. Мф. 13:45, 46.
неводу, брошенному в море. Мф. 13, 47-50.
царю, требующему отчет от своих слуг. Мф. 18, 23-35.
царю, делающему брачный пир для сына своего. Мф. 22, 2-14.
хозяину, нанимающему работников. Мф. 20, 1-16.
десяти девам. Мф. 25, 1-13.
человеку, вверяющему свое имение слугам. Мф. 25, 14-30. Марк. 13, 34-37.
хлебу, растущему на поле. Марк. 1, 26-29.