Часть I. О Боге.

Часть I.

о Боге.

А. ЕГО СУЩНОСТЬ.

а) Его свойства.

1. Бытие в Себе Самом. Не сотворен. Предвечен. Быт. 1, 1. «Я есмь Сущий». Исх. 3, 14. Пс. 35, 10. Ис. 41, 4. Иоан. 5, 26. Деян.

17:24, 25. Рим. 11:35, 36.

2. Бог есть Дух.Быт. 1, 2. Втор. 4, 15-19. Пс. 138, 7. Ис. 60, 1. Иезек. 37:14, 39:29. Иоил. 2:28, 29. Иоан. 4, 24. Деян. 17, 28. Евр. 12, 9. Рим. 8:9, 15, 16; 1Кор. 2, 11; 2Кор. 3, 17.

3. Един.Исх. 20, 3. Втор. 4:35, 39, 6:4; 1Цар. 2, 2; 2Цар. 7, 22; 3Цар. 8, 60; 4Цар. 19, 15. Неем. 9, 6. Пс. 85, 10. Ис. 44:6-8, 45:22. Иер. 10, 10. Иоил. 2, 27. Зах. 14, 9. Марк. 12, 29. Иоан. 17, 3. Рим. 1, 21-23; 1Кор. 8, 4-6. Гал. 3, 20. Еф. 4, 6; 1Тим. 2, 5.

4. Предвечен. Неограничен временем. Быт. 21, 33. Исх. 15, 18. Втор. 32, 40; 1Пар. 16, 36. Неем. 9, 5. Пс. 89, 2-5. Ис. 44:6, 48:12, 57:15. Иер. 10, 10. Плач. 5, 19. Дан. 4:3, 34. Мих. 4, 7. Авв. 1, 12. Рим. 1:20, 14:25; 1Тим. 1, 17. Евр. 1, 10-12; 2Петр. 3, 8. Откр. 4, 8-10.

5. Неизменен, ни в природе Своей ни в Промысле. Исх. 3, 15. Числ. 23, 19; 1Цар. 15, 29. Пс. 32, 11. Притч. 19, 21. Еккл. 3, 14. Ис. 14, 24. Иезек. 24, 14. Иак. 1, 17. Мал. 3, 6. Рим. 11, 29. Евр. 6:17, 18.

6. Вездесущ. Неограничен пространством. Быт. 28:15, 16. Втор. 4. 39. Иис. Нав. 2, 11; 3Цар. 8, 27. Пс. 138, 7-10. Притч. 15, 3-11. Ис. 66, 1. Иер. 23:23, 24. Амос. 9, 2-4. 6. Деян. 7:48-49, 17:27, 28. Еф. 1, 23.

7. Всеведущ. Полнота познания всего сущего. Быт. 18:18, 19, 25:23. Исх. 3, 19. Втор. 31, 21; 1Цар. 2, 3; 3Цар. 8, 39; 4Цар. 8:10, 13; 1Пар. 28, 9. Пс. 93:9, 11, 138:1-16, 146:4. 5. Притч. 15:3, 11. Ис. 29:15, 16, 40:28. Иер. 1:4, 5, 16:17. Иезек. 11, 5. Дан. 2:22, 28. Ос. 7, 2. Амос. 4, 13. Наум. 1, 7. Зах. 4, 10. Мф. 6:4, 6:8, 18. Лк. 16, 15. Деян. 15:8, 18. Рим. 8:27, 29; 1Кор. 3, 20; 2Тим. 2, 19. Евр. 4, 13; 1Петр. 1, 2; 1Иоан. 3, 20.

8. Премудр. Наилучшия достижения наилучшими средствами. Пс. 103, 24. Притч. 3, 19. Ис. 28, 29. Иер. 10, 12. Дан. 2:20, 21. Рим. 11, 33; 1Кор. 1:24, 25, 30, 2:6. 7. Еф. 3, 10. Кол. 2:2, 3.

9. Всемогущ. Нет ничего невозможного для Бога. Быт. 1:1, 17:1, 18:14. Исх. 15, 7. Втор. 3:24, 32:39; 1Цар. 14, 6; 1Пар. 16, 25; 2Пар. 20, 6. Иов. 40:2. 9, 42:2. Пс. 32:9, 134:6. Ис. 40, 12-15. Иер. 32, 17. Иезек. 10, 5. Дан. 3:17, 4:35. Амос. 4:13, 5:8. Зах. 12, 1. Мф. 19, 26. Марк. 10, 27. Лк. 1:37, 18:27. Рим. 1, 20. Еф. 1:19, 3:20. Кол. 1:16, 17. Откр. 15:3, 19:6.

10. Свят. Совершенная чистота и цельность мудрости. Не грешит и не терпит греха. Исх. 15, 11. Лев. 11:44. 45, 20:26. Втор. 32, 4. Иис. Нав. 24, 19; 1Цар. 2, 2; 2Цар. 22, 31. Ездр. 9, 15. Пс. 5:5, 110:9, 144:17. Ис. 6:3, 43:14. 15. Иер. 23, 9. Иезек. 39, 7. Дан. 9:7, 14. Авв. 1, 13. Зах. 8, 8. Мал. 2, 17. Мф. 5, 48. Лк. 1, 49. Иоан. 17, 11. Иак. 1, 13; 1Петр. 1:15, 16; 1Иоан. 1:5, 3:3. Откр. 4:8, 15:3. 4.

11. Всеправеден. Справедлив к твари и желает видеть ее праведною. Быт. 18, 23-32. Исх. 20:5, 6. Втор. 7:9. 10, 10:17. 18, 24:16; 2Пар. 19, 7. Неем. 9, 33. Пс. 9:9, 17, 88:15. Притч. 24, 12. Ис. 9:7, 45:21. Иер. 17:10, 32:19. Плач. 1, 18. Иезек. 18, 33. Дан. 9, 7. Наум. 1, 3. Соф. 3, 5. Лк. 12:47, 48. Деян. 10:34, 35, 17:31. Рим. 11:2. 5-11, 3:26. Гал. 2:6, 6:7. 8. Еф. 6:8, 9. Кол. 3, 25. Евр. 6, 10; 1Петр. 1, 17; 2Петр. 2, 9; 1Иоан. 1, 9. Суд. 14, 15. Откр. 16, 17.

12. Всеблаг. Т. е. любвеобилен, благорасположен, милостив, милосерд. Быт. 19, 16. Исх. 34:6, 7. Числ. 14, 18. Втор. 4: 31, 7:7, 8. Суд. 2, 18; 3Цар. 8, 23; 4Цар. 13, 23; 1Пар. 16, 34; 2Пар. 30, 9. Неем. 9:17, 31. Пс. 22; Пс. 24:8-10, 85:5. 15. Притч. 22, 23. Ис. 63, 9. Иер. 3:12, 31:3. Плач. 3:22, 23. Иезек. 33, 11. Дан. 9, 9. Ос. 11, 1-4. 8. 9. Иоил. 2, 13. Иона. 4:2, 10, 11. Мих. 7:18, 20. Наум. 1, 7. Соф. 3, 17. Зах. 9, 17. Мал. 1, 2. Мф. 5:45, 19:17. Лк. 1:50, 6:36. Иоан. 3, 16. Деян. 14, 17. Рим. 2:4, 5:8, 8:38, 39; 2Кор. 1:3, 13:11. Еф. 2:4, 7; 2Фес. 2, 16. Тит. 2:11, 3:4. 5. Иак. 5, 11; 1Петр. 1, 3; 2Петр. 3, 9; 1Иоан. 3:1. 4. 7. 10. 16.

13. Верен в совершенстве. Слово Его не прейдет и не изменится. Исх. 34, 6. Числ. 23, 19. Втор. 4:31, 31:7. 9. Иис. Нав. 21:43-45, 23:14; 1Цар. 15, 29; 2Цар. 7, 28; 3Цар. 8:24, 56. Пс. 104:8, 118:89. 90. Ис. 25:1, 49:7. Иер. 4, 28. Плач. 3, 23. Иезек. 12:25, 16:60. 62. Дан. 9, 4. Мих. 7, 20. Лк. 18:7, 8. Иоан. 3, 33. Рим. 3:4, 15:8; 1Кор. 1:9, 10:13; 2Кор. 1, 20; 1Фес. 5, 24; 2Фес. 3, 3; 2Тим. 2, 13. Тит. 1, 2. Евр. 6:18, 10:23; 1Петр. 4, 19; 2Петр. 3:9, 13; 1Иоан. 1, 9. Откр. 15, 3.

б) Троичность.

Это понятие подразумевает единение трех лиц Божества в Одном: Отец, Сын и Святой Дух. Согласно Св. Писанию Отец, Сын и Дух Святой равно божественны. Основные положения: 1) Бог един. 2) Бог-Отец – отдельное лицо; 3) Бог-Сын – отдельное лицо. 4) Бог-Дух Святой – отдельное лицо. 5) Бог, Сын и Святой Дух – одна сущность, отличная от всего сотворенного.

1. О единстве Божием читай п. 3 в отделе о свойстве Бога (см. выше).

2. Бог-Отец – отдельное лицо. Слово Отец в Св. Писании имеет двоякое значение: и как Бог – глава Св. Троицы, и как первое лицо ея.

Первое толкование основывается на след. текстах: Втор. 32, 6; 2Цар. 7, 14; 1Пар. 29, 10. Пс. 88, 27. Ис. 63, 16. Иер. 3, 19. Мал. 2, 10. Мф. 6, 9. Марк. 11, 25. Лк. 12, 30. Иоан. 4:21, 23, 24; 2Кор. 6, 18. Филип. 4, 20. Иак. 1, 17; 1Иоан. 2:15, 16.

Второе толкование Бога, как Отца Иисуса Христа-Искупителя, разумеется в след. текстах: Пс. 2. Мф. 11:27, 25:34. Марк. 8:38, 14:36. Иоан. 5:18-23, 26, 27, 10:15, 30, 17:1. Деян. 2, 33. Рим. 15, 6; 1Кор. 8:6, 15:24; 2Кор. 11, 31. Гал. 1, 1-4. Еф. 1:2, 3, 4:5. 6. Филип. 1, 2; 1Фес. 3:11, 13; 2Фес. 2, 16; 1Тим. 1, 2; 2Тим. 1, 2. Тит. 1, 4. Филим. 3. 1Петр. 1:2, 3; 2Петр. 1, 17; 1Иоан. 1:3, 4:14. Иуд. 1. Откр. 3, 21.

3. Бог-Сын – отдельное лицо.

а) Христос всегда Сущий. Был прежде Своего пришествия на землю. Мих. 5, 2. Иоан. 8:56-58, 17:5; 1Кор. 15, 47. Филип. 2:6, 7. Кол. 1, 17; 1Иоан. 1, 1. Откр. 22, 13.

б) Не только вечно Сущий, но господствующий над всем, превыше всего, кроме Отца, Которому Он единосущ и равно с Ним предвечен. Мф. 11:27, 28:18. Лк. 20, 41-44. Иоан. 3:13, 31. Деян. 10, 36. Рим. 14, 9. Еф. 1, 20-22. Филип. 2:9, 10. Кол. 1:15, 17, 18. Евр. 1, 4-6; 1Петр. 3, 22. Откр. 1:5, 3:14.

в) Творец вселенной. Иоан. 1, 3. Кол. 1, 16. Евр. 1:2, 10.

г) Обладает всеми свойствами Бога:

Всемогущ. Ис. 9, 6. Мф. 28, 18. Иоан. 10:17, 18, 11:25; 1Кор 1, 24. Филип. 3, 21. Кол. 2, 10; 2Тим. 1, 10. Евр. 1, 3. Откр. 1, 8.

Вездесущ. Мф. 18:20, 28:20. Еф. 1, 23.

Предвечен. Мих. 5, 2. Иоан. 1, 1. Откр. 1, 8.

Всеведущ. Мф. 11, 27. Лк. 10, 22. Иоан. 2:24, 25, 21:17. Деян. 1, 24. Кол. 2, 3. Откр. 2, 23.

д) Имя Бога одинаково присуще Ему, как и Отцу. Пс. 101:24, 25. Ис. 7:14, 9:6. Мал. 3, 1. Мф. 1, 23. Иоан. 1:1, 20:28. Деян. 20, 28. Рим. 9, 5. Еф. 5, 5. Филип. 2, 6. Кол. 2, 9. Тит. 1:3, 2:13. Евр. 1, 8-10; 2Петр. 1, 1; 1Иоан. 5, 20. Откр. 17:14, 19:16.

е) Св. Писание призывает к поклонению Ему. Мф. 2:11, 14:33, 15:25. Лк. 24, 52. Иоан. 5, 23. Деян. 7:59, 60; 1Кор. 1, 2; 2Кор. 12:8, 9. Гал. 1,5. Филип. 2, 10; 1Фес. 3:11, 12; 2Тим. 4, 18. Евр. 1, 6; 2Петр. 3, 18. Откр. 5, 13.

4. Бог-Дух Святой – отдельное от Отца и Сына лицо.

а) Божественность Духа Святого. Назван иначе: Дух Отца, Дух Сына, Дух истинный, Дух жизни. Быт. 1:2, 6:3. Неем. 9, 30. Ис. 63, 10. Иезек. 36:27, 28. Иоил. 2, 28. Мф. 10, 20. Лк. 12, 12. Иоан. 14:16, 17, 15:26. Деян. 5:3, 4, 28:25. Рим. 8, 14; 1Кор. 3, 16. Гал. 4, 6. Еф. 1, 13; 1Фес. 4, 8. Евр. 2, 4.

б) Отличен от Отца и Сына. К Нему относится местоимение: «Он». Мф. 3:16, 17, 28:19. Марк. 1:10, 11. Лк. 3:21, 22. Иоан. 14:26, 15:26, 16:13. Деян. 13:2, 4, 15:28. Рим. 8, 26; 1Кор. 12, 11.

в) Ему приписывается обращение людей, возрождение их. Неем. 9, 20. Ис. 44, 3. Иезек. 36:26, 27, 37:14. Иоил. 2, 28. Мф. 3, 11. Иоан. 3:5, 6, 14:26. Деян. 9, 31. Рим. 8:9. 11. 14; 1Кор. 6, 11; 2Кор. 1:22, 5:6. Гал. 4:6, 5:22. Еф. 1:13, 3:16; 1Фес. 1, 6; 2Фес. 2, 13. Тит. 3, 5; 1Петр. 1, 2; 1Иоан. 3, 24; Откр. 22, 17.

5. Отец, Сын и Дух Святой – единосущны и отличны от всего сотворенного в силу Божества Своего. Мф. 28, 19. Рим. 8:9, 14-17; 2Кор. 13, 14; 1Петр. 1, 2. Иуд. 1:20. 21. Учение о Божественности Отца, Сына и Святого Духа основано на трех след. положениях и ими подтверждается:

а) Отец, Сын и Дух Святой различны в лицах. Отец в Сыне и Сын в Отце и Дух Святой в Них.

б) Каждое лицо Св. Троицы имеет присущие Ему свойства.

в) Бог един в трех лицах.

Б. ДЕЛА ЕГО.

а) Творение.

1). Св. Писание говорит о Боге, как Творце вселенной. Быт. 1, 1; 4Цар. 19, 15; 1Пар. 29, 11. Неем. 9, 6. Иов. 38, 4. Пс. 32:6, 101:26, 135:5, 145:5. 6. Притч. 3, 19. Ис. 42:5, 51:13. Иер. 10:12, 32:17. Амос. 5:8, 9:6. Зах. 12, 1. Иоан. 1, 1-3. Деян. 4:24, 17:25. Рим. 11, 36. Еф. 3, 9. Кол. 1:16, 17. Евр. 3:4, 11:3; 2Петр. 3, 5. Откр. 4, 11.

2). Творение по доброй воле Бога. Начало творения в мысли Божией. Быт. 1:3. 4. 31. Пс. 32:6, 9. Еф. 1, 11. Евр. 11, 3. Откр. 4, 11.

б) Провидение.

В широком смысле понятие это означает присутствие Бога в Его творениях, поддержание их, направление их жизни к определенной цели. Воля Божия определяет цель, для которой тварь создана. Мудрость и благость Божия являются средствами для достижения этой цели. Бог управляет созданными Им законами природы и печется о нуждах созданий Своих. Все подчинено Его всемогущей воле.

1). Бог охраняет созданную Им вселенную. Все, призванное Им к жизни, существует, благодаря Его неослабному попечению. Неем. 9, 6. Пс. 35:6, 65:9. Ис. 63, 9. Деян. 17, 28. Кол. 1, 17. Евр. 1, 3.

2). Особое попечение имеет Бог о созданиях, более нуждающихся в Его поддержке. Быт. 48, 15; 2Цар. 22:2, 3. Пс. 22:5, 146:9. Притч. 16, 9. Мф. 5:45, 6:26. 30. Лк. 12:6, 7. Деян. 14, 17; 1Петр. 5, 7.

3). Создания разумные направляются в бытии своем провидением Божиим. Пс. 36:23, 64:12. Притч. 16:7, 9. Ис. 33, 22. Дан. 4, 17. Мф. 6:33, 7:24-27. Марк. 10, 29. Лк. 6, 47-49. Деян. 5:38, 39. Рим. 8, 28. Иак. 4, 12.

в) Ангелы.

1). Их природа. Духовные существа, созданные прежде человека, весьма разумные и могущественные. Быт. 18:19, 32:1. 2. Иов. 38, 7. Пс. 102, 20. Мф. 13:41, 24:36, 25:31; 1Кор. 13, 1; 2Фес. 1, 7. Откр. 12, 9.

2). Чины их. Повидимому существует несколько чинов или достоинств ангельских. Дан. 10:13, 12:1. Лк. 1, 19. Еф. 1, 21; 1Фес. 4, 16. Иуд. 1, 7. Откр. 12, 7.

3). Число их. Неизмеримо велико. Втор. 32, 2. Пс. 67, 18. Дан. 7, 10. Мф. 26, 53. Лк. 2, 13. Евр. 12, 22. Откр. 5, 11.

4). Их назначение. Поклонение Богу и радостное служение Ему. Мф. 18, 10; 1Петр. 1, 12. Откр. 5, 11. Исполнение предначертаний Божиих, особенно в деле спасения рода человеческого. Быт. 28, 12. Пс. 33:8, 90:11, 12. Мф. 13:49, 50, 18:10, 24:31, 25:31, 28:2-4. Марк. 1, 13. Лк. 2:10, 11, 22:43. Иоан. 20, 12. Деян. 1:10, 11, 7:53, 5:19, 12:7, 23, 27:23. Гал. 3, 19; 1Фес. 4:16, 17; 2Фес. 1, 7. Евр. 1:13, 14, 2:2.

5). Их качества. Ангелы делятся на добрых и злых.

Добрые: Пс. 102, 20. Лк. 9, 26; 1Тим. 5, 21.

Злые – Мф. 12, 24-27. Еф. 2:2, 6:12; 1Тим. 4, 1.

6). Сатана есть глава падших ангелов.

а) Имена, данные ему в Св. Писании. Сатана. 1Пар. 21, 1. Диавол. Мф. 4:1, 5, 8. Искуситель. Мф. 4, 3. Князь бесовский. Марк. 3, 22. Человекоубийца и лжец. Иоан. 8, 44. Князь мира сего. Иоан. 12:31, 14:30. Бог века сего. 2Кор. 4, 4. Князь, владычествующий в воздухе. Еф. 2, 2. Противник. 1Петр. 5, 8. Аполлион. Откр. 9, 11. Древний змий. Откр. 12, 9. Клеветник. Откр. 12, 10. Дракон. Откр. 20, 2.

б) Личность его. Мф. 4, 1-11. Иоан. 8, 44; 2Кор. 11:3, 14.

в) Прочие злые ангелы подчинены ему. Мф. 12, 24-28. Лк. 10, 18. Еф. 2:2, 6:12. Откр. 9:11, 20:2.

г) Сила и дела сатаны и его прислужников. Мф. 4, 1-11; 1Кор. 5, 5; 2Кор. 4:4, 11:14. Еф. 6:11, 12; 2Фес. 2:9, 10; 1Тим. 3, 7. Евр. 2, 14. Откр. 12, 9. Примеры его искушений: Адам и Ева, Давид, Христос, Иуда, Анания и Сапфира.

Бесноватые – суть люди, одержимые демонами, слугами сатаны.

7). Херувимы и серафимы. Иные считают херувимов живыми личностями; другие признают их воображаемыми образами. Понятие «живые существа» подразумевает здесь проявление наивысших свойств твари и служит образом искупленного рода человеческого. Быт. 3, 24. Исх. 25, 22; 1Цар. 4, 4. Иезек. 1:5-25, 10. Откр. 4:6-9, 5:6-14, 6:1-7. Серафимы упомянуты лишь у Ис. 6. Вероятно это понятие однозначущее с херувимами.