Часть IV. Об искуплении.

А. ВВЕДЕНИЕ И ОБЩИЯ ПОЛОЖЕНИЯ.

Грехопадение человека повлекло за собою милостивое вмешательство Бога в судьбу людей. В проклятии, произнесенном над змием, уже включено было грядущее искупление. Быт. 3, 15.

1) Сам себя человек не может искупить. Падение человека произвело перемену в его природе и в его отношении к миру. Искупление равносильно возвращению его в прежнее состояние, как внутреннее, так и внешнее, в каком он ранее пребывал. Он должен очиститься, вина его должна быть с него снята. Сам себя искупить человек не может, потому что:

а) не может преодолеть тяготеющего над ним закона, требующего безусловного послушания. Мф. 22, 37. Гал. 3, 10. Откр. 6, 23. Позднейшее послушание не может устранить совершившагося ранее ослушания.

б) не может быть преодолено и нравственное препятствие к самоискуплению. Иов. 14, 14. Иоан. 3, 6. Грешник не ищет освящения и, во всяком случае, бессилен вернуть сам себе утерянную им непорочность, а это есть непременное условие искупления. Евр. 12, 14.

2). Искупление невозможно с помощью других творений. Несомненно, что если грешник не в силах сам себя искупить, то в этом не могут ему помочь и прочия сотворенные существа. Тварь не свободна и состоит в зависимости от Творца. Даже и высшия творения, ангелы, подчинены закону Бога. Закон же этот совершен и проявляется во всем могуществе любви Божией. Все сотворенное может любить Бога и служить Ему лишь за себя лично. Если бы нашлось творение, способное искупить грех такого же другого творения, то о нем нельзя было бы мыслить иначе, как стоящим над законом. Но выше закона стоит один лишь Бог.

3). Желает ли Бог нашего спасения?

а) Наблюдение над природою показывает нам с очевидностью желание Божие нашего спасения. Природа являет доказательства благости Божией. Дары Божии не зависят от нравственных качеств человека. Пс. 102:10, 144:15, 16, 146:8, 9. Мф. 5:45, 6:26.

б) Человек подвергается бесчисленным опасностям, но природа предлагает ему и неограниченные средства защиты и исцеления.

в) Понятие самопожертвования, по всей вероятности, возникло не с сотворением человека, но внушено ему Богом. Быт. 3, 21.

г) Насколько темны силы природы, настолько ясно и непреложно откровение Божие. От грехопадения Адама до рождения Христа предопределение Божие об искуплении постепенно приобретало все большую полноту и ясность. Быт. 3:15, 4:4, 5:24-29, 6:8, 14:18. Иоан. 8, 56. Ис. 53, 1-12. Дан. 9, 24-27. Иоил. 2, 28-32. Зах. 13, 1-7.

д) В деле искупления участвует и Дух Святой. Быт. 6, 3. Исх. 31:2, 3. Суд. 6:34, 11:29. Неем. 9, 20. Ис. 44:3, 4, 59:21, 63:11. Агг. 2, 5.

4). Искупитель или Мессия уже пришел. Пророчества и исторические события с достаточной ясностью свидетельствуют о том, что Мессия давно уже пришел. Быт. 49, 10. Дан. 9, 25. Агг. 2, 6-9. Мал. 3, 1.

5). Иисус Христос или Мессия в исполнившихся о Нем пророчествах.

а) От начала времен единосущен Богу-Отцу. Ис. 9, 6. Мих. 5, 2. Зах. 13, 7. Мф. 3, 17. Иоан. 1, 1-3; 1Иоан. 5, 20.

б) Рожден от непорочной Девы. Ис. 7, 14. Мф. 1, 18-25. Лк. 1, 26-33.

в) Рожден в Вифлееме Иудейском. Мих. 5, 2. Лк. 2:4, 11. Иоан. 7, 42.

г) Он родился в то время, когда «скипетр еще не отошел от Иуды» и в конце седмиц, предсказанных Даниилом, в то время, когда храм еще не был разрушен. Быт. 49, 10. Мф. 2, 1. Дан. 9, 25. Лк. 2, 1. Агг. 2, 6-9. Мф. 24:1, 2.

д) Он – потомок Авраама, колена Иудина, семейства Давидова. Быт. 22:18, 49:10; 2Цар. 7, 16. Ис. 11, 1-9.

е) Родился в среде людей бедных и незначущих. Ис. 53, 2. Лк. 2, 7-24. Ис. 49, 7. Мф. 8, 20. Марк. 6, 3.

ж) Узнан Он по делам милосердия, благодати и необычайного могущества. Ис. 35:3-6, 42:7, 61:1-3. Иоан. 5:36, 37, 10:24, 25.

з) Презрен и отвергнут людьми. Ис. 53, 3-7. Лк. 23, 18-21. Иоан. 1:10, 11.

и) Принял мученическую смерть и тело Его было прободено. Ис. 53, 8. Дан. 9, 26. Лк. 23:23, 33. Пс. 21, 17. Зах. 12, 10. Иоан. 19:34, 20:25.

и) Прочия пророчества, относящиеся к Его смерти. Пс. 21:8. 9. 19, 68:22. Исх. 12, 46. Ис. 53:9, 12. Мф. 27:34, 39-43, 57-60. Марк. 15, 27. Иоан. 19:23, 24, 33, 36.

к) О воскресении Его из мертвых, вознесении и освобождении плененных смертью. Пс. 15:9-11, 67:19. Мф. 28, 5-7. Деян. 1, 9-11.

6). О воплощении. Воплощение, иначе одухотворение плоти. Воплотившись, Христос стал человеком, оставаясь в то же время Богом, и жил среди людей как человек. Божественное не превратилось в человеческое, не смешалось с плотью. Божественное начало сочеталось с человеком, не меняя своей сущности. Верою мы познаем, что мир принял свой вид и формы по слову Божию; верою же мы познаем, что Создавший и оформивший мир, принял на Себя плоть, воплотился. Евр. 1; Евр. 11, 3.

Воплощение не могло умалить или изменить природу и свойства Бога, но повлияло на их проявление во вне. Слава, которую Сын имел у Отца, оставалась сокрытой, пока Он пребывал среди людей. Иоан. 1:14, 17:5. Лк. 1, 32. Филип. 2, 7.

Люди видели преимущественно человеческую сторону Иисуса и лишь по временам исходило от Него видимое им сияние предвечной славы. Мф. 7:28, 29, 17:1. 2; Иоан. 3:2, 7:46.

7). Ветхозаветные предсказания о воплощении.

а) В первом обетовании Адаму. В повторении обетования Аврааму, Исааку, Иакову и Давиду Иисус должен был явиться их потомком. Быт. 3:15, 22: 18, 28:14; 2Цар. 7, 12-29.

б) Явления Бога в Ветхом Завете были обнаружением Его в личности Сына: Аврааму. Быт. 18; Иакову. Быт. 32, 22-32. Иисусу Навину. Иис. Нав. 5:13, 6:5. Маною и его жене. Суд. 13.

в) Исаия предсказал: «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14). Чрез это Сын становился Человеком, имя же Ему: Еммануил, то есть: с нами Бог. Ис. 9, 6. Зах. 13, 7. Мф. 1:23, 26:31.

8). Необходимость воплощения. Она вызвана грехом. Бог, пожелав искупить погибший род людской, не мог это привести в исполнение иначе, как чрез воплощение. Искупителя. Лишь Бог мог искупить; нарушение закона должно быть отмщено, оскверненная природа – очищена и обновлена. Ни людям, ни ангелам это невозможно; искупить мог лишь Божественный Спаситель. Самое исполнение искупления Бог совершает согласно Своей всеправедности. Его совершенный закон не может быть оставлен в пренебрежении. Искупитель подчинен закону и его силе. Но, чтобы совершить это, Он должен выступить из сферы Божественной и приобщиться к человеческому естеству (Евр. 2, 14-16). Ему невозможно было перестать быть Богом; но Ему доступно воспринять в Себя человеческую природу, облечься в плоть человеческую.

9). Посредник. Буквально греческое слово это означает: идущий посредине; в это понятие входит дополнительно представление о примирении.

а) Слово посредник не дает представления о средствах, которыми посредник пользуется.

В случае недоразумений посредник ограничивается лишь словесным объяснением или истолкованием. В случае явного совершения зла посредник ищет путей к примирению и уступок в пользу ближнего и в таком случае становится заступником.

Когда же произойдет значительное нарушение закона и прав одной из сторон, то посредник может выступить в роли поручителя. В случае, если обязательства, выпавшия на долю оскорбителя, таковы, что превышают его личные силы и средства, то посредник принимает их бремя на себя и становится в полном смысле слова искупителем.

б) В приложении ко Христу понятие Посредник означает, что Он стал между Богом и людьми, чтобы примирить обе стороны, разъединенные грехом, и вернуть человеку утерянное им состояние святости и мирного единства с Богом. Евр. 2:9-18, 4:14-16, 5:1-9.

10). Примирение. Богословская наука применяет это слово для определения той части священнического служения Господа Иисуса Христа, в котором Он дал удовлетворение требованию закона и справедливости Божией в отношении грешного человечества, и спас род людской. В этом смысле это слово означает не столько самый факт примирения, сколько то, что к примирению привело.

В Ветхом Завете значение еврейского слова примирение ближе к понятию: покрытие. Пс. 31, 1. Вина как бы уничтожена покрытием греха.

В Новом Завете этому понятию придается значение замены, смены вражды любовью, из чего вытекает примирение (Рим. 5, 11), или освобождение путем выкупа. Рим. 3, 24. Мф. 20, 28; 1Петр. 1:18, 19. Как евреи, так и язычники хорошо понимали понятие: умилостивление; согрешив, они должны были приблизиться к жертвеннику и возложить на него очистительную жертву. 1Иоан. 2, 2.

Резюмируя сказанное, мы можем определить понятие примирения как дело Христа, давшего закону и Богу удовлетворение за грехи людей и, как верховный Первосвященник, став послушен до смерти, Он совершил до конца Свое служение заступничества.

11). Искупление (в противоположность примирению). Примирение есть основа и средство искупления в то время, как искупление есть результат примирения. Искупление имеет две стороны: законную и нравственную. Дело Иисуса Христа покрывает требование закона и обезпечивает человеку оправдание. Дело Духа Святого обновляет испорченную природу человека, возрождает грешника, возстанавливая в нем образ Божий, обезпечивая человеку освящение.

Б. ЛИЧНОСТЬ ИСКУПИТЕЛЯ.

1). Он – воистину Бог (прочти сказанное о Св. Троице).

2). Он – воистину человек.

Будучи потомком Авраама, Он, по природе Своей как человек, ничем не отличается от прочих людей.

а) Доказательства общего характера в библейских текстах. Мф. 12:8, 13-37, 16:13, 25:31. Иоан. 3:14, 8:28, 13:31. Гал. 4, 4; 1Тим. 2, 5. Евр. 2, 14.

б) Доказательства Его плотского существа. Мф. 2, 1. Марк. 4, 38. Лк. 2, 52. Иоан. 4:6-8, 19:32-34.

в) Доказательства Его духовных и умственных свойств, общих с прочими людьми. Мф. 4:1-11, 26:38. Марк. 10:14, 11:13. Лк. 2:52, 4:16-22. Иоан. 2:24, 11:3-5, 33.

3). Он – воистину Богочеловек.

Обе природы, божественная и человеческая, слиты во едино во Христе как Богочеловеке.

а) Подтверждение сему находим во многих текстах: Иоан. 1, 14. Рим. 3:4, 8:3, 9:5. Гал. 4, 4. Филип. 2, 11; 1Иоан. 4, 3.

б) Тексты, подтверждающие человечность Христа при одновременном именовании Его Богом. Мф. 1, 23. Лк. 1:31, 32. Деян. 20, 28. Рим. 8, 32; 1Кор. 2, 8. Кол. 1, 13-17.

в) Тексты, подтверждающие божественность Христа при одновременном именовании Его человеком. Иоан. 3:13, 6:62. Рим. 9, 5. Откр. 5:12, 13.

В. СЛУЖЕНIЕ ИСКУПИТЕЛЯ, КАК ПРОРОКА, СВЯЩЕННИКА И ЦАРЯ.

1). Пророк. Пророком мы называем того, кто имеет полномочия от Бога возвещать людям Его волю и быть толкователем ея.

а) Христос словом и делом осуществлял пророческую власть Свою. Мф. 5, 24.

б) Помимо слова и дела еще и: Духом Своим, и вдохновением служителей Церкви Божией: апостолов, пророков и учителей. Еф. 4:11, 12; 1Иоан. 2:20, 5:20. Он и продолжает пророческое служение Свое во веки веков. Откр. 7:17, 21:23.

2). Священник. Священник – это тот, кто «приближается к Господу, будучи освящен». Исх. 19, 22. Евр. 5, 1.

а) Взят из среды людей, чтобы быть их представителем и предстателем за них;. Исх. 28:9, 12:21, 29. Евр. 5, 12.

б) Избран Богом. Исх. 28, 1. Числ. 16, 5. Евр. 5, 4.

в) Должен быть свят: непорочен и посвящен Богу. Исх. 39:30, 31. Лев. 21:6, 8. Пс. 105, 16.

г) Имеет право приближаться к Господу, приносить Ему жертвы и ходатайствовать пред Ним. Исх. 19, 22. Лев. 16:3, 7:12, 15. Числ. 16, 5.

д) По смыслу Ветхого Завета Христос – священник. Пс. 109, 4. Зах. 6, 13.

е) Ему присвоены священнические обязанности. Ис. 53, 10. Дан. 9:24, 25. Ветхозаветный храм, богослужение в нем и все жертвоприношения были прообразами Христа и служения Его. Кол. 2, 17. Евр. 9:10-12, 10:11, 12.

ж) По смыслу Нового Завета Он взят из среды людей, чтобы предстательствовать за них пред Богом. Евр. 2:16, 4:15. Избран Богом. Евр. 5:5, 6. Был совершенно свят. Лк. 1, 35. Евр. 7, 26. Имеет ближайший доступ к Отцу и всегда бывает услышан Им. Иоан. 11:42, 16:28. Евр. 1:3, 9:11-24.

1) Он посредничает вообще. Иоан. 14, 6; 1Тим. 2, 5. Евр. 8, 6.

2) Приносит жертвы. Еф. 5, 25. Евр. 9:26, 10:12; 1Иоан. 2, 2.

3) Ходатайствует. Рим. 8, 4. Евр. 7, 25; 1Иоан. 2, 1.

з) Христос, будучи священником, принес жертву примирения за нас, заменив нас Собою. Заместитель же тот, который действует или страдает вместо другого лица; его действия или страдания всецело засчитываются лицу им замещенному. Это вполне применимо к заместительному подвигу Христа. 2Кор. 5:14, 15, 20. Гал. 3, 13. Филим. 13; 1Петр. 3, 18.

Союз «за» или «для» означает заместительство. Мф. 2:22, 5:38, 20:28. Марк. 10, 45; 1Тим. 2, 6. Это заместительство выражено в Св. Писании еще и словами, что грехи наши возложил на Себя Христос. Лев. 7, 18. Числ. 18, 27. Пс. 105, 31. Ис. 53, 12. Лк. 22, 37. Рим. 2:26, 4:3-9; 2Кор. 5, 19-21. Гал. 3, 13.

Подвиг Христа, как священника, является:

1) в отношении Бога: умилостивлением. Рим. 3:25, 26. Евр. 2, 17; 1Иоан. 2:2, 4:10.

2) в отношении грешника: искуплением, освобождением чрез выкуп. Ис. 51:11, 62:12; 1Кор. 7, 23. Гал. 3:13, 14; 1Тим. 2, 6; 1Петр. 1:18, 19. Откр. 5, 9.

3). Царь. Учение о Царстве Христа есть одна из главнейших основ Св. Писания. Дан. 2, 44. Мф. 13; Мф. 22:1-14. Лк. 13:22-30, 17:20, 21. Рим. 14, 17. Еф. 1:10, 20-22; 1Петр. 3, 22.

а) Владычество Христа обнимает весь мир. Мф. 28, 18. Еф. 1, 17-23. Филип. 2, 9-11. Отдельные его свойства:

1) Царство могущества, коему подчинена вселенная. Иоан. 5:22-27, 9:39; 1Кор. 15, 25. Евр. 10:12, 13.

2) Царство благодати, проникающей и просветляющей все премудрые Его законы и установления.

3) Царство славы, которому не будет конца.

б) Предметом владычества Христова является усовершение Церкви Его. Еф. 1:22, 23. С этой целью:

1) все должно содействовать ко благу народа Его. Рим. 8, 28.

2) устанавливается Царство Божие. Лк. 22, 29. Иоан. 14, 2.

3) враги повергаются к ногам Его. 1Кор. 15, 25.

4) все и все поклоняются Ему. Евр. 1, 6. Откр. 5, 9-13.

в) Царству этому присвоены следующие названия:

Царство Божие. Лк. 4, 43, ибо оно – божественного происхождения и управление им осуществляется силою Божиею.

Царство Христа. Мф. 16, 28. Кол. 1, 13, ибо Христос есть Глава и Повелитель его. Царство Небесное. Мф. 11, 12. Происхождение и свойства его суть свыше и окончательное завершение его будет в небесах.

г) Проявление владычества Христова в Его Царстве двоякое: воинствующее. Еф. 6, 11-17 и торжествующее. Откр. 3, 21. Соответственно сему Христос изображен: как Военачальник (Откр. 19:11, 16), и как Вседержитель на престоле Своем (Откр. 21:5, 22, 23). Престол, на котором возседает Христос, является: престолом благодати. Евр. 4, 16; престолом суда Откр. 20, 11-15 и престолом славы. Откр. 4:25, 5:6.

д) Царство Христа есть Царство духовное, потому что:

1) Царь его есть Царь духовный, а не земной. Мф. 20, 28. Иоан. 18, 36.

2) престол Его одесную Бога. Евр. 1, 3.

3) скипетр Его есть скипетр духовный. Пс. 109, 2. Ис. 61:1-3, 63:1.

4) граждане этого Царства также духовные. Иоан. 4, 24.

5) господство Его проявляется духовно. Зах. 4:6, 7.

6) Законы Царства сего духовные. Иоан. 4, 24.

7) благословения и кары, постигающие граждан его, также духовные. 1Кор. 3, 4-11; 2Кор. 10, 4. Еф. 1, 3-8; 2Тим. 4, 2. Тит. 2, 15.

е) Христос на престоле одесную Отца. Это следует понимать как изображение славы Христа в небесах, где Он, как Богочеловек, вознесен превыше всякой славы и могущества. Пс. 109, 1. Дан. 7:13, 14. Мф. 26, 64. Марк. 16, 19. Иоан. 5, 22. Рим. 8, 34. Еф. 1, 20-22. Филип. 2, 9-11. Кол. 3, 1. Евр. 1:3, 4, 2:9, 10:12; 1Петр. 3, 22. Откр. 5, 6.

Г. УЧАСТИЕ ДУХА СВЯТого В ИСКУПЛЕНIИ.

(О личности и божественности Его сказано выше, в отделе 1-м о Св. Тройце).

1). Отец и Сын действуют чрез Духа Святого. Он сходит на людей и облекает их силою свыше, делая их пророками или учителями. Быт. 41, 38. Исх. 31:1-3, 35:31. Числ. 11:29, 24:2; 1Цар. 10, 10; 2Пар. 15, 1. Ис. 63, 11. Иезек. 11:23, 24.

2). Особое назначение и служение Духа Святого.

а) обличает о грехе. Иоан. 16, 8. Деян. 2, 37.

б) возрождает. Иоан. 3:3-5, 6:63. Тит. 3, 5-7.

в) свидетельствует об Иисусе. Евр. 10, 15. Иоан. 5, 7.

г) удостоверяет нас. Рим. 8, 14-16; 1Иоан. 4, 13.

д) вдохновитель Св. Писания и наш Наставник. Иоан. 14:26, 16:13; 1Кор. 2:9-13, 12:3-8; 1Фес. 1, 5; 2Тим. 3, 16. Евр. 3, 7; 2Петр. 1, 21.

е) обитает в учениках Иисуса Христа. 1Кор. 2:9-16, 6:17, 12:13. Гал. 3:5, 4:6, 5:25. Еф. 2:22, 3:16, 5:18; 1Петр. 1, 11; 1Иоан. 3, 24.

ж) изливает любовь Божию в наши сердца. Рим. 5, 5.

з) в Нем источник надежды, радости, мира, свободы. Гал. 5, 22; 2Кор. 3, 17.

и) Утешитель. Иоан. 14:16, 26, 15:26, 16:7. Деян. 9, 31. Рим. 15, 13.

и) освящает. Рим. 8, 6-11; 1Кор. 6, 11. Гал. 5, 22-26; 2Фес. 2, 13.

3). Дары Духа Святого.Иоан. 14, 17; 1Кор. 3:16, 6:19. 20. Лк. 4, 17-21. Иоан. 3, 34. Деян. 10, 38. Ис. 44, 3. Деян. 1:5, 8, 2:4, 38, 39, 4:31, 10:44, 11:15, 13:32.

Д. ИСКУПЛЕНИЕ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВЕРУЮЩОГО.

1). Единение Христа с верующими.

а) Природа его. Христос, будучи вторым Адамом (1Кор. 15, 22), принимает на Себя в завете благодати исполнение обязательств, лежавших, в силу завета ветхаго, на Адаме и им нарушенных. Он и совершает их во имя «овец», порученных Ему Отцом. Природа этого единения духовна и животворяща.

1) Единение духовное. 1Кор. 6:17, 12:13; 1Иоан. 3:24, 4:13.

2) Единение жизненное. Иоан. 14, 19. Гал. 2, 20.

3) Охватывает всего человека. 1Кор. 6:15, 19.

4) Единение нерасторжимое. Иоан. 10:28, 14:23, 17:21, 23; 1Фес. 4:14, 17.

б) Последствия этого единения. Верующие пребывают во Христе чрез завет Им данный. Рим. 8, 1. Еф. 1:6, 11, 13. Филип. 3:8, 9. Кол. 2, 10. Посредническое служение Его трояко: 1) Пророческое. Чрез единение с Ним верующий становится пророком. Иоан. 16, 13; 1Иоан. 2:27, 2) Священническое. Верующий равным образом является и священником в Нем и чрез Него. Ис. 61, 6; 1Петр. 2, 5. Откр. 20:6, 3) Царственное. Во Христе верующий становится царем. 1Петр. 2, 9. Откр. 3:21, 5:10. Верующие приближаются к Нему, проникаясь силами от Него исходящими и ими питаясь. Духовно. Рим. 8, 9. Филип. 2, 5; 1Иоан. 3, 2. Телесно. Рим. 6, 5; 1Кор. 6:17, 19, 15:47, 49. Филип. 3, 21. Таким образом они приносят плод Христу и телами своими и душами, которые Христовы. Иоан. 15, 5; 2Кор. 12, 9; 1Иоан. 1, 6.

в) Это ведет к единению со Христом в трудах, страданиях, опыте, искушениях, смерти и наконец к причастию в Его славе. Гал. 6, 17. Филип. 3, 10. Евр. 12, 3; 1Петр. 4, 13.

г) К полноте слияния со Христом в жизни и смерти. Рим. 14, 8; 1Кор. 6:19, 20.

д) Приемля крещение во Христа и участвуя в преломлении хлеба, верующие становятся одно с Ним. 1Кор. 10:16, 11:26. Гал. 3, 27.

2). Проявление этого воздействия.

а) Раскаяние. Раскаяние подразумевает сознание своей вины, оскверненности и беспомощности; уверенность в милосердии Божием во Христе, скорби и ненависти ко греху; решительное отвращение от него и обращение к Богу, вместе с неуклонным стремлением к новой жизни, в безусловном повиновении Богу.

1) истинное раскаяние приводит верующего к постижению святости Бога, выражающейся в Его законах и Евангелии и к сознанию как пагубности греха, так и своей личной греховности. Иов. 42, 6. Пс. 50:6, 11. Рим. 3, 20.

2) Проснувшаяся совесть отражает в себе закон Божий и требует примирительной жертвы, отвечающей размеру содеянного.

3) Раскаяние должно быть искренним и полным; вызвано молитвенным углублением в Св. Писание и самоосуждением. Ненавидя грехи, как тайные так и явные, и отрекаясь от них, верующий открыто исповедует их и предоставляет себя на служение Богу.

4) Примеры раскаяния в Св. Писании:

а) истинного. 2Цар. 12, 13. Пс. 50, 6. Лк. 15:18, 21, 18:13.

б) ложного. Исх. 9:27, 34, 10:16, 20; 1Цар. 15, 24. Мф. 27:4, 5.

б) Вера.

1) Определение ее в Новом Завете. Приятие ее в силу убеждения. Рим. 14, 22. Добрая вера, верность, искренность. Рим. 3, 3. Тит. 2, 10. Единодушный подвиг за нее. Филип. 1, 27; 2Фес. 2, 13. Вера в Бога и в Нем. Марк. 11, 22; 1Фес. 1, 8. Евр. 6, 1; 1Петр. 1, 21. Во Христа. Деян. 24, 24. Рим. 3, 35. Гал. 2, 16-20. Предмет веры и откровение ее в Евангелии. Рим. 1:5, 10:8; 1Тим. 4, 1. Иуд. 1:3, 20.

2) Знание есть признание разумом известной истины, вера же это знание приемлет и утверждает. В этом смысле всякое проявление веры включает в себя и познание той или иной истины.

3) Вера покоится, во-первых, на непоколебимой верности Бога, обусловленной Его сверхестественным самооткровением (Иоан. 3, 33); во-вторых, – на духовном просветлении верующаго, на его убеждении в могуществе истины, и на свидетельстве Духа Святого. Однако, основана вера не на мудрости человеческой, но исключительно на могуществе Божием. 1Кор. 2, 5-12.

4) Двояким путем мы познаем, что Бог по вере нашей открыл нашему познанию известные истины:

?) чрез самоё истину, воспринимая ее духовно, опытно, разсудочно. Иер. 23, 29. Иоан. 6:33, 14:7, 26.

?) чрез очевидность бытия Бога и Его могущества, сопровождающих распространение истины и свидетельствующих о том, что она исходит от Него. Таково чудо исполнения предопределений Божиих и пророчеств. Иоан. 5, 36. Евр. 2, 4.

5) Спасительность веры сводится к одному, но необходимому условию: упованию на Господа Иисуса Христа, о чем неоднократно говорит Св. Писание. Иоан. 7, 38. Деян. 9:42, 16:31. Гал. 2, 16. Вера в кого-либо непременно подразумевает и упование и доверие к нему. Деян. 26, 18. Гал. 3, 26; 2Тим. 3, 15. Евр. 11, 1.

6) В Св. Писании мы находим тексты по разному передающие одно и то же основное понятие о вере в Иисуса Христа. «Приняли Его» (Иоан. 1, 12); «Ко Мне обратитесь, и будете спасены» (Ис. 45, 22. Иоан. 3:14, 15); «Прибегнуть к Нему» (Евр. 6, 18); «Придти ко Христу» (Мф. 11, 28. Иоан. 6:35, 37); «довериться Христу» (2Тим. 1, 12).

7) Предметом веры является личность и дела Господа Иисуса, Посредника и Ходатая.

?) Мы оправданы верою в Иисуса Христа. Рим. 3:22, 25. Гал. 2, 16. Филип. 3. 9.

?) Мы спасены верою в Него. Иоан. 1:12, 3:16, 36, 6:35. Деян. 10:43, 16:31.

?) Отвержение Иисуса Христа, отказ признать над собою власть всеправедного Господа является причиною проклятия. Иоан. 3:18, 19, 8:24.

8) Уверенность в спасении приобретается путем веры. Рим. 8, 16; 2Петр. 1, 10; 1Иоан. 2:3, 3:14, 5:13; 2Тим. 1:12, 4:7, 8. При условии совершенного смирения. 1Кор. 15, 10. Гал. 6, 14. Побуждает к большему усердию в молитве и служении Богу. Пс. 50, 14.15. 21. Ведет к строгому самоанализу и искреннему стремлению быть поучаему и наказуему Богом. Пс. 138:23, 24. К постоянному стремлению быть ближе к Господу. 1Иоан. 3:2, 3.

9) Живая вера рождает добрые дела. Деян. 15:9, 26:18. Гал. 5, 6. Иак. 2, 14-26. Иоан. 5, 4.

в) Возрождение.

1) Св. Писание обозначает это дело Господа следующими словами: создание. Еф. 4, 24. Рождение. 1Иоан. 4, 7. Оживление. Иоан. 5, 21. Еф. 2, 5. Призвание от тьмы в чудесный свет. 1Петр. 2, 9. Возрожденные: перешли от смерти в жизнь. Рим. 6, 13. Стали новой тварью. 2Кор. 5, 17. Рождены вновь. Иоан. 3:3, 7; предназначены исполнять добрые дела. Еф. 2, 10.

2) Доказательства того, что возрождение есть несомненная действительность:

?) Св. Писание утверждает, что возрождение необходимо. 2Кор. 5, 17. Гал. 6, 15.

?) В чем оно состоит. Еф. 2:5, 4:23. 24. Иак. 1, 18; 1Петр. 1, 23.

?) Оно одинаково нужно как непорочному, так и наиболее грешному и развращенному. 1Кор. 15, 10. Гал. 1, 13-16.

?) Происходит чрез обновление Святым Духом. Тит. 3, 5.

?) Чрез сравнение человека под благодатью с человеком природным. Рим. 6:13, 8:6-10. Еф. 5, 8.

?) Чрез опыт христианина и пример его жизни.

3) Доказательства того, что верующие имеют нередко сверхестествснные откровения.

?) Они необходимо нужны. Иоан. 16, 3; 1Кор. 2, 14; 2Кор. 3:14, 4:3.

?) Св. Писание утверждает эту необходимость. Пс. 18:8, 9, 42:3, 4. Иоан. 17, 3; 1Кор. 2:12, 13; 2Кор. 4, 6. Еф. 1, 18. Филип. 1, 9. Кол. 3, 10; 1Иоан. 4:7, 5:20. Возрожденный прежде всего познает превосходство божественной истины; затем ему становится понятно, насколько важно для него держаться требований этой истины.

4) Доказательства необходимости возрождения.

?) Об этом учит Св. Писание. Иоан. 3, 3. Рим. 8:6, 7. Еф. 2:10, 4:21-24.

?) Вытекает из существа греховной природы человека. Рим. 7:18, 8:7-9; 1Кор. 2, 14. Еф. 2, 1.

?) Объясняется требованиями чистоты и непорочности небесной жизни. Пс. 35:8, 52:1. Мф. 5:8, 13:41. Евр. 12, 14. Откр. 21, 27.

?) Возстановление святости есть конечная цель плана Божия нашего спасения. Рим. 8:28, 29. Еф. 1:4, 5:5, 26:27.

г) Оправдание.

1) Основное требование его в том, чтобы было достигнуто полное согласование со всеми требованиями нравственности.

2) Состоит в признании человека праведным.

?) потому что жизнь его согласуется с требованиями нравственного закона. Лк. 7, 29. Рим. 3, 4.

?) Потому что требования закона исполнены сполна и человек чист пред Богом. Деян. 13, 39. Рим. 5:1, 9, 8:30, 33; 1Кор. 6, 11. Гал. 2:16, 3:11.

3) Грешники получают оправдание помимо дел чрез кровь Христа, по вере, свободно, в силу благодати. Рим. 3:20-28, 4:5-7, 5:1. Гал. 2:16, 3:11, 5:4; 1Иоан. 2, 2. Понятие – противоположное осуждению. Рим. 8:33, 34. Та же мысль, выраженная иными словами и при других обстоятельствах. Иоан. 3:18, 5:24. Рим. 4:6, 7; 2Кор. 5, 19.

4) Выражения: «праведность» и «праведность Божия» означают в Новом Завете:

?) Святость человека. Мф. 5, 6. Рим. 6:13, 10:3-5. Филип. 3, 9. Тит. 3, 5.

?) Заместительство в послушании и страданиях Иисуса Христа, чрез которые мы приобретаем праведность и усвоиваем ее по силе веры нашей. Рим. 3:22, 4:6, 11, 10:4-10; 1Кор. 1, 30. Выражение «праведность Божия» означает совершенную праведность или полное удовлетворение всех требований закона. Мф. 6, 33. Рим. 1, 17; 2Кор. 5, 21. Иак. 1, 20.

5) Слово «оправдание» мы встречаем лишь в посл. к Рим. 4, 25 и 5:16, 18. Оно означает отношение человека к закону, в которое он становится в результате праведности, полученной чрез подвиг Христа. Он освобожден от всякого наказания и награда, обещанная за послушание, становится его достоянием.

6) Требования закона, обусловливающие оправдание грешника. Закон налагает известные ограничения и полагает наказание в случае нарушения этих ограничений. Поэтому грешник, признанный виновным, должен, по закону, быть подвергнут взысканию. Рим. 10, 5. Гал. 3, 10-13.

7) Доказательства того, что делами грешник не оправдывается.

?) Ап. Павел неоднократно об этом пишет. Гал. 2, 16. Филип. 3, 9.

?) Закон требует совершенного послушания. Послушание в одном случае никогда не покрывает ослушания в другом. Гал. 3:10, 21, 5:3.

?) Если мы оправдываемся делами, то Христос напрасно умер. Гал. 2:21, 5:4.

?) Оправдание делами не совместимо с оправданием по благодати. Рим. 11, 6. Еф. 2:8, 9.

?) Оправдание делами послужило бы поводом к самовосхвалению. Рим. 3:27, 4:2.

?) Ап. Павел ссылается и на Ветхий Завет, в доказательство того, что все люди грешны (Рим. 3:9, 10) и что, следовательно, не могут получить оправдания по делам. Пс. 142, 2. Рим. 3, 20. Он приводит текст из прор. Аввакума 2, 4 в доказательство, что праведный жив будет по вере, по примеру Авраама. Гал. 3, 6.

8) Основанием для оправдания служит праведность Христа. Рим. 10, 4; 1Кор. 1, 30. Вера есть главнейшее средство к достижению оправдания. Еф. 2, 8.

Оправдание есть объявление со стороны Бога, что закон получил удовлетворение по причине праведности Иисуса Христа, которая вменяется верующим по вере их в Него.

9) В каком смысле вменяется верующему праведность Христова?

Вменение есть полномочное право Господа как Верховного Судьи.

?) Вину и ответственность грешника Он возлагает на Христа, как Заместителя. (Ис. 53:5, 11. Иоан. 1, 29; 2Кор. 5, 21. Гал. 3, 13). Поэтому,

?) Праведность Христа Он присвоивает и нам, то есть предоставляет нам законное право на награду в силу завета благодати. После чего уже поступает с нами как с людьми, возстановленными во всех их правах. Рим. 4:6, 10:4; 1Кор. 1, 30; 2Кор. 5, 21. Филип. 3, 9. Вменение совершается на основании приговора суда Божия. Христос стал грехом чрез вменение Ему наших грехов: 2Кор. 5, 21. Так и мы становимся святыми чрез вменение нам Его праведности. 1Кор. 1, 30. Переносится наша вина на Него, а равно и Его заслуга – на нас. Рим. 5:12-21, 3:21, 4:6.

10) Свойства мира, проистекающего из оправдания.

?) Мир с Богом. Справедливость Его всецело удовлетворена праведностью Иисуса Христа. Рим. 5, 1; 2Кор. 5,19. Кол. 1, 21. Еф. 2, 14. Во свидетельство о мире этом нам дан Его Дух Святой. Рим. 8:15, 16. Евр. 10:15, 17. Любовь Его пролилась в наши сердца (Рим. 5, 5) и чрез это установлено наше единство с Ним.

?) Внутренний мир и спокойствие совести чрез воспринятие праведности, которою мы оправданы. Евр. 9:15, 10:2. 22.

д) Усыновление.

1) Разумеет тех, к кому относятся в Св. Писании имена: «сынов» и «детей Божиих».

?) В узком смысле слова это название присвоено Второму Лицу Св. Троицы.

?) В широком смысле распространяется на ангелов, как на избранные творения Божии. Иов. 1:6, 38:7.

?) К начальствам, пользующимся преимуществом предоставленной им Богом власти. Пс. 81, 6.

?) Праведникам, как усыновленным чадам Божиим. Это сыновство может быть двояким: Наружное и всеобщее. Исх. 4, 22. Рим. 9, 4. Внутреннее, духовное. Гал. 4, 5. Еф. 1, 4-6.

2) Обнимает тех, которые в Св. Писании обозначены как дети Божии по усыновлению.

?) Божественны по происхождению от Бога. Иоан. 1, 13. Иак. 1, 18; 1Иоан. 5, 18.

?) Рожденные по образу Божию и подобные Ему. Рим. 8, 29; 2Кор. 3, 18. Кол. 3, 10; 2Петр. 1, 4.

?) Носящие Имя Божие. 1Иоан. 3, 1; Откр. 2:17, 3:12.

?) Будучи предметом Его особой любви. Иоан. 17, 23; Рим. 5, 5-8. Тит. 3, 4; 1Иоан. 4, 7-11.

?) Дух Сына Божия (Гал. 4:5, 6), обитающий в верующем, делает его достойным быть чадом Божиим послушным (1Петр. 1, 14; 2Иоан. 6); свободным от сознания своей вины, от подчиненности закону и от страха смерти (Рим. 8, 15. Гал. 5, 1. Евр. 2, 15); проникнутым чувством святого мужества и царского достоинства. Евр. 10, 19 22; 1Петр. 2:9, 4:14.

?) Обезпечены утешением, обилием всего необходимого. Пс. 124, 2. Ис. 66, 13. Лк. 12, 27-32. Иоан. 14, 18; 1Кор. 3, 21-23; 2Кор. 1, 4.

?) Для их же пользы подвергаются отеческому наказанию рукою Божией. Пс. 50:13, 14. Евр. 12, 5-11.

?) Наследуют богатство славы Отчей, как наследники Божии и сонаследники Христу. Рим. 8, 17. Иак. 2, 5; 1Петр. 1:4, 3:7; вознесены будут телесно в единство славы с Отцом Небесным. Рим. 8, 23. Филип. 3, 21.

3) Усыновление даруется Отцом по заслугам Сына и при содействии Духа Святого. Иоан. 1:12, 13. Гал. 4:5, 6. Тит. 3:5, 6. Рим. 8:17, 29. Евр. 2:17, 4:15. Все верующие становятся чрез усыновление друг другу братьями. Еф. 3, 6; 1Иоан. 3:14, 5:1.

е) Освящение.

1) Очищает телесно и духовно. Евр. 9, 13. Делает чистым в смысле нравственном. 1Кор. 6, 11. Евр. 13, 12. Обособляет к служению святому и посвящает Богу. Мф. 23, 17. Иоан. 10, 36. Мф. 6, 9; 1Петр. 3, 15.

2) Обновление это есть творческое дело Духа Святого, создающее новую духовную жизнь в душе верующего. Освящение состоит в поддержании и развитии дела Духа Святого, облагораживающего все духовные способности верующего, очищающего его и ограждающего от вредных влияний, тормозящих духовную жизнь.

3) В чем состоит очищение тела? В очищении его как храма Духа Святого. 1Кор. 6, 19. В очищении его как члена тела Христова. 1Кор. 6, 15. Оно станет подобно прославленному телу Христову. 1Кор. 15, 44. Филип. 3, 21.

4) От кого исходит освящение и кем оно осуществляется? Отцом небесным. 1Фес. 5, 23. Евр. 13, 21. Сыном. Еф. 5:25, 26. Тит. 2, 14. Духом Святым. 1Кор. 6, 11; 2Фес. 2, 13.

5) В деле освящения действует и проявляется истина. Пс. 118, 9-11. Иоан. 17, 19. Иак. 1, 18; 1Петр. 1:22, 2:2; 2Петр. 1, 4.

Е. ЕДИНСТВО ВЕРУЮЩИХ; ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УСТАНОВЛЕНИЯ.

1. а) Церковь. Слово церковь в Новом Завете означает или вселенскую Церковь Христову или же местное общество верующих.

б) Христианская церковь исторически возникла в день Пятидесятницы; вначале ее составляли ученики, лично призванные Иисусом. То было небольшое общество среди еврейства со своеобразным богослужением и организацией. Эти общества ап. Павел в своих посланиях называет церквами; они были не только в Палестине, но и за ее пределами. 1Фес. 2, 14. Более полное название: Церковь Божия или Церковь Христа (Рим. 16, 16) относилось как к поместным церквам, так и к совокупности всех верующих. В нее входили членами «освященные во Христе Иисусе» (1Кор. 1, 2) или «святые» (Рим. 1, 7), «народ святой» (1Петр. 2, 9). По учению ап. Павла всякий верующий был соединен со Христом и вступал в это единство чрез крещение. 1Кор. 12, 13. Гал. 3, 27. Церковь иначе была телом Христа, Он же был ее Главою. Кол. 1:14, 2:19.

2. Установления. К ним относятся крещение и преломление хлеба.

Ж. ЭСХАТОЛОГИЯ.

I. Смерть и состояние души после смерти.

1) Перечислим различные выражения, которыми в Св. Писании описана смерть.

Время отшествия из мира. 2Тим. 4, 6.

Отход в путь всей земли. Иис. Нав. 23, 14.

Приложиться к отцам. Суд. 2, 10.

Приложиться к народу своему. Втор. 32, 50.

Разрушение земного дома. 2Кор. 5, 1.

Обращение во прах. Еккл. 12, 7.

Сон. Иоан. 11, 11.

Отдача духа. Деян. 5, 10.

Выход из тела и водворение у Господа. 2Кор. 5, 8.

Успокоение во Иисусе. 1Фес. 4, 14. Еккл. 12, 7.

2) Взаимоотношение смерти и греха.

Возмездие закона, в том числе все духовные, физические и вечные последствия, в Св. Писании обозначено словом смерть. Быт. 2, 17. Рим. 5, 12. Сюда включена и естественная смерть. Рим. 5:13, 14. Поэтому Христос, взяв на Себя возмездие по закону, должен был умереть. Евр. 9, 22.

3) Почему умирают праведники? Это необходимо по законам нашего естества; смерть и для тела и для души является входом в жизнь небесную. Жало и страх смерти упразднены. 1Кор. 15, 55-57. Евр. 2, 15. Праведные умирают «в Господе» Откр. 14, 13), и в дальнейшем будут совершенно освобождены от власти смерти. 1Кор. 15, 26.

4) Бесплотность души; ее бессмертие после отделения от тела.

Человеку, несмотря на тысячелетиями накопленный опыт и знания, не дано постичь законов жизни, по которым материя оживает, развивается, и затем приходит в упадок и разлагается. Дух не подвержен процессу распада, составляющего удел плоти, и крайне прост и несложен. Мы полагаем, что дух бессмертен, так как не подчинен тому единственному закону смерти, который нам известен.

5) Несовершенства жизни вообще и человеческой в частности.

Каждое живое существо стремится к развитию и усовершению по мере своих сил и возможности. Однако всякому разумному существу становится ясным, что в этой жизни ему невозможно достигнуть той степени совершенства, которая предназначена по плану Творца; способности остаются недоразвиты, желания неосуществлены.

6) Несовершенство распределения благ среди людей и кажущаяся несправедливость. По учению Св. Писания и простому чувству справедливости нравственность и добро должны бы сопровождаться безмятежным счастьем, а зло и несчастие – наказываться бедствиями. Но жизнь на каждом шагу показывает обратное: нечестивый пользуется всеми благами жизни, а добродетель награждается скорбями и бедствиями. Мы заключаем поэтому, что в будущем мы перейдем в такое состояние, при котором восторжествует высшая справедливость. Сравним псалом 72.

7) Совесть человека предвидит это новое и совершенное бытие. Совесть есть голос Бога в душе человека, свидетельствующий о всеправедности Бога. Совесть человека непрестанно говорит о том, что после смерти его ожидает суд.

8) Эту мысль о неизбежности смерти и последующего за нею суда исповедует все человечество всех времен, племен и состояний.

9) В учении о плоти и душе Ветхий Завет всецело согласуется с Новым. Быт. 1:26, 27, 2:7. Еккл. 12, 7.

10) Что по этому поводу сказал Спаситель? Лк. 20:37, 38.

11) Места в Ветхом Завете, свидетельствующие о состоянии блаженства после смерти. Числ. 23, 10. Иов. 19:26, 27. Пс. 15:9-11, 16:15, 48:15, 16, 72:24-26. Ис. 25:8, 26:19. Дан. 12:2. 3. 13. Ос. 13, 14.

12) Относящиеся сюда места Нового Завета. Лк. 16:23, 24, 23:43; 2Кор. 5, 6-8. Филип. 1:23, 24. Иуд. 1, 5-7.

II. Воскресение.

1) Греческое слово: «анастазис» означает подъем, возвышение. Св. Писание этим словом обозначает грядущее общее возстание силою Божией тел человеческих от оков смерти.

2) Соответствующие места в Ветхом Завете. Иов. 19, 25-27. Пс. 48, 16. Ис. 26, 19. Дан. 12, 1-3.

3) Таковые же в Новом Завете. Мф. 27:52, 53. Иоан. 5:28, 29, 6:39. Деян. 2:25-34, 13:34. Рим. 8:11. 22. 23; 1Кор. 15. Филип. 3:20, 21; 1Фес. 4, 13-17.

4) Телу надлежит воскреснеть. Филип. 3, 21; 1Кор. 15:53, 54. Иоан. 5, 28; 1Фес. 4, 13-17; 1Кор. 6, 15. Иоан. 20, 27.

5) Природа и сущность воскрешенного тела.

а) Оно духовно. 1Кор. 15, 44.

б) Подобно телу Христову. Филип. 3, 21. Славно, могущественно и нетленно. 1Кор. 15, 54.

в) бессмертно. Откр. 21, 4.

г) пребывает девственным. Мф. 22, 30.

6) Воскресение Христово есть залог и образ воскресения всеобщего.

а) Ибо воскресение Его запечатлевает и сообщает телом людей силу Его искупления. Рим. 3, 23.

б) Ибо мы жизненно соединены со Христом. 1Кор. 15:21, 22; 1Фес. 4, 14.

в) Ибо Дух Его обитает в нас, (Рим. 8, 11) превращая тела наши в члены Его тела. 1Кор. 6, 15.

г) Ибо Христос, в силу завета, есть Господь как живых, так и мертвых. Рим. 14, 9.

Единение с Ним в жизни ведет к воскресению верующего во всем подобного воскресению Христа. 1Кор. 15, 49. Филип. 3, 21; 1Иоан. 3, 2.

III. Второе пришествие Христа и страшный суд.

1) Выражение «пришествие» или «день Господень» встречаем как в Ветхом, так и в Новом Завете.

а) в особых случаях явления силы Божией. Ис. 13, 6. Иер. 46, 10. Иоан. 14:18, 23.

б) с целью возвеличения

?) в Ветхом Завете о явлении Христа во плоти. Мал. 3:2, 4:5.

?) в Новом Завете о втором пришествии Христовом.

2) Различные выражения сюда относящиеся:

а) Его «явление». 1Кор. 1, 7; 2Фес. 1, 7; 1Петр. 1:7, 13, 4:13.

б) Его «пришествие». Мф. 24:3. 27. 37. 39; 1Кор. 15, 23; 1Фес. 2:19, 3:13, 4:15, 5:23; 2Фес. 2, 1-9. Иак. 5:7, 8; 2Петр. 1:16, 3:4. 12; 1Иоан. 2, 28.

в) «Явление пришествия» Его. 2Фес. 2, 8; 1Тим. 6, 14; 2Тим. 4:1, 8. Тит. 2, 13.

г) «День Господень». Иоан. 6, 39-54. Рим. 2, 5; 1Кор. 1, 8. Филип. 1:6, 10; 1Фес. 5, 2; 2Фес. 1, 10; 2Тим. 1:12, 18; 2Петр. 2:9, 3: 10, 12; Иуд. 1, 6. Откр. 6, 17.

Христос назван «Грядущим» в отношении к обоим пришествиям. Мф. 21, 9. Лк. 7:19, 20, 19:38. Иоан. 3, 31. Откр. 1:4, 4:8.

3) Несомненно, что Св. Писание имеет в виду личное и действительное грядущее пришествие Христа.

а) Сходное с первым Его явлением в мир.

б) Самое пришествие, его образ и цели равным образом точно указаны. Мф. 16:27, 24:30, 25:31, 26:64. Марк. 8, 38. Лк. 21, 27.

в) Апостолы, все предсказания сюда относящиеся, понимали буквально, как личное пришествие Самого Иисуса Христа. Деян. 1:11, 3:19-21; 1Кор. 4:5, 11:26, 15:23. Евр. 9:28, 10:37.

4) Точный срок пришествия не указан. Мф. 24, 36. Марк. 13, 32. Лк. 12, 40. Деян. 1:6, 7; 1Фес. 5, 1-3; 2Петр. 3:3, 4, 10, Откр. 16, 15.

5) Судия над миром. Судьею будет Иисус Христос, как Посредник и как Богочеловек. Это следует из того, что:

а) Он назван Сыном Человеческим и в то же время Судьею (Мф. 25:31, 32) и «Мужем от Бога предопределенным» судить. Деян. 17, 31.

б) Ему, как Посреднику, надлежит явно пред всем миром совершить дело спасения народа Своего и покорить врагов Своих, явив праведность и славу Свою. 2Фес. 1, 7-10. Откр. 1, 7.

6) Кого Он будет судить?

а) Все человечество. Мертвые возстанут из гробов, а живые мгновенно изменятся. Мф. 25, 31-46; 1Кор. 15:51, 52; 2Кор. 5, 10; 1Фес. 4, 17; 2Фес. 1, 6-10. Откр. 20, 11-15.

б) всех злых ангелов. 2Петр. 2, 4. Иуд. 1, 6. Добрые ангелы при этом суде будут содействовать Ему. Мф. 13:41, 42.

7) Какое значение для верующих имеет учение Св. Писания о втором пришествии Иисуса Христа?

Христиане почерпают утешение в скорбях и укрепляются для новых подвигов веры. Филип. 3, 20. Кол. 3:4, 5. Иак. 5, 7; 1Иоан. 3:2, 3.

Долг христиан бодрствовать в ожидании пришествия Господа. Лк. 12, 35-37; 1Кор. 1:7, 8. Филип. 3, 20; 1Фес. 1:9, 10; 2Тим. 4, 8; 2Петр. 3, 12. Откр. 22, 20.

Неверующие да исполнятся страха и поспешат принести раскаяние. Марк. 13:35, 37; 2Петр. 3:9, 10; Иуд. 1, 14, 15.

IV. Небо и ад.

1) В Новом Завете слово «небо» употребляется в трояком смысле:

а) Верхние слои воздуха, в котором летают птицы. Мф. 8:20, 24:30.

б) Сфера блистающих звезд. Деян. 7, 42. Евр. 11, 12.

в) Сфера бытия Христа, место проявления славы Божией и вечного пребывания святых. Евр. 9, 24; 1Петр. 3, 22. Иногда называется третьим небом. 2Кор. 12, 2. Выражение «новое небо» и «новая земля» в противовес с «первым небом» и «первою землею» относится к необъяснимой перемене, которая по воле Божией произойдет в физической природе земли, очистив ее от греха и сделав ее местом вечного благословения.

2) Выражения для обозначения грядущего благословения святых.

а) выражения точные, буквальные:

Жизнь, вечная жизнь. Мф. 7:14, 19:16, 20, 25:46.

Слава, слава Божия, вечная слава. Рим. 2:7, 10, 5:2; 2Кор. 4, 17.

Мир. Рим. 2, 10.

Спасение, вечное спасение. Евр. 5, 7.

б) выражения образные. Рай. Лк. 24, 43; 2Кор. 12, 4. Откр. 2, 7.

Небесный Иерусалим. Гал. 4, 26. Откр. 3, 12.

Царство Небесное, царство вечное, царство, уготованное от создания мира. Мф. 25, 34; 2Петр. 1, 11; 2Тим. 4, 18.

Вечное наследие. 1Петр. 1, 4. Евр. 9, 15.

Благословенные возсядут с Авраамом, Исааком и Иаковом; в лоне Авраамовом (Лк. 16, 22. Мф. 8, 11); будут царствовать со Христом (2Тим. 2:11, 12); насладятся субботним покоем. Евр. 4:10, 11.

3) Небо, как определенное место. Св. Писание обозначает небо, как определенное место, а также место особых благословений. Иоан. 17, 24; 2Кор. 5, 6-10. Откр. 5, 6.

4) В чем состоит благословение небесное, поскольку оно явлено нам?

а) В совершенном освобождении от греха и всех пагубных его последствий, плотских, нравственных и общественных. Откр. 7:16, 17, 21:4. 27.

б) в усовершении нашей природы. 1Кор. 13:9-12, 15:45-49; 1Иоан. 3, 2.

в) в лицезрении Спасителя нашего, единения с Ним; участии в Его славе и благословениях, а чрез Него – со святыми и ангелами. Иоан. 17, 24; 1Иоан. 1, 3. Откр. 3:21, 21:3-5.

г) в блаженном ведении Божием, состоящем во всевозрастающем познании Его божественной любви. Это «ведение» преображает душу верующего в тот же образ, от славы в славу. Мф. 5, 8; 2Кор. 3, 18.

5) Основные изображения, как буквальные, так и образные, применяемые в Св. Писании к будущему состоянию отверженности.

Как место – оно названо геенною (Мф. 5:22, 29, 30) и местом мучений. Лк. 16, 28. Как понятие страданий оно буквально названо днем «гнева Божия» (Рим. 2, 5) и второй смертью. Откр. 21, 8. Образные выражения: огонь вечный, приготовленный сатане и служителям его. Мф. 25, 41, «где червь не умирает и огонь не угасает». Марк. 9, 48. Озеро, пылающее огнем и серою. Откр. 21, 8. «Кладезь бездны». Откр. 9, 2. Ужасы этого места пребывания нечестивых дополняются еще выражениями: «внешняя тьма», «плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12), «мучение в пламени» (Лк. 16, 24), «огонь неугасимый» (Лк. 3, 17), «печь огненная» (Мф. 13, 42), «мрак тьмы» (Иуда 13), мучение «в огне и сере» (Откр. 14, 10), «дым мучения восходит во веки веков» (Откр. 14, 11).

6) Учение Св. Писания о свойствах и природе грядущих мучений, которые будут состоять:

а) в потере всех благ.

б) со всеми последствиями необузданности греха, оставленности, отчуждения от Бога, и пребывания с погибшими. 2Фес. 1, 9.

в) в страданиях тех неверующих, на которых обрушится гнев Божий. Иоан. 3, 36.

Св. Писание говорит, что страдания эти будут:

а) ужасны по их силе;

б) бесконечны во времени;

в) согласованы с тяжестью вины. Мф. 10, 15. Лк. 12:47, 48.