АМОС
БОГОСЛОВИЕ КНИГИ
(AMOS, THEOLOGY OF)
Подобно всем библейским пророкам, Амос возвещал народу пророчества Яхве, Бога Израилева, в совершенно конкретных обстоятельствах. Чтобы понять богословские аспекты книги, которая носит имя пророка Амоса, нам необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с этими обстоятельствами.
Первоначальными слушателями пророчеств Амоса были жители Северного Израильского Царства, и происходило это примерно в 760 г. до Р.Х. То, что Яхве для обращения к ним призвал к пророческому служению Амоса, само по себе довольно примечательно, поскольку Амос не был ни профессиональным религиозным деятелем, ни даже северянином, а был простым иудейским крестьянином из Фекои (Ам. 1:1; 7:14-15). Означает же это (для любого, кто только настроится это воспринять), что Яхве — не тот бог, которого смущали бы принятые у людей условности при выборе человека для решения конкретной задачи, даже если кандидатура могла показаться недостаточно квалифицированной. А текущая задача заключалась в том, чтобы пастух с юга отправился в чужую, по сути дела, страну и обратился с суровыми речами к народу, жившему в относительном благополучии.
Израиль при правлении Иеровоама II (793 — 753 г. до P. X.) вознесся к вершинам могущества и процветания, неизвестных со времен Давида и Соломона. Многих охватило ощущение благополучия, порождавшее оптимизм при взгляде в будущее. Хотя армия была сильна и страна много производила, тем не менее углублялось состояние общественного, нравственного и духовного разложения. Возник вопиющий контраст между привилегированными и бесправными слоями общества, между богатством и нищетой. Судьи продавались за взятки. Религия свелась к рьяному соблюдению внешней обрядности в беспринципном поклонении одновременно и Яхве, и разнообразным языческим богам. Тот факт, что в этой ситуации Яхве пришлось прибегнуть к посредничеству Амоса, звучит убийственным обвинением в адрес как религиозных, так и светских наставников Израиля, лишенных необходимой этической основы. Приметное исключение составлял лишь Осия, который своим обличением духовного отступничества Израиля дополнял сделанные Амосом разоблачения социального и нравственного состояния общества.
Яхве. Любое обсуждение богословских аспектов книги Амоса должно начинаться с изображенного в ней портрета Яхве. Из книги можно довольно много узнать о Его характере и делах. Три наиболее примечательные черты этого портрета Яхве — верховная власть, справедливость и благодать.
На протяжении всей книги в высказываниях, содержащих необычайно много форм первого лица единственного числа, Яхве свидетельствует о Своей власти, неоднократно настаивая, что Он — начало всех вещей. События — как прошлые (Ам. 2:9-11; 4:6-11; 9:7), так и будущие (Ам. 1:4-5; 2:13-16; 5:27; 6:14; 9:11-15) — являются результатом не игры случайных сил, но промысла Яхве. Более того, Он предвещает о Своих делах заблаговременно (Ам. 3:6-8).
В пророчествах Амоса присутствуют две основные сферы, власть над которыми провозглашает Яхве: природа и человечество. В ряде мест владычество Яхве над природой доказывается Его ролью Творца (Ам. 4:13; 5:8), а также обузданием устрашающих природных стихий для использования в Своих целях (Ам. 4:6-11; 5:8-9; 7:1-6; 8:7-14; 9:5-6). В этих и других местах (Ам. 1:2; 3:8) раскрывается великая власть и грозное могущество Бога, с Которым Израиль должен соблюдать завет.
Яхве также свидетельствует о Своей верховной власти над народами. Как и следовало ожидать, Амос показывает, что Яхве — владыка над Израилем. Именно Он избрал народ Израиля для особых отношений, выраженных заветом; Он избавил Израиль от рабства в Египте и провел через все бедствия к земле обетованной, которую Он отнял у аморреев (Ам. 2:9-10; 3:1-2; ср. Быт. 15:12-16). Теперь же Яхве объявляет, что Он покарает и рассеет нынешний народ завета, который не сохранил Ему верность (Ам. 2:13; 3:14; 5:26-27). В конце же концов Яхве восстановит Израиль (Ам. 9:11-15).
Однако, как утверждает Амос, Яхве правит не только делами Израиля, Он также управляет судьбами других народов (Ам. 9:7), избирает их для исполнения Своей воли (Ам. 6:14) и судит их в соответствии с законами, которые для них установил (Ам. 1:3 - 2:3).
Еще одна существенная черта данного Амосом портрета Яхве — это Его справедливость. Справедливость Яхве есть результат Его святости и праведности — качеств, которые выражают самую Его сущность и которые Он ожидает встретить в тех, кто называет Его своим Богом (Исх. 19:5-6; Лев. 11:44-45; 20:7; Ам. 5:14-15, 24). Как уже указывалось, основа, на которой Яхве строит Свои отношения с Израилем, — это Его завет с ним. В завете Бог выразил Свои ожидания — то, каким образом израильтяне должны относиться к Нему и друг к другу. Эти отношения должны характеризоваться такой любовью, которая проявляет себя в верности и послушании Богу (Вт. 6:4-14; Ам. 5:4-6), а также в справедливости и сочувствии по отношению к ближним (Лев. 19:9-18; Ам. 5:15, 24). Яхве также разъясняет (с помощью терминологии, напоминающей древние договоры между метрополиями и зависимыми государствами) последствия, ожидающие Израиль в случае соблюдения им верности завету (благословение) и в случае нарушения обязательств (осуждение) — Лев. 26:3-39; Вт. 28:1-68; 29:22-28. Яхве благословляет в соответствии с обетованиями завета (Вт. 30:1-10; Ам. 9:11-15) и вершит суд, причем не так, как злобное божество, время от времени по своему произволу обрушивающее на людей мстительные наказания, но как Бог, осуществляющий предусмотренные заветом санкции — проклятия завета (Ам. 7:1-9). Это становится очевидным вследствие ссылок на голод и неурожай (Ам. 4:6; 8:11-12; ср. Лев. 26:26; Вт. 28:48, 51-57), засуху и жажду (Ам. 4:7-8; 8:13-14; ср. Лев. 26:19-20; Вт. 28:22-24, 48), мора и болезней (Ам. 4:9-10; ср. Лев. 26:16, 25; Вт. 28:21-22, 27, 35, 38-40, 42, 59-61), разорения (Ам. 4:11; ср. Вт. 29:22-23), военных поражений и разрухи (Ам. 2:14-16; 3:11, 14-15; 4:10; 5:3; 6:11, 14; 7:9, 17; 8:3; 9:1, 8, 10; ср. Лев. 26:17, 25, 30-33; Вт. 28:25, 48-57), изгнания (Ам. 4:2-3; 5:5, 27; 6:7; 7:11, 17; 9:4; ср. Лев. 26:33-39; Вт. 28:36-37, 41, 63-68).
Справедливость Яхве с не меньшей очевидностью проявляется в Его отношении к другим народам. От них ожидается, что они будут вести себя в соответствии с основными этическими и моральными принципами, входящими как составная часть во всеобщее откровение. Эти принципы запечатлены в сознании даже тех людей, которые не смогли ознакомиться с законами Израиля (Пс. 18:1-5; Деян. 14:17; 17:24-28; Рим. 1:18-32; 2:14-15). Если народ не в состоянии соответствовать таким основополагающим принципам, то, по мнению Яхве, этот народ должен подвергнуться справедливому наказанию (Ам. 1:3 - 2:3).
В книге Амоса содержатся также ясные указания на благодать Яхве, то есть на Его любовь и милосердие, которые Он щедро расточает людям независимо от их достоинств. Эта благодать в первую очередь видна в избранничестве Израиля (Ам. 3:2; ср. Исх. 19:3-8). Яхве неоднократно объясняет Своему народу, что привилегии дарованы ему не за многочисленность или праведность, поскольку ни тем, ни другим израильтяне не отличаются. Он избрал их и дал им обетованную землю по Своей любви к ним во исполнение данной патриархам клятвы и из-за того, что воспылал гневом к прежним нечестивым обитателям этой земли (Вт. 7:6-9; 9:4-6). На протяжении истории Израиля Он проявлял любовную заботу о Своем народе, совершая чудеса и другие дела, доказывающие Его могущество. Но израильтяне отвечали неверностью и отвергали тех, кого Он посылал, чтобы вернуть заблудших (Ам. 2:6-12; 7:12-16). Он пробовал вывести их из духовной летаргии и привести к раскаянию, насылая те бедствия, которые оговаривались в завете, — но безуспешно (Ам. 4:6-11). И все же Он не прекращал Своих призывов обратиться к Нему и жить, как должно (Ам. 5:4-6, 14-15, 24). Хотя в сложившейся ситуации Он уже не может щадить людей (Ам. 7:1-8; 8:1-2), Он все еще говорит о выживании части народа (Ам. 5:15; 9:8-10). Он также провидит сквозь мрак подступающих бедствий те времена, когда Он восстановит землю и поселит на ней оставшихся в живых (Ам. 9:11-15). Благодать Яхве проявляется не только в Его благословениях, но и в Его суде.
Израиль. В центре пророчеств Амоса находится, конечно, народ Израиля. Как уже говорилось, Амос подчеркивает факт избранничества Израиля. Но пророк далее заявляет, что сопутствующие избранным привилегии подразумевают и более высокую степень ответственности перед Богом, с Которым у Израиля установлен завет. Законы, по которым судят Израиль, более строги, чем законы для других народов. Следовательно, Израиль подвержен особому суду (Ам. 3:2) — и все же, парадоксальным образом, на этом суде уподоблен другим народам (Ам. 1:3 - 2:16; 9:7-8).
Основание для суда над Израилем — его неверность по отношению к Яхве. Это отступничество выражается множеством способов, но в подоплеке каждого из них лежит тот факт, что избранный народ не соответствует ожиданиям Яхве (Ам. 7:7-8). Вместо того чтобы соблюдать принципы равенства и братства, характерные для большинства установлений Пятикнижия (Исх. 23:9; Лев. 19:15; 25:35-43; Вт. 17:18-20; 24:14-18), израильское общество разбивается на классы, расслаивается по экономическим и политическим критериям (Ам. 2:6-8; 3:9-10, 15; 4:1; 5:11-12; 6:1, 4-7, 11; 7:1; 8:4-6). Несмотря на детальные установления завета о необходимости заботиться о бедных и бесправных (Исх. 22:22-27; 23:10-11; Лев. 19:9-10; 25:35-55; Вт. 10:17-19; 15:7-15; 24:19-22), израильтяне, имеющие власть и богатство, угнетают остальных, еще больше обогащаясь за счет этих несчастных (Ам. 2:6-8; 3:9-10; 4:1; 5:11-12; 8:4, 6). Наперекор настояниям Яхве о том, что правосудие должно отправляться в атмосфере честности, непредвзятости и нелицеприятия (Исх. 23:1-3, 6-8; Вт. 10:17-18; 19:15-19; 25:1-3), израильский суд допускает ложь, недобросовестность, и приговоры его благоприятны для тех, у кого больше средств, чтобы платить (Ам. 2:6-8; 5:7, 10-12; 6:12; 8:6). В нарушение недвусмысленных указаний вести дела честно (Лев. 19:35-36; Вт. 25:13-16) жадные торговцы обманывают покупателей, продавая им низкосортные товары по завышенным ценам (Ам. 8:4-6).
Эта литания о жадности и коррупции становится еще горше оттого, что описывает народ, который славится — и гордится — своей набожностью (Ам. 4:4-5; 5:21-23; 8:10). Более того, израильтяне имеют дерзость заявлять, что Бог с ними (Ам. 5:14). Вне всяких сомнений, те, кто имеет доступ к власти и национальным богатствам, трактуют это как свидетельство благословения и благорасположения Яхве, которые, по их мнению, будут нескончаемы (Ам. 9:10). Амос гневно осуждает проповедников этого извращенного евангелия процветания, их ограниченное самодовольство, ложное ощущение благополучия и непомерную гордость (Ам. 6:1-14; 8:7). Эти люди живут вовсе не в сиянии неизменно благосклонной улыбки Яхве, как они полагают, а, напротив, находятся в полосе затишья перед бурей Божьего суда (Ам. 2:13-16; 6:11; 7:7-9; 8:1-2). Здесь, очевидно, речь идет о том, что многие с горящим взором рассуждают о дне Яхве (Ам. 5:18), о дне, когда мессианское царство (в котором они рассчитывают занять высокое положение) вытеснит существующий порядок (Ам. 5:18-20; 9:8-15). Однако религия, с помощью которой они надеются обеспечить себе местечко в грядущем царстве, есть религия откровенно ложная, характеризующаяся большим количеством обрядов и ритуалов, предназначенных для того, чтобы умилостивить божество и манипулировать им. Она не оказывает должного влияния на повседневное поведение своих приверженцев (Ам. 8:4-6). Под поверхностью скрывается отнюдь не то чистое поклонение Яхве, которое предусматривалось Пятикнижием с его преданностью исключительно Богу Израиля и централизованным культом (Исх. 20:2-6; Вт. 5:6-10; 6:4-5; 12:1 - 13:18). Этой религии свойственно скорее многобожие и уязвимость пред лицом вторжения языческих богов с их ритуалами, нередко аморальными (Ам. 2:7-8; 3:14; 4:4; 5:5, 26; 7:9; 8:14). Религия такого рода для Яхве отвратительна и побуждает Его разразиться праведным гневом (Ам. 5:21-24).
Судьба Израиля предрешена (Ам. 3:11; 5:27; 8:1-3), потому что он неоднократно упускал возможность примириться с Богом завета (Ам. 4:6-11; 5:4-6, 14-15, 24). Больше уже ничего нельзя сказать или сделать, разве что предупредить народ Израиля, чтобы он готовился встретить Бога, идущего вершить суд (Ам. 4:12).
Народы. Хотя в центре пророчеств Амоса находится Израиль, в них также содержатся немаловажные упоминания о соседних народах. В этом Амос похож на других пророков, в чьих речах тоже встречались предсказания о судьбах других народов (ср. Ис. 13 - 23; Иер. 46 - 51; Иез. 25 - 32; Соф. 2:4-15). В большинстве этих предсказаний говорится о Божьем суде. Все они основаны на представлении, что власть Яхве простирается за пределы Израиля, что Он вершит судьбы народов в других странах и что те несут перед Богом ответственность за свои действия.
Ответственность других народов перед Яхве, по-видимому, основывается на отношениях, выраженных заветом, подобным завету Яхве с народом Израиля. Это естественным образом следует из представления о власти Яхве над другими народами, у которых, как и у Израиля, само их возникновение, перемещения и судьба находятся в ведении Яхве (Ам. 1:3 - 2:5; 2:9-10; 4:10-11; 6:14; 9:7, 11-12).
С другой стороны, легко заметить, что представителей народов, удостоенных особого внимания Амоса в 1-й и 2-й главах книги, можно рассматривать в качестве подданных Яхве. Занимаемые ими территории первоначально находились в пределах той земли, которую Яхве обещал отдать потомкам Авраама (Быт. 15:18). Впоследствии эти территории находились под властью Давида (2 Цар. 8:1-14) и Соломона (3 Цар. 4:21, 24), а в конечном счете они будут включены в состав мессианского царства, предсказанного пророками. Более того, Едом (Быт. 25:21-26; 36:1, 8), Аммон и Моав (Быт. 19:36-38) имели с Израилем общего предка. Таким образом, все перечисленные выше племена могут считаться родственными друг другу и связанными с Яхве отношениями завета.
Все эти народы тем или иным способом постоянно проявляли свою неверность по отношению к Яхве. Словами «не пощажу» (Ам. 1:3,6,9, 11,13; 2:1, 4, 6) Он объявляет о намерении не умерять гром Своего гнева против каждого народа, нарушившего завет (Ам. 1:2), либо о решении не вступать в прежние отношения с таким народом, не принимать его более в качестве добросовестного участника завета. В любом случае, эти народы ждет судьба, на которую и должно рассчитывать любое зависимое государство, восставшее против своей метрополии, — жестокие карательные меры, в том числе уничтожение главных городов.
Целью пророчеств Амоса, касающихся тех земель, которые в VIII в. до Р.Х. находились вне пределов Израильского царства, было не только предупреждение о неотвратимом возмездии нарушителям завета. По сути дела, эти пророчества так и не были услышаны теми, кто в них фигурировал; исключение составили лишь жители Иудеи, да и то с некоторым запозданием. Первоначально пророчества предназначались для жителей Израиля (Ам. 1:1). Когда Амос торжественно объявлял об уничтожении ближайших противников Израиля, он, несомненно, добивался сочувственного внимания народа, к которому был послан, чтобы передать слова Яхве. Люди ждали, что, когда пророк, наконец, заговорит о собственном народе, речь пойдет об оправдании и спасении. Но когда Амос начинает обличать израильтян так же, как он обличал соседние народы, становится ясно, что его намерением с самого начала было подвергнуть Израиль огню всесторонней критики (Ам. 1:4, 7, 10, 12, 14; 2:2, 5). Израиль теперь стоит особняком — как последняя жертва гнева Яхве. Терпение Бога по отношению к Израилю, как и по отношению к другим народам, истощилось (Ам. 2:6-13).
Суд. Из книги Амоса можно почерпнуть некоторые важные представления о суде Божьем. Яхве посылает кары как Израилю, так и соседним народам за умышленные и неоднократные нарушения завета. При этом Он действует не с суровой непреклонностью, но перемежает Свой гнев благодатью в надежде, что нарушители договора опомнятся и смогут избежать окончательного уничтожения. Обращаясь к богословским аспектам пророчеств Амоса о суде Божьем, следует подчеркнуть три дополнительных обстоятельства.
Во-первых, нередко Яхве производит суд по принципу «око за око». Это именно возмездие или нечто в этом роде. И потому те, кто угнетает других и обогащается за счет беспомощных, не смогут насладиться плодами своего коварства (Ам. 5:11-12). Грабители и насильники сами будут ограблены (Ам. 3:10-11). Сильные, которые полагаются на свое физическое превосходство и похваляются военными подвигами, будут побеждены другими, более могучими (Ам. 2:14-16; 6:13-14). Первые люди в израильском обществе, самодовольные и благодушные, станут первыми, кто отправится в плен (Ам. 6:1, 7). Люди, отвергавшие пророков Яхве, будут испытывать жажду услышать слово Господне, будут скитаться и искать это слово повсюду, но безуспешно (Ам. 2:12; 7:12-16; 8:11-12). Те, кто поклоняется богам других народов, будут рассеяны среди этих народов (Ам. 5:26-27).
Во-вторых, суд Яхве становится всеобъемлющим и безжалостным, если не умеряется Его милосердием (Ам. 1:2; 5:16-17; 6:14). Его суд почувствуют по всей земле. Никто не сможет скрыться от не знающего устали «грома небесного» (Ам. 9:1-4). Ко времени, когда ярость Яхве будет утолена, в живых от народа останется ужасающе мало (Ам. 3:12).
В-третьих, суд Яхве и эсхатологический день Яхве — события взаимосвязанные. Израильтяне во времена Амоса предвидели этот день (Ам. 5:18), ожидая, вероятно, что нееврейские народы будут рассеяны, а Израиль будет возведен на первое место среди народов благодаря своим особым отношениям с Яхве. Но Амос осаживает их, предупреждая: Яхве намерен свести счеты не только с остальными народами, но и с Израилем (Ам. 2:13-16; 5:18-20; 8:1-3, 9-14). Отождествляя близящийся суд над Израилем с днем Яхве, Амос пытается рассеять ложные представления и провозглашает, что в этот день состоится решающая встреча народа с Богом.
Надежда и возрождение. Пророчества Амоса в основном мрачные, но не все они таковы. Даже в некоторых грозных предупреждениях Яхве о ждущих Израиль карах можно уловить проблески надежды, связанной с тем, что часть народа уцелеет (Ам. 3:12; 5:3, 15; 9:8-10). Этими местами готовится почва для последних пяти стихов книги, которые настолько отличаются своим тоном и открывающейся в них перспективой, что большинство специалистов по Библии склонны считать их более поздней вставкой. Стихи Ам. 9:11-15 абсолютно позитивны по интонации и не содержат даже намека на суд. Перспектива, по-видимому, относится к временам, следующим за изгнанием из Иудеи: здесь встречаются указания на возвращение из плена (Ам. 9:14; ср. Вт. 30:1-3; Иер. 30:3), восстановление разрушенного (Ам. 9:11, 14), захват остатка Едома (Ам. 9:12). Хотя такие обещания, где речь идет о покорении Едома и других народов, действительно следует рассматривать в контексте давней мечты Израиля о восстановлении царства Давида (Ам. 9:11; ср. Ис. 9:1-7; 11:10-16), акцент на предположительно наказанном остатке Едома в
Aм. 9:12 наводит на большое количество библейских мотивов осуждения потомков Исава за их охотное объединение с вавилонскими завоевателями Иудеи в 586 г. до Р.Х. (Пс. 136:7; Пл.И. 4:21-22; Иез. 25:12-14; Авд. 1:5-21). Независимо от того, принадлежит этот последний отрывок из книги Амоса данному пророку или нет, оснований сомневаться, что он по праву занимает свое место во вдохновенном каноне Писания, у верующих не больше, чем в случае любой другой из библейских книг, для которой вопрос об авторстве остается открытым.
Слова, которыми начинается упомянутый отрывок: «в тот день» (Ам. 9:11), — связывают события, перечисленные в идущем следом предсказании спасения, с эсхатологическим днем Яхве. Описывается позитивная сторона этого дня, но он может так никогда и не взойти над упрямыми израильтянами, к которым обращается Амос. Это будет день счастья или день плача — в зависимости от личных отношений каждого с Яхве (ср. Иоиль 3:12-21; Авд. 1:15-21; Зах. 12:1-9; 14:1-21; Мал. 4:1-6).
В изложении Амоса две основные темы увязываются с основаниями вечного царства Яхве. Одна из них, упомянутая в первую очередь, — возвращение к золотому веку истории Израиля, времени правления царя Давида (Ам. 9:11-12). В стихе 11, по-видимому, косвенно подразумевается то, о чем другие пророки говорят прямо, а именно, что Яхве восстановит объединенное царство, в котором будет править эсхатологический Давид (ср. Ис. 11:10-14; Иер. 33:23-26; Иез. 37:15-28; Ос. 1:11; 3:4-5). В стихе 12 мы читаем о возврате территорий, которые некогда входили в империю Давида. То есть Яхве возобновит Свои отношения с народами, которые во дни Давида присоединялись к Его завету с Израилем. То, что в контексте этого завета выглядит как проповедь империализма, в контексте Нового Завета прозвучит как становление Вселенской Церкви Христовой (Деян. 15:15-17).
Второй основной темой отрывка является отмена проклятий завета (Ам. 9:13-15). Эти сцены разыгрываются на земле, которую Яхве первоначально отдал патриархам и их потомкам (Быт. 13:14-17; 26:2-3; 28:10-13), но которую Израиль утратил из-за своей неверности Богу (Лев. 18:24-28; 26:27-39; 4 Цар. 17:3-23; 21:1-16; 23:26-27; 24:1-4; 2 Пар. 36:11-21). Пророк предвидит время беспрецедентного нового расцвета.
Вернувшиеся после изгнания прочно осядут на земле, будут отстраивать здания и наслаждаться ее райским изобилием. Это обновленное существование описывается в выражениях, предполагающих воссоздание Едема и новое творение (ср. Ис. 65:17-25; Иез. 47:1-12; Иоиль 3:18). Становится понятно, что намеченное возрождение Израиля после изгнания представляет собой первый этап в установлении Его вечного царства, подобно тому как близящееся проявление гнева Яхве связано с Его последним судным днем. Таким образом, книга, предсказания которой по большей части характеризуются мрачностью, завершается выражением надежды, созвучной надеждам верующих всех веков.
Роберт Дж. В. Гиберт
Литература: M.L.Barre, JBL 105 (1986): 611-31; R.Clements, When Gods Patience Runs Out: the Truth of Amos for Today, P.C. Craigie, The Twelve Prophets, R. S. Cripps, A Critical and Exegetical Commentary on the Book of Amos; E. Hammershaimb, The Book of Amos: A Commentary; J. H. Hayes, Amos, the Eighth-Century Prophet: His Times and Preaching; P. J. King, Amos, Hosea, Micah — An Archaelogical Commentary; J.Marsh, Amos and Micah: Introduction and Commentary; J.L.Mays, Amos; J.A.Motyer, The Message of Amos; D.Stuart, Hosea — Jonah; J.A.Ward, Amos, Hosea; H.W.Wolff, Joel and Amos.