ЦАРСТВО БОЖИЕ, ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ

Значение выражения в общем смысле. Царство Божие.

По точному переводу, как др.-еврейскаго, так и греческого текста, библейское выражение означает «царственное владычество Бога», причем взор пишущего направлен то преимущественно на царственного Правителя – Бога, то – на область Его правления и граждан ея. Авд. 1, 21. Лк. 1, 33. Мф. 25, 34. Иоан. 3, 5.

В отличие от всеобъемлющего владычества Божия подразумевается, в особом смысле, и такое положение вещей, когда человек сознательно и добровольно подчиняется во всем воле Божией. Пс. 102, 19 – речь идет о всеобъемлющем могуществе Бога. Мф. 6, 10 – о таком царстве, в котором человек служит Богу охотно и радостно.

Царство небесное.

Это выражение встречается только у ев. Матфея и косвенно – в пророчестве Даниила о том не людьми, но «Богом небесным» созданном царстве, которое разрушит все земные и будет существовать вечно. Дан. 2, 34 и 44.

Следовательно, «небесное царство» значит то же, что «Царство Божие», только это выражение обращает наше внимание в особенности на то, что центр царства в небе (где Божий престол), и что оно приходит с неба. Ис. 64, 1. Мф. 4, 17. Иоан. 18, 36.

Царство Божие в Ветхом Завете. Израиль – Божий народ.

Бог избирает Себе народ, который под Его особым водительством должен стать способным открывать Его Естество другим народам. Исх. 19, 5.

Поэтому израильские цари являются лишь представителями власти Божией, и Бог через пророков всегда дает им и народу наставления и указания. 1Цар. 10, 1. Иер. 7, 25.

Но так как и народ и его правители чем дальше, тем больше противились водительству Божию, то Бог положил конец сперва царству израильскому, а спустя полтора столетия и царству иудейскому (срвн. 4Цар. 17:7-23, 25:1-21). И после возвращения из вавилонского плена продолжалось подчинение еврейского народа чужим государствам.

Взамен потери самостоятельности пророчества дают надежду на будущее царство Божие, в котором правление Вседержителя осуществится в полной мере.

При этом преобладает мысль, что царем будет потомок Давида, что он распространит господство Израиля на все народы и дарует им все блага справедливого правления; еще говорится о том, что народы, признав преимущества Израиля, присоединятся к нему добровольно. У пр. Исаии 19, 23 в царстве Божием народы равноправны. Иер. 33, 15. Мих. 4, 2. Соф. 3, 9. Ис. 11; Ис. 19:24.

В основе совершенства царства Божия Иеремия изображает преображение человеческого сердца соответственно воле Божией. Иер. 31, 33. Иезек. 36, 25.

Народ в массе несомненно рисовал себе пророческие картины будущего в виде чисто внешних перемен, и только возвышенные натуры направляли свои ожидания на духовную сторону грядущего Царства. Лк. 1:74, 2:25, 23:50.

Царство Божие в Новом Завете.

Иоанн Креститель – в своей проповеди о приближении царства Божия и необходимости приготовления к нему покаянием, опять возвращается к мыслям древних пророков, что в основе владычества Божия должен быть внутренний переворот в сердце и мыслях человека, т. е. отвращение от греха и возвращение к Богу за помилованием, ибо выдающаяся черта царствия Божия есть его духовность.

Этому направлению прежде всего следует и проповедь Иисуса о царстве Божием; но в дальнейшем она охватывает три мысли: во-первых, что Он – Тот определенный Богом Царь, Который воздвигнет это царство; далее – что оно принадлежит всем, кто даст себя поставить в правильное отношение к Богу, а не только евреям, и, наконец, – что хотя оно еще только скрыто в сердцах и ограничено кругом Его, Христа, последователей, но с Его вторым пришествием на суд всеобъемлющее владычество Божие проявит себя в силе.

В Нагорной проповеди (Мф. 5-7) Иисус возвещает внутренния условия принадлежности к царству Божию (срвн. особенно Заповеди блаженства), сводящиеся к требованию совершенной праведности. Мф. 5:48, 6:33. Иоан. 3, 3 (полное внутреннее обновление – возрождение).

В притчах (Мф. 13) Он говорит о начале и росте царства Божия вплоть До его завершения судом (притча о сети, ст. 47-50).

Все больше явствует из Его слов, что Он – Тот, благодаря Которому царство приходит на землю, и что Он – поставленный Богом Царь его; от отклонения к Нему (вера и последование) зависит, поэтому, участие в Царстве. Мф. 10:32, 11:5, 12:28; 27 гл. Лк. 11, 21. Иоан. 8:12, 14:6.

Наконец Своим торжественным въездом в Иерусалим (Мф. 21, 1), Своим объявлением перед синедрионом (Мф. 26, 63) и перед Пилатом (Иоан. 18, 37) Он заявил о Себе, как о Царе воздвигающагося царства Божия. Мф. 28, 18.

Он освобождает идею царства Божия от национальных ограничений и дает понять, что к участию в нем призваны все, внутренно к нему приготовившиеся. Мф. 8:11, 13:37, 28:19.

В конце концов Он подает надежду на то, что за временем внутреннего устроения царства Божия в сердцах, наступит другое, когда Царство водворится на земле в славе и силе; поэтому Он учит Своих последователей молиться о его пришествии и ожидать его до тех пор, пока оно не придет «приметным образом» (Лк. 17, 20). Мф. 6:10, 25:31. Марк. 13:26, 14:62. Лк. 12, 36.

Проповедь Апостолов о царстве Божием.

Так чаще всего определяется в Деяниях апостольских возвещение Апостолами царства Божия, напр. 8, 12; 19, 8; 28, 31 (Павел в Риме: «проповедывал царствие Божие и учил о Господе Иисусе Христе»).

Хотя перед вознесением Господним ученики все еще мечтали о возстановлении независимого израильского царства (Деян. 1, 6), однако после Пятидесятницы эта идея окончательно уступает сознанию, что царство Божие открыто для всех, верующих в Иисуса, как своего Спасителя. Деян. 2:39, 10:34. Гал. 3, 28.

Так как Христос есть Богом поставленный Владыка царства Божия, то оно именуется также царством Христовым. Кол. 1, 13. Еф. 5, 5. Откр. 11, 15.

Сущность Царства не определена какой-нибудь внешнею формой: она во внутреннем расположении и воспитании сердца согласно намерению Зиждителя («праведность и мир и радость во Святом Духе» Рим. 14, 17). В то же время взор устремлен в высь, где находится центр Царства, откуда христиане ожидают своего Царя. Кол. 3, 1. Филип. 3, 20; 1Кор. 1, 7. Тит. 2, 13.

Устроение Царства завершится после того, как Иисус закончит выполнение Своей царственной задачи и преодолеет всех врагов Божиих. Тогда будет в полной мере осуществлено то, что Бог хотел дать в Израиле, как прообразе. 1Кор. 15, 24. Откр. 21, 3.

Царство Божие означает:

Его верховное господство над всем. 1Пар. 29, 11. Пс. 21:29, 102:19, 144:13. Дан. 4, 3.

распространение Евангелия или царство Мессии. Мф. 3:2, 4:17, 6:33, 10:7, 12:28. Марк. 1:14, 15:43. Лк. 8:1, 11:20, 16:16, 19:11, 23:51. Деян. 20:25, 28:23.

царство благодати Божией в мире и в душе верных. Мф. 6:10, 13:31. Марк. 9, 1. Лк. 9:27, 17:20, 21. Рим. 14, 17; 1Кор. 4, 20.

Церковь, видимую на земле; всех тех, которые участвуют или будут участвовать в Царстве Божием. Мф. 5:19, 20, 13:24-30, 38, 13:47.

небо и блаженство вечное. Мф. 5:10, 20, 7:21, 8:11, 25:34, 26:29. Лк. 13:29, 22:16, 30. Иоан. 3:3, 5. Деян. 14, 22; 1Кор. 6:10, 15:50. Гал. 5, 21. Еф. 5, 5; 2Тим. 4, 18.

Царство Божие есть вечное. Пс. 144, 13. Дан. 2:44, 4:3, 7:18, 27.

Царство Божие не пища, и питье, но правда, мир и радость и проч. Рим. 14, 17.

Царство Божие не состоит в слове, но в силе. 1Кор. 4, 20.

Царство Божие есть близко. Мф. 3:2, 4:17.

Царство Божие есть внутри вас. Лк. 17, 21.

Чтобы войти в Царство Божие нужно:

родиться свыше. Иоан. 3, 3.

родиться водою и духом. Иоан. 3, 5.

сделаться, как малые дети. Мф. 18:3, 4. Марк. 10, 15. Лк. 18, 17.

уподобиться малым детям. Мф. 19, 14. Марк. 10:14, 15. Лк. 18, 16.

если праведность ваша не превзойдет праведности фарисеев, то вы не войдете в Царство Божие. Мф. 5, 20.

Царство Божие обещано:

нищим духом. Мф. 5, 3.

бедным. Лк. 6, 20. Иак. 2, 5.

любящим Бога. Иак. 2, 5.

исполняющим волю Божию. Мф. 7, 21.

тем, которые терпят гонение за правду для Христа. Мф. 5, 10-12.

тем, которые уподобляются малым детям. Мф. 18:3, 19:14. Марк. 10, 14. Лк. 18, 16.

многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие. Деян. 14, 22; 2Кор. 4, 17; 2Фес. 1, 5.

необходимо всецелое самоотвержение, чтобы войти в Царство Божие. Марк. 9:43, 45, 47. Лк. 18, 26.

Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Мф. 11, 12. Лк. 16, 16.

никто, озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия. Лк. 9, 62.

блажен, кто будет вкушать хлеб в Царстве Божием. Лк. 14, 15.

Вход в Царство Божие будет запрещен:

лицемерам. Мф. 7, 21.

неправедным. 1Кор. 6, 9.

порочным и злым. 1Кор. 6, 10. Гал. 5, 21. Еф. 5, 5.

плоть и кровь не наследуют Царства Божия. 1Кор. 15, 50.

горе вам, закрывающим Царство Божие другим. Мф. 23, 13.

трудно богатому войти в Царство Божие. Мф. 19:23, 24. Марк. 10, 23-25. Лк. 18:24, 25.

мытари и грешники вперед идут в Царство Божие. Мф. 21, 31.

кто будет больше в Царстве Божием? Мф. 18, 1-4. Лк. 9, 46-48.

самый малый в Царстве есть больше Иоанна Крестителя. Мф. 11, 11. Лк. 7, 28.

Бог призывает верных к Своему Царствию. 1Фес. 2, 12.

Верные:

избавлены от власти тьмы и введены в Царство Божие. Кол. 1, 13.

получат вход в Царство Божие. Дан. 7, 18. Мф. 25, 34. Лк. 12:32, 13:28; 2Тим. 4, 18.

будут светить подобно солнцу в Царстве. Дан. 12, 3. Мф. 13, 43.

будут со Христом в Царстве Божием. Мф. 26, 29. Марк. 14, 25. Лк. 22:30, 23:42. 43.

с востока и запада возлягут вместе с Авраамом и проч. в Царстве Божием. Мф. 8, 11. Лк. 13, 29.

покайтесь и обратитесь, потому что Царство Божие близко. Мф. 3:2, 4:17, 10:1. Марк. 1, 15. Лк. 10:9, 11.

ищите прежде Царства Божия и правды его, а все и проч. Мф. 6, 33. Лк. 12, 31. Иоан. 6, 27.

делайтесь твердыми в вашем звании и избрании, чтобы дан был вам свободный вход в Царство Божие. 2Петр. 1:10, 11.

будем хранить благодать, приемля Царство Божие непоколебимое. Евр. 12, 28.

Иисус Христос возвещал и проповедывал Евангелие Царства. Мф. 4:23, 9:35. Марк. 1, 14. Лк. 4:43, 8:1, 11:20. Деян. 1, 3.

тайны Царства Божия открыты апостолам. Мф. 13, 11. Марк. 4, 11. Лк. 8, 10.

Царство Божие возвещено и проповедано апостолами. Мф. 10, 7. Лк. 9:2, 60. Деян. 8:12, 19:8, 20:25, 28:23, 31.

Царство Божие отнято от иудеев и отдано язычникам. Мф. 21, 43 и Деян. 13, 46.

Царство Божие не придет явно. Лк. 17, 20.

молитесь о пришествии Царства Божия. Мф. 6, 10. Лук 11, 2.

Царство Божие подобно:

полю, поросшему пшеницею и плевелами. Мф. 13:24-30, 36-43.

зерну горчичному. Мф. 13:31, 32. Марк. 4, 30-32. Лк. 13:18, 19.

закваске теста. Мф. 13, 33. Лк. 13:20, 21.

сокровищу, скрытому на поле. Мф. 13, 44.

драгоценной жемчужине. Мф. 13:45, 46.

неводу, брошенному в море. Мф. 13, 47-50.

царю, требующему отчет от своих слуг. Мф. 18, 23-35.

царю, делающему брачный пир для сына своего. Мф. 22, 2-14.

хозяину, нанимающему работников. Мф. 20, 1-16.

десяти девам. Мф. 25, 1-13.

человеку, вверяющему свое имение слугам. Мф. 25, 14-30. Марк. 13, 34-37.

хлебу, растущему на поле. Марк. 1, 26-29.