АГНЕЦ
(LAMB, LAMB OF GOD)
Определение. В скотоводческой культуре, где появилась Библия, существовало множество слов для обозначения ягненка или овцы. К еврейским словам относятся kebes, «ягненок», «агнец однолетний» (Исх. 29:38-39), keseb, «ягненок» (Лев. 3:7), son, «мелкий рогатый скот, овцы и козы, стадо, стада» (1 Цар. 25:2), ayil, «овен» (Быт. 15:9), kar, «баран, стенобитный таран» (Ис. 16:1), seh, «одно животное из стада, овца (или коза)» (Ис. 43:23), taleh, «ягненок-сосунок» (1 Цар. 7:9). Арамейское слово immerin обозначает ягненка как предмет жертвоприношения (Езд. 6:9).
Греческие слова включают в себя amnos, «ягненок» (Ин. 1:29, 36; Деян. 8:32), arēn, «ягненок» в качестве животного для заклания (Лк. 10:3), arnion, «овца, ягненок», обычно уменьшительное от arēn, но не в Новом Завете, а в Книге Откровение — обозначение Христа (Отк. 5:6; 6:1), probaton, «овца, мелкий рогатый скот» (Мф. 12:11; 18:12; Мк. 6:34; 14:27; Ин. 2:14; 10:1-16, 26; Рим. 8:36).
Ветхий Завет. Скотоводство. Овцы или агнцы пасутся (Ис. 5:17; Ос. 4:16), дают шерсть (Иов 31:20; Пр. 27:26) и мясо (2 Цар. 12:1-4), их также приносят в жертву (Лев. 9:3). В рамках скотоводческой культуры метафора, называющая Господа пастырем Своего народа, была продиктована самой жизнью (Пс. 22:1; Ис. 40:11; Иез. 34:12-16); так, люди без руководителей подобны овцам без пастуха (Чис. 27:17; 3 Цар. 22:17; Иез. 34:5).
Пасхальный агнец. Праздник Пасхи отмечался в честь решающей, десятой казни египетской, которая повлекла за собой исход израильтян из Египта и освобождение от рабства. Каждая семья брала из своего стада агнца, однолетнего, мужского пола, без порока, и вечером в четырнадцатый день месяца его закалывали (Исх. 12:1-30). Кровью агнца мазали перекладину и оба косяка дверей. Затем агнца запекали и съедали. В еврейской традиции этот праздник стал очень важным священным днем, и повсюду в Ветхом Завете это отмечено.
Жертвенный агнец. Двух однолетних агнцев (.kebes) закалывали на жертвеннике скинии или храма ежедневно, одного утром и одного вечером (Исх. 29:38-41; Чис. 28:3-8). Овцу или агнца приносили в жертву за грех (Лев. 4:32-35), а также в жертву всесожжения для очищения священника (Лев. 9:3), для очищения матери после родов (Лев. 12:6-7), для очищения святилища и народа (2 Пар. 29:21) и вернувшихся из плена (Езд. 8:35). В дополнение к ведущей роли жертвенного агнца в пасхальной трапезе от семи до четырнадцати агнцев приносились в жертву всесожжения во время праздника труб (Чис. 29:2), в день искупления (Чис. 29:8) и в каждый день праздника кущей (Чис. 29:13).
Раб, Который страдал добровольно / Агнец. Текст про обезображенного и страдающего Раба в Ис. 52:13 - 53:12 обычно понимают как мессианское пророчество. Раб будет низкого происхождения, будет презираем и отвергнут, изведает скорби и болезни, с Ним будут обращаться, как с прокаженным, а Он примет на Себя наши немощи и болезни, понесет наши грехи и беззакония и претерпит наказание, заслуженное нами. В высшей точке Своего самоотверженного служения и мук, принятых за грехи многих, Раб сравнивается с агнцем, ведомым на заклание, но безгласным (Ис. 53:7).
Новый Завет. Евангелия. Четвертое евангелие, по-видимому, можно считать обобщением ветхозаветной типологии. Иоанн Креститель указывает своим ученикам на Иисуса и свидетельствует: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29, 36). К этому определению евангелист присовокупляет еще такие названия, как «Сын Божий» (Ин. 1:34, 49), «Мессия» (Ин. 1:41), «Царь Израилев» (Ин. 1:49) и «Сын Человеческий» (Ин. 1:51). Иисус, Агнец Божий, входит во двор храма во время праздника Пасхи (Ин. 2:13, 23), делает бич из веревок, выгоняет из храма овец и волов, рассыпает деньги меновщиков и объявляет: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19). Он говорил о храме Тела Своего (Ин. 2:21), но никто этого не понял до Его воскресения (Ин. 2:22). В Евангелии от Иоанна распространен мотив 1раздника Пасхи (Ин. 2:13, 23; 6:4; 11:55; 12:1; 13:1; 18:28, 39; 19:14, 31, 42), там же встречаем многочисленные указания на рославление Иисуса в Его крестной смерти (Ин. 3:14-15, 16-17; 8:28; 12:23, 32; 3:31; 17:1, 5). Образ страдающего Раба/Агнца из Ис. 53:7 находит свое завершение в эпизоде омовения Иисусом ног учением (Ин. 13:1-17). Как в Мк. 14:12, а также Лк. 22:7, взятие Иисуса под стражу, суд распятие ассоциированы с обрядом заклания пасхального агнца. Книга Деяний и послания. Принятое ранней церковью толкование Ис. 53:7-8 Лука приводит в рассказе о проповеди Филиппа иопскому царедворцу (Деян. 8:26-40). агнец, что «веден был... на заклание», является богословским средоточием благовестия о Иисусе (Деян. 8:35). По-видимому, га метафора была менее значима для урбанизированной нееврейской аудитории Павла, так как слова «Пасха наша, Христос» встречаются у него только однажды, в Кор. 5:7. Однако Христос, распятый Сын Божий, остается средоточием благовестил у Павла тоже. Хотя термин Агнец в Послании к евреям не употреблен ни разу, в тексте подтверждается, что Иисус Христос был обетованной Божией жертвой, предназначенной умереть однажды для уничтожения греха (Евр. 7:27; 9:26-28; 10:1-18). Те, кто верует, искуплены «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Пет. 1:19; ср. Мк. 10:45).
Откровение. Христология Агнца Божиего достигает своего апогея в последней книге канона, где слово arnion появляется в греческом тексте двадцать девять раз. В небесном видении главы Отк. 4 хор из двадцати четырех старцев и четырех исполненных очей животных прославляет «Господа Бога», Сидящего на престоле, достойного «приять славу» (Отк. 4:11). Бог держит запечатанную книгу — Священное "Писание о Его воле и Его завете — в Своей (деснице. Для открытия обетованного наследия Тот, Кто заключал завет, должен умереть. На протяжении веков люди, полные Иоанну, ожидали, что появится божественный победоносный воитель — «лев от колена Иудина» (Отк. 5:5), преодолевающий силы зла. Однако победа Бога приходит благодаря Его Сыну, Сыну Давидову, Который выглядит, как Агнец (Отк. 5:6). Агнец, «как-бы закланный» (Отк. 5:6, 9, 12; 13:8), находится в центре престола. Он один достоин раскрыть книгу. Как только Он берет книгу, молитвы святых исполняются (Отк. 5:8) и все небо и вся земля возносят хвалу: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Отк. 5:12). Итак, Иисус, Агнец Божий — это «Господь господствующих и Царь царей» (Отк. 17:14).
Мелвин Г. Шумейкер
См. также: ИСКУПЛЕНИЕ: ВОССОЕДИНЕНИЕ С БОГОМ; ИСАИЯ: БОГОСЛОВИЕ КНИГИ; ИИСУС ХРИСТОС; ПРИНОШЕНИЯ И ЖЕРТВЫ.
Литература: C.K.Barrett, ATS(1955): 210-18; G. R. Beasley-Murray, John; R.E.Brown, The Gospel According to John (1-12); G.L.Carey, Туп Bui 32 (1981): 97-122; J.D.Charles, JETS 34/4 (1991): 461-73; G.Florovsky, SJT 4 (1951): 13-28; N.Hllyer, EvQ 39 (1967): 228-36; J. Jeremias, TDNT, 1:185-86, 338-41; 5:896-904; I.H.Marshall, Dictionary of Jesus and the Gospels, pp. 132-34; H.Preisker and S.Schulz, TDNT, 6:689-92; M.G. Reddish, JSNT 33 (1988): 85-95; D.B.Sandy, JETS 34/4 (1991): 447-60; W.C.van Unnik, Melanges Biblicqu es en Hommage, pp. 445-61; S.Virgulin, Scr 13 (1961): 74-80.